Жилые комплексы


       

Жилмассивы / Микрорайоны

Главная Серии домов Застройщики УК и ТСЖ Жилые комплексы Все регионы

Ансамбль - Ржевская слобода

Сегодня Ржевка – это большой район новостроек. От старины осталось одно название, которое возникло в городском обиходе из полного наименования – Ржевская слобода. Появилась она еще в 30-х гг. XVIII в., а имя свое получила от капитана В.Ф. Ржевского, владевшего здесь участком земли, граничившим с землей охтинских поселян.

Попутно заметим, что к пресловутому поручику Ржевскому, герою веселых анекдотов, этот Ржевский не имеет никакого отношения. Ведь легендарный герой анекдотов пошел от поручика Дмитрия Ржевского – героя пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» (1940 г.) и комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962 г.), снятой по пьесе Гладкова.

В 20-х гг. XIX в. в Ржевской слободе появилось одно из военных поселений, организованное по воле Аракчеева. До сих пор от того поселения сохранилось несколько зданий конюшен – одноэтажных кирпичных домов на нынешней Ржевской улице. Еще в середине XIX в. конюшни переделали в казармы для солдат – охранников Охтинского порохового завода. Некоторые дома еще и сегодня используются под жилье, а местные жители иногда находят рядом, на своих крошечных огородах, следы «аракчеевских конюшен» – бубенцы, остатки кожаной упряжи, стальные удила и даже старинные пуговицы от военных мундиров…

По данным одного из путеводителей по петербургским окрестностям конца XIX в., в Ржевской слободе числилось 58 домов и 519 жителей. Одним из своеобразных занятий жителей слободы было шитье кулей. Материалом для производства служили подержанные рогожные кули из-под овса и других зерновых хлебов, которые покупались в городе или у местных торговцев. Затем кули мыли, сушили, разбирали на «мочалу», из которой на разных самодельных станках делалась ткань и сшивался кулек. Готовые кульки сдавались петербургским мясным лавкам или местным скупщикам.

Близ Ржевской слободы осенью 1871 г. петербургское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов устроило колонию для малолетних преступников 10 – 16 лет. По утверждению историко-церковной энциклопедии «Святыни Санкт-Петербурга», это было первое в России учреждение такого рода.

Подростки занимались здесь сельским хозяйством и получали начальное ремесленное образование. Они жили в деревянных домах и делились на небольшие группы, во главе которых стояли опытные воспитатели. В колонии была выстроена и своя церковь, средства на постройку которой выделили Артиллерийское и Морское ведомства и И.И. Смирнов. Однажды эту церковь посетил Федор Михайлович Достоевский – на рождественские праздники 1875 г. В «Дневнике писателя» он оставил такую запись: «Архитектура церкви действительно недурна, в несколько, впрочем, казенном, усиленно русском стиле, очень приевшемся».

Осенью 1916 г. колонию решили перевести в село Извары – имение Рерихов в Лужском уезде. Бывшая церковь детской колонии стала после революции приходской, а в 1923 г. ее закрыли и потом снесли…

С историей Ржевки связана одна из мрачных страниц послереволюционной истории: Ковалевский лес в четырех километрах к северу-востоку от станции Ржевка в 1918 – 1921 гг. стал местом массовых расстрелов «контрреволюционеров» – во время «красного террора» и в последующие годы. Среди убитых здесь – дворяне, интеллигенция, чиновники, офицеры, православное духовенство. По некоторым данным, именно в этих местах расстреляли проходивших по «делу Петроградской боевой организации», в том числе и поэта Николая Гумилева. Место захоронения обнаружила в 2001 г. поисковая группа научно-исследовательского центра «Мемориал» под руководством В.В. Иофе. 25 августа 2001 г. здесь установили памятный знак «Жертвам красного террора».

Согласно исследованиям В.В. Иофе, «территории артиллерийского полигона на Ириновской железной дороге», где производились расстрелы, в наибольшей степени соответствует пустынный лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалево и Приютино. Этот лес представляется тем более вероятным местом проведения казней, что он не только отделен от внешнего мира охраняемой внешней границей полигона, но и от самой территории полигона изолирован долиной реки Лубьи.

Пустынность и изолированность этого леса в свое время привлекла внимание руководства полигона, и в центре участка, примерно в трехстах метрах от Рябовского шоссе, близ берега Лубьи, был построен обвалованный двухэтажный кирпичный пороховой погреб с караульным помещением и с подъездной дорогой. Исходя из имеющихся описаний процедуры проведения расстрелов, можно достаточно обоснованно предположить наличие в районе проведения казней какого-то центрального стационарного помещения (для хранения инвентаря, складирования снятой одежды и возможного использования в качестве накопителя для временного размещения осужденных), а также подъездной дороги, ведущей в глубь расстрельной территории. Всему этому идеально отвечает по месторасположению как сам уединенный пороховой погреб, так и караульное помещение перед ним…

Поселок Старое Ковалево, от которого вверх по Лубье идет расстрельный лес полигона, не сохранился. Место бывшего поселка теперь отмечено лишь развилкой, где от Рябовского шоссе отходит дорога на Ковалевское кладбище. Судьба распорядилась так, что в этом живописном месте в честь детей блокадного Ленинграда был установлен „Цветок жизни“. Учитывая все вышеизложенное, мы вполне можем считать его памятником и тем нашим согражданам, которых молодая советская власть сочла необходимым привезти в эти места, в Ковалевский лес, чтобы убить первыми».

Во время ленинградской блокады через станцию Ржевка проходила легендарная Дорога жизни. В 1967 г. на ее трассе от станции Ржевка до Осиновца установили сорок шесть памятных километровых столбов.

В летопись блокады вошел трагический эпизод, произошедший на станции Ржевка 29 марта 1942 г. Ранним утром того дня враг обрушил на станцию сильный артиллерийский обстрел. На беду снаряды угодили в стоявшие на путях вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим. В результате здесь прогремело три страшных взрыва огромной силы, разрушившие вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Как сообщалось в докладной записке штаба МПВО, на месте взрыва образовались гигантские воронки: одна глубиной 8 – 10 метров и длиной и шириной по 50 метров, другая – глубиной 5 – 6 метров, длиной 120 метров и шириной 15 – 20 метров. Сильнейшая взрывная волна разбросала на большое расстояние металлические и деревянные конструкции зданий и вагонов, невзорвавшиеся снаряды, мины и гранаты, большие глыбы мерзлой земли. По данным МПВО, 222 человека получили тяжелые ранения и 564 человека – легкие.

Еще не так давно о той мартовской трагедии 1942 г. напоминала мемориальная плита у переезда на станцию Ржевка, установленная в 1990 г. На небольшом мемориале у Ржевки кроме этой мемориальной доски находились «нулевой» столб, от которого шел отсчет километров Дороги жизни, памятник «Регулировщица», а также зенитное орудие – в память о защитниках неба над Дорогой жизни.

Когда началось сооружение развязки Кольцевой автодороги, мемориал демонтировали: он мешал развернувшему строительству. Его перенесли на новое место.

Большое значение для осажденного Ленинграда имел аэропорт «Ржевка», находившийся за Ржевским лесопарком. В те годы он назывался «Смольное» (поблизости протекает Смольный ручей, впадающий в Лубью; неподалеку находилась деревня Смольное) и играл важнейшую роль в обороне Ленинграда – это был единственный аэропорт, который удалось скрыть от врага благодаря прекрасной маскировке. Взлетно-посадочную полосу, сделанную в рекордно короткий срок, к сентябрю 1941 г., закрывали деревьями и кустами, укрепленными на специальных поддонах – их убирали только во время взлета или посадки самолетов и сразу же возвращали на прежнее место. Боевую технику в перерывах между полетами скрывали в лесополосе.

Во время блокады на авиабазе «Смольное» наладили воздушный мост, связывавший Ленинград с Большой землей: по нему в город было доставлено свыше 5000 тонн продовольствия, 138 тонн почты, десятки тонн медикаментов. Обратными рейсами вывезли более 50 тысяч ленинградцев – детей, раненых, высококвалифицированных рабочих, провели операцию по эвакуации части рабочих и оборудования Кировского завода. Недалеко от «Смольного», в Бернгардовке, соорудили специальный ложный аэродром с макетами самолетов в натуральную величину. Именно он подвергался постоянным бомбовым ударам.

В 1960-х и 1970-х гг. аэродром широко использовался для пассажирских и грузовых перевозок. В 1976 г. аэропорт «Смольное» переименовали в аэропорт «Ржевка», а в 1978 г. здесь ввели в строй новый аэровокзал на 250 пассажиров в час. В 1984 г. «Ржевка» стала авиабазой для учебных, научных, любительских, аэрофотосъемочных полетов. В таком качестве он действует и сегодня…

И наконец, еще один эпизод, связанный с современной Ржевкой. Одним из ее символов служат триумфальные пилоны на улице Коммуны, установленные в честь защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в 1952 – 1953 гг. (архитектор В.Я. Душечкина, скульптор А.Е. Громов) и когда-то символизировавшие собой парадный въезд в Ленинград. Пилоны украсили барельефами с профилями вождей – Ленина и Сталина. В начале 1960-х гг., во время окончательного развенчания «культа личности» и выноса тела Сталина из Мавзолея, изображение «вождя народов» убрали, как и все памятники ему, существовавшие в Ленинграде.

В 2005 – 2006 гг. в ходе реставрации пилонов на улице Коммуны, проводившейся по инициативе местных муниципалов, на один из них вернули барельеф Сталина. Теперь это является фактически единственным персональным изображением Сталина в нашем городе (маленький барельеф на «Площади Восстания» со Сталиным на заднем плане – не в счет).
 

-Список построенных домов:

Ковалевская - 14А, Камышинская - 22, Всеволожская - 4, Полевая (Ржевка) - 1*,

Отзывы и комментарии


  имя     email

Картинка с кодом Ведите код с картинки

Популярное на сайте Правдом.

Типовая серия - 1-528кп

Типовая серия - 1-528кп. Наиболее качественные хрущевки с наружными стенами из кирпича. Серия активно строилась в Ленинграде.

Типовая серия - 1ЛГ-502

Типовая серия - 1ЛГ-502. Дома серии 1-ЛГ-502 строились в СПБ.