Дангауэровка (также Дангауэровская слобода) — жилой массив в Москве, на территории района Лефортово, возле метро Авиамоторная, построенный как «соцгородок» в 1928—1932 гг. по проекту архитекторов М. И. Мотылёва, В. Вегнера, Б. Н. Блохина, Е. В. Шервинского, Н. Молокова, И. А. Звездина, Д. Ф. Фридмана. Ранее здесь также располагался посёлок для рабочих завода Дангауэра и Кайзера, а местность именовалась Дангауэровской слободой.
Сейчас Дангауэровка представляет собой уникальный, почти не тронутый поздними искажениями ансамбль застройки 1920—1930-х годов в стиле конструктивизма, являющийся выявленным объектом культурного наследия.
В 1869 году недалеко от Владимирского шоссе был основан котельный и литейный завод Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в «Котлоаппарат», а с 1931 года «Компрессор»), тогда же при нём возник рабочий посёлок. А вся местность получила название Дангауэровская слободка или просто Дангауэровка.
Здесь, в пыли и унынии, кончался город. Кривая, угрюмая улица лениво всползала на бугор и упиралась в шлагбаум. Полосатое бревно со скрипом ворочалось на ржавом шкворне, пропуская телеги. Дальше, теряясь в Измайловском лесу, простиралась кандальная Владимирка, арестантский тракт из Москвы в Сибирь.
У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы, ссыльные прощались с жёнами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы, её сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с жёнами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов. Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощёных тротуаров. Город тяготился своей ненадёжной окраиной. Но обойтись без неё нельзя было. В цехах Гужона и Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил её без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке.
Дангауэровцы не заставили себя ждать в 1917 году, когда завязался бой с юнкерами и полицейскими у Рогожской заставы и на Яузском мосту. Многие дангауэровцы ушли воевать с белыми, многие переехали потом в освободившиеся от «хозяев» города квартиры Садового и Бульварного кольца. Но куда больше обитателей Дангауэровки, не покидая своей слободы, зажили в просторных, благоустроенных квартирах многоэтажных домов, поднявшихся на месте слободских избушек.
Вправо от шоссе Энтузиастов, там, где кончался когда-то город и начинали свой этапный путь царские узники, стоят два девятиэтажных дома, открывая широкий Центральный проезд, озеленённую просторную улицу, всю в пятиэтажных домах. Трамвайная остановка так и называется: «Новые дома». Трамвай уходит дальше по шоссе, город продолжается, большой, шумный, многоэтажный город с магазинами и яркими фонарями, с асфальтом и стоянками такси. Где началась окраина? У заставы или у Горбатого моста? Трудно сказать, где мы расстались с городом и попали на окраину. На улице Горького такие же вот кирпичные громады. Универмаг и школа в точности такие же, как и те, что расположены в районе Арбата и на Красной Пресне. Это — органическая часть города, включённая в высоковольтную сеть реконструкции.
Проект застройки 1927—1928 гг.
В 1927—1928 гг. появился выполненный трестом «Мосстрой» проект постройки на месте старой Дангауэровки нового, показательного рабочего посёлка, так называемого «соцгородка». Генеральный план посёлка проектировался по проекту архитекторов М. Мотылева и В. Вегнера. Посёлок по проекту архитекторов треста М. Мотылева, Б. Блохина, Е. В. Шервинского, Н. Молокова, И. А. Звездина на 45 тыс. человек должен был раскинуться на площади в 50 га.
Однако, в книге Р. А. Агеевой др. «Имена московских улиц: Топонимический словарь» утверждается, что «соцгородок» — «Новые дома» был построен по проекту архитекторов А. Н. Фёдорова, И. Г. Бурова, М. Г. Виссинга, И. И. Комарова и др.
Первым в 1929 году был построен дом 49/1 по Авиамоторной ул. архитекторов И. А. Звездина, Е. Ю. Шервинского.
Проект Электрогородка 1931 г.
В 1931 году, когда была реализована только малая часть запроектированной Дангауэровки, появился проект создания рядом с посёлком огромного Электрогородка — промышленной зоны, где располагались бы предприятия, связанные с энергетикой. По новому проекту территория этого городка занимала часть территории, изначально выделенной под рабочий посёлок.
Прямоугольные корпуса должны были стоять параллельно Авиамоторной улице. Но когда были сооружены только три из них, от строительства Электрогородка отказались. Однако территория между Авиамоторной улицей и МКМЖД была позже застроена промышленными предприятиями, а не жилыми домами, как это предполагал более ранний проект 1928 года.
К проекту Электрогородка относятся также «дома для американских специалистов». Два симметрично расположенных корпуса сложной, змеевидной формы были построены в 1929 году по проекту архитектора М. Мотылёва. В общем дворе, образованном корпусами, был установлен памятник Ленину, сохранившийся до сих пор.
Отзывы и комментарии
Типовая серия - МГ-1 (МГ-2). Московские городские серии кирпичных домов Строились 4-5-этажные дома.
Типовая серия - МЭС - 84. Дома Мосэнергострой-84 отличаются большими лоджиями, повышенной теплоизоляцией внешних стен…