город Иваново, улица Батурина, д.5

- это историческое здание, известное под названием «Дом, в котором в 1918 г. находился губсовнархоз, представителем которого был Батурин Павел Степанович», построенное в 1918 г. году. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Список зданий по ул Батурина : ۩ 1/6, 10, 10 А, 11, 12, ۩ 12/5, ۩ 13, 14, 15, 17, 23, ۩ 5, 6, ۩ 6/40, 8,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Батурина, 5

«Дом, в котором в 1918 г. находился губсовнархоз, представителем которого был Батурин Павел Степанович»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1918 г. ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,

Дом фабрикантов Маракушевых

Особняк Маракушевых. Как и сто лет назад в доме много света и огней. Увы, нет карет с гостями, но есть другие средства передвижения, да и дом используется не для балов, а в иных серьезных целях.
Лучшей в Иваново-Вознесенске усадьбой в формах неоклассицизма по праву считался особняк на нынешней улице Батурина (ныне там располагается областная Дума).

Эта усадьба принадлежала самому богатому ивановскому фабриканту - И.К.Маракушеву, который с 1905 года возглавлял торговый дом З.Кокушкин и К.Маракушев , владевший бумаготкацкой и ситценабивной фабриками. Усадьба сооружена в 1913-1914 годах архитектором Н.Д.Шевяковым в стиле неоклассицизма с элементами модерна на месте усадьбы родителей заказчика, К.И.Маракушева и его жены, урожденной Кокушкиной, наследницы крупного фабриканта Л.З.Кокушкина.

В главном доме сохранилась отделка интерьеров и элементы первоначальной меблировки. Особняк недоступен для осмотра. В главном зале, где проходят заседания, на потолке в полной неприкосновенности сохранился живописный плафон — красивые женщины летят в хороводе на фоне цветов и экзотических растений. Именно на этом плафоне — главная тайна гостиной. Но сначала несколько слов о самом семействе.

Основатель династии, ивановский фабрикант Константин Маракушев поступил на службу к купцу Кокушкину и очень хорошо себя проявил. В это же время он успел познакомиться с дочерью Кокушкина Зинаидой, и через некоторое время они сыграли свадьбу. Щедрый тесть купил своему зятю фабрику в Посаде (современная фабрика НИМ ). Так Маракушев превратился в фабриканта. В браке у него родилось трое детей: два сына и дочь Анна.

И снова истории суждено было повториться: в красавицу-дочь влюбился приказчик Константина, заведующий его московским амбаром. Однако отец, сам когда-то бывший обычным служащим, не разрешил своей дочери выходить замуж за человека другого сословия, а вместо этого нашел ей богатого жениха из Петербурга, а приказчика уволил с работы. “Полез не в свои сани, многого захотел,” – объяснял свое решение предприниматель.

Дочка Маракушева так и осталась одинокой. А после революции судьба с ней поступила еще более жестоко. Для того чтобы установить, где именно хранятся маракушевские ценности, один из чекистов разыграл свою влюбленность в девушку. Операция закончилась успешно, и ее руководитель был представлен к ордену Красного Знамени. О чувствах комсомолки Маракушевой (вступившей в “ленинский союз” только лишь из симпатий к кавалеру) никто и не подумал.

Нужно сказать, что Константин Маракушев был крутейшего нрава, не слишком образован. Весь город обсуждал его чудачества. Загулявший Маракушев мог, например, возвращаясь в сильном подпитии под утро из ресторации, идти по улицам в чем мать родила, а за ним ехали несколько извозчиков, торжественно везущих то шляпу, кто сюртук, кто трость дебошира.

Вот как московский купец Варенцов описывал внешность фабриканта-чудака; “Маракушев был высокого роста, полный, с круглым лицом, бороду брил, а имел усы; глаза у него были большие голубые, и мне казалось, что в них сквозило какое-то недоверие к Николаю Павловичу (другому московскому купцу), с боязнью, чтобы он его не “объехал на кривой”; держал себя сначала с некоторым апломбом, выцеживая слова с предварительным обдумыванием и, когда говорил, откидывал свою голову назад”.

А вот еще одни мемуары, служащего конторы Маракушева Волкова: “Фабрикант К.И.Маракушев только что окончил утомительный обход своей громадной фабрики. Еле втиснув свое огромное, жирное тело в массивное кресло, Маракушев сидит, тяжело отдуваясь, в кабинете при фабричной конторе. Фабрикант Маракушев по обыкновению вернулся с обхода фабрики сильно не в духе: на фабрике он заметил много всяких “непорядков”: в одном месте рабочие не совсем усердно относились к работе, в другом месте явно небрежничали старшие, проявляя недостаточно строгое наблюдение за младшими. Наконец, он видел примеры небрежного отношения и тех и других к хозяйскому добру: на фабричном дворе он нашел старый железный ржавый обруч, который, кажись, третий день валяется “без призора”.

Сейчас фабрикант Маракушев сидит у себя в кабинете и “пушит” за этот злосчастный обруч дворового приказчика… Могучие раскаты хозяйского голоса долетают через растворенную дверь в фабричную контору, заставляя сидящих за конторками людей еще ниже гнуть спины и еще быстрее скрипеть перьями”.

Его в городе не любили, хотя он и пытался задобрить общественность благими делами. Именно он построил Троицкую церковь — она располагалась напротив нынешнего здания Почтампа. Церковь эта была необычной архитектуры с блестевшей на солнце островерхой крышей, крытой дорогой зеленой глазуированной черепицей.

Увы, бог, скорее всего, не принял этот дар. Старший Маракушев постепенно впадал в алкогольный ступор, дела шли все хуже. Бразды правления был вынужден взять в свои руки его сын Иван. Это был фабрикант нового поколения — умный, хорошо образованный, интеллигентный. Впрочем, все эти качества не спасли семью Маракушевых от потери фабрики после октябрьских событий.

Особняк сразу же стали использовать под свои нужды разные губернские учреждения.

Хорошо еще, что ни у кого не хватило смелости покуситься на красоту: не замазали плафоны и не сбили лепнину. Так и остался в главном зале женский хоровод. В нижнем левом углу его замыкает очень красивая женщина с грустными карими глазами и роскошной прической. Это, как говорят, рано умершая супруга Ивана Маракушева, которую он после ее смерти распорядился увековечить в живописном плафоне. С грустью и укоризной смотрит она и сейчас на депутатов областной Думы.

И еще одна тайна была в особняке — в обширном монументальном подвале здания располагался самый настоящий акванариум — несколько десятков огромных аквариумов с редчайшими видами рыб и рыбок. Они были выписаны просвещенным Иваном из-за границы, стоили огромных денег. Да и сами аквариумы были просто бесценны, так как также покупались в лучших фирмах Германии, Франции, Италии.

А после экспроприации фабрики Маракушевы всей семьей бежали в Крым. В Иваново осталась лишь больная от рождения дочь Ивана. Для того, чтобы она получала достойный уход и нормальное питание, нужны были деньги. И золотые червонцы были оставлены для нее московским друзьям семьи. Долгое время те добросовестно переправляли деньги в Иваново-Вознесенск.

Но в один страшный вечер в московскую квартиру пришли люди в кожанках. Червонцы отобрали при обыске, посредников арестовали и расстреляли. Судьба несчастной девочки-инвалида неизвестна. Скорее всего, она сгинула в каком-то советском детском доме.



Памятник истории.
Дом, в котором в 1918 г. находился губсовнархоз, представителем которого был Батурин Павел Степанович.
Дата создания: 1918 г.
Полный адрес: Ивановская область, г. Иваново, ул. Батурина, 5.
Номер в реестре: 411410018250006.
Описание предмета охраны:- ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: композиция (два прямоугольных в плане объема, соединенные угловыми частями; полукруглая терраса на главном фасаде и трехгранная на заднем, тамбур главного входа), этажность (три, включая полуподвальное помещение); материал (кирпич, железобетон, дерево), техника кладки; - КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, железобетон, мрамор, дерево), перекрытия (форма, материал); кирпич (размер, компоновка связующих материалов, техника кладки), оконные проемы (форма, геометрия рисунка переплета, материал (дерево - дуб)); - ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: эркеры (количество, композиционное построение, гирлянды, гермы); карнизы (форма, композиция); аттики (количество, форма, композиция); фигурные фронтоны аттиков (количество, форма, композиция); ризалит; тумбы по краю кровли; парапетные решетки (материал, композиция, объем); решетки окон первого этажа (материал, форма, объем); балконы (количество, материал, форма решеток, композиция); пилястры с ионическими капителями (количество, композиция); медальоны, свисающие гирлянды; антаблемент веранды (каннелированные колонны, пилястры); фриз (лепной орнамент, барельефные сцены на античные темы); рамочные наличники (медальоны, свисающие гирлянды), облицовка первого и второго этажей (материал (керамическая плитка: форма, технология производства и укладки); цвет (серо-голубой); козырек (материал, форма, композиция); мемориальная доска (материал, текст информационной надписи); - ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: планировка; пилястры с капителями, соединенными гирляндами на стенах второго этажа; драпировка стен (материал, цветовое решение, композиция); паруса (форма, композиция, декор: барельефы); полы (материал, форма и композиция паркета, орнамент, цветовое решение); двери (материал: дерево, стекло; форма, композиция, декор, наличники, витражи, ручки:материал, форма); десюдепорт в резном обрамлении; потолки (декоративное убранство: розетки, карниз, плафоны, филенки, лепной декор, кессоны в виде квадрифолиев, соединенных лепестками различной формы; венки с гирляндами, роспись; панели с позолоченной резьбой); шпингалеты окон (материал, форма, композиция); светильники (количество, форма); люстры со стеклянными подвесками, лестницы (материал; ограждения: материал, декор, композиционное построение; перила: материал, декор); широкий венчающий фриз второго этажа: цвет, форма, лепной декор; металлические бронзированные экраны; выключатели (материал: бронза; декор, композиционное размещение); камин библиотеки (материал (мрамор), декор; пилястры, рельефный фриз, филенчатый пояс; решетка; цветовое решение); обрамление камина библиотеки: материал (дерево - дуб); декор (кессоны, венчающий карниз на кронштейнах, штукатурный рельеф с фигурками пугти, маскароны, гирлянды)); камин второго этажа (материал, цветовое и композиционное решение, решетка); встроенный шкаф: материал (дерево - дуб, стекло), геометрия рисунка переплета, форма), декор (филенки, тисненый орнамент); буфет (материал, геометрия рисунка переплета, форма); столы (материал, форма, композиционное решение).

Доп. описание улицы Батурина

Павел Степанович Батурин (14 [26] августа 1889 — 5 сентября 1919) — российский революционер, большевик. Член РКП(б) с 1918 года. Комиссар 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Родился 14 (26) августа 1889 года в селе Заполицы Суздальского уезда Владимирской губернии в многодетной семье. Малолетним, его взяла на воспитание бабушка, жившая во Владимире. Жил на Ильинской ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пкт. Ленина 23,  пкт. Ленина 25,  ул. Жиделева 1,  ул. Батурина 1/6,  пкт. Ленина 21,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Иваново, ул. Батурина, 5

Картинка скодом