город Санкт-Петербург, улица Марата, д.72 (район Центральный)

- это историческое здание, известное под названием «Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина .(Дом Бажанова) (начало)», построенное в стиле - Модерн в 1907-1909 году, архитектор(ы) - Алешин П. Ф.. Сегодня это - пятиэтажный кирпичный 9-подъездный дом общей площадью 8277.4м.кв., памятник архитектуры, используется как многоквартирный жилой дом. Управляющая организация - АЛЕВ

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)1200
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - ул. Марата, 72

«Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина .(Дом Бажанова) (начало)»

  • Почтовый индекс - 191119 .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - 5 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Материал межэтажных перекрытий- ж/бетон ,
  • Количество парадных - 9 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1907-1909 ,
  • Управляющая организация - АЛЕВ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - 8277.4 ,
  • Архитектор - Алешин П. Ф.
  • Дом газифицирован.

Дополнительные сведения: 1907—1909 год, архитектор П. Ф. Алёшин

Технико-экономический паспорт по состоянию на 21.10.2013,
Многоквартирный дом по адресу: Марата ул., дом 72, литер А, Центральный район,
Серия, тип проекта: индивидуальный,
Год постройки: 1907,
Общая площадь здания, (м2): (справочно): 8277.4,
Площадь жилых помещений, (м2): (справочно): 4559.46,
Площадь нежилых помещений функционального назначения, (м2): (справочно): 2974.94,
Площадь подвалов, (м2): (справочно): 1586,
Площадь мансарды, (м2): (справочно): 417,
Число этажей: 5,
Число лестниц: 9,
Количество проживающих (справочно): 169,
Отопление: центральное,
Горячее водоснабжение: от газовых колонк,
Газоснабжение: центральное,
Общее количество лифтов: 4,
Год ввода лифтов в эксплуатацию: 2002, 2006, 2006, 2006,
Состояние дома: исправный,
Общая площадь уборки придомовых территорий, (м2): (справочно): 671,
Площадь металлической кровли: 3034,
Количество ПЗУ (переговорно-замочных устройств): 9,
Типы квартир в доме: 2 комн., 3 комн., 4 комн., 5 комн.,
Кол-во кв по типам: 19, 14, 6, 1,
Полное наименование управляющей компании: ООО Жилкомсервис №2 Центрального района .

Историческая справка

Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина (Дом Бажанова). Интерьеры

Марата ул., 72. Архитекторы: Алешин П. Ф. Год постройки: 1907-1909 Стиль: Модерн.

Дом торгово-промышленного товарищества Бажанов и Чувалдина

Дом Бажанова - Интерьеры Модерн

Пам. арх. (федеральн.)

ул. Марата, 72

1907-1909 - Алешин Павел Федотович

см. Дом Бажанова начало

Дом Бажанова продолжение

В апартаменты Бажанова ведет парадная металлическая дверь главного корпуса. Этот единственный вход с улицы оформлен двумя тамбурами с дубовыми дверями. Верхняя часть дверей заполнена венецианскими стеклами с фацетом. Далее следует широкая белая мраморная лестница с низкими парапетами, переходящими во встроенные скамейки. За дубовой трехстворчатой дверью находится парадная лестница из белого каррарского мрамора &ndash трехмаршевая. Над ней симметрично друг другу расположены два вензеля: монограмма « ФБ» - принадлежала Филадельфу Геннадиевичу, а « ЕБ» - его супруге Екатерине Владимировне.

Сливово-брусничный цвет окраски стен холла был выявлен при реставрационных работах. И это один из немногочисленных подлинных цветов интерьера дома.

Прежде через световой фонарь на потолке (самый большой в доме) лестницу освещал дневной свет. Сейчас стекла окрашены, но сохранились бронзовые переплеты и само устройство светового фонаря. Он насквозь проходит через вышерасположенную квартиру до самой кровли. Над библиотекой в настоящее время находятся мастерские художников. Фонарь парадной лестницы с их стороны заделан паркетом. Наверху для обслуживания фонаря предусмотрена специальная комната.

Неизвестно были ли окна парадной лестницы окрашены,как сейчас, черный цвет. К моменту въезда библиотеки в это здание, они были такими. Известно только, что пространство парадной лестницы Алешин решал именно в черно-белых тонах. За стеклами находится узкий коридор с дверью, за которой квартира Бажанова продолжалась. Сейчас дверь эта заложена.

При реставрации слева от верхнего пролета лестницы были открыты изящные арочные проемы балкона,образующие холл второго этажа. В советские времена, когда здесь размещалась библиотека им. А.П. Чехова, холл был закрыт огромными листами фанеры, окрашенной в салатный цвет, и запирался на ключ, к которому была прикреплена бирка « Тёщина комната».

Напротив парадной лестницы расположена приемная хозяина дома. Комната облицована декоративными панелями, выполненными из орехового дерева. Резьбой украшены потолочные балки, на дверях &ndash резные филенки. Панели оконных проемов украшают майоликовые вставки, выполненные по эскизам М. А. Врубеля -изразцы « Павлин».

В этом помещении находится самый известный майоликовый камин « Вольга и Микула Селянинович». Камин был предложен к моменту завершения строительства дома мастерской П.К. Ваулина и Гельдвейна. Первый вариант камина на этот сюжет был исполнен к Парижской выставке 1900 г.Работа была отмечена Золотой медалью. Тот первый камин, очевидно, был продан, судьба его неизвестна. В музее-заповеднике « Абрамцево» есть разборные панно по этому сюжету. Есть такое панно и в Русском музее. Но цветовая гамма, при общем сюжете, совершенно другая. У камина в доме Бажанова деталей в сюжете больше всего. Отличить многочисленные вариации можно по лицам птиц-сирин - они у всех разные. Этот камин, скорее всего, одна из самых поздних работ Ваулина и изготовлена она здесь под Петербургом в его мастерской примерно в 1909 г. Все камины в доме в рабочем состоянии, все дымоходы исправны, но пользоваться каминами в библиотеке не позволяют нормы пожарной безопасности.

Свое подлинное убранство, кроме приемной, сохранили кабинет хозяина, гостиная, малая и большая столовые, холл, фойе с камином, а мебель для каждой комнаты после реставрации делали специально по эскизам администрации библиотеки. Готовую мебель тонировали непосредственно в тех комнатах, где она должна стоять, чтобы максимально точно воспроизвести оттенок декоративных панелей стен.

Автором проекта реставрации « Дома Бажанова» была Роза Ивановна Суслова. Благодаря ее строгости, принципиальности и незаурядному художественному вкусу, внутренним интерьерам был возвращен их первоначальный блеск.

В центре холла находится камин в замковом стиле. Он оформлен майоликовой плиткой и медной панелью с чеканкой с изображением дракара. Как и все остальные в этом доме, камин изготовлен в мастерской Ваулина и Гельдвейна. В верхней части камина находится декоративный фриз. Фриз со сценами из крестьянской жизни неизвестного автора расположен по стенам под потолком. Каждое панно имеет собственный сюжет и название. Отчетливо видны более 50 персонажей детей и взрослых.

Реставрация потолка холла представляла самую сложную задачу: он был сильно разрушен протечками с верхних этажей, к тому же в его оформлении нет повторяющихся деталей. Два года искали не просто лепщика, но лепщика-художника. Потолок реставрировал, а местами воссоздал, Павел Куделич.

В кабинете хозяина дома стеновые панели, деревянные элементы камина изготовлены из красного дерева. При реставрации обнаружилось, что на некоторых из них сохранился первоначальный слой лака. В правой части камина видна бронзовая ручка, при повороте которой открываются заслонки, приводящие камин в рабочее состояние. Потолок в кабинете кессонированный, заполнен интенсивной лепкой.Здесь в настоящий момент находится читальный зал. В фойе рама камина изготовлена из дуба. На майоликовых облицовочных плитках изображены розочки в стиле модерн. На потолке - изящный кованый фонарь.

Грушевая гостиная - дамско-детское пространство. Изначально ниже барельефов бронзовых бараньих головок на стенах была натянута ткань. Все дверные ручки в доме исполнены в одном стиле, и только здесь, в грушевой гостиной, ручки украшены изображением розы в стиле модерн.

Над дверями размещены изящные вставки в виде чеканки в техникегальвонопластики: символические изображения детства, юности и зрелости. Изначально они были сделаны из гипса. Эти лица связаны с семейством Бажанова, но как именно, никто не знает. За это говорят слишком характерные, не классические лица персонажей. Справа и слева от портретов на дверной коробке находятся резные вставки из грушевого дерева. Шпон грушевого дерева очень тонкий и от времени и неаккуратного обращения был сильно поврежден. Текстура у него мягкая, нежная и теплая. Под потолком размещен лепной фриз, выполненный в технике намазной лепки, с видами южного, скорее всего, крымского парка. Внучка Бажанова во время посещения дома рассказала, что у семьи в Крыму были свои любимые места. Отчетливо видны фонтаны, мостики, скульптуры, деревья.

Стены малой столовой отделаны дубовыми панелями. Прежде в стену был встроен буфет. Оригинальная дверь не сохранилась, при реставрации новая дверь была стилизована под окружающий интерьер. Бра воссозданы по историческим фотографиям. Люстра осталась она только на фотографии: сложная, украшенная мужскими фигурами, вазой и тарелкой. Другое название малой столовой - Гербовый зал. Здесь над каждой дверью располагаются гербы по одной диагонали Санкт-Петербурга и Москвы, а по другой Ярославской и Олонецкой губерний. Ярославсвская губерния &ndash место рождения хозяина дома, а Олонецкая имеет отношение к Михаилу Федоровичу Кириллову. Товарищество приобретало земли в Олонецкой губернии. Петербург и Москва представлены как символ деловых отношений: Товарищество взаимодействовало с московскими мануфактурами. (Г. Н. Гашкова « Обитатели дома Бажанова» С. 103).

М. Ф. Кириллов одним из пайщиков акционерного общества « Ф. Г. Бажанов и А. П. Чувалдина» и членом ревизионной комиссии. С хозяином дома его связывали не только деловые отношения. Но и большая дружба. Сохранились воспоминания, что Бажановы и Кирилловы жили одной большой семьей, до постройки дома на Николаевской, 68-19, а потом здесь, на Николаевской, 72 (Г. Н. Гашкова « Судьба обитателей дома Бажанова» ).

Стены большой столовой отделаны дубовыми панелями.В центре возвышается огромный камин, украшенный майоликовой плиткой и замечательной инкрустацией цветов ириса. Такие же ирисы в виде инкрустации (это видно на старых фотографиях) повторялись на всей мебели большой столовой.

Знаменита эта комната тем, что все пространство стен от декоративных панелей до потолка занимал « Богатырский фриз» Николая Константиновича Рериха, который он сделал по заказу Бажанова. Фриз был создан еще в 1910 г.Он состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2, 03 м. Общая длина больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.

Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, - « Баян» и « Витязь». Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней. По левую руку от дверного проема находились большие полотна &ndash « Вольга» и « Микула». Микула изображен могучим пахарем.Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы занимает ее центр, ритмы плавные, мягкие. По-другому строится композиция « Вольга» :дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают сложный ритм. Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчеркивает контрастность в их образном решении.В интерьере панно разделены камином. На противопоставлении, на контрастном подчеркивании образов строятся также два других произведения &ndash « Илья Муромец» и « Соловей-разбойник». Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской.

Самое большое панно &ndash « Садко», его длина - 7 м. Садко не богатырь,в былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический.

В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно Вольга . Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см.

В 1964 г. « Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу но его восстановлению провел старший художник-реставратор К.Б.Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 г.

В Русском музее в корпусе Бенуа представлены четыре полотна из фриза, Садко до сих пор хранится в запасниках музея. За последние 25 лет целиком фриз в России не выставлялся.

Под потолком прежде располагались открытые хоры. Люстра в столовой подлинная. Лампочки меняются через боковые стекла, в которых есть дверцы. Стекла новые, старинное осталось лишь одно. Особую сложность при реставрации представляло воспроизведение « морозного узора» на стекле.

Все помещения после большой столовой имеют низкие потолки, художественного убранства там нет. В этих комнатах появляется еще один уровень:если смотреть со двора это второй этаж, а следующее помещение будет уже третьим этажом, хотя конструктивно это все тот же второй этаж. В этом помещении есть как внутренняя лестница на хоры, так и наружная. Внутренняя лестница заделана, когда неизвестно. Личные комнаты хозяев, по всей видимости, были в других пространствах второго этажа, которые не принадлежат библиотеке, а заняты в настоящий момент частными квартирами.

В первом этаже левого дворового корпусарасполагался зал заседаний Товарищества.Конторы у них размещались в Апраксином дворе. Этот зал был предназначен для собраний именно жильцов дома &ndash членов Правления Товарищества. В зале была разборная сцена, стены украшали дубовые панели. До наших дней ничего не сохранилось. На месте зала находится обычная коммунальная квартира. Из гардероба на 1 этаже квартиры Бажанова был вход в этот зал. Из большой столовой в Белый зал вели огромные раздвижные двери с мастичной лепкой. Такая же лепка украшает пространство над зеркалами. В оформлении зала участвовал скульптор Л.А. Дитрих. Зал исполнен в торжественных бело-золотых тонах. Во время реставрации были заново воссозданы только плафоны в виде шишек, расположенные по периметру зала под потолком. В остальном облик помещения первоначальный. В зале великолепная акустика, это один из лучших камерных залов Петербурга. Библиотека проводит в нем концерты, выставки и конференции.

Отделка деревом всех парадных помещений квартиры Бажанова по проектам Алешина осуществлялась фирмой Ф. Мельцера. По рисункам же архитектора изготавливались фонари, канделябры, лампы, дверные ручки, замки, шпингалеты и другая фурнитура. Работу выполнили мастера слесарного завода Г. Шмидта.

Дом Бажанова имеет свои легенды: тщетно искали « несгораемую комнату», непомеченную на плане. А еще говорят, что в перекрытиях светового колодца, находящегося над парадной лестницей был вмонтирован аквариум с живыми рыбками и водорослями, где даже обитал сом. Документального подтверждения этому не найдено.

По словам заведующей библиотекой М. Л. Васюковой, необходимо сказать отдельное спасибо бывшим жильцам дома: они сохранили почти все десять парадных интерьеров с каминами, многометровый « Богатырский фриз», две модерновые люстры на пятьдесят лампочек каждая, резные деревянные украшения. В подлинных дубовых дверях сохранились замки, а на боковинах оконных проемов &ndash кожаная обивка. (Л. Березкин « В гостях у купца Бажанова» Известия № 11 2001 г. 24 января С. 11)

Литература:

1. Материалы экскурсии

2. Статья « Дом Бажанова» Б. Матвеева, М. Колотова в журнале « Диалог» № 35 1990 г.

3. Журнал « Стетопрозрачные конструкции» № 4(60) 2008 статья Н. Г.Шлёнова « История всегда дает повод для осознания мастерства».

4. Журнал « Под ключ» № 4(19) 2002

5. « Камины и печи» № 2(02) декабрь 2008 - январь 2009

6. Князева В. П. « Богатырский фриз». Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 105-117.


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова Ф.Г. и Чувалдиной А.П. с дворовыми флигелями
Дата создания: 1907-1909 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Марата ул., 72.
Номер в реестре: 781710808750006.

Доп. описание улицы Марата

Улица Марата — крупная трасса Центрального района Санкт-Петербурга. Проходит от Невского проспекта до Подъездного переулка.В 1739 году улица называлась Преображенской Полковой. Дело в том, что власти собирались тогда проложить магистраль от нынешней Кирочной улицы до Разъезжей. А поскольку близ Кирочной квартировал Преображенский полк, имя было подходящим. Однако в ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Достоевского 29/18,  ул. Звенигородская 24 в,  ул. Марата 2/73-75,  ул. Марата 65/20,  ул. Марата 67/17,  ул. Марата 67/17 Б,  ул. Марата 70а-70б,  ул. Марата 73,  ул. Марата 73 Б,  ул. Марата 73 Д,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, 72

Картинка скодом