Улица и переулок КРАСНЫХ ПАРТИЗАН
Современная улица Красных партизан перед 1918 годом состояла из двух независимых улиц: Старо-Гуменной и Савиновской.
Савиновской именовали нижнюю часть улицы; это название происходило от фамилии домовладельца. Наименование верхнего, основного участка – «Старо-Гуменная» – рассказывало о давнем быте горожан.
Гумны – места, где складывали скирды хлеба, – находились в районе современных улиц Крупской, Мало-Стрелецкой, Сазонова. Жилая слободка, сложившаяся здесь в XVIII веке, тоже получила название «Гумны». По слободке стали называть и улицы, возникшие в том же столетии. На планах города начала XIX века Мало-Стрелецкая подписана как «Гуменская», Сазонова – «Гуменской переулок». Позже эти два наименования отпали. Топоним «Гуменная» стали употреблять по отношению к нынешней улице Красных партизан, которая образовалась в первой половине XIX века рядом со старыми кварталами слободки. Со временем Гуменную стали именовать еще и Старо-Гуменной для отличия от соседней Ново-Гуменной. Бытовали и такие названия: Гумнище, Старая и Новая Гумницкие улицы.
Вплоть до революции 1917 года район Гумнища представлял собой беднейшую окраину города. Жалкие мазанки и плетневые жилища с соломенными крышами; такой же убогий быт, лишенный самых ничтожных удобств, – все это роднило здешние улицы с деревенской местностью. Вот почему городской Совет, избранный в 1918 году, начал показательное переустройство города именно с Гумнища.
В гулком 1918 году Старо-Гуменную и Савиновскую объединили в одну улицу, дали ей название, посвященное бедному населению: «улица Бедноты». Ее решили превратить в образцовую окраинную улицу, первую в Воронеже. Осенью посадили деревья, проложили водопровод, засыпали овраг, на неровной обрывистой местности устроили зигзагообразный спуск, соединивший верхнюю часть улицы с нижней и со Стрелецким логом – тем самым открыли важный путь к базару на Большую Стрелецкую. При прокладке новой дороги пришлось снести два дома, а несколько строений, оказавшихся на краю обрыва, – перевезти на катках («американским способом») на участки с более надежным грунтом. Лучшие технические силы города возводили на улице железобетонные и кирпичные подпорные стены, сохранившиеся до сих пор. Работами руководил инженер Л.Р. Регамэ. По воспоминаниям старожилов, посреди небольшой площади, расположенной перед началом спуска, поставили трибуну.
Воронежская газета «Известия» писала: «В этой новой улице символ наших будущих достижений. В ней торжество нашей победы. В ней наша радость. «Мы новый мир построим», – пели вымученные упорной и тяжелой борьбой наши предки. Мы же начали строить этот радостный мир. Одной из первых наших побед является «улицы Бедноты»… Вперед же, к новым «улицам Бедноты!».
8 ноября 1918 года «Известия» анонсировали торжественное открытие улицы Бедноты, приуроченное к первой годовщине Октябрьской революции и назначенное на 10 ноября. «Все Профессиональные Союзы и другие рабочие организации приглашаются в этот день к 10 часам утра со своими знаменами прибыть к зданию Горсовета (ул. 11 Мая), откуда объединенная процессия направится на место открытия улицы», – гласило газетное объявление. Правда, десятого числа пришлось сделать скидку на трудное время и перенести торжества на неделю…
С годами «бедняцкое» название уже казалось устаревшим. В первой половине 1930-х годов улице дали нынешнее имя. Оно посвящено партизанам, которые воевали на стороне Красной Армии во время иностранной интервенции и Гражданской войны. В Воронеже существовала особая организация ветеранов, в тридцатые годы действовал «штаб красных партизан». По воспоминаниям старожилов, несколько бывших партизан жили именно на этой улице.
В истории улицы больше не было таких ярких событий, как в 1918 году. Но своеобразный извилистый спуск и поныне напоминает о том, как настойчиво воронежцы пытались пробить дорогу «в радостный мир»…
В верхнем окончании улицы Красных партизан, возле Красноармейской улицы, уцелели промышленные постройки конца XIX века. Одна из них – бывший маслобойный завод, сооруженный на усадебном участке инженер-технолога Сергея Васильевича Ключарева в 1898–1899 годах. Официально производством ведало «Воронежское товарищество маслобойного и лакового заводов», директором-распорядителем которого был назначен С.В. Ключарев. В обиходе употреблялось упрощенное название «завод Ключарева»; назывался Ключаревским и один из переулков около завода. Заводское здание сохранилось в перестроенном виде, занято цехом мебельного комбината (д. № 31).
На другой стороне стоит еще одно старое здание, длинный фасад которого тянется по Красноармейской. Стены первого этажа сохранились с конца XIX – начала XX века. В 1880-е годы здесь была маслобойня купцов Капканщиковых. После них, в конце XIX века, предприятием владел купец М.П. Миндрин. В начале XX века эта усадьба принадлежала двум родственникам, купцам С.В. Типцеву и В.М. Шведченко, которые приспособили ее для склада своего товара, но ничего не производили. Ныне здание представляет собой один из цехов концерна «Энергия».
Переулок Красных партизан – «спутник» улицы, появившийся в 1920-х годах. Поначалу именовался переулком Бедноты.
И улица, и переулок относятся к Ленинскому району, проходят вблизи бывшей границы города и слободы Чижовки.
Источник: Энциклопедия воронежских улиц краеведа Павла Попова
Ветхое жилье и аварийное жилье.. Какой дом признается аварийным?
Модерн. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем.
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |