Список зданий по ул Марата : 1, 1*, 10, 11, 11 В, ۩ 12, 13, ۩ 14, ۩ 14А, ۩ 15, 16, 16 А Б, 16 Б, 16*, ۩ 17, ۩ 18, 19/18, ۩ 2, 2/73-75, ۩ 20, 20 Б, 20 Г, 21, ۩ 22-24, ۩ 23, ۩ 24А*, 24АБ, ۩ 24АД, ۩ 25, 26, 26/11, 27, 28, 29, 3, ۩ 30, ۩ 31, 32, 33, 34, 34 Б, 34 В, 35, 36-38, 37, 37 А Б, 37 Б, 39, 4, 40, 41, 41 Б, 41 В, 42, 43, 44, ۩ 45, 45/12, 46, 46/14, 46/14А, ۩ 47-49, 47/49, 48, 5(снесён), 5-7(снесён), ۩ 50, ۩ 51, 51А, ۩ 52, ۩ 53, 54, 54/34, ۩ 55, ۩ 55/5, 56-58, 56-58/29, 57, 59, 6, 60, 60/7, 61, 62, 62 Б, ۩ 63, 64, 65, 65/20, ۩ 66, ۩ 66/22, 66/22 Г, 67, 67/17, 67/17 Б, 67/17А, ۩ 68, 69, 69(снесен), 69-71, 7, 7(снесен), 70, 70а-70б, 71, 71(снесен), ۩ 72, 73, 73 Б, 73 Д, 74, 74 Б, 74 Л, 75, 75А, ۩ 76, 76 Б, 76 к., 77, ۩ 78, 78 Е, 78Б, ۩ 79, 79а, 8, 80, ۩ 81, 82, 84, 84/18, 86, 88, ۩ 9, 90,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 12 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт дома - ул. Марата, 72
«Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина .(Дом Бажанова) (начало)»
- Почтовый индекс - 191119 .
- Тип здания - многоквартирный жилой дом,
- Этажность - 5 ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Материал межэтажных перекрытий- ж/бетон ,
- Количество парадных - 9 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1907-1909 ,
- Управляющая организация - АЛЕВ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - 8277.4 ,
- Архитектор - Алешин П. Ф.
- Дом газифицирован.
Дополнительные сведения: 1907—1909 год, архитектор П. Ф. Алёшин
Технико-экономический паспорт по состоянию на 21.10.2013,
Многоквартирный дом по адресу: Марата ул., дом 72, литер А, Центральный район,
Серия, тип проекта: индивидуальный,
Год постройки: 1907,
Общая площадь здания, (м2): (справочно): 8277.4,
Площадь жилых помещений, (м2): (справочно): 4559.46,
Площадь нежилых помещений функционального назначения, (м2): (справочно): 2974.94,
Площадь подвалов, (м2): (справочно): 1586,
Площадь мансарды, (м2): (справочно): 417,
Число этажей: 5,
Число лестниц: 9,
Количество проживающих (справочно): 169,
Отопление: центральное,
Горячее водоснабжение: от газовых колонк,
Газоснабжение: центральное,
Общее количество лифтов: 4,
Год ввода лифтов в эксплуатацию: 2002, 2006, 2006, 2006,
Состояние дома: исправный,
Общая площадь уборки придомовых территорий, (м2): (справочно): 671,
Площадь металлической кровли: 3034,
Количество ПЗУ (переговорно-замочных устройств): 9,
Типы квартир в доме: 2 комн., 3 комн., 4 комн., 5 комн.,
Кол-во кв по типам: 19, 14, 6, 1,
Полное наименование управляющей компании: ООО Жилкомсервис №2 Центрального района .
Историческая справка
Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина (Дом Бажанова). Интерьеры
Марата ул., 72. Архитекторы: Алешин П. Ф. Год постройки: 1907-1909 Стиль: Модерн.Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина
Дом Бажанова - Интерьеры Модерн
Пам. арх. (федеральн.)
ул. Марата, 72
1907-1909 - Алешин Павел Федотович см. Дом Бажанова начало Дом Бажанова продолжениеВ апартаменты Бажанова ведет парадная металлическая дверь главного корпуса. Этот единственный вход с улицы оформлен двумя тамбурами с дубовыми дверями. Верхняя часть дверей заполнена венецианскими стеклами с фацетом. Далее следует широкая белая мраморная лестница с низкими парапетами, переходящими во встроенные скамейки. За дубовой трехстворчатой дверью находится парадная лестница из белого каррарского мрамора &ndash трехмаршевая. Над ней симметрично друг другу расположены два вензеля: монограмма « ФБ» - принадлежала Филадельфу Геннадиевичу, а « ЕБ» - его супруге Екатерине Владимировне.
Сливово-брусничный цвет окраски стен холла был выявлен при реставрационных работах. И это один из немногочисленных подлинных цветов интерьера дома.
Прежде через световой фонарь на потолке (самый большой в доме) лестницу освещал дневной свет. Сейчас стекла окрашены, но сохранились бронзовые переплеты и само устройство светового фонаря. Он насквозь проходит через вышерасположенную квартиру до самой кровли. Над библиотекой в настоящее время находятся мастерские художников. Фонарь парадной лестницы с их стороны заделан паркетом. Наверху для обслуживания фонаря предусмотрена специальная комната.
Неизвестно были ли окна парадной лестницы окрашены,как сейчас, черный цвет. К моменту въезда библиотеки в это здание, они были такими. Известно только, что пространство парадной лестницы Алешин решал именно в черно-белых тонах. За стеклами находится узкий коридор с дверью, за которой квартира Бажанова продолжалась. Сейчас дверь эта заложена.
При реставрации слева от верхнего пролета лестницы были открыты изящные арочные проемы балкона,образующие холл второго этажа. В советские времена, когда здесь размещалась библиотека им. А.П. Чехова, холл был закрыт огромными листами фанеры, окрашенной в салатный цвет, и запирался на ключ, к которому была прикреплена бирка « Тёщина комната».
Напротив парадной лестницы расположена приемная хозяина дома. Комната облицована декоративными панелями, выполненными из орехового дерева. Резьбой украшены потолочные балки, на дверях &ndash резные филенки. Панели оконных проемов украшают майоликовые вставки, выполненные по эскизам М. А. Врубеля -изразцы « Павлин».
В этом помещении находится самый известный майоликовый камин « Вольга и Микула Селянинович». Камин был предложен к моменту завершения строительства дома мастерской П.К. Ваулина и Гельдвейна. Первый вариант камина на этот сюжет был исполнен к Парижской выставке 1900 г.Работа была отмечена Золотой медалью. Тот первый камин, очевидно, был продан, судьба его неизвестна. В музее-заповеднике « Абрамцево» есть разборные панно по этому сюжету. Есть такое панно и в Русском музее. Но цветовая гамма, при общем сюжете, совершенно другая. У камина в доме Бажанова деталей в сюжете больше всего. Отличить многочисленные вариации можно по лицам птиц-сирин - они у всех разные. Этот камин, скорее всего, одна из самых поздних работ Ваулина и изготовлена она здесь под Петербургом в его мастерской примерно в 1909 г. Все камины в доме в рабочем состоянии, все дымоходы исправны, но пользоваться каминами в библиотеке не позволяют нормы пожарной безопасности.
Свое подлинное убранство, кроме приемной, сохранили кабинет хозяина, гостиная, малая и большая столовые, холл, фойе с камином, а мебель для каждой комнаты после реставрации делали специально по эскизам администрации библиотеки. Готовую мебель тонировали непосредственно в тех комнатах, где она должна стоять, чтобы максимально точно воспроизвести оттенок декоративных панелей стен.
Автором проекта реставрации « Дома Бажанова» была Роза Ивановна Суслова. Благодаря ее строгости, принципиальности и незаурядному художественному вкусу, внутренним интерьерам был возвращен их первоначальный блеск.
В центре холла находится камин в замковом стиле. Он оформлен майоликовой плиткой и медной панелью с чеканкой с изображением дракара. Как и все остальные в этом доме, камин изготовлен в мастерской Ваулина и Гельдвейна. В верхней части камина находится декоративный фриз. Фриз со сценами из крестьянской жизни неизвестного автора расположен по стенам под потолком. Каждое панно имеет собственный сюжет и название. Отчетливо видны более 50 персонажей детей и взрослых.
Реставрация потолка холла представляла самую сложную задачу: он был сильно разрушен протечками с верхних этажей, к тому же в его оформлении нет повторяющихся деталей. Два года искали не просто лепщика, но лепщика-художника. Потолок реставрировал, а местами воссоздал, Павел Куделич.
В кабинете хозяина дома стеновые панели, деревянные элементы камина изготовлены из красного дерева. При реставрации обнаружилось, что на некоторых из них сохранился первоначальный слой лака. В правой части камина видна бронзовая ручка, при повороте которой открываются заслонки, приводящие камин в рабочее состояние. Потолок в кабинете кессонированный, заполнен интенсивной лепкой.Здесь в настоящий момент находится читальный зал. В фойе рама камина изготовлена из дуба. На майоликовых облицовочных плитках изображены розочки в стиле модерн. На потолке - изящный кованый фонарь.
Грушевая гостиная - дамско-детское пространство. Изначально ниже барельефов бронзовых бараньих головок на стенах была натянута ткань. Все дверные ручки в доме исполнены в одном стиле, и только здесь, в грушевой гостиной, ручки украшены изображением розы в стиле модерн.
Над дверями размещены изящные вставки в виде чеканки в техникегальвонопластики: символические изображения детства, юности и зрелости. Изначально они были сделаны из гипса. Эти лица связаны с семейством Бажанова, но как именно, никто не знает. За это говорят слишком характерные, не классические лица персонажей. Справа и слева от портретов на дверной коробке находятся резные вставки из грушевого дерева. Шпон грушевого дерева очень тонкий и от времени и неаккуратного обращения был сильно поврежден. Текстура у него мягкая, нежная и теплая. Под потолком размещен лепной фриз, выполненный в технике намазной лепки, с видами южного, скорее всего, крымского парка. Внучка Бажанова во время посещения дома рассказала, что у семьи в Крыму были свои любимые места. Отчетливо видны фонтаны, мостики, скульптуры, деревья.
Стены малой столовой отделаны дубовыми панелями. Прежде в стену был встроен буфет. Оригинальная дверь не сохранилась, при реставрации новая дверь была стилизована под окружающий интерьер. Бра воссозданы по историческим фотографиям. Люстра осталась она только на фотографии: сложная, украшенная мужскими фигурами, вазой и тарелкой. Другое название малой столовой - Гербовый зал. Здесь над каждой дверью располагаются гербы по одной диагонали Санкт-Петербурга и Москвы, а по другой Ярославской и Олонецкой губерний. Ярославсвская губерния &ndash место рождения хозяина дома, а Олонецкая имеет отношение к Михаилу Федоровичу Кириллову. Товарищество приобретало земли в Олонецкой губернии. Петербург и Москва представлены как символ деловых отношений: Товарищество взаимодействовало с московскими мануфактурами. (Г. Н. Гашкова « Обитатели дома Бажанова» С. 103).
М. Ф. Кириллов одним из пайщиков акционерного общества « Ф. Г. Бажанов и А. П. Чувалдина» и членом ревизионной комиссии. С хозяином дома его связывали не только деловые отношения. Но и большая дружба. Сохранились воспоминания, что Бажановы и Кирилловы жили одной большой семьей, до постройки дома на Николаевской, 68-19, а потом здесь, на Николаевской, 72 (Г. Н. Гашкова « Судьба обитателей дома Бажанова» ).
Стены большой столовой отделаны дубовыми панелями.В центре возвышается огромный камин, украшенный майоликовой плиткой и замечательной инкрустацией цветов ириса. Такие же ирисы в виде инкрустации (это видно на старых фотографиях) повторялись на всей мебели большой столовой.
Знаменита эта комната тем, что все пространство стен от декоративных панелей до потолка занимал « Богатырский фриз» Николая Константиновича Рериха, который он сделал по заказу Бажанова. Фриз был создан еще в 1910 г.Он состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2, 03 м. Общая длина больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.
Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, - « Баян» и « Витязь». Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней. По левую руку от дверного проема находились большие полотна &ndash « Вольга» и « Микула». Микула изображен могучим пахарем.Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы занимает ее центр, ритмы плавные, мягкие. По-другому строится композиция « Вольга» :дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают сложный ритм. Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчеркивает контрастность в их образном решении.В интерьере панно разделены камином. На противопоставлении, на контрастном подчеркивании образов строятся также два других произведения &ndash « Илья Муромец» и « Соловей-разбойник». Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской.
Самое большое панно &ndash « Садко», его длина - 7 м. Садко не богатырь,в былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический.
В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно Вольга . Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см.
В 1964 г. « Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу но его восстановлению провел старший художник-реставратор К.Б.Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 г.
В Русском музее в корпусе Бенуа представлены четыре полотна из фриза, Садко до сих пор хранится в запасниках музея. За последние 25 лет целиком фриз в России не выставлялся.
Под потолком прежде располагались открытые хоры. Люстра в столовой подлинная. Лампочки меняются через боковые стекла, в которых есть дверцы. Стекла новые, старинное осталось лишь одно. Особую сложность при реставрации представляло воспроизведение « морозного узора» на стекле.
Все помещения после большой столовой имеют низкие потолки, художественного убранства там нет. В этих комнатах появляется еще один уровень:если смотреть со двора это второй этаж, а следующее помещение будет уже третьим этажом, хотя конструктивно это все тот же второй этаж. В этом помещении есть как внутренняя лестница на хоры, так и наружная. Внутренняя лестница заделана, когда неизвестно. Личные комнаты хозяев, по всей видимости, были в других пространствах второго этажа, которые не принадлежат библиотеке, а заняты в настоящий момент частными квартирами.
В первом этаже левого дворового корпусарасполагался зал заседаний Товарищества.Конторы у них размещались в Апраксином дворе. Этот зал был предназначен для собраний именно жильцов дома &ndash членов Правления Товарищества. В зале была разборная сцена, стены украшали дубовые панели. До наших дней ничего не сохранилось. На месте зала находится обычная коммунальная квартира. Из гардероба на 1 этаже квартиры Бажанова был вход в этот зал. Из большой столовой в Белый зал вели огромные раздвижные двери с мастичной лепкой. Такая же лепка украшает пространство над зеркалами. В оформлении зала участвовал скульптор Л.А. Дитрих. Зал исполнен в торжественных бело-золотых тонах. Во время реставрации были заново воссозданы только плафоны в виде шишек, расположенные по периметру зала под потолком. В остальном облик помещения первоначальный. В зале великолепная акустика, это один из лучших камерных залов Петербурга. Библиотека проводит в нем концерты, выставки и конференции.
Отделка деревом всех парадных помещений квартиры Бажанова по проектам Алешина осуществлялась фирмой Ф. Мельцера. По рисункам же архитектора изготавливались фонари, канделябры, лампы, дверные ручки, замки, шпингалеты и другая фурнитура. Работу выполнили мастера слесарного завода Г. Шмидта.
Дом Бажанова имеет свои легенды: тщетно искали « несгораемую комнату», непомеченную на плане. А еще говорят, что в перекрытиях светового колодца, находящегося над парадной лестницей был вмонтирован аквариум с живыми рыбками и водорослями, где даже обитал сом. Документального подтверждения этому не найдено.
По словам заведующей библиотекой М. Л. Васюковой, необходимо сказать отдельное спасибо бывшим жильцам дома: они сохранили почти все десять парадных интерьеров с каминами, многометровый « Богатырский фриз», две модерновые люстры на пятьдесят лампочек каждая, резные деревянные украшения. В подлинных дубовых дверях сохранились замки, а на боковинах оконных проемов &ndash кожаная обивка. (Л. Березкин « В гостях у купца Бажанова» Известия № 11 2001 г. 24 января С. 11)
Литература:
1. Материалы экскурсии 2. Статья « Дом Бажанова» Б. Матвеева, М. Колотова в журнале « Диалог» № 35 1990 г. 3. Журнал « Стетопрозрачные конструкции» № 4(60) 2008 статья Н. Г.Шлёнова « История всегда дает повод для осознания мастерства». 4. Журнал « Под ключ» № 4(19) 2002 5. « Камины и печи» № 2(02) декабрь 2008 - январь 2009 6. Князева В. П. « Богатырский фриз». Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 105-117.Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова Ф.Г. и Чувалдиной А.П. с дворовыми флигелями
Дата создания: 1907-1909 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Марата ул., 72.
Номер в реестре: 781710808750006.
Описание улицы Марата
Улица Марата — крупная трасса Центрального района Санкт-Петербурга. Проходит от Невского проспекта до Подъездного переулка.В 1739 году улица называлась Преображенской Полковой. Дело в том, что власти собирались тогда проложить магистраль от нынешней Кирочной улицы до Разъезжей. А поскольку близ Кирочной квартировал Преображенский полк, имя было подходящим. Однако в ... читать далее >>>> :