Метро Площадь Маркса
Площадь Маркса - это очень интересное место Новосибирска . Исторически сложилось его название - "Башня", из-за трехэтажного здания водонапорной башни, в которой сейчас находится телекомпания "НТН-4". Географически площадь образована довольно сложным пересечением улиц центральной части Левобережья: Ватутина, Маркса , Титова, Сибиряков-Гвардейцев, Новогодней и Блюхера. Забавно, но году в 95-96-м выяснилось, что в Новосибирске , вообще, нет такого места, площадь Маркса . Во всяком случае, нигде в архитектурно-муниципальной бюрократии она не числилась (!). Название появилось только благодаря станции метро - как говорится, "на будущее".
Планировалась глобальная реконструкция этого места, в результате которой должна была появиться площадь (в классическом понимании этого слова) с большой автомобильной развязкой и огромным количеством разнообразных торговых, офисных, гостиничных и т.п. зданий. Беда только в том, что все это планировалось еще в начале 80-х. Что-то возвести удалось еще "при коммунистах" (например, ГУМ и станцию метро); что-то не успели сделать тогда, но доделывают сейчас (торговый комплекс около ул. Сибиряков-Гвардейцев); что-то вряд ли когда-нибудь будет достроено ("высотка" гостиницы на Ватутина-Блюхера). С начала 90-х многочисленные пустыри на площади решили отвести под "барахолку", и на сегодняшний день место представляет собой безумную смесь пустырей (где и днем-то страшно) и "толкучек", современных зданий и домов 30-х годов, очень перспективных новостроек и абсолютно бесперспективных долгостроев. И самое главное, то, что бросается в глаза - это всеобщая торговля.
После открытия метро площадь Маркса , и до этого бывшая довольно напряженным "пересадочным" центром (традиционно там были кольцо трамвая, конечные многих автобусов и троллейбусов), стала фактически главным транспортным узлом Левобережья. Я насчитал семь конечных и "проходных" остановок (в одну сторону), которые находятся на площади Маркса. Оттуда можно попасть практически в любой конец города; больше половины народа, живущего в Левобережье (то есть почти 1/6 часть жителей города), как минимум, проезжают через эту площадь. Добавьте сюда актуальность места как чуть ли не главной торговой точки города, и сразу поймете, что там творится.
Одним словом, настоящий Вавилон. Есть даже своя башня - и не одна, а целых две, одной из которых, как и Вавилонской, не суждено быть построенной.
Станция метро появилась в 1991 году. "Маркса" - одна из трех односводчатых станций новосибирской подземки; облицовка стен, выполненная из гранита и мрамора, слегка напоминает стены Кремля (не самое удачное "цитирование"). Примечательна световым табло - естественно, расположившимся в рекламных целях, а также тем, что это единственная в нашем метро станция, с торговой точкой "за турникетами", т.е. собственно на территории станции.
"Площадь Маркса" чрезвычайно популярна, в любое время суток там заполняется чуть ли не половина поезда.
Станцию строили в большой спешке. Некоторые наземные выходы сдавали потом еще целых три года. В итоге теперь под площадью развернулся целый подземный город с огромным количеством выходов на поверхность, в центре которого находится станция метро.
Оба выхода с платформы оборудованы лестницами. Выход "из первого вагона" имеет два типовых наземных павильона, один из которых расположен около кольца трамвая (пересечение улиц Титова и Сибиряков-Гвардейцев) с западной стороны "барахолки", а второй недалеко от ул. Блюхера (ближе к ул. Титова). Из-за того, что через эти выходы можно попасть к большинству остановок транспорта, следующего в другие части Левобережья, ими пользуются преимущественно "местные". Выход "из последнего вагона" ведет в огромный подземный торговый комплекс, раскинувшийся во все стороны (фактически, это продолжение той же "барахолки") и имеющий пять наземных входов. Первыми были построены павильоны-входы, ныне ставшие абсолютно ненужными - к улице Ватутина (недалеко от ул. Блюхера) и к одному из входов на "барахолку" (сейчас все предпочитают пройти полностью подземное "торжище", выйти к ГУМу, а потом уже идти на рынок). Позже были построены павильон около ГУМа и "вход - подуличный переход" на перекрестке Ватутина-Маркса.
Естественно, не от хорошей жизни площадь Маркса стала таким гипертрофированно значимым и в то же время ужасным местом Новосибирска . При наличии денег в городском бюджете центр Левобережья мог бы выглядеть и поприличнее. К счастью, ситуация потихонечку начала меняться к лучшему: "барахолку" стали теснить современные торговые корпуса, пустыри начали застраиваться, а чиновники мэрии, во-первых, обсуждают планы реконструкции площади , согласно которым будет воздвигнуто множество торговых, офисных и развлекательных центров, а во-вторых, вновь заговорили о станции метро " Площадь Станиславского", открытие которой реально снимет транспортное напряжение с несчастной площади Маркса .
История площади Маркса в Новосибирске
Одним из первых зданий левого берега была водонапорная башня, которая оставалась самой высокой точкой нового района. Башня была построена в 1939 году и могла обеспечивать водой 17 тысяч жителей и промышленные объекты.
Остальную часть будущей площади занимал пустырь, вокруг были пашни. На пустыре сажали картошку, было огромное поле.
В годы Великой Отечественной войны на этом пустыре разместились землянки поволжских немцев и прибалтийцев, которых переселили в Новосибирск.
В 50-е годы вокруг площади Маркса начали строить жилые дома. Улица Блюхера справа от площади застраивалась панельными хрущевками. Регулярная городская застройка шла от НЭТИ, кварталообразующим предприятием был институт. И первые дома – это общежития НЭТИ, «копейка» напротив главного корпуса. Затем на запад шла регулярная застройка.
В 1968 году на площади Маркса началось возведение гостиницы «Турист», здание планировалось возвести за три с половиной года, но сроки сдачи перенесли на 1983 год. К июлю 1979 был выстроен каркас здания на высоту первых 17 этажей. К 1987 году стройка остановилась – под зданием был обнаружен «плывун».
ГУМ «Россия» стали возводить в 1974 году, но завершить стройку и открыть универмаг удалось только через 13 лет. К середине лета 1991 года открылась станция метро «Площадь Маркса».
В 90-е годы площадь Маркса была визуально совершенно неосвоенной территорией, поэтому там постепенно возникала барахолка и просуществовала около 9 лет.
Хранитель музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Сергей Филонов рассказал, что на площади могли бы проводиться спортивные соревнования, городские праздники, как во многих столицах азиатских республик.
Однако, судя по проектам последних 15 лет, это место будет застроено достаточно плотно, это будет нагромождение торговых и бизнес-центров с небольшими проходами.
Гостиница Турист - Карла Маркса - 2 стр,
Сан Сити - Карла Маркса - 7,
Типовая серия - I-447-C-47. Типовые проекты I-447С-47, I-447С-48 и I-447С-49 — кирпичные жилые дома большой протяжённости.
Типовая серия - I-447С-46. Девятиэтажный кирпичный жилой дом с квартирами для малосемейных
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |