1, 10, 12, 12 А, 14, 14 А, 18, 18А, 20, 24, 26, 26 А, 29, 3, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 36 А,
СТУДЕНЧЕСКАЯ улица
Была предусмотрена генеральным планом города 1774 года. При проектировании ее первоначально назвали 3-й Дворянской линией, а позже – просто 3-й Дворянской (в отличие от проложенных рядом Большой, 1-й и 2-й Дворянских линий – современных пр. Революции, ул. Ф. Энгельса, Никитинской). Улицу показывали на планах города XVIII и начала XIX столетия, однако в то время на ней не построили еще ни одного дома. Правда, было обжито место в конце улицы (у ее пересечения с современной ул. К. Маркса). Но там, где была запланирована проезжая часть, впоследствии оказались дворы, сады. 3-я Дворянская сформировалась только в 1830–1840-х годах, когда в ее районе построили здания Воронежского Михайловского кадетского корпуса, образовали Кадетский плац и рядом с ним новую Сенную площадь.
Сенная площадь… Этот топоним несколько раз «перемещался» по городу, так как очень важную в прошлом торговлю сеном и другим фуражом несколько раз переводили с одной площади на другую. В середине XVIII века «Сенная и дровяная площадь» была главной и самой крупной базарной площадью Воронежа. Она занимала местность, которую сейчас пересекает начало Плехановской улицы (в районе сквера с памятником жертвам белого террора и Бунинского сквера). После пожара 1773 года образовали новую главную площадь в границах современного проспекта Революции, улиц К. Маркса, Ф. Энгельса, Комиссаржевской. Но находилась она там недолго. Вскоре торговлю сеном перенесли на площадь, устроенную по генплану города 1774 года (Сенная, затем Щепная площадь). И вот на рубеже 1830-х и 1840-х годов – очередное перемещение. Обширная Сенная площадь заняла тогдашнюю городскую окраину, то место, где сейчас Центральный стадион профсоюзов на Студенческой и соседняя с ним водоподъемная станция. Сначала площадь именовали Новой Сенной. Постепенно определение «Новая» отпало.
Именно об этой площади, где дольше всего продавали сено, больше всего наслышаны и старожилы, и другие коренные воронежцы, и краеведы. В 1871 году сюда же перевели конную продажу, а также торговлю глиняной посудой. Правда, грязная, немощеная и не имевшая хороших путей окраинная площадь не устраивала продавцов лошадей, и они старались торговать на Старой Конной площади, если им позволяли власти. В 1884 году конную торговлю окончательно перенесли на Ново-Конную площадь.
С 1873 года на Сенную площадь поступала вода по трубам, действовала водоразборная будка (это означало, что водопровод впервые подошел и к улице). В 1876 году поставили деревянное здание, в котором совместили весовую галерею и полицейский пост. Но главное, что и в начале XX века на площади продолжали стоять балаганы для сена…
Возможно, улицу тоже нарекли бы Сенной, если бы не события 1868 года. Тогда вступила в строй Козлово-Воронежская железная дорога с вокзалом. Северо-восточное завершение улицы спланировали таким образом, что оно стало подводить к привокзальной площади, превратилось в одну из сторон этой площади. Отныне по улице стали подъезжать к станции, везти грузы. Пришлось пробить между дворами «недостающий» отрезок улицы, запланированный столетием раньше: между современными ул. К. Маркса и Комиссаржевской. Улица приобрела новое, характерное имя – Грузовая, но, как часто бывало, утвердилось оно не сразу. Вновь пробитый участок в документах середины 1870-х годов называли «новой улицей», или Капустинской улицей (вероятно, по фамилии домовладельца). Все же вскоре всю улицу стали именовать Грузовой, а название «3-я Дворянская» употреблять только по отношению к соседней, нынешней Никитинской улице.
Как только в 1874 году организация мостовых работ перешла к городской управе, она большинство средств направила на вымащиванием камнем Капустинской улицы. А в дальнейшем, в конце 1870-х и начале 1880-х годов, качественное булыжное покрытие получила и вся Грузовая улица. И это – не только деталь городского быта, а очень существенное обстоятельство, повлиявшее на присвоение улице имени. Почему улицу не назвали, скажем, Станционной, Вокзальной или Привокзальной, что, на первый взгляд, выглядело бы логичнее? Оказывается, в слово «грузы» городское самоуправление вкладывало особый смысл – экономический. В пользу города стали взиматься налоги «с грузов, привозимых и отвозимых по железной дороге», доставляемым к станции и обратно по городским мостовым (и прежде всего по мостовой Грузовой улицы). В 1870-х годах этот вопрос активно обсуждался между городом, правительством и железной дорогой, а с 1880-х годов сборы в городскую казну стали постоянными.
Приблизительно с 1880-х годов к Грузовой причисляли проезд между Большой Дворянской улицей и привокзальной площадью (сейчас это часть Кольцовской ул.). В 1871 году там было устроено щебеночное шоссе, деньги на которое пожертвовал купец Самуил Соломонович Поляков – подрядчик, соорудивший Козлово-Воронежскую железную дорогу. Губернатор предложил назвать шоссе Поляковским. Однако новый топоним не прижился, и первое время проезд обозначали в документах как «шоссейную дорогу к вокзалу», «шоссе к вокзалу».
История Грузовой – это еще и ранние успехи горожан в развитии канализации. Улица была удобна своим наклоном, позволявшим уводить стоки со многих центральных улиц в сторону станции и далее за город. В 1880 году городская управа устраивала водосточный лоток из камней. Известный строитель частной канализации, купец И.М. Попов, проводил подземную деревянную магистраль, а его сын С.И. Попов заменял деревянные трубы на гончарные, перешедшие в собственность города в начале 1917 года. Наконец, в 1931 году прокладывали новый коллектор. По сообщениям предприятия «Водоканал», на Студенческой до сих пор используются не только довоенные, но даже некоторые дореволюционные трубы канализационной сети…
Еще более важно, что на этой улице всегда продолжались и развивались традиции воронежского просвещения. Изначально по ней ходили кадеты. Впоследствии, в последней четверти XIX века, на Грузовой разместились два училища. Здание № 36 (по другой нумерации оно имеет № 32/1) строилось в 1877–1878 годах специально для городского реального училища, открытого в 1876 году. Здесь преподавали математик А.П. Киселев, писатель Г.И. Недетовский (О. Забытый); учились многие известные воронежцы, среди которых земский врач и политический деятель А.И. Шингарев, историк и журналист М.И. Лызлов, архитектор Н.В. Троицкий… Техническое железнодорожное училище, основанное в 1878 году, въехало в приобретенное на Грузовой здание: ныне это дом № 18, колледж железнодорожного транспорта. Оба здания сохранились в перестроенном виде, они реконструированы в ходе послевоенных восстановительных работ.
С историей народного образования была связана и усадьба дочери штабс-ротмистра В.М. Чернозубовой, на месте которой теперь двенадцатиэтажный дом № 34. В начале XX века, в разные годы здесь временно размещались: первое в городе частное реальное училище, содержавшееся самой Чернозубовой; городское среднее механико-техническое училище; учебные классы Литовского общества (последние – во время мировой войны).
Но на ней были и другие общественно значимые сооружения. Возле вокзала построили служебные здания железной дороги, в том числе красивый двухэтажный корпус центрального счетоводства. Напротив вокзала, с другой стороны улицы, обширная усадьба принадлежала купцу И.Н. Клочкову, а впоследствии его наследникам. Долгие годы возле привокзальной площади стояло гостиничное здание, построенное купцом в 1874–1875 годах. В начале XX века его дочь Л.И. Бунакова, вдова известного педагога Н.Ф. Бунакова, распоряжалась дальней частью усадебного участка, который заворачивал за угол, на бывшее «шоссе к вокзалу». Там расположилось созданное в 1907 году Воронежское общество народных университетов. Туда перевезли из села Петино деревянное здание, подаренное обществу губернским земством, – бывший крестьянский театр, созданный теми же Бунаковыми. Его превратили в «Дом имени Н.Ф. Бунакова» и использовали в просветительских целях.
Судя по материалам начала XX века, в частном доме напротив реального училища помещалась старообрядческая церковь. В том же квартале, на углу с Тулиновским переулком, находилась усадьба торговца лошадьми, штабс-капитана И.Л. Жмурина. Теперь на месте усадьбы – здание АО «Юговостоктрансстрой» (ул. Комиссаржевской, 13). Торговое заведение Жмурина располагало здесь конюшнями и манежем, где можно было обучаться верховой езде…
В 1918 году в зданиях Кадетского корпуса разместился университет, в 1922 году горсовет переименовал Грузовую в Студенческую. Старое название «Грузовая», однако, употреблялось до начала тридцатых годов, о чем свидетельствуют и газетные публикации, и план города 1928 года, и воспоминания старожилов.
В 1930–1931 годах на улице построили «Анатомикум», в котором обучались студенты медицинского института, и новое название «Студенческая» стало еще более оправданным.
Еще до Великой Отечественной войны, в течение конца 1920-х – начала 1940-х годов, на улице вырос ряд крупных жилых домов. В 1930 году заселили краснокирпичный дом работников связи, нынешнее здание № 32, которое связано с деятелями литературы. С 1930 года и до начала немецкой оккупации здесь жил писатель Ю.Д. Гончаров (его отец занимал руководящие должности в управлении связи), а в послевоенное время, до 1963 года – поэт А.В. Жигулин.
В 1950-х годах огромные градостроительные работы по расширению и реконструкции привокзальной площади значительно изменили начало Студенческой. Новый архитектурный ансамбль отгородил улицу от площади, укоротил ее. В 1958 году самый начальный отрезок Студенческой (прежнее «шоссе к вокзалу») включили в состав Кольцовской, и отныне мимо вокзала стала пролегать именно эта улица.
Студенческая и сейчас сохранила облик улицы студентов, улицы молодежи и детей. В 1950-е годы, при восстановительных работах, бывший «Анатомикум» превратили в главный корпус мединститута (с 1994 года вуз называется Воронежской государственной медицинской академией имени Н.Н. Бурденко). В 1965 году была построена средняя школа № 66 (теперь лицей № 7 при ВГПУ). Кроме того, на улице расположены колледж железнодорожного транспорта, молодежные общежития, студенческая поликлиника, студенческая столовая, детский парк «Орленок» (на месте Кадетского плаца). Улица – сравнительно тихая в транспортном отношении, но в последнее время довольно неспокойно в ее серединной части, возле главного стадиона города. Свободные участки, примыкающие к стадиону, отведены под вещевой рынок. Основное скопление народа – со стороны улицы Фридриха Энгельса, но на Студенческой паркуется множество автомобилей. А в дни футбольного сезона на стадион движутся толпы болельщиков команды «Факел».
Многие воронежцы, смотрящие футбольные матчи по телевизору, удивляются: откуда в центре города – такое большое пространство?.. Как уже было сказано, в старину на этом месте простиралась неблагоустроенная Сенная площадь. В 1927 году приняли решение закрыть здешний рынок, перевести торговлю сеном на Владимирскую площадь, а Сенную площадь – передать городскому совету физкультуры под строительство стадиона. 8 ноября того же года стадион был торжественно заложен, а в 1934 году открыт. Сначала он именовался стадионом ОСПС (Областного совета профессиональных союзов), но вскоре, в том же десятилетии, получил название «Пищевик». Начиная с 1958 года он фигурировал в спортивных отчетах как стадион «Труд», а с 1973 года – как Центральный стадион профсоюзов. Значительная перестройка стадиона происходила в 1961 году, когда футбольная команда «Труд» вышла в 1-ю группу класса «А» (высшую лигу). С 1977 года команда выступает под названием «Факел». В 1984 году в связи с очередным взлетом «Факела» на стадионе начались самые масштабные реконструктивные работы. Возведены крупнейшие в истории Воронежа трибуны.
Стадион использовали и для проведения крупных общегородских праздников. В 1973 году состоялось грандиозное спортивно-театрализованное представление в связи с тем, что Воронежская область собрала рекордное, невиданное количество зерна – более пяти миллионов тонн. Праздник не прекращался в течение нескольких часов; многие воронежцы, проходя по центральным улицам и заслышав громкие звуки музыки, всё стекались и стекались на стадион… В 1986 году здесь же был объявлен всеобщий свободный вход на представление по случаю 400-летия Воронежа. Оно началось с театрального шествия «оживших» исторических персонажей: проследовали на конях русские богатыри-воины, проехали на грузовике строители-романтики 1930-х годов… Очень оригинально был изображен поэт И.С. Никитин – в виде памятника, «приехавшего» с площади Никитина…
Возле стадиона находится водоподъемная станция (ВПС-5) с характерным зданием в формах конструктивизма. Станцию сооружали в 1929 году на территории той же Сенной площади.
Любая старинная улица теряет обаяние, если полностью лишается памятников далекого прошлого. Студенческая избежала этой участи. Уже упоминались два старых училища… А кроме них, доныне уцелели некоторые здания Кадетского корпуса (1840-е гг.). Воспитанниками этого учебного заведения были многие замечательные люди. В их числе – видный социал-демократ Г.В. Плеханов, писатель и издатель А.С. Суворин, драматург И.В. Шпажинский, конструктор оружия С.И. Мосин, изобретатель лампочки накаливания А.Н. Лодыгин. Главное учебное здание корпуса стояло на линии соседней улицы Феоктистова, оно утрачено в войну. Но на Студенческой остались два мемориальных здания, в которых бывал любой кадет: трехэтажное, где помещались комнаты врача и лазарет, и одноэтажное – бывшая баня. Здания радуют глаз подлинной отделкой фасадов, строгой и благородной, в духе классицизма. Теперь здесь – НИИ химии ВГУ (домовладение № 3). Кроме того, в измененном виде сохранился прежний административный трехэтажный дом, где были канцелярия и квартира директора. В начале 1960-х годов он надстроен и превращен в «хрущевку» (№ 14 а).
Сохранившиеся памятники жилой архитектуры относятся к началу XX века. Левее колледжа железнодорожного транспорта, на одной территории с ним стоит красивый дом, предположительно построенный мещанином Н.В. Бородиным в 1908–1909 годах. В конце улицы – два смежных краснокирпичных здания, объединенные ныне общим номером 35: дом жены надворного советника А.А. Стародубовой (1909–1910 гг., слева) и дом владельца К.И. Клюева (1911 г., справа).
В 1977 году снесен очень своеобразный дом В.М. Чернозубовой под № 34. Этот двухэтажный краснокирпичный дом был оформлен в начале XX века в духе средневековой готики: над стрельчатыми окнами вздымались выше крыши зубцы наподобие крепостных. Можно предположить, что автором такой архитектурной «диковинки» был крупный воронежский зодчий С.Л. Мысловский, любитель средневековых мотивов, создатель проектов костела и синагоги. К тому же, Мысловский – сосед Чернозубовой по Грузовой улице: в начале XX века он поселился на углу с Тулиновским переулком, наискосок от усадьбы Жмурина, в собственном доме (также утраченном).
Административный район – Центральный.
Источник: Энциклопедия воронежских улиц краеведа Павла Попова
Баня кадетского корпуса — фарм. факультет ВГУ - Студенческая - 3,
Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко - Студенческая - 10,
Дом мещанина Н.В. Бородина - Студенческая - 18А,
Дома жилые Стародубовой и Клюева - Студенческая - 35,
Железнодорожный техникум - Студенческая - 18,
Общежитие - Студенческая - 24,
Общежитие - Студенческая - 26,
Общежитие - Студенческая - 12,
Реальное училище - Студенческая - 36,
Школа № 66. Лицей № 7 - Студенческая - 29,
Типовая серия - I-447С-26. Точечные девятиэтажные кирпичные жилые дома, приблизительно квадратные в плане, как правило, на 54 квартиры
Типовая серия - 121. Дома 121 серии можно назвать одной из серий, представляющих собой качественные панельные дома Санкт-Петербурга.
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |