2, 32, 34, 42А, 44, 46, 49, 65, 65 А, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 81 (1-4 подъезды), 81 (5 подъезд), 83,
ТРАНСПОРТНЫЕ улица и переулок
Транспортная улица проходит по границе двух районов: ее западная сторона относится к Коминтерновскому, восточная – к Центральному району.
Наиболее старая часть улицы – южная, проходящая мимо Бринкманского сада, – образовалась в середине XIX столетия. Застраивалась во второй половине XIX – начале XX века. В 1917 году вошла в состав Привокзального поселка. В советское время получила дальнейшее продолжение в северном направлении.
Документы начала XX века приводят прежнее название улицы в различных вариантах: Волконская, Волхонская, Волохонская, Волохоновская. Оказалось, что наиболее правильное, исконное название – Волконская. Оно связано с известной княжеской фамилией Волконских. А указанное на плане 1910 года наименование «Большая Валфоновская» следует считать ошибкой, опиской.
«Бывший вице-губернаторский дом, называемый Волконским», показан на архивных чертежах 1837 года: усадьба (главное здание и службы) находилась там, где ныне дома № 5 и 5-а по проспекту Революции. А рядом с этой усадьбой начиналась дорога, выводившая за город в северном направлении и пролегавшая как раз по линии современной Транспортной. Путь оставался прежним и в начале следующего десятилетия (судя по плану Воронежа 1842 года). Однако при дальнейшей реконструкции города начало дороги было ликвидировано: на плане 1851–1852 годов здесь уже показан ипподром («Рысистый Бег»), а в 1867 году место ипподрома перерезала земляная выемка с железнодорожными путями. Уцелевшая же часть старой дороги стала улицей и сохранила название «Волконская».
Кто же такой Волконский? Ответ дают документы XVIII века. В 1784 году «губернский стряпчий уголовных дел», надворный советник князь Андрей Александрович Волконский (ок.1750–1813) был назначен на должность советника Воронежского наместнического правления. В этом году он уже имел дом на главной улице города. Последующая история «Волконского дома» богата многими именами и событиями, здание многократно переходило из одних рук в другие. В 1800-е годы оно было куплено в казну, и в нем некоторое время жили вице-губернаторы. Позже дом превратили в жандармскую казарму. Затем в 1840-е годы его перестроили в нынешний дом № 5, более всего известный как «казарма Арнольди» (см. статью о пр. Революции).
В 1923 году Привокзальный волисполком переименовал улицу «Волохоновскую» в Транспортную. Это название ассоциировалось с железнодорожным транспортом (здесь, в Привокзальном поселке, жили рабочие и служащие железной дороги) и с относительно оживленным движением гужевого транспорта по улице. Прошло около десяти лет – и улица вновь сменила название: ей присвоили имя Евгения Ивановича Рябинина (1892–1938), руководителя области. Рябинин был председателем облисполкома Центрально-Черноземной (в 1930–1934 гг.) и Воронежской (в 1934–1935 гг.) областей, затем первым секретарем Воронежского обкома ВКП(б) (в 1935–1937 гг.).
В 1937 году Е.И. Рябинина сняли с должности секретаря обкома и по сфабрикованному делу арестовали как руководителя «воронежского право-троцкистского подполья». Тогда же улице Рябинина возвратили предыдущее название – Транспортная. В следующем году «врага народа» расстреляли…
А безукоризненный «транспортный» вид впервые придали улице в 1935 году, когда она носила имя Рябинина. Прежде волнистое, изрезанное оврагами полотно дороги выровняли и вымостили, вдоль мостовой протянули щебеночные тротуары.
Сегодня же Транспортная оправдывает свое название как никогда. Движение автомобилей – чрезмерное для столь узкой улицы. Грязь, пыль, брызги на тротуарах, заборах и даже зданиях; шум, беспрепятственно проникающий в комнаты частных домов, – таковы реалии.
В 1988 году закрыт рынок, существовавший возле перекрестка с улицей 45-й Стрелковой дивизии.
В южной части Транспортной до наших дней уцелели некоторые здания рядовой жилой застройки конца XIX – начала XX века. Но главная достопримечательность здесь – Бринкманский сад, история которого описана в начале книги. К уже сказанному остается еще добавить, что в этом общественном саду мог бы появиться храм. В 1918 году общее собрание граждан Привокзального поселка постановило построить церковь во имя Серафима Саровского на углу улиц Волконской (Транспортной) и Бринкманской (Урицкого), отвести для этого часть старинного сада. Но в 1923 году волостной исполком воспротивился произвести фактический отвод земли и не разрешил церковному приходу начать строительство. В наши дни в глубине Бринкманского сада стоит Дом культуры Общества глухих, построенный в 1952–1953 годах. На углу в 2001–2003 годах сооружено здание медико-восстановительного центра. А на центральном участке сада поразителен необъятный дуб, возраст которого около 200 лет, – он признан самым могучим деревом, произрастающим внутри города.
Транспортный переулок примыкает к Транспортной улице. До 1962 года он именовался 1-м Транспортным переулком; еще раньше, в довоенное время, назывался так, как и сейчас – Транспортным; а до 1923 года имел полуофициальное наименование «Волконский» (Волхонский, Волхоновский – в зависимости от употребления названия улицы).
Примыкавшие к Транспортной улице 2-й и 3-й Транспортные переулки в 1962 году переименованы соответственно в Коллективный и Спокойный.
Источник: Энциклопедия воронежских улиц краеведа Павла Попова
Общежитие №2 ВГМА - Транспортная - 49,
Церковь Владимира равноапостольного - Транспортная - 34,
Ветхое жилье и аварийное жилье.. Какой дом признается аварийным?
Застройщик. Застройщики, подрядчики, участники долевого строительства. Основные понятия
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |