Список домов, по улице Инской:

   102, 110, 117, 12, 120, 16, 19, 22, 3, 39, 49А, 54, 55, 56, 61, 64, 65, 67, 69/1 стр, 7,

НОВОСИБИРСК, улица Инская (рис.10)

улица Инская город Новосибирск

Одна из старейших улиц города Инская идет параллельно ул. Большевистской над выемкой железной дороги южного направления.
Сохранился лишь небольшой участок от Каменской магистрали доул. Восход. Долгое время деревянную архитектуру старинной улицы нарушало лишь здание школы №56 (ныне Вспомогательная школа №1), построенной в 30-х годах прошлого века.

В двадцатых годах улица Инская была одной из самых главных улиц Октябрьского (ранее Закаменского) района. Находится она достаточно близости к главной магистрали Новосибирска – Большевисткой улицей. Этот участок города с дореволюционного времени пребывает практически неизменным.


Инская застала стремительное развитие Новониколаевска, ценилась купечеством и большевиками, была захолустьем и местом притяжения, пережила разрыв на две части, вынесла стихийную застройку и ни разу не сменила своего названия.

Буквально в сотне метров от одной из главных транспортных артерий современного Новосибирска — улицы Большевистской — есть участок городской ткани, оставшийся почти неизменным с дореволюционных времён; портал в Новониколаевск, каким он был в первые десятилетия его существования. Это улица Инская. Сохранилась историческая плотность, а точнее «разряженность» застройки, облик и назначение многих зданий, выразительный рельеф и атмосфера места.

В то же время на Инской есть знаковые приметы советского периода и новой российской истории. В этом смысле улица может служить путеводителем по этапам развития города — от первых деревянных домов до гостиничных комплексов.

На планах Новониколаевска улица Инская одним концом доходит до реки Каменки, а другим — до станции Алтайской железной дороги (современный вокзал «Новосибирск-Южный»). По соседней улице Будаговской (Трактовой), а ныне Большевистской, проходил Алтайский тракт, и въезжал в город гужевой транспорт. Таким образом, Инская находилась в самом эпицентре транспортных потоков города.

В начале 20-го века на Инской появилась усадьба купцов Терентьевых. Оригинальное здание, построенное в усадьбе, составлено на самом деле из двух — полукаменного с деревянным вторым этажом и пристроенного позже полностью кирпичного. Стены — в два с половиной кирпича, деревянная часть срублена «в лапу». Угол дома, выходивший на пересечение улиц Павловской (современная Сакко и Ванцетти) и Инской, был украшен балконом под куполом со шпилем. Такое «сооружение», без сомнения, привлекало внимание горожан, а гостям усадьбы давало возможность понаблюдать за жизнью города в буквальном смысле свысока. Сейчас балкон утрачен, зато сохранились деревянные двери с резным узором на полотнах.

В 1912 году Василий Терентьев пристроил к зданию двухэтажную кирпичную часть, ещё более высокую и просторную. Декор нового здания производил впечатление на прохожих и был поистине дорогим: узоры из формового кирпича дополнены на крыше аттиком, лестничная клетка освещается полукруглым окном. Со стороны Сакко и Ванцетти располагались кованые ворота под кирпичной аркой, через которые во двор въезжали постояльцы, так как такой большой дом выгоднее всего было сдавать внаём. Впоследствии разрушенные ворота были восстановлены.

Застройка на Инской никогда не была плотной: живущие на ней купцы имели большие земельные участки и не меньшие возможности для их благоустройства. Простые жители тоже не отставали. На улице регулярно высаживались деревья, предупреждалось появление мусорных свалок. В целом малоэтажная застройка (наиболее типичная для Новосибирска вплоть до 1950-х годов), естественным образом располагала к тому, чтобы заботиться не только о порядке в доме, но и о территории вокруг.

Другой долгожитель улицы Инской — здание, построенное ещё в 1908 году, но ставшее известным лишь десятилетие спустя. Деревянный двухэтажный дом стал райкомом Коммунистической партии в Закаменском районе (историческом ядре современного Октябрьского района). После смерти Ленина в 1924 году, в рамках «ленинского призыва», для поддержки правого дела трудящихся в партию вступили около одной тысячи жителей Новосибирска, и больше всего — именно в райкоме на Инской. Через четыре года райком переехал в другое помещение, лишив простых рабочих привычного места для споров с приверженцами старого режима.

На крыше здания расположена трапециевидная башенка с чердаком и кованой решёткой — абсолютная редкость на протяжении всей 120-летней истории города.

Позже на Инской появилась внушительных размеров школа — яркий представитель сталинского неоклассицизма и символ эпохи. Школьный двор мог служить местом для собраний, годовщин Октябрьской революции и других официальных торжеств. В начале улицы развивалась промышленная зона, во многом определившая уклад жизни всего района.

Появление в середине 1950-х годов Коммунального моста разорвало цепочку кварталов Инской на две неравные части. К моменту открытия на мосту было по две полосы для транспорта в каждую сторону, двое трамвайных путей и два пешеходных тротуара. С тех пор улица разделена на участки с наглядным историзмом и откровенной провинциальностью в худшем значении этого слова; Инская — с её околотками и дворцами — стала территорией контрастов.

В 90-е и нулевые ситуация только усугубилась. На улице стали появляться многоэтажные здания, увеличилось количество коммерческих площадей. Наиболее заметным примером деформации исторического пространства Инской стала четырёхэтажная гостиница «Набережная».

Несмотря на то, что подавляющее большинство соседних домов не получили статуса памятника архитектуры, все они представляют характерную застройку Новосибирска первой трети 20-го века. Более того, Инская сохранила свой рельеф (крутые горки), который сам по себе является полноценным поводом для экскурсии. А если учесть, что в скором времени будут отреставрированы одно из первых зданий города на Большевистской (дом-контора инженера Будагова, руководившего строительством моста через Обь) и здание Управления имением Кабинета Его Императорского Величества на улице Обской, то соседняя с ними Инская неминуемо войдёт в путеводители туристов и ценителей городской старины.

Именно поэтому вариант комплексного сохранения исторического наследия Инской как свидетельницы ключевых процессов жизни города кажется более предпочтительным, нежели забота об отдельных зданиях улицы. За сто с лишним лет на Инской сложился свой колорит, свои естественные связи с окружающим пространством и свой образ. Улица, избежавшая смены названия, заслужила право оставаться самой собой и во всём остальном.


Примечательные здания по улице Инской:

2-х этажный каменный особняк с…    -  Инская - 65,   
Европейский домик    -  Инская - 7,   
Закаменский райком партии    -  Инская - 55,   
Набережная гостиница    -  Инская - 39,   

КЛАДР - 54000001000047800

Популярное на сайте Правдом.

Аэропорт Толмачёво, пассажирский терминал

Аэропорт Толмачёво, пассажирский терминал. (Обь, пкт. Мозжерина, Терминал а/п). Архитектурный стиль - Хай-тек

ДК Энергия

ДК Энергия. (Новосибирск, пкт. Красный, 171/4). Архитектурный стиль - Сталинский ампир. Здание представляет собой яркий образец архитектуры 50-х годов


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-12-01 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>>
2024-12-01 До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>>
2024-12-01 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах