Жилые комплексы


       
  • -

Жилмассивы / Микрорайоны

+
Главная Серии домов Застройщики УК и ТСЖ Жилые комплексы Все регионы

микрорайон - Соцгородок Рабочий поселок

Соцгородок Рабочий поселок

Первой большой градостроительной работой в Перми следует считать
проектирование архитектором С. Е. Чернышевым в середине 1920-х годов
социалистического городка в Мотовилихинском районе (Рабочий поселок).
Поселок строили около промышленных предприятий. Сложный рельеф
участка и ветровой режим требовали разместить жилье в достаточном, по са-
нитарным условиям, удалении от заводов. Необходимо было отделить его и
от района дореволюционной застройки. Выбор пал на сравнительно ровный
участок вблизи деревни Горы, расположенный вдоль магистрали, идущей в
центр города.

Рабочий поселок – принципиально новый по тому времени планиро-
вочный организм. Основу жилой застройки составили кварталы благо-
устроенных многоэтажных кирпичных домов с квартирами большой площа-
ди. По конструктивной схеме – это здания с продольными несущими стена-
ми, что позволило создать жилые пространства из двух типов квартир сосквозным проветриванием. При проектировании были учтены ориентации
квартир, облучение их солнцем, проветривание внутриквартирных про-
странств. Вместе с жильем возводились обслуживающие предприятия: фа-
брика-кухня, гостиница, баня, больница, гараж.

К проектированию отдельных зданий города были привлечены круп-
ные советские специалисты. Так, архитектор П. А. Голосов выполнил проект
Дома техники. Здание выстроено в стиле конструктивизма. Учебный корпус
(техникум), кабинеты, выставочные и лекционные помещения, их внутреннее
оборудование определили функциональное построение плана. Здание развер-
нуто на узком, вытянутом вдоль улицы участке. Четкое функциональное де-
ление плана на зоны и форма участка предопределили решение внешнего об-
лика Дома техники в виде двух монолитов, сдвинутых относительно друг
друга. Это придало зданию объемность, которую еще более подчеркивало се-
верное крыло, пристроенное перпендикулярно к улице. Чередование глухих
плоскостей с ритмично повторяющимися вертикальными плоскостями стекла
(лестничные клетки) и ровными горизонтальными рядами широких окон при-
дают фасаду динамичный характер. Вход подчеркнут широкой лестницей и
глухими парапетами на крыше. Длинные балконы, которые можно использо-
вать как трибуны, выявляют общественный характер Дома техники. Здание
выполнено из кирпича с частичным использованием монолитного железобе-
тона (перекрытия, внутренние опоры). В этом здании в годы Великой Отече-
ственной войны было место постоянного присутствия членов советского пра-
вительства, курирующих поставки артиллерийского вооружения на фронт.
В начале 1930-х годов Уралоблисполком распространил в качестве
официальной инструкции документ «Главнейшие черты индустриального го-
рода на Урале». В период, когда еще не существовало официальных градо-
строительных норм и правил, этот документ был первой попыткой (в преде-
лах Уральской области) регулирования планировки и застройки городов с
учетом требований, выдвинутых программой партии и местными условиями.
В инструкции говорилось, что расположение промышленных предприятий
должно быть важным пунктом при создании города. Селитебная территория,
ее размещение диктуются местоположением промышленной зоны. Но при
этом расположение поселка, необходимые условия жизни и отдыха трудя-
щихся не должны быть принесены в жертву производственным соображени-
ям. Иначе говоря, инструкция требовала выбора оптимальных условий разме-
щения как промышленности, так и жилого поселка или города.

Первые двухэтажные деревянные дома в Рабочем поселке будущего
соцгородка появились в 1927 году. Однако уже на следующий год началось
строительство четырехэтажных каменных жилых домов с большими комму-
нальными квартирами и маленькой кухней на несколько семей. Кухонные
плиты работали на дровах, но в целом отопление и водоснабжение жилых до-
мов было уже централизовано.

В 1920-х – 1930-х годах на карте Рабочего поселка появляются важней-
шие градообразующие и социальные объекты, ставшие замечательными па-
мятниками архитектуры конструктивизма: Дом техники, ныне политехнический колледж имени Н. Г. Славянова (проект П. А. Голосова, 1927–1937
годы), здание фабрики-кухни (известное как ресторан «Горный хрусталь»),
здание поликлиники (ул. Лебедева, 11), здание гостиницы «Металлург»,
большой жилой «Дом специалистов». В ранее застроенной заивинской части
на углу улиц Уральской и Ивановской строится Дом связи, здание, где сейчас
располагается администрация Мотовилихинского района, деревянное здание
цирка, располагавшееся по улице Уральской на территории старого кладби-
ща (сгорело около 1942 г.).

Здание фабрики-кухни располагается по улице Уральской, 85 на проти-
воположной стороне от Дома техники. (В настоящее время идет капитальная
реконструкция.)
Парадный ансамбль Рабочего поселка довоенной поры завершает
жилой Дом специалистов. Он также состоял из больших квартир коммуналь-
ного проживания. Однако качество отделки как внутренней, так и наружной
значительно выше. Кирпичное, достаточно длинное здание оштукатурено.
Чтобы разнообразить продольные фасады весь объем здания симметрично
разделен на три части. Боковые четырехэтажные крылья фланкируют цен-
тральную пятиэтажную часть. Сохраняется характерная для Мотовили-
хинских конструктивистских построек ритмика и масштабность оконных
проемов. Дом специалистов располагается под углом к «красной линии»,
открывая тем самым площадку для сквера, который тянется вдоль улицы
Уральской от старой застройки до улицы Землячки.

Интересным примером конструктивизма является здание поликлиники
по улице Лебедева. Оно состоит из трех трехэтажных монолитных объемов:
главного, расположенного вдоль улицы Лебедева, и двух перпендикулярных,
уходящих вглубь квартала и выступающих на главном фасаде небольшими
полукруглыми ризалитами, в которых располагаются лестничные марши. В
результате организована простая и строгая, достаточно выразительная
композиция.

Здание гостиницы «Металлург» четырехэтажное, но выделяющееся по
высоте среди соседних жилых домов, организует перекресток улиц Инду-
стриализации и Лебедева. Объект словно состоит из двух соприкасающихся
объемов, в результате чего на углу возник уступ главного входа. Балконы как
связки соединяют взаимно перпендикулярные блоки. На первом этаже крыла
по улице Лебедева работал ресторан гостиницы. После реконструкции 1980-х
годов здание несколько изменило свой облик.

Трехэтажное объемное здание Дома связи (улица Уральская, 36), по-
явившееся среди старой заивинской деревянной застройки, внесло сильный
диссонанс в сложившуюся жилую среду. Это было не просто веяние нового
времени, а активное наступление революционной эпохи. Показателен тот
факт, что с разрушением Никольской церкви, находившейся на противопо-
ложном по диагонали перекрестка углу, началось строительство Дома связи.
В объемно-пространственном решении Дома связи применены харак-
терные для конструктивизма приемы. Динамичность композиции придается
рассечением основного монолита здания плоскостью сравнительно узкого объема лестничных маршей, выступающего на главном фасаде. Выразитель-
ность фасадам придает также карниз, разделяющий второй и третий этажи и
опирающийся на вертикали тонких пилястр.
Значительным событием в жизни Мотовилихи стало открытие нового
терапевтического корпуса больничного городка на улице Грачева. Это
большое и сложное в плане здание имело важное значение для всей теорети-
ческой концепции соцгородка.

Для полноты картины социалистических преобразований в Рабочем по-
селке в дореволюционный период отметим постройку профессионального
технического училища № 3 (ФЗО) на улице Р. Землячки, д. 11, и общежития
на улице Уральской рядом с нынешним цирком. Эти здания также прекрасно
отражают эпоху. Примечательно то, что они (как и Дом специалистов) не
ориентированы на улицу Уральскую. Дело в том, что первоначально план
застройки имел другую сетку улиц и главных магистралей. Однако утвердил-
ся тот вариант, который исторически сложился. Главной градообразующей и
транспортной магистралью осталась улица Уральская. Вероятно, это решение
было принято в связи с тем, что ее роль как основной транспортной линии с
центром города только возрастала. В июне 1926 года в Перми появились ав-
тобусы. И первый автобусный маршрут связал Мотовилиху со станцией
Пермь II. В день 12-ой годовщины Октября была сдана в эксплуатацию пер-
вая трамвайная линия, которая пролегала от Базарной (ныне Восстания) пло-
щади в Мотовилихе до Красноуфимской улицы (сейчас Куйбышева). Уже в
те годы обозначились остановки общественного транспорта: нынешние
Цирк, Р. Землячки, ДК им. Ленина.

Вопрос слияния Мотовилихи с Пермью становился все более и более
актуальным. И такое решение в 1927 году постановлением ВЦИК РСФСР
было принято. Однако в 1931 году постановлением Уральского исполкома
Мотовилиха было вновь отделена от Перми. И только с образованием 3 октя-
бря 1938 года Пермской области с центром в Перми Мотовилиха окончатель-
но становится районом города.

Рост промышленного и культурного потенциала города требовал кар-
динального осуществления генплана Перми и промышленного района.
Поэтому в 1931 году горисполком заключил с Ленинградским институтом
проектирования городов (Ленгипрогор) договор о проекте районной плани-
ровки. В этой работе должны были получить решение вопросы экономиче-
ского профиля промышленного узла. Предстояло определить его границы,
выявить внутренние и внешние экономические связи, продумать трассировку
дорог и характер городского транспорта.

 

Работу выполняла группа специалистов во главе с профессором Л. А.
Ильиным. Изыскания и исследования на месте вел известный швейцарский
архитектор Ханнес Мейер, один из основателей прогрессивной архитектур-
ной школы «Баухауз» (Германия). В 1930 году профашистски настроенный
магистрат города Дессау уволил профессора Мейера за «марксистский метод
преподавания». В ответ на это группа архитекторов «Баухауза» во главе с
Ханнесом Мейером выехала в Советский Союз.

Были тщательно проанализированы транспортные связи, энергетиче-
ские и сырьевые ресурсы промышленного узла (лес, металл, фосфориты,
уголь, химия, деревообработка, бумага), источники водоснабжения, рельеф и
пригородные ландшафты, возможности строительной индустрии. Глубокое
изучение экономических особенностей Пермского промышленного центра,
роста и состава населения, потребности в рабочих и служащих дало возмож-
ность предположить, что наиболее вероятное количество жителей будущего
города составит миллион человек, а это, в свою очередь, повлечет значитель-
ное увеличение (до 82 тысяч га) территории города.


Второй проект, выполненный профессором Мейером, – «Соцгород
Горки» с населением около 5 тысяч человек.


Итак, выявив наиболее значительные события довоенного периода в
развитии микрорайона Рабочий поселок, можно сказать, что в 1920–1930-е
годы здесь сформировался цельный архитектурный ансамбль в стиле
конструктивизма протянувшийся от улицы Хрустальной до Дома специали-
стов (ул. Уральская, 87) и от улицы Уральской до улицы КИМ (которая, од-
нако не сформировалась). Основу поселка составили жилые дома с комму-
нальным проживанием. Наиболее значительными градостроительными
объектами, составившими ядро ансамбля соцгородка, стали здания Дома тех-
ники, фабрики-кухни и жилого Дома специалистов.

-Список построенных домов:

Уральская - 85, Уральская - 83, Уральская - 75,   Лебедева - 8,   Циолковского - 11,   Уральская - 79,   Циолковского - 14,   Лебедева - 14,   Уральская - 87,   Уральская - 78,   Циолковского - 13,   Циолковского - 9,   Василия Соломина - 8 А,   Уральская - 77,   Индустриализации - 6,   Индустриализации - 12,   Индустриализации - 14,   Индустриализации - 16,   Индустриализации - 18,   Лебедева - 18,   Индустриализации - 4,   

Отзывы и комментарии


  имя     email

Картинка с кодом Ведите код с картинки

Популярное на сайте Правдом.

Конструктивизм

Конструктивизм. — авангардистское направление в архитектуре, это единственный стиль в архитектуре 20 века, придуманный в России.

Модерн

Модерн. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем.