Конструктивизм был художественной и архитектурной философией, возникшей в России начиная с 1913 года связвнный с именем Владимира Татлина. Это был отказ от идеи автономного искусства. Он хотел «построить» искусство. Движение было в пользу искусства как практики для социальных целей. Конструктивизм оказал большое влияние на современные художественные движения 20-го века, влияя на основные тенденции, такие как движения Баухауса и Де Стиджа. Его влияние было повсеместным, с большими последствиями для архитектуры, графического дизайна , промышленного дизайна , театра, кино, танца, моды и в некоторой степени музыки.
Термин « Строительное искусство» впервые было использовано в качестве издевательского термина Казимиром Малевичем для описания работы Александра Родченко в 1917 году. В 1924 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА), которое стало центром развития нового направления. Лидеры конструктивизма, братья Веснины, Моисей Гинзбург, Илья Голосов, Константин Мельников, Иван Николаев, выдвигали проекты переустройства быта советских людей, разрабатывали новые типы общественных зданий — Дворцов труда, Домов Советов, рабочих клубов, домов-коммун. Тогда возводились в Москве здания рабочих клубов Константина Мельникова (Клуб коммунальщиков им. Русакова, ДК «Буревестник», клуб фабрики «Свобода»), братьев Весниных (ДК ЗИЛ, Театр-студия киноактера) и другие.
Конструктивизм как теория и практика сформировался в основном из серии дебатов в Институте художественной культуры (ИНХУК) в Москве, с 1920 по 22. После того, как его первый председатель, Василий Кандинский , за свою «мистику», «Первая рабочая группа конструктивистов» (включая Любовь Попову , Александра Веснина , Родченко , Варвару Степанову и теоретиков Алексея Гана , Бориса Арватова и Осипа Брика ) разработает определение конструктивизма как сочетание фактуры : конкретных материальных свойств объекта и тектоника, его пространственное присутствие. Первоначально конструктивисты работали над трехмерными конструкциями как средство участия в промышленности: выставка ОБМОХУ (Общество молодых художников) показала эти трехмерные композиции Родченко, Степановой, Карла Иогансона и братьев Стенбергов. Позже это определение будет распространено на проекты для двумерных работ, таких как книги или плакаты, а монтаж и фактография станут важными понятиями.
Ключевой работой конструктивизма было предложение Владимира Татлина о памятнике Третьему Интернационалу (Татлинская башня) (1919-20) , в котором сочеталась эстетика машины с динамическими компонентами, отмечающими такие технологии, как прожекторы и проекционные экраны. Габо публично критиковал проект Татлина, говоря: «Либо создавайте функциональные дома и мосты, либо создавайте чистое искусство, не то, и другое». Однако башня не была построена из-за нехватки денег после революции.
Конструктивистская архитектура возникла из более широкого конструктивистского художественного движения. После русской революции 1917 года она обратила внимание на новые социальные требования и промышленные задачи, необходимые для нового режима. Появились две отдельные нити, первая была инкапсулирована в манифест Реалиста Антуана Певснера и Наума Габо, который касался пространства и ритма, второй представлял собой борьбу в Комиссариате Просвещения между теми, кто выступал за чистое искусство, и Продуквистами, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, более социально ориентированная группа, которая хотела, чтобы это искусство было поглощено промышленным производством.
Главным ранним политическим покровителем конструктивистов был Лев Троцкий, и к нему начали относиться с подозрением после изгнания Троцкого и левой оппозиции в 1927-8.
Авангард недолго пребывал во главе отечественной архитектуры. В 1930-е годы конструктивизм в СССР был объявлен «несостоятельным», зодчие, его представители, начали подвергаться гонениям, а на передовые позиции в архитектуре вышел «сталинский ампир». В Европе же тем временем конструктивизм обогащался новыми формами и оказался на долгие годы самым востребованным интернациональным стилем.
В то же время вплоть до середины 40-х в провинции (отдаленных от центра регионах) продолжали достраиваться целые соцгорода и отдельные здания, заложенные как конструктивистские. Многие из них (жилые дома) были реконструированы в неоклассическом стиле, а крупные административные здания и Дома культуры приобрели фасады в стиле сталинского ампира. Поэтому в наше время трудно по достоинству оценить колоссальный расцвет городского строительства в молодой Советской России.
Но Россия осталась родиной конструктивизма, и у нас сохранились выдающиеся образцы этого стиля, которые так стремятся увидеть приезжающие к нам западные туристы. Увы, в большинстве своём здания влачат жалкое существование, остатки разрушаются на глазах.
Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки. Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки составляют более 30% жилья в городах
Застройщик. Застройщики, подрядчики, участники долевого строительства. Основные понятия