МОСКОВСКИЙ ТРАКТ ул. (нач. XX в.), МОСКОВСКИЙ тракт (нач. XIX в.): от пр. Ленина у Новособорной пл. до выезда из города на запад за Коммунальным мостом. 12 ноября 1689 г вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью Великий Сибирский тракт начинает прокладываться только с 1730 г. В XVIII в. Томск уже был крупным центром ремесленного производства, поэтому через него прошла дорога, связывающая европейскую часть страны с «сибирской украиной» и восточным зарубежьем. О существовании этого пути нам сейчас напоминают названия Московского и Иркутского трактов. В документах начала XIX в. это именно дороги, место выезда на Москву и Иркутск, состоянием полотна которых, устройством взвозов на них были озабочены томские власти. Так, Д. В, Илличевский, бывший губернатором с 1812 по 1819 г., приказывая достроить мостики в Татарской слободе и через ров у монастыря, подчеркивал что при въезде в город «они прежде всего представляются зрению, а потому во избежание дурного вида должны быть приведены в пристойное и надлежащее окончанием им достройки положение-. В 1932 г. Дума приняла решение о соединении этих путей в черте горда и их освещении, для чего были установлены 89 столбов с керосиновыми фонарями. Эти «довольно правильные аллеи огня» соединяли в общий круг городскую жизнь первой пол XIX в., т. к. с наступлением сумерек томичи высыпали на улицы для прогулок и общения, что компенсировало отсутствие в губернском городе клубов и театра. Другого сухопутного пути тогда не было. По Московскому тракту ежегодно проходило около ста тысяч подвод и проезжали десятки тысяч ямщиков. Везли по нему из таёжной Сибири золото, пушнину, воск, мёд, икру, кожу и металл В Сибирь же обозы ввозили тюки чая, табака, шёлковых и атласных тканей. По этой дороге въезжали в город и тысячи переселенцев из России в годы столыпинских реформ. Поэтому И. Завалишин, автор «Описания Западной Сибири» (1865), назвал Томск «истинным, а не искусственным центром Сибири», поскольку он долгое время был «перевал между половинами громадного края и лучшей колонии в мире: от Уральского хребта до Кореи в виду Японии и до Алмат в виду западного Китая и Коканда». Одним из основных занятий населения губернии был извозный промысел По статистике, в XIX в. количество лошадей в городе существенно превышало количество населения. Не случайно в 1785 г. в герб Томска вошло изображение лошади — «в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими и что у близ живущих татар имеются конские заводы . В 1848 г., помимо массы мелких возчиков-собственников, в Томске было 82 крупных извозохозяина, владевших 4500 лошадьми и имевших более 1500 наемных возчиков. В 1870-х годах из этих разбогатевших возчиков вышел «король сибирских ямщиков- Е И. Кухтерин — представитель третьего поколения содержателей извоза в роду Он владел 3000 лошадей, только на его семью работало тогда до полутора тысяч возчиков. Занятие извозом было делом небезопасным. Обоз нередко состоял из сотни растянувшихся в цепочку лошадей и саней. Сопровождали его неповоротливые, в больших пимах и собачьих дохах ямщики. Нередко к головной подводе подстраивались «лихие» люди на быстрых тройках и увлекали за собой переднюю лошадь с возом, убив или оглушив ее возчика. Для обслуживания обозов на московском въезде в город вдоль тракта стояли десятки кузниц. Со временем их количество сократилось, хотя городские власти как могли пытались остановить этот процесс. В списки улиц Московский тракт попал впервые в 1908 г., хотя селились здесь и в XIX в Первое население улицы в основном состояло из торговцев, содержателей постоялых дворов, барышников, коновалов, кузнецов: например, дом № 10 — кузнечно-слесарные и механические мастерские В М. Колесникова, здесь же — сбруя, шорный товар И. Ф. Слизевского, № 71 — бондарное заведение Г Ф Аверина. На Московском тракте стоял и лесопильный завод А. С. Лопуховой (1910), пивоваренный завод Р И. Крюгера (дом № 42; с 1925 г. — горпивзавод, с 1990-х гг. — ОАО «Томское пиво»), В число посещаемых мест на Московском тракте входил ипподром Томского общества охотников конского бега, его владелицей была А. К. Королева. В дни скачек он привлекал к себе сотни горожан. Ипподром представлял собой большой участок земли с неплохой беговой дорожкой, маленькой трибуной для зрителей и буфетом. Зимой бега устраивались прямо по заснеженной Томи В 1889 г. ипподром был перенесён за город на Спасскую дорогу (район Дворца зрелищ и спорта). Наиболее заметным и привлекавшим взгляды прохожих зданием на М осковском тракте была «белая» мечеть, названная так в народе по цвету стен, в отличие от «красной». Она была построена в 1912-1914 гг. по плану, составленному губернским инженер-архитектором А. И. Лангером «на доброхотные даяния среди единоверцев». Нижний ярус мечети предназначался под духовное магометанское училище. Мусульмане обязались содержать мечеть на свои средства, т. е оплачивать ремонт, освещение, отопление, а также труд избираемых ими муллы, муэдзина и наёмного караульщика. Войти в приход второй мечети изъявили желание 202 человека. Муллой в ней был избран Салахутдин Сабитов, не утвержденный однако в этой должности из-за отсутствия у претендента вида на жительство в Томске и свидетельства о знании правил магометанской религии, а также незнания русского языка. Тогда же муэдзином выбрали и утвердили Арифжана Абельхановича Салаватова 45 лет от роду, представившего все необходимые документы. Службы в храме начались в 1917 г., прекратились в 1938 г. в связи с арестом муллы. После революции в здании «белой» мечети долгое время находилось зернохранилище, затем цех карандашной фабрики. За эти годы мечеть была основательно разрушена, потеряла купол и минарет, хотя по-прежнему сохранила изящные формы узких окон и стрельчатых дверей. 26 апреля 1990 г мечеть была возвращена томскому обществу мусульман, на собранные средства которого сначала был возведен минарет, прочнее и выше прежнего. Азан, призыв к молитве, прозвучал с него впервые 14.11 1993. После возведения купола и полной реставрации здания в мечети в 1999 г. возобновлены службы. В восстановлении храма приняли участие многие организации, фонды, частные лица. Их имена выгравированы на памятной доске, укрепленной на возрожденном здании. На Московском тракте сохранились здания, имеющие богатую событиями историю. Это, прежде всего, корпуса СибГМУ. Большое угловое красивое здание построено под клиники медицинского факультета университета. Первая его очередь — по пр. Ленина и начальной части по Московскому тракту — построена архитектором П. П. Нарановичем в 1890-1892 гг. Архитектором Ф. Ф. Гутом выстроена серединная часть и пристройка под операционный зал А. Д. Крячковым — последняя часть здания (1914-1916). В советское время здесь была губернская больница, в период Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, принимавший преимущественно раненых с ампутированными ногами. В роще за этими зданиями до сих пор сохранился дом больницы Приказа общественного призрения. В ней в апреле 1919 г. скончался один из организаторов «Северного сою за русских рабочих» В. П. Обнорский. После революции здесь располагалась сберкасса, первое ГПУ, сейчас это одно из зданий детской больницы № 1. Если раньше на Московском тракте в основном были деревянные частные постройки, то сейчас картина основательно изменилась. На месте снесённых старых домов возводятся высокоэтажные здания и современные коттеджи, здесь открываются новые учреждения и объекты соцкультбыта В настоящее время улица продлена за Коммунальный мост и пост ДПС в сторону Новосибирска, Здесь, у кафе «Гоар» (Московский тр., 121) стоит часовня Армянской апостольской церкви. Построена на средства армянской общины по инициативе частного предпринимателя Ш. Аджатяна, освящена 31.09.2004.
Источник: История названий Томских улиц [Г. Н. Старикова, Л. А. Захарова, Е. В. Иванцова и др. ; отв. ред. Г. Н. Старикова]. - Томск : Д-Принт, 2012.
Белая соборная мечеть - Московский - 43,
Здание штаба студенческого красногвардейского отряда - Московский - 2б,
Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки. Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки составляют более 30% жилья в городах
Конструктивизм. — авангардистское направление в архитектуре, это единственный стиль в архитектуре 20 века, придуманный в России.
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |