Список домов, по улице Ямской:

   100, 102, 102 А, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 17, 24А, 24Б, 48, 48А, 50, 52, 57, 59, 65, 71 А, 73, 73к.2, 73к.3, 75, 75к.1, 76, 77, 77 к.3, 77к.2, 86, 86к.1, 86к.стр., 87, 88, 89, 90, 91, 92, 94, 94В, 96, 96А, 98, 98 А, 98 В, 98 Д, 98Б, 99,

Ямская – одна из главных улиц Тюмени, основная улица Затюменки. Ее еще называют «гостевой», потому что по ней из аэропорта «Рощино» въезжают в город его гости.

На доме № 2 установлена мемориальная доска с надписью: «Улица Ямская названа в память первой в Сибири Ямской слободы, основанной в 1605 г. ямщиками, переселенными из центральной части Тюмени».

К 1600 году в Тюмени проложили проезжую дорогу – тракт из европейской части России через Соликамск, Верхотурье, Туринск и продолжили ее к Тобольску. По указу царя Бориса Годунова в 1601 году организовали станцию (тогда говорили –ям). Русские слова «ям», «ямщик» произошли от тюркского «дзям» - «дорога».

Сначала ямщики жили в Тюменской крепости, но там и без них было тесно. По коллективной просьбе ямщиков в 1605 г. царь Борис разрешил им выселиться из города и образовать свою слободу. Строили сами- жилые дома, конюшни, амбары, бани, кузницы, дома для проезжающих, для смотрителя станции и канцелярии, а также прочие необходимые постройки.

В первые годы в Ямской слободе все было иначе, чем теперь. Четкая система улиц сформировалась здесь, как и в главной части Тюмени, только после 1767 г., в соответствии с первым генеральным (регулярном) планом застройки города. А Ямская улица получила свое название только в XIX в., однако она хорошо просматривается на всех старых планах города.

Со стороны России по Ямской был красивый въезд в Тюмень. Когда обозы от современного пансионата им. Оловянникова поднимались к улице Полевой, самому высокому месту Затюменки, перед путешественниками открывалась широкая панорама Тюмени. Над низкими одноэтажными домами слободы поднимались к небу колокольни и главы церквей Спасо-Троицкого монастыря, справа Благовещенской церкви, а позже, со второй половины XVIII в., - и других храмов. На наших истово верующих в Бога предков этот благолепный вид производил сильное впечатление. Мужчины снимали шапки, крестились на колокольни, благодарили Бога за благополучное прибытие в Тюмень.

До 1763 года все дороги в Сибирь были запрещены, кроме этой, проложенной на рубеже XVI и XVII в. через Верхотурье в Тюмень. В разное время она называлась по-разному: Новой Сибирской дорогой, Туринским, Краснополянским, Ирбитским трактами. Никто не мог миновать Тюмень до указанной даты, да и после многие ездили этим путем, потому много знатного и незнатного народа попадало к нам по Ямской улице, где стояли постоялые дворы, заменявшие гостиницы.

Писатель Н.В. Шелгунов посетил Тюмень в 1869 г. Местные постоялые дворы поразили его: «гостиниц в нем нет, а есть постоялые дворы, не особенно щеголяющие даже чистотой. Тюменские постоялые дворы рассчитаны на людей неприхотливых и непривычных к удобствах. В них есть и мебель, есть и кровати, но на мебели сидеть мученье, а на кроватях спать невозможно – голые доски с клопами. С человека за помещение и еду берется рубль в сутки. За этот рубль путешественник получает два раза в день самовар, к нему сливки, хлеб и затем обед и ужин… Хотя тюменцы и выдают свои булки и сухари за хлеб, но это происходит часто по неведению…».И далее автор подробно рассказывает: «то, что в Тюмени зовется хлебом представляет собой вещество желтовато-серого цвета, весьма плотное, мягкое, но лишенное упругости и чрезвычайно тяжелое. Сколько можно судить об этом веществе наглядно…это должно быть или уксуснокислая, или сернокислая глина. Начиная от Тюмени…только в губернских городах – Тобольске, Томске… можно иметь за баснословную цену так называемый белый хлеб…Приготовления крупчатки (сорт чистой пшеничной муки) народ не хочет знать, находя ее невыгодной, а потому смолотая и непросеянная мука идет прямо на приготовление хлеба…Сибирский пшеничный хлеб имеет вкус чрезвычайно неприятный, и для человека, выросшего на хлебе европейском, которым можно питаться только в крайности».

Еще в начале XX века Ямская улица заканчивалась у перекрестка с современной улицей Болотникова, а дальше поворачивала чуть вправо и направлялась в сторону современного пансионата им. Оловянникова по современной Барнаульской улице.

В конце 1920-х годов на этой окраине Тюмени разместили обширные военные склады и городки и Ямскую проложили между ними в строну современного Дома обороны, где она разделилась: одна дорога уходила влево к железной дороге и возле нее – вокзалу. Позже здесь сформировалась ул. Белинского, Таврическая, Клары Цеткин. Другая дорога шла в сторону современной Авторемонтной. По улице Бакинских комиссаров (тогда она была безымянной проезжей дорогой) выезжали на Туринский, или Ирбитский, тракт (теперь улица Барнаульская).

Современная Ямская окончательно сформировалась к началу 80-х гг. XX в. Ее можно условно разделить на три части: старую (от реки Туры до ул. Болотникова), новую (от Болотникова до Аккумуляторной) и лесную (от Аккумуляторной до Рощинского кольца).

Ямская улица начинается от крутого берега реки Туры, где по его краю проходит ул. Коммунистическая (до 1922 г. – Большая Монастырская), и по пологому косогору поднимается к ул. Полевой, по которой проходит граница старинной Ямской слободы.

Это самая старая часть улицы. Ширина ее сохранилась та же, что полагалась по первому генеральному плану застройки Тюмени. Здесь в основном деревянные дома, построенные во второй половине XIX в. Хоть и прочны были дома из сибирской сосны и лиственницы, но время превратило их в труху. Дома покосились, вросли по окна в землю, и только резные наличники свидетельствуют об их былой красоте и стати. Кирпичных домов тут единицы. Правда, состоятельные люди в последние годы XX в. обложили свои деревянные дома модным в Тюмени красным кирпичом, в результате дома выглядят дворцами.

В начале улицы по нечетной стороне высится здание бывшего коммерческого училища Колокольниковых – с 5 августа 2005 года архитектурно-строительный университет. Рядом в 80-х годах вуз возвел новый учебный корпус, резко отличающийся от старого строгими четкими линиями, гладкими стенами «без архитектурных излишеств» - тоже памятник своей эпохи. Рядом университет в 2004 -2005 гг. построил плавательный бассейн и оборудовал его по последнему слову техники, длина водных дорожек 50 метров. Есть помещение и для занятий другими видами спорта.

Между домами № 18 и 20 можно увидеть еще совсем целые деревянные ворота старой усадьбы: калитка и двухстворчатые ворота для въезда конных экипажей. Когда-то такие ворота были почти у каждого здания. У дома № 28 сохранились ворота с кирпичными столбами и аркой. Теперь здесь располагается магазин «Свет».

Дом № 28 – Дом Е.Г. Молодкиной. Усадьба построена на территории Царева городища в конце XIX в. и с 1901 г. принадлежала тюменскому врачу А.Н. Климшину. Комплекс усадьбы составляет: одноэтажный деревянный жилой дом на каменном полуподвале, двухэтажный амбар, забор с воротами и калитками и сад (сохранились ценные породы деревьев)

Между улицами Ирбитской и Затюменской нечетную сторону с осени 1941 по 1971 г. занимали производственные корпуса эвакуированного из г. Подольска Московской области аккумуляторного завода. Предприятие переехало на новую площадку здесь же, на Ямской улице.

Старая часть Ямской мало затронута современной застройкой. В 70-е годы XX в. построена пара домов возле перекрестка с ул. Полевой на четной стороне, в 70-80 гг. – на нечетной стороне. На перекрестке с ул. Л. Толстого утесом поднимается десятиэтажный жилой дом, состоящий из двух частей. Белую часть, выходящую фасадом на Ямскую, построили в 1994 г., а краснокирпичную, с фасадом на ул. Л. Толстого, - только в 2003 г.

Популярное на сайте Правдом.

Типовая серия - I-447С-42

Типовая серия - I-447С-42. Девятиэтажный жилой точечный жилой дом на 54 квартиры

Москва, Пресненская набережная

Москва, Пресненская набережная. расположена на левом берегу Москвы-реки в Пресненском районе между Краснопресненской набережной и Тестовской улицей.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-12-01 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>>
2024-12-01 До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>>
2024-12-01 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах