город Санкт-Петербург, набережная Реки Мойки, д.94 (район Центральный)

- это историческое здание, известное под названием «Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых (начало)», построенное в стиле - Классицизм в 1770, 1830-1838 году, архитектор(ы) - Валлен-Деламот Ж.-Б., Михайлов_2-й А. А.. Сегодня это - пятиэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как административное здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000.18
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК220.18
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Реки Мойки, 94

«Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых (начало)»

  • Почтовый индекс - 191186 .
  • Тип здания - административное здание,
  • Этажность - 5 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1770, 1830-1838 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Валлен-Деламот Ж.-Б., Михайлов_2-й А. А.

Дополнительные сведения: Проекты 5-и более этажных домов

Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых (начало)

Мойки наб., 94 Архитекторы: Валлен-Деламот Ж.-Б.Михайлов 2-й А. А. Год постройки: 1770, 1830-1838 Стиль: Классицизм

Шуваловский дворец - Юсуповский дворец

наб. р. Мойки, 94

Пам. арх. (федеральн.)

Дом А. Шувалова

середина XVIII в. -

Особняк И. П. Шувалова

начало 1770-х - арх. Валлен-Деламот Жан-Батист

Дворец Н. Б. Юсупова

1830-1838 - арх. Михайлов 2-ой А. А. - расширение, перестройка

1840-е - арх. Симон Б. - интерьеры

1858-1859 - арх. Монигетти Ипполит Антонович - интерьеры

1890-1892 - арх. Степанов Александр Александрович - интерьеры

1914-1916 - арх. Белобородов А. Я. - интерьеры

см. Дворец Юсуповых (театр, интерьеры)

Музей дворянского быта (1919-1925)

Дворец культуры работников просвещения

В первой половине XVIII в. на месте будущего дворца находилась усадьба племянницы Пера Великого - царевны Прасковьи Иоанновны. Она жила в небольшом дворце ( Парашин дворец ). Параша потеряла расположение Петра I, став моганатической женой Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова, чья родословная велась от рода Рюриковичей, и даже родила от него ребенка. В 1726 г. царевна отдала дворец лейб-гвардии Семеновскому полку. Во владении военных усадьба находилась до 1742 г.

В середине 1740-х гг. дворец перешел графу Петру Ивановичу Шувалову и его супруге фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, графине Мавре Егоровне (урожд. Шепелевой). Имя арх., перестроившего усадьбу в стиле барокко, не сохранилось. Существуют изображения дома худ. Михаила Махаева 1760 г. Во дворце проводились пышные балы и маскарады. В 1754 г. здесь состоялось торжество в честь императрицы Елизаветы, по случаю рождения ее внука, будущего имп. Павла Петровича. Небольшой двухэтажный каменный дом был надстроенн и расширен в 1760-х гг. арх. Жаном-Батистом Валлен-Деламотом. Он перенес парадный вход с набережной во внутренний двор, выделил центр главного фасада шестиколонным портиком, надстроенный третий этаж был решен как аттиковый. От творения Валлен-Деламота сохранилась лишь высокая дворцовая ограда. После смерти П. И. Шувалова в 1762 г. его единственный наследник Андрей Петрович Шувалов продал дворец в императорскую казну.

Почти 33 года здание пустовало, пока императрица Екатерина II не предоднесла его как свадебный подарок любимой фрейлине графине Александре Васильевне Браницкой - племяннице Григория Потемкина, князя Таврического и супруге польского гетмана, графа Ксаверия Браницкого. В 1795 г. Браницкая ненадолго поселилась во дворце, но по прежнему предпочитала проводить время в поместье в Белой Церкви. В эти годы существенных перестрок не проводилось. В 1830 г. графиня Браницкая продала дворец своей младшей сестре Татьяне Васильевне Юсуповой (урожд. Энгельгардт) за 250 тыс. рублей. Купчую оформили на племянника Александры Васильевны, Бориса Николаевича. С этого времени дворец стали называть Юсуповским.

Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). Приложение. / Под научн. ред. В.С. Соболева. СПб.: Крига, 2003. C. 99-100.)

Наибольший интерес представляет усадьба графа П. И. Шувалова. На набережную р. Мойки выходит большой особняк, в 1760-х капитально перестроенный архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Середина здания трехэтажная, оформлена как аттик и имеет черты классицизма. Двор за домом отделен от сада каменной оградой с монументальными воротами, сохранившимися до наших дней. Интересны дворовые сооружения, прежде всего выходящий на красную линию Офицерской улицы садовый павильон с колоннами. Сад усадьбы отличался изысканной планировкой, в нем произрастали редкие растения. В 1830 г. дворец стал собственностью князя Н. Б. Юсупова и был перестроен.

Для князя Н. Б. Юсупова (старшего) в 1830-1838 гг. здание капитально перестраивает арх. А. А. Михайлов 2-й.

Он создает новый усадебный ансамбль. Пристраивает слева и справа от здания два одноэтажных флигеля, возводит садовые павильоны и ряд дворовых построек. На месте сквозного проезда арх. создает вестибюль с мраморной лестницей. Отделанный заново протяженный фасад здания трактован в спокойном, нейтральном стиле. Парадный вход выделен тосканскими колоннами, на аттике - лепной герб князей Юсуповых.Арх. переделал анфиладу парадных помещений второго этажа. Зодчий превратил небольшой особняк в роскошный дворец с парадными и приватными апартаментами, домашним театром и собственным музеем.

Для Юсуповского дворца характерен традиционный анфиладный принцип расположения внутренних помещений. Анфилада из шести парадных залов и гостиных протянулась вдоль главного фасада, выходящего на наб. реки Мойки.В отделке парадных помещений принимали участие известные художники-декораторы: А. Виги, В. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли, А. Травин. Новые хозяева не жалели средств для украшения дома. Мрамор везли из Италии, предметы мебели, люстры, фарфор и ткани покупали во Франции и у лучших русских мастеров. Живописные плафоны Большой Ротонды, Красной и Синей гостиных - образец декоративной росписи первой половины XIX в. Изысканная простота Танцевального зала, отделанного искусственным мрамором, контрастирует с пышностью Белоколонного зала с коринфской колонадой и декоративным убранством в стиле ампир.В восточном крыле дворца анфиладой располагаются пять выставочных залов, предназначенных для размещения художественной коллекции. Замыкает анфиладу - домашний театр. Его зрительный зал вмещает 180 зрителей. На сцене тетара выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Минкус, Э. Направник, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

Значительные преобразования осуществили арх-ры Бернар Симон и Ипполит Монигетти по заказу князя Н. Б. Юсупова (младшего), начиная с 1875 г.Новые потребности хозяев привели к созданию новых интерьеров. В 1857 г. князь Н. Б. Юсупов (младший) привлекает к работам арх. И. Монигетти. Новый облик приобретает вестибюль и парадная лестнца. В духе исторических ститей арх. создает Турецкий кабинет, Помпейскую, Дубовую, Генриха II и Музыкальную гостиные. Украшением дворца становится Мавританская гостиная. В 1860-х гг. И. Монигетти, не меняя архитектурных объемов, переделал в стиле рококо и домашний театр. В 1899 г. А. Степанов обогатил декор театрального зала золоченой лепниной, а художник Э. Липгарт расписал живописный плафон и медальоны первого яруса.В 1850-х гг. арх. Ипполит Монигетти отделал будуар княгини. В 1890-х гг. В 1890-х гг. Александр Степанов реконструировал в стиле рококо жилые покои дворца.По заказу Н. Б. Юсупова (младшего) И. Мнигетти создает интерьер Музыкальной гостиной для проведения камерных вечеров и домашнего музицирования.

В 1840-х гг., 1858-1859 гг., 1890-1892 гг. в перепланировке интерьеров дворца участвовали арх-ры арх. Б. Симон, И. А. Монигетти, А. А. Степанов, А. П. Вайтенс.В 1910-х гг. часть комнат первого этажа получила новую декоративныю отделку в стиле русского классицизма, арх-ры А. Белобородов, А. Вайтенс, художники - В. Конашевич, Н. Тырса, С. Чехонин. С тех пор дворец не перестраивался.

Фасад дворца, обращенный к Мойке, сохранил облик здания начала XIX в. в стиле раннего классицизма.

Плоскость фасада не дробится архитектурными деталями, лишь шестиколонный портик римско-дорического ордера и фриз украшают его.

Овальный двор обнесен стеной с приземистыми колоннами и воротами. Стена отделяла двор от сада, простиравшегося до Офицерской ул. (ул. Декабристов). Кроме самого дворца интересны и дворовые сооружения. На красной линии ул. Декабристов расположен садовый павильон, построенный в 1750-х гг.

Ко второй половине XIX в. относится декоративное оформление домашнего театра.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры XIX - нач. XX вв.

Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Частично эти собрания представлены в экспозиции музея.

Выразителен своей монументальностью и вытянутый двор, обнесенный стеной с приземистыми колоннадой и воротами. Ворота обрамляют пары колонн.

Юсуповский дворец интересен и теми событиями, которые в нем происходили. Именно здесь в 1916 г. заговорщики во главе с Феликсом Юсуповым убили фаворита императорской семьи Григория Распутина. В подвале, где разворачивались события, в настоящее время работает выставка Григорий Распутин: страницы жизни и смерти , на которой представлены восковые фигуры участников трагедии.

22 февраля 1919 г. А. В. Луначарским был подписан декрет о национализации Юсуповского дворца как исторического памятника и культурного центра. Дворец превратился в музей дворянского быта. В 1919-1926 гг. здесь экспонировалась и знаменитая Юсуповская коллекция. В 1925 г. по идеологическим соображениям музей был закрыт. 1000 полотен масляной живописи, около 6000 рисунков, свыше 500 мраморных и бронзовых скульптур были рассредоточены различным учреждениям, в том числе и музейным. К середине 1920-х гг. коллекция была передана в Государственый музейный и книжный фонды, часть была отправлена в усадьбу Архангельское.

После закрытия музея здание передали комиссариату народного просвещения. Оно стало называться Дворцом культуры работников просвещения. В годы Великой Отечествееной войны дворец был частично разрушен. В начале блокады здесь размещался госпиталь. Работы по восстановлению интерьеров Юсуповского дворца в основном были завершены к 1955 г. Пожар 1958 г. уничтожил обстановку и деревянные перекрытия некоторых залов. В советское время парадные залы и жилые комнаты дворца были открыты для экскурсий. Сейчас в залах дворца проходят музыкальные и театральные концерты. В 1991 г. дворец впервые посетили потомки Юсуповых.

(по материалам [93])

(Юсуповский дворец. ТОО Лабрис. 1994,

журн. Дворцы и усадьббы N 19. Юсуповский дворец)

Дворец культуры работников просвещения

В 1925 г. дворец передан Союзу работников просвещения. Здесь разместился Центр творческого общения и досуга педагогической интеллигенции города. Затем Дворец культуры работников просвещения.

В годы ВОВ дворец пострадал от прямых попаданий бомб. В 1946 г. началась реставрация дворца.

До 1936 г., пока в Ленинграде не стали закрывать национальные учреждения (Финские театр, издательство и типографию, отделение в Университете), во дворце помещался Финпросвет. (GT)

В 1987 г. в помещении театра открыт Камерный музыкальный театр.

1971: Дом учителя


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дворец Юсуповых
Дата создания: сер. XVIII в.-нач. XX в.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 94, литеры А, Б, В, Декабристов ул., 21.
Номер в реестре: 781520271580006.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное и планировочное решение территории: планировочная структура ансамбля, включающая следующие объекты: 1. Дворец с шестью флигелями 2. Флигель 3. Павильон садовый 4. Ограда парадного двора с воротами 5. Ограда с воротами 6. Сад местоположение входящих в ансамбль зданий.

Доп. описание набережной Реки Мойки

Река Мойка протекает через самый центр Петербурга. Общая протяженность реки, которая берет начало из Фонтанки у Летнего сада и впадает в Неву недалеко от устья, составляет около пяти километров. Застройка близлежащей территории началась еще в первые годы существования Петербурга. Тогда река носила другое название – Мья.

В начале 1710-х годов ее соединили с Безымянным ериком, а в двадцатые годы берега реки укрепили деревянными брусьями. Строител ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Морская 63,  ул. Декабристов 19,  наб. Реки Мойки 92,  наб. Реки Мойки 92 В,  пер. Пирогова 21,  пер. Пирогова 21 В,  пер. Пирогова 21 Г,  ул. Почтамтская 20,  ул. Почтамтская 23,  ул. Декабристов 21,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 94

Картинка скодом