город Воронеж, проспект Революции, д.30

- это историческое здание, известное под названием «Дом Тулиновых.», построенное в 1813 году. Сегодня это - двухэтажный дом, памятник архитектуры, используется как многоквартирный жилой дом.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - пр-кт. Революции, 30

«Дом Тулиновых.»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - 2 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1813 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,

Дополнительные сведения: Проект - Проекты 2-этажных домов до 1920.

Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дом Тулинова-Волдырева
Дата создания: XIX в..
Полный адрес: Воронежская область, город Воронеж, проспект Революции, 30.
Номер в реестре: 361410309220006.
Описание предмета охраны: 1. Историко-культурная ценность здания Ооъект культурного наследия «Дом Тулинова-Болдырева», расположенный на пересечении улиц Комиссаржевской и проспекта Революции (ул. Большая Дворянская), обладает историко-градостроительной и архитектурно-эстетической ценностью, как уникальный градоформирующий элемент в исторической застройке центра Воронежа. Дом построен в 1811-1813 гг. по проекту городского архитектора Т.С. Кондратьева. Его яркий классический облик характерен для московских дворянских особняков начала XIX века. 2. Научно-реставрационная ценность здания Ремонтно-реставрационные работы, выполненные к 1951 г по проекту инженера В.П. Глотова, осуществлены с максимальным сохранением подлинного архитектурно-художественного облика памятника. 3. Объёмно-пространственная композиция здания со всеми фасадами. Здание кирпичное, двухэтажное с третьим антресольным этажом. Монументальная объёмно-пространственная композиция здания формирует угол квартальной застройки. Объёмно-пространственная композиция сохранила первоначальные характеристики здания. Незначительные изменения произошли при проведении реставрации 1949-1951 гг. - был увеличен вынос ризалитов в сторону двора. В основу построения объёмно-пространственной композиции здания положен принцип симметрии - композиционная ось симметрии проходит через вершину фронтона портика. Классический архитектурный облик здания определяют удачно выверенные пропорции фасадов, четырёхколонный портик большого ордера, помещённый на мощный подиум, тщательно проработанные архитектурные детали. Прямоугольный в плане основной объем дома дополнен со стороны двора симметричными боковыми выступами, что придаёт плану здания «П-образную» форму. Крыша над основным объёмом вальмовая, над боковыми ризалитами двускатная, со стороны дворового фасада завершена фронтонами. Парадный вход в здание расположен в центре главного фасада на оси симметрии Подвал с самостоятельным входом, расположенным со стороны дворового фасада, находится под основным объёмом в центральной его части, ориентированной во двор. Важный архитектурный и исторический акцент объёмно-пространственной композиции создают ворота, примыкающие к торцевому (западному) фасаду памятника со стороны ул. Комиссаржевской. 4. Пространственно-планировочная структура здания Пространственно-планировочная структура здания отражает особенности симметричного объёмно-пространственного композиционного построения. Пространственно-планировочная структура формируется подлинными несущими фасадными и внутренними стенами первоначального объёма (он легко читается на разновременных планах). В основе существующей планировки проектные решения В.П. Глотова. Основной объем и боковые ризалиты планировочно связаны между собой коридорами. По оси главного входа, в центре основного объёма расположена главная лестница, вестибюль. На втором этаже обращает внимание большой зал. Достоверных сведений о том, что большой зал существовал при постройке здания не обнаружено. Более того, по чертежам В.П. Глотова можно сделать выводы, что первоначально, в центре второго этажа, сразу за лестницей, существовал парадный холл, из которого попадали на балкон. По бокам от холла размещались большие просторные комнаты. Эта планировка соответствует классическому характеру постройки с чётко выраженной симметричной структурой. Подвальные помещения сохранили полуциркульные кирпичные своды. Вход на третий, антресольный этаж через боковую лестницу, расположенную в южном ризалите. Несущая стена разделяет антресольный этаж на две части, различные по назначению: со стороны пр. Революции в объем антресольного этажа встроено чердачное помещение; со стороны двора (часть основного объёма и боковые ризалиты) - это обычный этаж с коридорной планировкой, с односторонним размещением кабинетов. 5. Ворота Ворота состоят из кирпичных пилонов, между которыми помещены поздние навесные распашные ворота. Пилоны квадратные в плане, выполнены из красного кирпича, оштукатурены окрашены. Массивные устои пилонов акцентированы классическим трёхчастным карнизом, который имеет уступчатую форму с мощной выносной частью. Лицевая поверхность всех частей карниза оформлена штукатурными тягами различной профилировки. Углы устоя фланкированы лопатками с четырёх сторон. Со стороны двора в углубление между лопатками помешена вытянутая по вертикали ниша. Со стороны улицы Комиссаржевской фасадная плоскость акцентирована нишами-экседрами и контурной розеткой. 6. Вход в подвал Со стороны дворового фасада располагается вход в подвал - сооружение, перекрытое конусным сводом. Фасад входа повышен треугольным фронтоном. Контур гладкого тимпана фронтона акцентирован косыми и прямыми карнизами. 7. Главный фасад (фасадная плоскость со всеми декоративными элементами) Главный фасад выходит на красную линию пр. Революции (ул. Большой Дворянской). Главный фасад обладает выразительным обликом, в котором отразились черты позднего классицизма. Симметричная композиция фасада формируется из трёх частей: в центре между симметричными боковыми частями расположен портик большого ордера с треугольным фронтоном, помещённый на подиум-цоколь который является акцентом симметрично осевой композиции здания. Ионическим колоннам портика вторят ионические пилястры, членящие фасад за портиком. Все части главной фасадной плоскости венчает классический антаблемент. Горизонтальное членение фасадов создаётся рядами уступчатых междуэтажных карнизов. Общее впечатление ширины и пластичности фасада усиливают боковые одноосные креповки фасадной стены, (по обе стороны от портика и на углах фасада). Угловые креповки выделены пилястрами большого ордера с ионическими капителями. Нижний этаж оформлен рустом. Прямоугольные оконные проёмы не имеют обрамлений и различаются по габаритам (окна второго этажа значительно крупнее). Ритм проёмов на антресольном этаже поддерживается нишами, оформленными лепными рельефами. 8. Дворовый фасад (фасадные плоскости со всеми декоративными элементами на них расположенными) Дворовый фасад имеет классический облик. Фасад формируется из нескольких стен, ограничивающих объём здания со стороны двора. Стены ризалитов, увенчанные фронтонами, выделяются на фоне лаконичного декора стены основного объёма (средняя стена) и торцевых стен выступов ризалитов. Горизонтальные карнизы проходят по всем стенам, формирующим дворовый фасад. Антаблемент завершает стены ризалита, средняя стена завершена венчающим карнизом (архитрав и фриз отсутствуют). Под фронтонами повторяются архитектурные и декоративные элементы, расположенные на боковых частях главного фасада. Антресольный этаж дворового фасада акцентирован квадратными оконными проёмами, которые поддерживают ритм окон нижних этажей. В торце южного ризалита размещён вход в здание. Фасадные стены окрашены с выделением цветом декоративных элементов, выступающих из фасадной плоскости. 9. Торцевые южный и северные фасады (фасадные плоскости со всеми декоративными элементами на них расположенными) Торцевые фасадные плоскости симметричны относительно композиционной оси симметрии здания. Фасады имеют одинаковый архитектурный облик, который стилистически относится к позднему классицизму и соответствует боковым частям главного фасада. На антресольном этаже в части фасада, соответствующей служебным помещениям, прорезаны квадратные окна. В части фасада, где на антресольном этаже размещается чердак, стена глухая, без окон. Фасады окрашены с выделением цветом декоративных элементов, выступающих из фасадной плоскости. 10. Портик Центральная часть основного объёма главного фасада оформлена четырёхколонным портиком большого ордера. Все элементы портика симметричны относительно оси, проходящей через вершину фронтона Портик размещён на высоком подиуме - цоколе, по высоте соответствующем первому этажу. Четыре колонны портика несут антаблемент, над которым помещён мощный треугольный фронтон. Площадка за колоннами - перекрытие подиума - служит плитой большого балкона. Перекрытие над балконом обработано кессонами. Колонны круглые в сечении, с энтазисом, имеют художественную обработку. Они расчленены на основание (базу), ствол (фуст), увенчаны капителями ионического ордера. Абаки квадратные. База состоит из квадратного основания и двух валов. Художественная обработка пилястр на фасадной стене такая же, как у колонн. Между колоннами по периметру подиума располагается решётчатое металлическое ограждение балкона. 11. Подиум - основание портика Подиум представляет собой кирпичное сооружение в виде аркады, формирующей главный вход в здание. В центре аркады лучковая арка, остальные арки полуциркульные. Проёмы арок очерчены профильными штукатурными тягами. Каждый столб в уровне пят арок охвачен пояском из штукатурных профилей. Центр каждого из арочных проёмов отмечен штукатурным рельефом в виде замкового камня. Сооружение увенчано выступающим выносным карнизом из красного кирпича. Карниз оштукатурен, выделен цветом, вынос оформлен штукатурной профильной тягой. Первоначально над столбами, между пятами арок, располагались лепные розетки. В настоящее время сохранилось основание левой розетки, лепной рельеф утрачен. Правая розетка утрачена полностью, подлежит воссозданию. 12. Балкон Колонны подиума огораживают балкон. Между колоннами расположены декоративные металлические решётки. Прямая полка карниза акцентирует объем подиума с фасадной стороны, одновременно возвышаясь над балконной плитой с внутренней стороны, и служит основанием для металлических решёток ограждения. Основания колонн со стороны фасада расположены над карнизом, а со стороны балкона утоплены в бордюр. Металлическое ограждение балкона выполнено по проекту В.П. Глотова. Декоративные решётки сквозные, сварные. 13. Антаблемент Антаблемент венчает все фасады здания, включая портик, кроме средней стены дворового фасада, где присутствует верхняя часть антаблемента - венчающий карниз. Антаблемент портика, помещённый на капители колонн, служит основанием фронтона, состоит из архитрава, пустого фриза и венчающего карниза. Карниз и архитрав выполнены из красного кирпича в технике рельефной кирпичной кладки с оформлением поверхности выступов штукатурными профильными тягами. Венчающий карниз трёхчастный. Уступчатая форма карниза образована за счёт выноса рядов кладки за плоскость стены. Гладкая выносная часть значительно выступает за фасадную плоскость. Над ней проходит штукатурная тяга, разделяющая венчающую и выносную части карниза. Венчающая часть представляет собой ряд кирпича тёсаного в форме валика, выступающего над выносной частью. Поддерживающая часть незначительно выступает из плоскости фасада, по низу очерчена тянутым штукатурным валиком и филёнкой. Карниз в местах креповок и над портиком оформлен крупными дентикулами, размещёнными на уступчатом основании. Архитрав представляет собой прямую полку уступчатой формы. Выступающая часть полки оформлена штукатурным тянутым валиком. Средняя стена дворового фасада завершена венчающим карнизом, аналогичным венчающему карнизу антаблемента. Фриз и архитрав на средней стене отсутствуют. 14. Нижний междуэтажный карниз Нижний этаж выступом отделен от верхних этажей. Выступ оформлен междуэтажным карнизом, вынесенным за плоскость стены. Вынос полки карниза формируется выступами рядов кирпичной кладки. Софит полки оформлен штукатурными филёнчатыми тягами. Линия карниза раскреповывается по месту выступов фасадных стен. 15. Верхний междуэтажный карниз. Верхний междуэтажный карниз подобен нижнему - прямая выступающая полка, оформленная штукатурной тягой. Линия карниза проходит по зданию, прерываясь по месту расположения пилястр, ограничивающих боковые креповки главного и торцевых фасадов. 16. Центральный фронтон Треугольный фронтон расположен над антаблементом портика. Края тимпана акцентированы косыми карнизами аналогичными по структуре венчающему карнизу антаблемента над портиком. В центре тимпана полуциркульное окно. 17. Боковые фронтоны Симметричные дворовые ризалиты завершены треугольными фронтонами. Треугольные тимпаны фронтонов оформлены по краю косыми карнизами, аналогичными венчающему карнизу антаблемента дворовых фасадов 18. Боковые креповки со всеми архитектурными элементами на них расположенными Симметричные выступы фасадной плоскости фланкируют углы (северный и южный) объёма здания со стороны пр. Революции. Выступы акцентированы пилястрами большого ордера, оформленными ионическими капителями. Пилястры размещены на выступе нижнего междуэтажного карниза. Стволы пилястр прерывают линию верхнего междуэтажного карниза. Капители пилястр несут прямую полку архитрава. Простенки между пилястрами оформлены прямоугольными нишами. Ниши заполнены лепным рельефным панно. 19. Дверной проём Дверной проём - главный вход в здание, расположен на композиционной оси здания. Дверной проем, акцентированный рамочным наличником, имеет прямоугольную форму. С двух сторон к проёму примыкают вытянутые по вертикали прямоугольные окна. 20. Дверной проем, ведущий на балкон Заполнение дверного проёма вместе с оконными заполнениями, утраченные в процессе эксплуатации, должно соответствовать архитектурной стилистике здания Структура проёма аналогична дверному проёму главного входа. Проем прямоугольный, по обе стороны от него находятся узкие окна. Вертикаль двери выделена полуколоннами. Художественная обработка полуколонн соответствует колоннам портика. Полуколонки (в сечении 1/2 круга) расчленены на основание (базу), ствол (фуст), увенчаны капителями. Капители украшены орнаментальным лепным рельефом из ов, под которым три рельефные розетки, далее рельеф в форме вала. Абаки - квадратные. Базы с прямоугольным основанием, над которым два ряда вала. Подлинная балконная дверь с оконными фрамугами утрачены в процессе эксплуатации и при реставрации должна быть восстановлена по историческим аналогам. 21. Декоративно-пластическое оформление стены первого этажа. Стена первого этажа здания в простенках между оконными проёмами от выступа цоколя до нижней отметки междуэтажного карниза оформлена линейным рустом. Руст выполнен в технике рельефной кирпичной кладки, выступы рядов кирпича из фасадной плоскости имитируют разбивку стены на полосы. Над оконными проёмами полосы руста расположены в виде декоративной перемычки. 22. Декоративно-пластическое оформление фасадной стены антресольного этажа Ритм проёмов на антресольном этаже поддерживается нишами различными по габаритам и форме. Ниши заполнены лепными рельефами 23. Круглые ниши главного и дворового фасадов, украшенные лепниной Круглые ниши. По контурам углубления помещёны орнаментальные рельефы «бусы». В центре лепных горельефов розетки. 24. Прямоугольные ниши, украшенные лепниной Прямоугольные ниши заполнены декоративными рельефными панно. Габариты панно строго соответствуют габаритам ниши. Края панно акцентированы лепной рельефной рамкой - лента орнамента из «ов». Поле панно - лепная рельефная композиция из орнаментов растительно-цветочных мотивов (гирлянды, цветочные чашечки, лотос). 25. Арочная полуциркульная ниша, украшенная лепниной Арочная полуциркульная ниша заполнена лепной рельефной композицией. Форма ниши определяет веерообразную форму орнаментальных композиций. Основное поле ниши, занято орнаментальной рельефной лентой, размещённой в форме веера. Орнаментальный мотив ленты - «спиральный шнур с пёрышком». Край ленты, развёрнутый в центр композиции, акцентирован цветочными бутонами, ритм которых соответствует ритму пёрышек. В центре композиции горельеф ? розетки. Фасадная стена за портиком оформлена более сложной композицией. В центре описанная выше ниша. Оформление усложнено квадратными нишками, ритмично расположенными по дуге полуокружности. В каждую из нишек помещено рельефное панно. Края панно очерчены валиком, в центре лепной рельеф розетки 26. Парадная лестница Парадная лестница расположена в двухсветном объёме на оси главного входа. Эта ось является планировочной осью пространственной композиции здания. На втором этаже помещение отделено от коридора стоечно-балочной конструкцией. 27. Лепные декоративные элементы лестничной клетки. Потолок по периметру лестничной клетки выделен мощным двухъярусным карнизом. Верхний ярус карниза очерчивает контур потолка; нижний ярус карниза венчает стену помещения. Переход от верхнего яруса к нижнему (от потолка к плоскости стены) оформлен гладкой галтелью. Верхний и нижний ярусы карниза - сложные, штукатурные, профилированные карнизы, сформированы из рядов шаблонных штукатурных тяг расположенных уступами. Тяги имеют различную профилировку. Гладкое поле потолка украшают три круглых лепных плафона. Круглый плафон выделен из плоскости потолка лентой лепного барельефа, созданной из орнаментальных мотивов: внешний контур - «люнет со стрелой», внутренний контур — «подвески». В центр панно помещено скульптурное изображение розетки в виде горельефа. Боковые стены украшены нишами с лепным рельефом. Композиция рельефа формируется из окружности, гирлянд и лент. 28. Интерьер большого зала Большой зал - самое большое помещение в здании. На чертежах проекта В.П. Глотова помещение обозначено как красный уголок и зал заседаний. Пространственно-планировочная структура большого зала соответствует парадным помещениям классических зданий. В декоративном оформлении использованы формы и приёмы эпохи советского классицизма 1950-х годов: лепные плафоны потолка, сложный потолочный карниз, дверные проёмы, оформленные порталами. Двери ритмично расположены на глухой внутренней стене, смежной с коридором. В настоящее время в зале устроены временные перегородки, подлежащие демонтажу. Заполнение оконных проёмов (тип, габариты, расстекловка) является предметом охраны. 29. Плафоны большого зала Два лепных круглых плафона украшают потолок помещения. Плафон выделен из плоскости потолка орнаментальной рельефной лентой в форме окружности. Орнаментальный мотив ленты - «овы с пёрышком». Внешний край ленты выделен штукатурным валом. В центр плафона помещён горельеф розетки с лепестками из акантова листа и завитка лиственного. Чашечка розетки служит основанием для люстры. В настоящее время плафоны скрыты под подвесным потолком, люстры демонтированы 30. Карниз парадного зала Карниз двухъярусный. Верхний ярус карниза очерчивает контур потолка; нижний ярус карниза венчает стену помещения. Нижний ярус имеет значительный вынос из плоскости стены. Переход от верхнего яруса к нижнему (от потолка к плоскости стены) оформлен гладкой галтелью. Верхний и нижний ярусы карниза - сложные, штукатурные, профилированные карнизы, сформированы из рядов шаблонных штукатурных тяг расположенных уступами. Тяги имеют различную профилировку. 31. Порталы В помещении два дверных проёма, каждый из которых оформлен порталом. Портал выполнен в технике лепного рельефа: контурный рамочный наличник очерчивает дверной проём, образуя тимпан, поле которого заполнено лепным декором растительных и цветочных мотивов. Наличник, выполненный из профильных тяг, акцентирован сандриком с фигурными кронштейнами, которые имеют форму волют с лицевой поверхностью, украшенной профильными филёнками. Под кронштейнами помещены лепные горельефы акантового листа. Прямая уступчатая полка сандрика декорирована профилированными тягами. Портал, украшенный лепным рельефным декором, является редким для Воронежа элементом внутреннего убранства интерьеров. 32. Коридор 2 этажа Протяжённый коридор второго этажа расположен по продольной оси основного объёма. Коридор соединяет помещения, расположенные в северном и южном ризалитах, отделен от лестницы стоечно-балочной конструкцией. По внутренней стене коридора размещены входы в помещения. На этой стене переход от стены к потолку оформлен галтелью. Галтель выделена из плоскости потолка и стены штукатурными тянутыми филёнками. Стена, ориентированная в сторону лестницы, а так же балки, расположенные на столбах, по верху оформлены галтелью и рядами профилированных филёнок, горизонтальные ряды которых раскреповываются на столбах, отделяющих коридор от помещения лестницы. В торцах коридора находятся П-образные разгрузочные арки, проёмы которых заполнены дверными блоками с тимпанами. Межкомнатные двери установлены в ходе ремонтно-реставрационных работ в 1951 году. Предметом охраны является тип двустворчатой глухой филёнчатой двери с тимпаном. 33. Вестибюль и коридор 1 этажа Основной вход, устроенный по центру главного фасада, ведёт в вестибюль, совмещённый с коридором 1 этажа. Широкий вестибюль в настоящее время перегорожен. Его современный облик не соответствует архитектурной стилистике и принципам планировки особняка начала XIX века. В декоративном оформлении использованы формы и приёмы эпохи советского классицизма 1950-х годов. Стены вестибюля оформлены штукатурным рустом и завершены карнизом уступчатой формы, сформированным из рядов профилированных тяг. На потолке вестибюля по оси главного входа в центре помещения находится лепной плафон - розетка для люстры. Плафон оформлен аналоги плафонам на потолке лестничной клетки. В центре плафона находится горельеф розетки, в чашечке которой помещена люстра. Орнаментальная лента, очерчивающая края плафона имеет вид рельефа. Люстра поздняя, историко-культурной ценности не представляет. 34. Подвальные помещения Подвальные помещения перекрыты полуциркульными сводами. Часть сводов усилена распалубками. Распалубки размещены над оконными и дверными проёмами. В окне подвального помещения сохранилась оригинальная металлическая декоративная кованая решётка. 35. Охранная доска Охранная доска (установлена в 1950-е гг.) прямоугольной формы выполнена из чугуна. Текст доски: «Совет Министров РСФСР Управление по делам архитектуры ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XIX ВЕКА ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ Повреждение памятника карается законом» 36. Мемориальные доски Мемориальная доска прямоугольной формы из розового зернистого гранита установлена в 1969 г. Текст доски: В этом доме в 1837 году А.В. КОЛЬЦОВ встречался с поэтом В.А. ЖУКОВСКИМ Мемориальная доска прямоугольной формы из красного гранита установлена в 2003 г. Текст доски: «В этом доме летом 1855 года жил русский литератор, журналист и издатель Алексей Сергеевич СУВОРИН»..

История проспекта Революции

Проспект Революции — центральная улица Воронежа, проходит через Центральный район города. Дореволюционное название, Большая Дворянская улица, также используется в настоящее время. Длина — 2,3 км. Является улицей исторического центра города.

Проспект Революции начал застраиваться более 200 лет назад, в соответствии с регулярным планом 1774 года. Большинство из сох ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Комиссаржевской 1,  пр-кт. Революции 27,  пр-кт. Революции 31,  пр-кт. Революции 36,  пр-кт. Революции 36/38,  ул. Комиссаржевской 4,  ул. Пятницкого 52,  ул. Фридриха Энгельса 17 А,  ул. Фридриха Энгельса 21,  ул. Комиссаржевской 4А,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Воронеж, пр-кт. Революции, 30

Картинка скодом