Комплекс - Трёхгорный пивоваренный завод
Комплекс зданий бывшего Трёхгорного пивоваренного завода. Выстроен в конце XIX – начале XX вв. Архитекторы А. Е. Вебер, Р. Клейн, А. П. Евланов.
В настоящее время входит в состав производственного комплекса ОАО «БПЗ».
В 1875 г. Трёхгорным пивоваренным товариществом на незастроенном участке близ Дорогомиловской заставы был основан пивоваренный завод. Своё название это промышленное предприятие получило от старого московского урочища «Три горы», расположенного на противоположном берегу Москвы-реки.
Судя по архивной фотографии 1876 г. все основные объёмы зданий завода стояли по одной линии вдоль Москвы-реки и фасадами были обращены в сторону двора.
В 1879 г. Трёхгорное пивоваренное товарищество получило от городской управы разрешение на открытие газового завода для освещения зданий своего предприятия. Предприятие быстро развивалось. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. Трёхгорное пивоваренное товарищество получило высшую награду — право изображать государственный герб на своих изделиях. В отзыве экспертов выставки отмечалось, что «завод Трёхгорного товарищества должен быть поставлен на первое место между всеми московскими пивоваренными заводами по образцовому во всех деталях устройству и применению всех новейших усовершенствований в пивоваренном деле».
Строительство производственных и хозяйственных корпусов предприятия производилось по проекту известного московского архитектора А. Е. Вебера. В своих проектах Вебер использовал распространённый в тот период в промышленном строительстве так называемый «кирпичный стиль», являющийся одним из течений эклектики, обогащая его элементами готической архитектуры. В 1880-е гг. А. Вебер расширяет существующие объёмы солодовни и овинов (часть строения 3), ледников и бродильни (в составе современного строения 1) и других строений, возводит ряд новых объектов.
В 1888 г. территория завода увеличилась за счёт покупки новых участков земли вдоль Дорогомиловского вала, что позволило спрямить юго-восточную границу владения. На новой территории, в дополнение к уже существующим казармам для рабочих, строят столовую и другие помещения жилого и бытового назначения, расширяя жилую зону.
В дальнейшем на протяжении двух десятилетий границы владения Трёхгорного пивоваренного товарищества не менялись.
В 1895–1899 гг. Август Вебер проектирует здания новой солодовни и сушильной печи (часть строения 3), варни (в составе современного строения 2), расширяет объёмы бродильни и ледников (в составе современного строения 1).
В конце XIX в. завод стал самым большим пивоваренным предприятием в Москве.
В 1900-е гг. «главным архитектором» предприятия стал известный московский архитектор Р. И. Клейн.
В 1903–1906 гг. по проектам Клейна на территории завода ведутся активные работы по перестройке существующих корпусов и строительству новых. В соответствии с заложенной А. Вебером традицией все постройки выполняются в «кирпичном стиле» с элементами готической архитектуры. Среди этих объектов – надстройка 2-го этажа (цех «для розлива пива») над ледниками (в современном строении 1), водонапорная башня, новые объёмы солодовни и здание для овинов (в составе современного строения 3).
В 1906 г. Товарищество пивоваренного завода приобрело ещё несколько участков земли с юго-западной стороны владения и увеличило территорию, занятую складскими помещениями.
В это время уже полностью сложилась композиция владения и принципы его объёмно-пространственной структуры. Все основные производственные помещения располагались в северной и северо-восточной зоне. Различные вспомогательные помещения и мастерские (кузница, конюшня, сараи и др.) располагались, в основном, в центре участка, параллельно основным корпусам. В юго-западной части владения находились складские помещения. Жилая и административная зона с казармами для рабочих, больницей, столовой и конторами находилась в восточной части владения.
В 1910 г. Р. И. Клейн выполнил проект пристройки «для отправки» пива к корпусу бродильни-ледников (строение 1). В этой работе, не будучи связанным уже сложившимися композиционными и декоративными решениями, он активно использует приёмы стиля «модерн» с его сложной пластикой объёмов.
В этот же период по проекту Клейна возводится крупномасштабный объём элеватора, примкнувший к зданию солодовни-овинов (в составе современного строения 3).
В дальнейшем имя Р. И. Клейна в архивных документах не встречается. С 1910 г. вместе с Р. И. Клейном на заводе работал его ученик, А. П. Евланов. По его проектам выстроено несколько одноэтажных объёмов (для мытья бочек в 1912 г., для электролитического производства для нужд обороны в 1916 г. и другие, для весов), контрольные ворота ограды завода со стороны Дорогомиловского Вала (1910 г.).
В 1912 г. меняются границы владения завода — юго-восточная часть границы сместилась к красной линии Дорогомиловского вала.
В 1917 г. завод был национализирован (с 1918 г. – Трёхгорный пивоваренный завод). До середины 1920-х гг. его планировочная структура и границы территории оставались неизменными.
В 1926 г. граница владения вдоль Москвы-реки была передвинута в связи с проектированием Дорогомиловской набережной. В то же время построены несколько небольших объёмов в восточной части владения. Часть территории отошла прилегающей с запада карандашной фабрике им. Сакко и Ванцетти. В юго-западной части продолжала застраиваться складская зона.
В 1926–1928 гг. на заводе была проведена система канализации. В это же время построены подъездные пути к заводу от Московско-Киевско-Воронежской (Брянской) железной дороги (инженер Н. И. Курдяков). В начале 1930-х гг. в связи с ростом производства и увеличением количества разъездных лошадей построены новые конюшни. Часть межцеховых пространств была перекрыта и использовалась в производственных целях. Восточная зона традиционно сохраняла жилые и административные функции.
В 1934 г. Трёхгорному пивоваренному заводу (1918–1934 гг.), бывшему Трёхгорному пивоваренному Товариществу (1875–1918 гг.), присваивается имя советского партийного деятеля А. Е. Бадаева.
Во время Великой Отечественной войны часть зданий была повреждена.
Основные изменения границ территории завода произошли в послевоенный период в связи с пробивкой Кутузовского просп. и реконструкцией района в целом. В 1957 г. была проложена трасса Новой Дорогомиловской ул. (часть современного Кутузовского просп.), под прокладку которой отошла юго-восточная часть территории завода, в связи с чем был снесён ряд корпусов (в основном жилых). Старое ограждение было в основном заменено на новое.
Сформированные таким образом новые границы владения сохранились до настоящего времени.
В конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг. для увеличения производительности была проведена крупная реконструкция предприятия. Был построен новый железобетонный элеватор (строение 4) в западной части владения, на месте снесённых строений (каменной двухэтажной конюшни, одноэтажного гаража и жилого здания дореволюционной постройки).
Старые корпуса варни (собственно варня и турбинный цех), бондарни и ряд других были снесены. Была выстроена новая варня (в составе современного строения 2), крупный семиэтажный административный корпус по южной границе владения (строение 7), который закрыл панораму восприятия завода со стороны Кутузовского просп., ряд пристроек, в том числе по северным фасадам корпуса бродильни-ледников (строение 1) и солодовни-овинов (строение 3). В целом формирование современного облика Бадаевского завода завершилось в середине 1970-х гг.
Производство функционировало до конца 2000-х гг.
Часть здания является выявленным объектом культурного наследия, который включает:
– солодовенный корпус: солодовни, овины, 1875–1876 гг., 1895–1898 гг., архитектор А. Е. Вебер, 1904–1907 гг., архитектор Р. И. Клейн;
– водонапорная башня 1904 г., архитектор Р. И. Клейн;
– элеватор, построенный между 1900–1912 гг., архитектор Р. И. Клейн.
-Список построенных домов:
Кутузовский - 12, стр. 1,
Кутузовский - 12, стр. 6,
Кутузовский - 12 стр.5,
Кутузовский - 12,
Кутузовский - 12А,
Кутузовский - 12 стр.3,
Кутузовский - 12 стр.6,
Кутузовский - 12 стр.9,
Кутузовский - 12 стр.23,
Кутузовский - 12 стр.26,
Кутузовский - 12 стр.21,
Кутузовский - 12 стр.8,
Кутузовский - 12 стр.2,
Кутузовский - 12 стр.10,
Отзывы и комментарии
Популярное на сайте Правдом.
Доходный дом Исакова на Пречистенке. (Москва, ул. Пречистенка, 28). Здание в стиле модерн. Построен в 1904-1906 годах по проекту Л.Н. Кекушева для Торгово-строительного акционерного общества
Жилой дом РЖСКТ Советский композитор. (Москва, ул. Готвальда, 10, стр. 1). Архитектурный стиль - Конструктивизм. Один из немногих реализованных проектов в стиле авангард архитектора Г.М. Людвига