город Саратов, проспект Столыпина (Кирова), д.1

- это историческое здание, известное под названием «Здание Музыкального училища Саратовского отд. ИРМО — Саратовская государ», построенное в стиле - Неоготика в 1902 году, архитектор(ы) - Александр Ягн. Сегодня это - четырехэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как образовательное учреждение.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Столыпина (Кирова), 1

«Здание Музыкального училища Саратовского отд. ИРМО — Саратовская государ»

  • Почтовый индекс - 410012 .
  • Тип здания - образовательное учреждение,
  • Этажность - 4 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Неоготика ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1902 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Александр Ягн

Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова (СГК) — высшее музыкальное учебное заведение в Саратове, третья по счёту консерватория в России. Одно из ведущих музыкальных ВУЗов России и мира. Основана в 1912 году на базе музыкального училища.

Основана как Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория и названа в честь наследника престола — цесаревича Алексея.

Псевдоготическое здание консерватории было возведено в 1902 году на участке, выделенном на углу Немецкой и Никольской улиц хлопотами княгини Мещерской, по проекту городского архитектора Александра Ягна (1848-1922) для размещения музыкального училища.

После того как И.Ю. Славин убедил Русское музыкальное общество открыть третью в стране консерваторию именно в Саратове (а не в Воронеже), здание было основательно реконструировано С.А. Каллистратовым. В перестроенном виде оно стало одной из доминант центра города и его визитной карточкой.

После национализации в 1918 году консерватория получила название государственной. В 1935 г. ей было присвоено имя Леонида Собинова.

Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы «Зауэр».



В центре Саратова, на проспекте Кирова, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных обра зов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, чет кий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это - Государственная консерватория имени Л. В. Со бинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного от деления Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и была в то время третьим высшим музыкальным за ведением страны.

Открытие в Саратове консерватории было закономерно. Столица Поволжья к тому времени обладала для этого необхо димыми средствами, давними музыкальными традициями, пре красными музыкальными силами. У начала консерватории сто ял знаменитый русский композитор С. В. Рахманинов. В ее Большом (ныне Октябрьском) зале звучали голоса великих певцов Л. В. Собинова и Ф. И. Шаляпина.

Здесь же, на заседании Саратовского Совета 26 октября 1917 года, была провозглашена Советская власть.

Какова же история создания этого здания, ставшего своего рода архитектурным символом города? Построенное в 1902 го ду по проекту петербургского архитектора А. Ю. Янга, здание предназначалось для музыкального училища. Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором, что никак не устраивало ни Саратовское отделение ИРМО, ни городскую думу. Наконец появилась воз можность улучшить внешний вид здания. И городская дума объявляет конкурс. В соревнование включаются лучшие архи тектурные силы города (а они были значительные). Победите лем был признан С. А. Каллистратов, успешно работавший до этого в Новороссийске. Надо отдать должное думе - решительность и вкус, проявленные ею в присуждении первого места, бы ли сродни смелости и таланту предложенного проекта. И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики.

Обращение автора к, казалось бы, такому далекому арсеналу архитектурно-художественных средств было не слу чайно. С. А. Каллистратов получил образование в Швей царии, где сильны культурные традиции Южной Германии. Очевидно, и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположен ные рядом католический собор (на Немещюй ул., ныне пр. Ки рова, здание кинотеатра «Пионер»), и лютеранскую церковь (на Никольской ул., ныне ул. Радищева, на этом месте построен новый корпус сельскохозяйственного института). Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле.

Таким образом, по замыслу архитектора здание внешне решалось как средневековый готический замок. Плотной, разно высокой группой были устремлены в небо башни, увенчанные острохарактерными шатрами кровли. Вертикальность компози ции усиливалась от коньковых решеток, шпилей и флюгеров на них. На башнях и на стенах между ними, по законам средне­вековой культуры таких сооружений, размещены живописные группы окон, красивые и различные по виду и рисунку эркеры. Интересно отметить, что балконы, имевшиеся уже на здании, органично вошли в новую композицию без изменения. Новый вид «удревнил» фасады консерватории.

Архитектор умело, точно рассчитал масштаб целого в здании и его частях, безошибочно нашел соотношение его с пространством и застройкой Новособорной (ныне им. Чернышевского) площади.

Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых фасадах художе ственная культура была представлена очень широко и свобод но. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные ок на, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), ви ноградных гроздьев (символ преуспеяния края) - все это со­общало зданию историческую перспективу и обращенность к ев ропейской культуре.

Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памят ник истории и культуры.

Описание проспекта Столыпина (Кирова)

Проспект Кирова (до 1917 Немецкая улица, в 1883 фактически улица Скобелева, с 1917 по 1935 Улица Республики) — одна из центральных улиц Саратова. Проходит от улицы Радищева до улицы Чапаева.

Проспект Кирова является центральной улицей города, в XIX веке его называли «Невским проспектом» Саратова. С момента закрытия движения транспорта и организации одной из первы ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пер. Мирный 6,  ул. Советская 65 Г,  ул. Советская 65,  пер. Мирный 17,  пл. Кирова 1,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Саратов, пр-кт. Столыпина (Кирова), 1

Картинка скодом