Список домов, по улице Технической:

   10, 10/1, 12, 12а, 12АБ, 14, 14а, 14Б, 14В, 16, 16А, 16Б, 16в, 2, 20, 3, 35/45, , 5, , 63, 65, 7, ,

Казалось бы, эта улица, проходящая по границе Кировского и Ленинского районов Саратова, — самая обычная и «среднестатистическая», каких на задворках города десятки, если не сотни. Но только не для альтернативных краеведов! На самом деле Техническая интересна как с точки зрения контраста селитебных (предназначенных под застройку или находящихся под застройкой. — Авт.) территорий, по которым она проходит, так и с точки зрения перспектив урбанистики.

Начать стоит с того, что это единственная улица, которая пересекает проспект 50 лет Октября. Все остальные от него начинаются. А вот где именно начинается Техническая — сказать трудно, поскольку вектор нумерации домов на ней если не отсутствует начисто, то уж точно разнонаправлен. Т.н. «старая нумерация» идет от проспекта 50 лет Октября в сторону гор, а «новая» — в другую сторону: от моста через железную дорогу в направлении к опытным полям НИИСХ Юго-Востока и растущему на них новому микрорайону «Звезда». К тому же, на Технической есть постройки с повторяющимися адресами. Например, дом №16 — это и конфетная фабрика, и жилой барак в районе ул. Вишнёвой… Или дом №14 — такой адрес есть, опять же, у барака и у нового дома в «Звезде». Жилые дома с №12 тоже разбросаны по разным концам улицы, находящимся в разных микрорайонах.

Мы начнём наше путешествие по Технической, поднявшись один квартал по ул. Вишнёвой от проспекта 50 лет Октября. Пока идём до нужной точки, смотрим не направо, где стоят малоинтересные общаги и однотипные пятиэтажки хрущёвского типа, а налево. Там в горку поднимается жилой массив, состоящий из нескольких розовых двухэтажных зданий, построенных в начале 1950-х. Эти здания интересны выходящими в торец террасами, характерными для послевоенных домов низкой этажности. Несмотря на богатую архитектуру с большим количеством лепных элементов, это типовые постройки, какие есть в разных городах Советского Союза. Теперь массив на Вишнёвой пребывает в состоянии стагнации — несколько лет назад тут была огромная, долго не убираемая свалка. Хотя сегодня вопрос благоустройства микрорайона частично решён, а фасады бараков заново окрашены в неизменный цвет pink, в зданиях царит коммунальный рай, а в квартале — люмпенская атмосфера. Не исключено, что в скором времени эта местность будет сильно меняться под влиянием новой застройки.

Пройдя один квартал вверх по Вишнёвой, надо повернуть налево. Тут перед нами и открывается во всей своей красе Техническая — с левой стороны продолжаются розовые бараки, с правой — разномастная частная застройка. В последней выделяется двухэтажное деревянное здание с окнами интересной формы. Судя по всему, этот дом, стоящий на пересечении Технической с улицей Суворова, — одна из самых древних построек в здешних местах. А история данной местности, по всей видимости, начинается в 1930-е годы: тогда Техническая планировалась на окраине Красноармейской слободки параллельно Замковому проезду (ныне это небольшой проход в старом частном секторе, наступающем на Лысогорское плато выше 1-й Дачной).

Геометрической симметрии в этом районе не получилось, и ул. Техническая от ул. Вишнёвой идёт как бы полукругом в сторону проспекта 50 лет Октября (если исходить из логики «старой» нумерации, то наоборот). По мере спуска к главной магистрали района пространство начинает резко меняться. Слева бараки перерастают в хрущёвки, а те в свою очередь — в позднесоветскую Г-образную девятиэтажку. Справа частный сектор уступает место сравнительно новым панельным высоткам, которые растут из неглубокого оврага, огибаемого «полукруглой» Технической улицей. Вслед за ними взору открываются автозаправка и ночной клуб, в который был переоборудован кинотеатр «Красноармеец» (в начале 1990-х переименованный в «Арс»).

Если слева, за Г-образной девятиэтажкой начинается барачный квартал, который мы уже исследовали, то справа, вдоль проспекта 50 лет Октября, за заправкой и бывшим кинотеатром, виднеется бурно развивающийся центр 1-й Дачной с новыми торговыми комплексами, выросшими на месте планируемого под бульвар пустыря и стихийного базара местного значения.

Но, полюбовавшись достижениями современного общества потребления, долго здесь не задерживаемся и переходим на другую сторону проспекта. Отсюда наш путь лежит в сторону моста через железнодорожные пути, проходящие по довольно древнему микрорайону нижней Монастырки, существовавшей ещё на дореволюционных картах. Пешеходная зона Технической улицы здесь только слева — со стороны промзоны радиоприборного завода, управления ФМС и стройки очередного ТРЦ. Справа же — мумифицированный частный сектор, относящийся к Монастырке. Неизвестно, имеют ли привязку одноэтажные домишки к исследуемой нами улице (аншлагов на них не видно), зато абсолютно точно, что в начале прошлого века Монастырская слобода граничила с выгоном, где пасли скот. От выгона ничего не осталось (на его месте сейчас упомянутая промзона), о нём лишь свидетельствует идущая параллельно древняя улица Выгонная, потерявшая свой изначальный облик в 1970-е годы, когда с одной стороны была застроена новыми многоэтажками.

Интересно, что советская застройка почти не касалась малоэтажного пространства между Технической и Выгонной улицами. Дело в том, что в конце 1970-х — начале 1980-х городские власти планировали проложить здесь трамвайную линию, соединяющую центр города с северными окраинами Ленинского района. В некоторых источниках упоминается, что планируемый трамвайный маршрут должен был идти от проспекта 50 лет Октября по улице Технической, далее, преодолевая мост через железную дорогу, по ул. Шехурдина до ипподрома, а затем — в сторону 6-го квартала.

По другим данным, очередную ветку городского электротранспорта планировалось провести через опытные поля и конец улицы Технической (куда и лежит наш путь), с дальнейшим выходом к стадиону «Авангард» на Молочке, и соединить к 1995 году трамвайные маршруты №3 и 11 дополнительным сообщением. Вот что об этом говорится в статье «Будущее транспортных маршрутов» в газете «Коммунист» от 30 апреля 1988 года: «Саратовцы предлагают строительство новой трамвайной линии по Технической улице с выходом на трамвайный маршрут №3. В створе улицы Технической построен и введён в эксплуатацию путепровод через железную дорогу, ведутся дорожные работы. Часть улицы проходит по землям института сельского хозяйства Юго-Востока. Горисполком обратился в областной Совет народных депутатов с просьбой изъять под дорогу часть пахотной земли. После решения указанного вопроса трамвайно-троллейбусное управление приступит к сооружению пути, соединяющему маршруты №3 и 11».

Как рассказывает редактор интернет-портала sarmetro.ru Антон Пикляев, строительство новой ветки трамваев было запланировано в 1979 году, когда приняли программу развития городского транспорта, в которой указывался срок начала строительства саратовского метрополитена: 1995-2000 годы. Помимо строительства троллейбусного депо в Заводском районе, реконструкции энгельсского железнодорожного вокзала как второго городского, продления 13-го троллейбусного маршрута до областной больницы и 11-го трамвайного, планировалось строительство трамвайной линии и по улице Технической.

Но, увы, рыночные реалии 1990-х не позволили реализовать данный проект, хотя мост, к которому мы приближаемся, проектировался с выделенной полосой для рельсового транспорта, которая ныне сиротливо пустует. В 2003 году председатель комитета городской думы по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу С. Голубь сообщал: «Хроническое недофинансирование МУПП «Саратовгорэлектротранс» не позволяет реализовывать среднесрочную программу развития горэлектротранспорта, разработанную для г. Саратова институтами «Саратовгражданпроект» и ЦНИИП «Градостроительства» (г. Москва), по которой намечалось строительство трамвайных путей по ул. Технической до стадиона «Авангард» и от стадиона до пос. Новосоколовогорский». То есть если бы не известные события начала 1990-х, сегодня мы, может быть, катались бы на трамвае по Технической чуть ли не до Юбилейного посёлка!

Впрочем, спустимся с небес на улицу Навашина, в которую Техническая упирается после путепровода. С левой стороны видим мрачные даже в ясный день кварталы Студгородка — мрачные как из-за примитивного художественного образа, свойственного безликой и «серой» архитектуре 1960-х, так и из-за бурной растительности, закрывающей солнце. Но нам в другую сторону, направо по улице Навашина, вдоль панельных пяти- и девятиэтажек с одной стороны и ботанического сада с другой, до первого поворота налево. Примерно через 400 метров, в промежутке между хрущёвками, построенными в брежневское время, под аркой газопровода улица Техническая продолжается на север. В этой местности, примыкающей к микрорайону СХИ, довольно уютная и даже в морозы весенняя атмосфера. Хайтек советского домостроения тут перемежается с хозяйской самодеятельностью подземных нор-сараев, цветниками и сладким запахом приближающейся кондитерской фабрики. Музыка здешних, замерших в 1980-х, мест тяготеет больше не к депрессивному советскому андеграунду, а к официозной эстраде. Например, как пел ВИА «Ариэль», «тянет неспроста в заповедные места».

Такой же позитивизм советского новостроя и в квартале, расположенном почти на самом отшибе Технической улицы. Сюда несложно попасть, если идти прямо на север от «кондитерки», вдоль толстых труб, отделяющих публичное пространство от территории бывшего военного училища ракетных войск имени Лизюкова (ныне — Региональный учебный центр боевой подготовки ракетных войск и артиллерии ВС РФ). За территорией училища «анклав» и располагается. Ещё каких-то 15 лет назад он был труднодоступен для горожан, и местным жителям приходилось добираться до дома пешком. В этой связи совершенно неудивительно, что население требовало проведения сюда трамвайной ветки. Сегодня вместо рельсового транспорта ходят маршрутки, а деградация 1990-х никак не сказалась. Объясняется это, скорее всего, тем, что данная местность за последние годы активно развивается и застраивается. Упомянутый уже микрорайон «Звезда», расположенный напротив «анклава», растёт на части земель опытных полей НИИСХ Юго-Востока, севернее Военно-картографической фабрики. Тем более что генпланом предусмотрена дальнейшая территориальная экспансия жилищного строительства.

Завершить большой поход по улице Технической лучше не в «Звезде», где городская энергетика только формируется, а именно в просторном дворе «анклава». Местность здесь сравнительно благоустроена, и альтернативным краеведам можно на скамеечке обсудить с местными жителями проблемы и перспективы современной урбанистики.

Примечательные здания по улице Технической:

техническая 10 /1    -  Техническая - 10/1,   
Техническая 16 в    -  Техническая - 14В,   
Техническая 2    -  Техническая - 2,   
Техническая 20.    -  Техническая - 20,   
Техническая д 10.    -  Техническая - 10,   
Техническая д 12 а    -  Техническая - 12а,   
Техническая д 12 аб.    -  Техническая - 12АБ,   
Техническая д 12.    -  Техническая - 12,   
Техническая д 14 а    -  Техническая - 14а,   
Техническая д 14 б.    -  Техническая - 14Б,   
Техническая д 14.    -  Техническая - 14,   
Техническая д 16 .    -  Техническая - 16,   
Техническая д 16 а.    -  Техническая - 16А,   
Техническая д 16 в.    -  Техническая - 16в,   
Техническая д 3.    -  Техническая - 3,   
Техническая д 3.    -  Техническая - 3а,   
Техническая д 35 /45.    -  Техническая - 35/45,   
Техническая д 5 а .    -  Техническая - 5А,   
Техническая д 5.    -  Техническая - 5,   
Техническая д 63.    -  Техническая - 63,   
Техническая д 65.    -  Техническая - 65,   
Техническая д 7 а.    -  Техническая - 7А,   
техническая7    -  Техническая - 7,   
Техническкая д 16 б.    -  Техническая - 16Б,   

Популярное на сайте Правдом.

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки. Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки составляют более 30% жилья в городах

Как выглядел коттедж-хрущёвка

Как выглядел коттедж-хрущёвка. В 1961 году в Ленинграде был возведён первый и единственный индивидуальный дом-хрущёвка.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-12-01 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>>
2024-12-01 До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>>
2024-12-01 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах