город Пушкин, парк Екатерининский, д.8

- это бытового обслуживания, известный под названием «Екатерининский парк . Холодные бани ( Агатовые комнаты)», здание построено в стиле - Классицизм в 1779-1787 году, архитектор(ы) - Камерон Ч.. Дом - , используется как бытового обслуживания . Управляющая организация - АЛЕВ

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)1200
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - парк. Екатерининский, 8

«Екатерининский парк . Холодные бани ( Агатовые комнаты)»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - бытового обслуживания,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1779-1787 ,
  • Управляющая организация - АЛЕВ,
  • Состояние - в эксплуатации,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Камерон Ч.

Екатерининский парк. Холодные бани ( Агатовые комнаты)

Пушкин Екатерининский парк, 8 Архитекторы: Камерон Ч. Год постройки: 1779-1787 Стиль: Классицизм Екатерининский парк.

Холодные бани ( Агатовые комнаты) классицизм

Пушкин. Екатерининский парк, 8

1779-1780 - арх. Камерон Чарльз - строительство здания

-1787 - завершение отделки

см. Екатерининский парк

Классический ансамбль Чарльза Камерона, созданный в 1780-1794 гг. в Старом царскосельском парке включает

Камеронову галерею, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветочный садики и Пандус.

Холодные бани (первоначальное название - Термы) были построены в 1779-1780 гг., арх. Чардьз Камерон. При их создании использовались мотивы римских терм. Величавая торжественность Агатовых комнат основана на соотношении пропорций, четком ритме и использовании ордера.

Камерон поставил это здание рядом с дворцом, у южного угла дворцового флигеля. Перед главным фасадом Холодных бань находится терраса Висячего сада. Холодные бани соединены с Зубовским корпусом дворца и Камероновой галереей Висячим садом, а с парком - широким пологим Пандусом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, здесь располагаются так называемые Агатовые комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием колонн таких же, как на Камероновой галерее, что связывает здания композиционно.

Строительство павильона началось весной 1780 г.

Холодные бани - небольшое прямоугольное здание. Цокольный этаж выложен массивными рустованными блоками пудостского камня, добывавшегося в селе Пудость под Петербургом. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых - прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со стоящими в них скульптурами. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы. Второй этаж (Агатовые комнаты) гладко оштукатурен, окрашены нежно-желтым цветом, на фоне которого выделяются ниши, окрашенные в цвет терракоты.

Расставленные парами и в одиночку колонны главного фасада замыкают овальный портик-ротонду и декорируют углы ризалитов. В нишах ризалитов - большие окна-двери, по сторонам дверей ниши с бронзовыми бюстами. В одной из них - статуя Амура - копия с античного мрамора IV в. до н.э., в другой - Амур и Психея.Вначале по замыслу Камерона в нишах всех фасадов предполагалось установить каменные статуи (скульпт. Ж.-Д.Рашетт). Но когда статуи были сделаны, со стороны главного фасада их заменили бронзовыми бюстами-аллегориями. Автор мраморных оригиналов франц. ск. Лабер Сижисберг Адан. Мраморные тумбы под бюстами, украшенные розетками и цветами, выполнил русский камнерез Иван Семенов. Перед входом в портик-ротонду - два бронзовых бюста - Антония в образе Меркурия и Весты. Стату и бюсты отлиты в 1781-1787 гг. мастерами В.Можаловым и Э.Гасклу. В нишах портика - ск. Мальчик, вынимающий занозу и Венера, сидящая на корточках. Это самые первые копии с антиков, выполненные в Академии художеств в 1772 г.

В лепных мельонах главного фасада и портика представлены аллегорические образы времен года. Скульптура фасадов, обращенных в парк олицетворяет реки и озера: cидящая женщина - Нева, старик - Волхов. На медальонах-барельефах этого фасада - Веста, Гигея, Флора и др. Фасад, обращенный к регулярному саду украшен статуями наяд и Эола. Барельефы трех фасадов, обращенных парк выполнены ск. Карлом Гоффертом. Все каменные скульптуры и медальоны главного фасада - Ж.-Д. Рашеттом.

Постройка Холодных бань была завершена в 1787 г.

Свою приверженность к античному искусству Ч. Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и планировке здания. В нижнем этаже здания размещены помещения для купального зала, ванны, русской бани с паром. Во втором этаже - 6 богато отделанных комнат для отдыха. В декоративном убранстве овальных и многоугольных залов также широко использованы мотивы римских построек. Большое внимание арх. уделял украшению сводов, сочетая живопись с рельефной скульптурой и лепкой. В залах второго этажа много скульптуры. В нишах, на каминах, столах и тумбах были установлены статуи и бюсты мифологических персонажей, философов, императоров. В конце 1780-х в Агатовых комната их было 30. После ВОВв их осталось 11. Значительная часть рельефной скульптуры сохранилась.

Три дубовые входные двери главного фасада вводят в помещения Агатовых комнат. Дверь налево - в переднюю, называемую Кабинетцем средняя дверь - в Большой зал, дверь направо - в Библиотеку и на лестницу в первый этаж. Основной объем павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам. На отделке парадных помещений Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой.Камерон разработал несколько вариантов убранства помещений. Арх. предложил во всех парадных помещениях и на первом этаже покрыть стены искусственным мрамором с росписью орнаментами. Один из вариантов Екатерина II приняла. Однако в период строительства вносились серьезные изменения.

Так весной 1783 г. Камерон получил указание подготовить проект отделки яшмой двух комнат во втором этаже. Нужное количество камня было заказано на Петергофской гранильной фабрике. Подрядчик, купец Василий Давыдов вскоре выстроил специальную временную мастерскую в своей усадьбе в Царском Селе для распиловки и обработки полученных камней (их было более 1 000, общим весом 25 т). Каменных дел мастер Иван Балакшин приступил к работе. Среди полученных камней были - яшма красная, зеленая, зеленая с красными прожилками, мелкополосная зеленая, агат темно-красный с белым кварцем (уразовская яшма) и горный восточный хрусталь (зеленая яшма). Все яшмы из Петродворца в Конторе строений Царского Села называли агатами - отсюда и название второго этажа Холодных бань - Агатовые комнаты. Для долговечности яшмовой облицовки стены двух кабинетов сначала облицевали плитами камня-известника, а уже затем яшмой. Утолщение облицовки стен привело бы к изменению размеров помещений. Для сохранения прежних прпорций Камерон стесал стены на 10 см и лишь потом приступил к облицовке кабинетов. Яшмовые комнаты являются уникальным произведением русского искусства XVIII в.В декоративном убранстве помещений второго этажа Камерон широко использовал золоченую бронзу. Бронзовые орнаменты, каминные приборы, решетки, таганы, осветительная арматура Агатовых комнат и Екатерининского дворца выполнены по рисункам Камерона. Подрядчиком по худ. бронзе был Иосиф Басселье (содержатель часовой фабрики) и медных дел мастер Шперлинг.

В 1784 г. Камерон сделал рисунки полов и дверей для Холодных бань. Двери на втором этаже представляли собой сложный набор арабесок из разных пород дерева, украшеный перламутром. Но высокая их стоимость привела к тому, что для убранства комнат были использованы полы, выполненные по проекту Ю.М.Фельтена, из недостроенного дома А.Д. Ланского (на Дворцовой пл. напротив Зимнего дворца). В 1785 г. Камерон подготовил проект их использования. Полы дома Ланского использованы в Овальном зале, двух яшмовых комнатах и Овальном кабинете. В Кабинетце и Библиотеке сделаны полы по рис. Камерона. Столярные работы выполнил мастер Иоганн Шпонгольц.Для дверей Камерон разработал новый упрощенный проект (сохранилась одна из трех дверей в Большом зале). Двери яшмовых комнат с одной стороны отделаны камнем.Одновременно производились работы и на первом этаже. Первоначальный проект интерьеров, одобренный Екатериной II, предполагал сделать убранство не менее богатым, чем в залах второго этажа. Но в разгар строительства заказчица решила отказатьсься от дорогостоящего проекта. Переработанный Камероном проект исключал всю художественную отделку кроме двух мраморных каминов. Несмотря на все упрощения строительство Холодных бань обошлось в 463 560 рублей.

Интерьеры отделывали русские и иностранные мастерстера декоративного искусства. Подрядчиком на живописные, малярные, позолотные и скульптурные работы был утвержден Жан Батист Шарлемань (скульптор-декоратор, владелец мебельной мастерской). (В то время Подрядчик вносил залог - 10% стоимости заказа). В декоративном оформлении залов и фасадов участвовали ск. Жан Доминик Рашетт и Карл Гофферт. Рашеттом исполнены 55 лепных медальоно-горельефов для интерьеров и 12 каменных статуй для украшения фасадов. Передняя. Отдыхальная комната.Купальный зал просторное светлое помещение с двумя полуциркульными окнами. Стены украшает скульптурный фриз с медальонами. Под сводами скульптурные панно. Посреди зала круглый бассейн. Его окружала деревянная балюстрада. Стоял камин белого мрамора с орнаментами золоченой бронзы. Во время оккупации здесь была конюшня.Ванная комната - просторное помещение с камином серого мрамора.Угловой кабинет служит предбанником. По оформлению повторяет Отдыхательную комнату, но без камина. На своде потолка лепные барельефы.Русская баня. Камерон не представляя, что такое русская баня, обратился в Контору строений, которая приписала арх. И.В. Неелова приступить к сооружению бани. Стены обшиты досками, деревянный пол. Оборудование - в углу печь, на решетчатом своде которой лежало 250 пушечных ядер для получения пара.

В годы Великой Отечественной войны пострадала яшмовая облицовка и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты бесследно исчезли мраморная скульптура, 6 яшмовых ваз, 9 бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII в.

на карте

Соседние дома : парк. Екатерининский 51,  парк. Екатерининский 39,  парк. Екатерининский 49,  парк. Екатерининский 41,  парк. Екатерининский 46,  парк. Екатерининский 47,  парк. Екатерининский 54,  парк. Екатерининский 53,  парк. Екатерининский 44,  парк. Екатерининский 45,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Пушкин, пар корпус Екатерининский, 8

Картинка скодом