Список зданий по парк Верхний : 1, 10, 13, 16, 17, ۩ 18, 19, ۩ 1А, 1Б, ۩ 2, 3, ۩ 3бА, 3В, ۩ 4, 4Б, ۩ 5, ۩ 6, ۩ 7, 8,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - парк. Верхний, 2
«Дворец Петра III»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Барокко ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1758-1762 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Ринальди А.
Дворец Петра III
Ломоносов Верхний парк, 2 Парки Ораниенбаума, 17 Петровский парк, 2 Архитекторы: Ринальди А. Год постройки: 1758-1762 Стиль: Барокко Дворец Петра IIIЛомоносов , Верхний парк, 2 лит А
Пам. арх. (федеральн.)
1758-1760 - арх. Ринальди А. - строительство 1760-1762 - внутренняя отделка 1950-1953 - арх. Плотников М. М. - реставрация (Постановление...) см. Дворцово-парковый ансамбль ОраниенбаумаВ 1743 г. имп. Елизавета Петровна назначила своим наследником Петра Федоровича и подарила ему бывшую меншиковскую усадьбу. В 1756-1762 гг. по проекту каменных дел мастера Мартина Гофмана на восточной стороне Дворцового пруда была сооружена потешная крепость Петерштадт, Одновременно шло и строительство дворца Петра III, размещенного на территории крепости. Между Петровским дворцом и Почетными воротами был пятиугольный Арсенальный двор (плац), мощеный булыжником. На его месте первоначально располагалась миниатюрная пятибастионная крепость Святого Петра (1756). От крепости Петерштадт сохранились только дворец Петра III и Почетные ворота.
Дворец Петра III и въездный Почетные ворота с флюгером возведены арх. А. Ринальди в 1757-1760 гг. Внутренняя отделка дворца проводилась в 1760-1762 гг. В строительстве и оформлении дворца вместе с А. Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков.
Архитектурный облик дворца сохранился до наших дней. Дворец Петра III - небольшое, двухэтажное, почти кубическое здание, увенчанное балюстрадой. В основе плана здания - квадрат со срезанным дугой углом. Превый этаж на невысоком гранитном цоколе рустован горизонтальными полосами. Прямоугольные окна обрамлены слегка профилированными наличниками и завершены прямоугольными карнизами. Второй этаж оформлен более парадно. Высокие окна-двери защищены ажурными кованными решетками, в нишах установлены бюсты.
Размеры и сдержанная внешняя отделка дворца Петра III носит характер интимной загородной резиденции, не предназначенной для торжественных приемов и церемоний. В XVIII в. этот дворец называли Каменный дом .
Дворец Петра III можно рассматривать как постройку переходного периода, в котором декоративные элементы рококо сочетаются со строгими чертами раннего классицизма.
18 февраля 1762 г. имп. Петр III подписал в Ораниенбауме знаменитый манифест о вольности дворянской . Однако пожить в новом дворце императору не удалось: в последний раз Петр III побывал в крепости на обеде с приближенными 24 июня 1762 г., за четыре дня до дворцового переворота 28 июня 1762 г..
В первые десятилетия царстования новая императрица Екатерина II поддерживала крепость в хорошем состоянии, демонстрируя ее своим гостям.
Но уже в 1783 г. в бывшем дворце разместилось уездное казначенйство со складом денег. В хоодные зимы владельцы держали на парадной лестнице скот.В 1792-1796 гг. дворец принадлежал Морскому ведомству. А в 1798 г. вел. кн. Александр Павлович распорядился продать обывателям все обветшавшие деревянные постройки крепости.
О конкретном бытовом использовании Петровского дворца последними владельцами почти ничего не известно.
На открытке видны несохранившиеся металлические ворота, преграждающие путь к дворцу для рядовых посетитетелей в начале ХХ в., и тенты-маркизы на окнах второго этажа.
В XVIII в. дворец имел богатое внутреннее убранство.Комнаты первого этажа не имеют декоративного убранства, В XVIII в. они были служебными помещениями.Дворцовые помещения второго этажа - Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Опочивальня и Будуар - украшены лепкой, резьбой, росписями по лаку, картинами, шелком. От первоначальной отделки дворца сохранились лаки, лепные потолоки, детали наборного паркетаи отделка стены в Буфетной.На второй этаж ведет винтоообразная лестница с массивными ступенями из дикого камня (гранита). С ее площадки, украшенной чугунной решеткой, ведет дверь в Переднюю, от которой по периметру расположены все помещения дворца.
Центральное помещение дворца - Картинный зал. Отделку его стен составляют картины в шпалерной развеске. Плоскость стены заполняют 63 (58?) картины западноевропейских школ XVII-XVIII вв., разделенные серебряным багетом. Интерьер был осуществлен в 1762 г. акад. Я. Штелиным и худ. К. Пфанцельтом, по проекту Ринальди. В 1961-1962 гг. отделка зала была восстановлена с соблюдением размещения картин по чертежам XVIII в. В 1953 г. восстановлена лепнина потолка и камина.Самая маленькая из шести комнат - Буфетная. Здесь сохранилось убранство восточной стены. В декоративную композицию Буфетной включен фарфор XVIII в.Уникальной отделкой Большого зала, Кабинета и Опочивальни являются лаковые росписи. Они выполнены крепостным художников Федором Власовым и лакирным учеником Якимом Герасимовым, очевидно, по рисункам худ. Федора Данилова. в стиле китайской живописи. 218 декоративных композиций (фигуры людей, бытовые сценки, архитектура, природа) размещены на панелях, дверях и дверных проемах (площадь живописи 72 кв. м). В Спальне и Будуаре стилизованная живопись выполнена золотом и серебром на коричнево-красном фоне, в Зале и Кабинете - на темно-зеленом. Китайскую живопись подолняет резьба панелей и дверных проемов. Резьбу выполняли Дмитрий Михайлов, Павел Дурноглазов, Дмитрий Иванов и Семен Фирсов. Посеребренные деревянные кронштейны Будуара и резьбу ореховых панелей стен (1880-е) выполнены ими. Орнаменты золотили П. Аникеев, И. Половский, В. Блинов.Сохранилась лепка потолков в Кабинете, Спальне и Будуаре, в частности медальон с вензелем PF. По падугам в Будуаре изображены сцены из жизни Петерштдта. Большой зал играл роль и парадной приемной, и столовой. Он размещался между Кабинетом и Буфетной, Спальня и Будуар несколько обособлены. В пяти комнатах (кроме Картинного зала) стены были затянуты дорогими тканями, утраченными в XIX в. Стены Будуара были обиянуты голубым атласом с вышмвкой винелью (ворсистым шелком).Местоположение деревянной потайной лестницы отмечено снаружи световым фонарем цилиндрической формы с остекленным верхом.
В 1930-х гг. в пустовавшем дворце разместили коммунальные квартиры.
В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек дворец Петра II значительно пострадал.
В послевоенные годы во дворцах и парках Ломоносова начались восстановительные работы. Они велись силами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских под наблюдением арх. К. Д. Халтурина.В 1953-1954 гг. был возрожден облик дворца Петра III, реставрированы его интерьеры - лепка, плафоны, резьба, раковые росписи. Картиный зал дворца еще в конце XVIII в. утрати свой первоначальный облик. Картины стен не сохранились. Чертежи XVIII в. исполненные акад. Я. Штелиным позволили воссоздать Картинный зал.В связи с реставрацией дворца, проведено и благоустройство этого района. У здания были срыты остатки старого земляного вала потешной крепости Петерштадт, на их месте разбиты цветники, по границе участка высажены декоративные кустарники, установлена мраморная скульптура XVIII в. - Амур и Амур и Психея (копии античных оригиналов).
К 1953 г. дворец Петра III был превращен в музей, в нем разместилась экспозиция декоративно-прикладного искусства братского Китая .
Ныне здесь расположен музей Дворец Петра III. На первом этаже размещена выставка по истории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (были при советской власти).
Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Главное здание
Дата создания: нач. ХХ в.
Полный адрес: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Верхний парк, 2.
Номер в реестре: 781710667480586.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение зданий в центральной части парка, у пруда «Подкова». I. «Главное здание» (Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Верхний парк, дом 3, литера А) Объемно-пространственное решение: здание одноэтажное, прямоугольное в плане, с тремя аттиками, завершенное двухскатной крышей; габариты, конфигурация здания в плане; крыша габариты, конфигурация (двухскатная), высотные отметки; дымовые трубы; материал окрытия кровли - листовой металл. Конструктивная система здания: фундаменты; наружные и внутренние капитальные кирпичные стены; исторические отметки перекрытий; своды. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: материал и характер отделки фасадной поверхности - гладкая штукатурка, руст в цокольной части (до уровне окон); облицовка цоколя гранитом; оконные и дверные проемы габариты, конфигурация (прямоугольные с лучковыми и прямыми перемычками), местоположение; рисунок, цвет (по результатам архивных исследований), материал (дерево) оконных и дверных заполнений; оформление торцевого северного фасада фигурный щипец с аттиковым повышением, прямоугольный выступ со ступенчатой нижней частью, профилированная тяга; оформление торцевого южного фасада -треугольный щипец с аттиковым повышением; выступы по оси аттика. венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественная отделка интерьеров: покрытие пола в коридоре - метлахская плитка (рисунок - «соты», цвет - желтый, красно-коричный). II. «Дом жилой» (Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Верхний парк, дом За, литера А) Объемно-пространственное решение: одноэтажное здание прямоугольное в плане, завершенное мансардной крышей с полувальмами; исторические габариты и конфигурация здания в плане; крыша конфигурация, габариты, широкие свесы с деревянной подшивкой, исторические высотные отметки крыши; дымовая труба; материал окрытия кровли - металл. Конструктивная система здания: фундаменты; исторические наружные и внутренние деревянные капитальные стены; исторические отметки перекрытий. Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов в приемах модерна с элементами фахверка; материал и характер фасадной поверхности - гладкая штукатурка, разделка под руст, фахверк; облицовка цоколя грубо обработанными блоками гранита, фактурной штукатуркой с разделкой под руст; исторические оконные и дверные проемы габариты, конфигурация (прямоугольные), местоположение; мансардные окна; исторические материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет оконных и дверных заполнений; деревянные ставни; деревянные накладные наличники, сандрики; щипец на восточном фасаде с фахверковым оформлением; щипец на западном фасаде с фахверковым оформлением, деревянной лоджией и угловыми выступами, на резных деревянных консолях, образующими ниши с трехгранным завершением; широкие свесы крыши с деревянной подшивкой. III. «Флигель» (Санкт-Петербург, город Ломоносов, Верхний парк, дом 3, литера В) Объемно-пространственное решение: здание прямоугольное в плане, одноэтажное, завершенное двухскатной крышей; габариты и конфигурация в плане здания; крыша - конфигурация (вальмовая), высотные отметки крыши; Конструктивная система здания: фундаменты; наружные и внутренние капитальные стены (бревенчатый сруб); исторические отметки перекрытий. Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; Архитектурно-художественное решение фасадов: материал и характер отделки фасадной поверхности - обшивка досками, рисунок обшивки; исторические оконные и дверные проемы габариты, конфигурация (прямоугольные с лучковыми и прямыми перемычками), местоположение; исторический материал (дерево), рисунок и цвет оконных и дверных заполнений; оформление оконных проемов -деревянные профилированные наличники; щипец на северном фасаде с накладными деревянными гладкими тягами, имитирующими фахверк, балконном на деревянные консолях (ограждение утрачено); тамбур на восточном фасаде с резными деревянными консолями, гладкими угловыми деревянными тягами; широкие свесы крыши с деревянной подшивкой на резных консолях.