104/29, 104/29А, 104/29Б, 104/29В, 105/42, 108, 11, 110л.Б, 111, 112, 112А, 113/35А, 113Б, 125/69, 127Б, 128, 13/33, 144/48, 146, 148А, 15/40, 160, 162/70л.А, 164А, 166, 17, 176А, 180-182 стр.А, 180-182 стр.Б, 186, 23, 25 стр.А, 30/45, 34Б, 34б/41а, 35 А, 35/40, 37, 37 А, 37-39 А, 37-39 Б, 39 А, 39/1, 39/1 Б, 39/1 В, 39/1 к.а, 39/2, 39/2 39/2стр.Б), 39/2 Б, 39/4, 39/4 В, 39/7, 43, 43 А, 47, 47/49, 49/42А, 5/12, 51, 51 51стр.В, 51 В, 51 стр. Г Г1, 55, 61, 61 стр.Б, 65а, 67, 68, 69, 7/5, 73, 77, 78/67, 8 стр.а, 82-84/75/46 стр.Б, 88 стр.А, 8е, 91, 92/38, 94, 95, 97,
Большая Садовая улица — центральная улица Ростова-на-Дону, одна из старейших и красивейших улиц города, в частности, на Большой Садовой находятся такие достопримечательности как Городской дом, Музыкальный театр, Дом Черновой, ЦУМ. Также на Б. Садовой размещены такие важные административные учреждения как городская, областная администрации и администрация полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
Всего в Ростове было две Садовые улицы — Большая Садовая и Малая Садовая, которые располагались параллельно друг другу. Большая Садовая получила такое название потому, что на её территории когда-то располагались сады, это была окраина Ростова-на-Дону, а центром города являлась Соборная площадь на центральном рынке. В советское время Большую Садовую переименовали в улицу Фридриха Энгельса, а Малую Садовую в улицу Александра Суворова, однако в 90-е годы XX века Большой Садовой вернули историческое название, а Малой Садовой нет. На доме № 71 осталась памятная доска в честь прежнего названия улица Энгельса.
Улица является одной из главных транспортных артерий города, связывающей центр города с районами Нахичевань, Сельмаш, Александровка и обоими поселками Орджоникидзе. Действует большое количество автобусных и троллейбусных маршрутов. С 1 августа 2014 года по улице запрещено движение маршруток.
Впервые очертания Большой Садовой улицы, тогда ещё не имевшей названия, появились на плане Ростова-на-Дону в 1781 году. На городском генеральном плане 1811 года она уже называется Загородней.
В начале XIX века на нечётной стороне улицы были разбиты сады. И только в районе Никольского переулка (ныне Семашко) были городские бойни, дом престарелых, конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая была загородной улицей — на неё свозился мусор, сливались нечистоты.
Не скоро Большая Садовая завоевала звание центральной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь, а главной улицей — Почтовая (позже Старопочтовая, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так в связи с застройкой её московскими купцами.
«Отцом» Большой Садовой стал городской голова А. М. Байков, принявший управление городом с 1862 году. 1 сентября 1864 года на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари. В 1865 году начал функционировать водопровод. С 1868 года по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. С 1887 года на уже новой центральной улице было открыто движение конки. В 1901 году пущен первый электрический трамвай.
Поначалу Б. Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем начался строительный бум. Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта (ныне Будённовский) до Большого (ныне Ворошиловский). Все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Эта часть улицы и в наши дни — одна из самых красивых частей города, прозванная также «Ростовским Бродвеем».
События революции, гражданской и Второй мировой войны, а также деятельность советской власти оказали негативное влияние на облик Ростова в целом и его центральной улицы в частности. Многие красивые и величественные здания были либо уничтожены либо некачественно реконструированы, в результате чего тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, и в музеях, могут показать нам ту утраченную красоту, которую имела улица.
Большая Садовая начинается у Пригородного вокзала за мостом через реку Темерник. На отрезке от Таганрогского (ныне Будённовского) до Большого (Ворошиловского) проспекта Садовая принимала совсем другой вид — зеркально-витринный, где её мостили каменной брусчаткой. Здесь первыми появлялись все городские новинки: освещение и городской транспорт, возводились наиболее фешенебельные особняки: четырёх и пятиэтажные. Почти в каждом доме на Большой Садовой были магазины.
Дореволюционный ростовский историк Александр Ильин в своём очерке «История города Ростова-на-Дону» так описывает Большую Садовую улицу:
Главной улицей, красою города является Большая Садовая; это, так сказать, ростовский Невский проспект… Всюду роскошные магазины, многочисленные конторы, трёх-, четырёх- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное оживлённое движение большого торгового города. Несмолкаемый шум экипажей, звонки трамваев, многочисленные разносчики, газетчики, посыльные и говор многочисленной уличной толпы сразу показывает, что город живёт купечею деловою жизнью.
Волжско-Камский банк. Дом творчества детей и молодёжи - Большая Садовая - 55,
Городская Дума г. Ростова-на-Дону - Большая Садовая - 47,
Дом братьев Мартын - Большая Садовая - 125/69,
Дом купца Гену-Оглуева - Большая Садовая - 68,
Дом купца Кистова - Большая Садовая - 105/42,
Дорожно-механический техникум - Большая Садовая - 30/45,
Доходный дом К. М. Чернова. Главный корпус Ростовского государств - Большая Садовая - 69,
Доходный дом К.А.Бакалова - Большая Садовая - 112А,
Доходный дом К.А.Ворожеина - Большая Садовая - 113/35А,
Доходный дом М.О.Кулакова - Большая Садовая - 164А,
Доходный дом Сариевых - Большая Садовая - 94,
Здание городской Думы - Большая Садовая - 47/49,
Здание Коммерческого клуба - Большая Садовая - 127Б,
Здание ОАО Ростовэнерго - Большая Садовая - 49/42А,
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Большая Садовая - 113Б,
Москва, Пресненская набережная. расположена на левом берегу Москвы-реки в Пресненском районе между Краснопресненской набережной и Тестовской улицей.
Типовая серия - 121. Дома 121 серии можно назвать одной из серий, представляющих собой качественные панельные дома Санкт-Петербурга.
2025-03-14 | Улица Амурская Улица расположена в Калининском административном округе города. Берет начало от Транспортной улицы. Пересекает улицы Новосибирскую, Парковую, прерывается на улице Новой. Продолжается от улицы Магнитогорской, далее пересекает улицы Кремлевскую, Федерации, Новосёлов, Восстания. Заканчив ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Интернациональная Улица находится в Калининском административном округе города. Берет начало от кольцевой развязки с улицей Московский тракт, заканчивает на Окружной дороге. Пересекает улицы 9 Января, Транспортную, Новосибирскую, Парковую, Новую, Кремлевскую, Федерации, Новоселов, Восстания.Пр ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Локомотивная Улица находится в Калининском административном округе. Берет начало от улицы Новой, заканчивается на улице Ростовской. Пересекает улицы Кремлевскую, Федерации, Новоселов, Восстания.Продолжительность – 1,3 км. Пешая прогулка займет от 15 минут.До 7 декабря 1957 года улица называлас ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Энергетиков Улица проходит через Центральный и Ленинский административный округ Тюмени. Берет начало от улицы Максима Горького, прерывается на улице Холодильной. Продолжается от улицы Мельникайте, заканчивается на улице Воровского. Пересекает улицы Мельничную, Одесскую, Пржевальского, Севастоп ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Московский тракт Улица расположена в Калининском административном округе Тюмени. Начинается от улицы Трактовой, заканчивается у въездного знака «Тюмень». Пересекает улицы Калинина, 9 Января, Ставропольскую и окружную дорогу в самом конце.Протяженность – 4,2 км. Пешая прогулка займет от 50 мину ... читать далее >>>> |