Жилой комплекс проектировался с развитой системой инженерных коммуникаций.
Кроме центрального водяного отопления проектом предусматривалось устройство
лифтов и отдельного мусоропровода для каждой квартиры. Помимо жилой функции в
отдельных корпусах во дворе предполагалось размещение спортивного зала,
помещений для собраний, яслей, прачечной, бани, кружков. Первые попытки создания
жилых комплексов для рабочих с включением общественной функции (магазин,
общественная столовая, зал для собраний, прачечная, читальня, ясли и др.) были
предприняты в России еще на рубеже веков. Многие из созданных в 1920-е гг.
крупных жилых зданий и комплексов явились следствием развития имеющегося опыта.
Жилой комплекс кооператива "Новый быт" – один из характерных примеров такого
рода застройки. Под строительство был отведен значительный участок квартала
(около 135 х 80 метров) в самом центре города. Первоначальный проект,
разработанный М.Н.Кондратьевым, в последствии дорабатывался Л.Ф.Эбергом. Жилой
комплекс состоит из двух гигантских корпусов, один из которых размещен вдоль
улицы Суворова, а второй отзеркален в глубь квартала. Конфигурация плана
корпусов представляет собой необычную для Ростова зигзагообразную форму.
Применение авторами извилистого зигзагообразного плана, имеет цель не только
создать выразительную объемно-пространственную композицию, но и традиционно
придать более высокую плотность застройке.
Скульптурность форм, богатая пластика, произрастающая "изнутри", становится
главным средством выразительности – и в этом родственная связь с модерном. Так,
выступающие со стороны улиц ризалиты не только обогащают пластику фасадов, но и
увеличивают площадь жилых комнат. Почти во всех проектах как Эберга, так и
Кондратьева построение объемов ведется "изнутри" – от внутренней организации к
внешней форме. Но при этом, что очень важно, это не исключает особого внимания к
внешней художественной форме в структуре городского контекста.
Важнейшие изменения произошли в осмыслении дворового, внутриквартального
пространства, которое приобретает здесь особое значение.
Вся сложная скульптурная форма комплекса вылеплена из одного пространственного
модуля, очень напоминающего структуру традиционного доходного дома (точная и
красивая интерпретация С.Ю.Алексеева). У каждого модуля есть собственный дворик,
который, в отличие от своего генетического родственника не замкнут, но раскрыт в
общее дворовое пространство. Что автоматически наделяет его свойствами
пространства парадного.
Соответственно меняется смысловое значение дворового и внутриквартального
пространства в целом. Двор в композиции комплекса начинает играть едва ли не
ведущую роль. Это не просто парадный двор, территория для отдыха и общения
жителей – это ядро, неразрывная часть целого организма. Каждая жилая секция со
своим отдельным двором, со своей отдельной жизнью вливается в общий двор по
центральной оси всего дома. Выстраивается система – двор во дворе, а сам дом –
как город в городе. И все это единый коллектив в масштабе всей страны –
своеобразная модель нового общества. В данном случае индивидуальное объединяется
в общее на уровне пространственной структуры. Изолированное, утилитарное в
прошлом внутриквартальное пространство становится парадным и приобретает
значение коллективного, объединяющего пространства.
Отзывы и комментарии
Как выглядел коттедж-хрущёвка. В 1961 году в Ленинграде был возведён первый и единственный индивидуальный дом-хрущёвка.
Конструктивизм. — авангардистское направление в архитектуре, это единственный стиль в архитектуре 20 века, придуманный в России.