Список зданий по парк Верхний : 1, 10, 13, 16, 17, ۩ 18, 19, ۩ 1А, 1Б, ۩ 2, 3, ۩ 3бА, 3В, ۩ 4, 4Б, ۩ 5, ۩ 6, ۩ 7, 8,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - парк. Верхний, 10
«Павильон Катальной горы»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Барокко ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1762-1774 ,
- Состояние - в эксплуатации,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Ринальди А.
Павильон Катальной горы
Ломоносов Верхний парк, 10 Парки Ораниенбаума, 29 Архитекторы: Ринальди А. Год постройки: 1762-1774 Стиль: Барокко Павильон Катальной горыЛомоносов , Верхний парк,
1762-1774 - арх. Ринальди Антонио ВОв - частично разрушен 1951-1958 - восстановление, реставрация, под руководством арх. М. М. ПлотниковаПавильон выстроен в 1762-1774 гг. по проекту арх. А. Ринальди у северной границы Верхнего парка (на Собственной даче) и является частью ансамбля Катальной горки. Ансамбль состоял из павильона, гор и колоннады.
Долгое время автором Павильона Катальной горки считался Растрелли. В начале XX в. историком арх. Петербурга А. И. Успенским в докуиентах Государственого архива был обнаружен гравировальный альбом Ринальди, 10 листов которого посвящены Катальной горке.
Высота здания 33 м. Здание увенчано колоколообразным куполом, покоящемся на деревянном барабане, украшенном декоративными гирляндами. К цилиндрическому объему здания с трех сторон примыкают прямоугольные выступы с плоской крышей. На цокольный этаж опирается колоннада тосканского ордена второго этажа, образуя открытую галерею. Колоннада поддерживает балкон-террасу. С южной стороны балкона спускалась катальная горка. Баллюстрада балконов и лестниц украшена алебастровыми вазами. На голубом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, гирлянды. Раньше барабан купола украшала деревянная золоченая скульптура. С восточной стороны павильона между выступами встроена наружная лестница, ведущая в Вестибюль. Когда-то такая же лестница была и с западной стороны.
Материалы гравировального альбома свидетельствуют о том, что Катальная горка была сооружена в основном без отступлений от проекта (но убранство Круглого зала предполагалось сделать декоративно-скульптурным, а не живописным).Архитектурный стиль Павильона Катальной горки ближе к барокко 1740-1750-х гг., но по характеру декоративного убранства его расмматривают как памятник переходного периода к классицизму.
Традиционное народное развлечение - катание с ледяных гор - послужило идеей создания сооружения. Ледяная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 м и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой (общая длина горы - 532 м). Катание происходило в летнее время на калясочках в виде фигурных саней с 12-ю колесами. Коляски двигались по деревянной трассе с врезанными колеями. Конструкция колясочек и способ движения были заимствованы у изобретателя А. К. Нартова, который в 1740 г. создал механическую коляску для Катальной горки в Царском Селе. Вдоль горки двумя галереями была установлена каменная колоннада с башенками в середине почти из 1000 колонн. В конце колоннады закруглялись, образуя площадь с обелиском в центре. Перекрытия галерей, устроенных в виде открытых террас, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катанием. Вход на горку был расположен в павильоне через террасу на третьего этаже. Площадка, откуда начиналось катание была выше уровня галереи, что давало возможность тележкам развивать значительную скорость.
Катальный горки в Царском Селе и Ораниенбауме не имели аналогов ни в России, ни за границей.Из-за незначительных сумм на содержание Катальной горки постепенно приходит в упадок. В 1785 г. арх. Иван Ситников реставрировал горку, а в конце XVIII в. ремонтные работы проводил Иван Фок. Но деревянные скаты и колоннада продолжали разрушаться и в 1813 г. рухнули, а в 1858-1861 - были разобраны. Катание на горке прекратилось уже в 1801 г.. В 1818 г. на реконструкцию Павильона по проекту арх. В. П. Стасова было отпущено 50 тыс руб., однако к работам не приступили, а в 1827 перестройка была отменена.
Вестибюль овальной формы, отделан белым лепным орнаментом на светло-зеленом фоне. Пол облицован искусственным мрамором.
Фарфоровый кабинет (площадью около 25 кв. м) расположен в восточном выступе павильона Катальной горки. Кабинет с трех сторон освещен четырьмя окнами. Его потолок, стены, пол были расписаны живописного дела мастером Серафино Бароцци. На стенах кабинета размещены различные по размеру и форме лепные консоли. Некоторые их них поддерживаются фигурками обезьян, поэтому кабинет называли Кабинтом обезьян. В XVIII в. на консолях стояли мифологические фарфоровые группы (другое название - Мифологический кабинет). С 1772 по 1775 г. худ.-скульпт. Мейсенского завода И.-И. Кендлером и мастер М.-В. Асье было выполнено 40 фарфоровых групп. Их сюжеты в аллегорической форме прославляют победу русского флота в Чесменском сражении (1770).
Охотничий, или Белый, кабинет расположен в западном выступе павильона Катальной горки. Живописи здесь не было, лишь двери были расписанны в технике гризайль по зеленому фону. Орнаментальный пол из искусственного мрамора и камин, выдержанный в голубовато-сером тоне, дополняют декоративное убранство Охотничьего кабинета, художественный облик которого определяет лепная орнаментика. Отсюда и его прежнее название - Штукатурный кабинет.
Круглый зал - самый парадный и большой. Он занимает все центральное просранство третьего этажа. Зал соединен с лестницей, Охотничьим и Фарфоровыми кабинетами. Тройные окна-двери выходят и на балкон. Круглый зал перекрыт куполом. Средняя часть потолка расписана под трельяж, ниже широкая живописная полоса разделена на отдельные панно. Стены, как и свод, украшены росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров XVIII в. Наддверные панно Нептун , Наяда на дельфине и Амфитрита исполнены художником С. Торелли. Пол выполнен из искусственного мрамора изысканной цветовой гаммы. Росписи выполнены Бароцци. Ринальди предполагал не живописную, а декоративно-скульптурную отделку Круглого зала.
Лепные работы в Катальной горке исполнял Джани по рисункам Ринальди.
В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек павильон Катальной горки значительно пострадал.
В послевоенные годы во дворцах и парках Ломоносова начались восстановительные работы. Они велись силами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских под наблюдением арх. К. Д. Халтурина.В 1958 г. был открыт после восстановления павильон Катальной горки. Работы начались в 1951 г. и велись под руководством арх. М. М. Плотникова. Были воссозданы интерьеры. Разрушенный пол Фарфорового кабинета был заново создан по сохранившимся фрагмента худ. Л. А. Любимовым, полы Круглого зала и Белого кабинета были реставрированы. В начле 1950-х гг. худ. А. Н. Виноградовым, А. А. Бобылевым, В. П. Окорочковым в Фарфоровом кабинете и Круглом зале были восстановлены орнаментальные росписи С. Бароцци, реставрированы живописные картины С. Торелли Нептун и Наяда на дельфине над дверью Круглого зала. Утраченное полотно Амфитрита было воссоздано худ. А. В. Трескиным.