город Кронштадт, площадь Якорная, д.5

- это историческое здание, известное под названием «Морской собор Святого Николая Чудотворца», построенное в 1903-1913 году, архитектор(ы) - Косяков Вас. А.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пл. Якорная, 5

«Морской собор Святого Николая Чудотворца»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1903-1913 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Косяков Вас. А.

Морской собор Святого Николая Чудотворца

Кронштадт Якорная пл. , 5. Архитекторы: Косяков Вас. А. . Год постройки: 1903-1913. Стиль: Византийский Морской собор Святого Николая Чудотворца византийский стиль

Кронштадт , Якорная пл. , 5

Пам. арх. (федеральн. )

1903-1913 - арх. Косяков Василий Антонович

Собор Никольский Морской:Ограда с фонарями 1913-1914 - арх. Косяков Василий Антонович Сад1911-1914 - садовый мастер Гильбих Э. Г. Собор 1903-1913 - арх. Косяков Василий Антонович 1930-е - (Постановление. . . )

. . . - реконструкция и реставрация

КБ ВиПС (КБ Высотных и подземных сооружений) - проект

Техническое оснащение собора. Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Для уборки имелась стационарная пылесосная станция системы А. Бордига, которая располагалась в подвале и была установлена фирмой «Иохим и К». Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку огромного собора. В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. Котлы располагались в специально построенном здании, которое стояло недалеко к востоку от собора. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем. На поставку и монтаж электрооборудования претендовало восемь фирм. Строительный комитет отдал предпочтение Санкт-Петербургскому отделению завода в Риге, принадлежавшему Русскому обществу всеобщей компании электричества. Часть работ и технический надзор осуществлялся специалистами Кронштадт ского порта. От центральной электростанции до восточной ограды сквера проходила воздушная электропроводка на 18 решетчатых железных столбах. Далее шел подземный кабель в подвал собора, где располагались три главных масляных трансформатора. В соборе имелось около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей. Только на решетке главного купола располагалось 218 ламп, на главном хоросе (церковный светильник, который имеет особый статус - он символизирует древо жизни, имеет вид колеса, подвешенного с помощью цепей к потолку храма) - 588, на главном карнизе - 827. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами и еще 92 лампы располагались в иконостасе, лампадах. Кроме основной сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения. Сложная и оригинальная для того времени система освещения прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила неизгладимое впечатление.

Свято-Никольский собор в Кронштадт е сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадт е нового храма - памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной. В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В. А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С. О. Макаров. Работы по расчистке и подготовки территории производились моряками флотских экипажей и учебных отрядов. Возведению собора предшествовало торжественное богослужение 1 сентября 1902 года, которое отслужил о. Иоанн Кронштадт ский. После завершения бетонных фундаментов и гранитного цоколя, 8 мая 1903 г. состоялась торжественная закладка собора, на которой присутствовала императорская чета, свита и руководство Морского ведомства. За период 1903-1907 годов были выполнены все общестроительные работы, что для сооружения столь больших размеров было необыкновенно быстро. При работе над проектом косяков учитывал весь предшествующий опыт создания храмов «византийского стиля» (авторы самых значительных из них, Д. И. Гримм и В. А. Шретер были его учителями). Это видно и в компоновке масс и в понимании роли детали. Здесь присутствует лаконичность и ясность построения формы Д. И. Грима, и утонченная декоративность В. А. Шретера. В. А. Косяков привнес много новых приемов в компоновку фасадов и интерьера. Он опирался на «классический» вариант компоновки внутреннего пространства, выраженного во внешних формах и адресующего к историческому прототипу - Софии Константинопольской. Два полукупола с востока и запада примыкали к огромному центральному подкупольному пространству, освещенного из окон барабана. Как и в Софийском соборе, наос с трех сторон окружали аркады первого уровня и хоров. Для усиления конструкции создавались симметричные «контрфорсы» , которые имели не только конструктивное, но и функциональное значение - в них размещались лестницы на хоры. Две другие лестницы находились со стороны главного входа. По ним можно было подняться не только на хоры, но и на звонницы и попасть на верхние галереи, предназначенные для осмотра систем отопления, расположенных «под верхними окнами». Цельность внутреннего пространства выражалась во внешнем облике храма. В. А. Косяков дополнил художественную палитру стиля декоративными элементами романского зодчества, что часто встречалось в европейской архитектуре 19 столетия, где существовало понятие «византийско-романского» или «романо-византийского» стиля. Замысел архитектора дополняли башни двух звонниц, фланкирующих вход, и портал «романского» характера. Если пространственное решение интерьера и его роспись полностью были выдержаны в византийском стиле, то внешние формы были выполнены в «византийско-романской» стилистике, что вносило в общее восприятие сооружения несколько «эклектичный» оттенок. Фасады собора были облицованы долговечным облицовочным серовато-желтым кирпичом и дополнены терракотовыми рельефами. В отделке фасадов (колонны порталов, окон и облицовка цоколя) применялся наиболее долговечный материал - гранит. Купола собора и звонниц были покрытии декоративными морскими рельефными атрибутами. Этот прием уже известен в художественном арсенале византийского стиля. В качестве материалов отделки применялись майолика и мозаика. Святые изображения на фасадах выполнялись по эскизам Ф. Р. Райляна. Майоликовые фризы с фигурами архангелов и символами евангелистов создавались в мастерских Н. Ваулина и И. Гельдвейна. В мозаичной мастерской В. А. Фролова выполнялись иконы на фасадах. Над тремя порталами главного, западного входа - в честь святых, которым посвящены приделы - святителя Николая чудотворца, святых апостолов Петра и Павла, святого Иоанна Рыльского над северным - образ Божией матери над южным - Святилеля Митрофания. Западный портал украшался мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни свт. Николая чудотворца, символами евангелистов и орнаментами. Вестибюль центрального входа мог служить постоянно открытой часовней. С востока вели еще два входа для духовенства. Из них попадали в подвальный этаж с библиотекой и архивом. Двери были декорированы бронзовым орнаментом.

(сайт КБ ВиПС)

Проект внутреннего убранства собора также создавался В. А. Косяковым совместно с братом Георгием. Работы над внутренним убранством начались в 1907 г. Отделочные работы велись круглогодично, и летом 1909 г. внутренние леса уже были разобраны. Наиболее сильное впечатление производило внутреннее пространство, в котором господствовал центральный купол диаметром около 27 м при высоте его до основания - 52 м. Алтарь не был закрыт весь иконостасом, а уровень пола приподнят высоту более четырех метров. Над главным престолом, посвященным св. Николаю чудотворцу, возвышалась мраморная сень. Боковые пределы св. Петра и Павла и св. Иоанна Рыльского (покровилеля св. Иоанна Кронштадт ского) не отделялись от главного, существуя с ним в едином пространстве. Слева на солее стояла мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, мраморными панелями и изображение Святого Духа в виде голубя. Подкупольное пространство окружалось двухъярусными галереями, которые усиливали конструкцию собора и выполняли важные функциональные задачи. Подобно константинопольской Софии, галереи второго яруса были открыты в интерьер, визуально увеличивая и без того необъятное пространство храма. Их восточная часть предназначалась для парадной ризницы и размещения хора, хранения икон с упраздненных судов, а в первом этаже для ризницы, икон и библиотеки. Во время ненастья крытая галерея могла служить для крестных ходов. В истории храмостроения такой подобный прием был использован Э. И. Жибером в проекте самарского собора, а в 1890 г. к нему же обратился Н. В. Султанов при проектировании Петергоф ского храма Святых апостолов Петра и Павла. В. А. Косяков талантливо объединил традиции византийской архитектуры с традициями отечественного храмостроения эпохи «историзма». Росписи покрывали центральную и боковые апсиды, поверхности парусов, барабана и купола, стены и своды хоров. Богатство художественного убранства дополнялось разнообразной и художественной отделкой. Материалом колонн галерей и наличников порталов служил искусственный мрамор. Иконостас, престолы, сень над престолом, солея и амвон, капители киоты выполнялись из белого и цветного уральского мрамора в сочетании с бронзовыми деталями. Императором был пожертвован бухарский ляпис-лазурь с Петергоф ской гранильной фабрики для отделки престолов. Двери и мебель выполнялись из дуба с медными и металлическими коваными деталями. По эскизам Г. А. и В. А. Косяковых для собора изготовлялась разнообразная и богатая утварь. Сочетание древнерусских и византийских мотивов с морской символикой представляло благодатную почву для стилистики модерна.

Мемориальный характер интерьеру придавали мраморные доски, на которых были высечены имена всех офицеров российского флота, погибших в боях. Списки были составлены историком русского военно-морского флота генералом Аполлоном Семеновичем Кротковым. Черный мраморные доски с именами офицеров и числом нижних чинов были размещены по всему периметру храма. Впервые в Кронштадт ском Морском соборе отдельно были вынесены имена погибших флотских священников, для этого были использованы белые мраморные доски. Две мемориальные доски с 14-ю именами были помещены на почетном месте в алтарной части храма. ([167]. С. 42-44, Mary)

Внутренняя отделка собора заняла гораздо больше времени, чем строительство. Церемония освящения собора состоялась 10 июня 1913 г. в присутствии императорской семьи. Площадь перед собором предназначалась для военных парадов. Вскоре здесь же был установлен памятник строителю собора адмиралу С. О. Макарову (1848-1904) работы Л. В. Шервуда. Вблизи был разбит парк, устройством которого руководил Э. Г. Гильбих.

(по книге Ю. Р. Савельева «Византийский стиль в архитектуре России. Вторая половина Х1Х - начало ХХ века:

Альбом. - СПб. : «Проект-2003» , «Лики России». 2005. ) (доб. Наталия)

С приделами: прп. Иоанна Рыльского (1909) и апп. Петра и Павла (1920).

Собор закрыт в 1929 г. 7 октября 1929 последовал приказ помощника коменданта Кронштадт а о приемке собора от верующих. Имущество собора было передано на баланс Госфонда. Мемориальные доски были списаны как «неликвидные», судьба их неизвестна. ([167]. С. 42-44, Mary)

Интерьер переделан (арх. С. О. Овсянников) в 1953-1955 гг. приспособлен под театральный зал гарнизонного клуба. В 2004 восстановлен крест (неудачная попытка установки была в 2002 г. ) с 2005 г. идут богослужения.

(Земля Невская Православная. 2006, С. 18)

В круглой галерее собора ещё в 2003 г. действовал (и, возможно, действует до сих пор) музей.

Реконструкция и реставрация

В храме завершены реставрационные работы, проведенные специалистами КБ ВиПС.

Виды работ, выполняемые КБ ВиПС: Выполнение комплексного обследования конструкций фундамента аварийного здания. Разработка проекта первоочередных противоаварийных мероприятий. Разработка проектной документации по реставрации и восстановлению объекта в объеме инженерных и специальных разделов.

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10. 07. 2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г. ) (Постановление. . . », с. 20-21)

В центральном зале собора

Царские врата

Капители колонн

Мозаика большого купола

Галерея

Мозаичный декор купола


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Собор
Дата создания: 1903-1913 гг., 1930-е гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная пл., 5.
Номер в реестре: 781510390350056.

Описание площади Якорной

Якорная площадь — центральная площадь в городе Кронштадте Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Находится в историческом центре города междуСоветской улицей и Обводным каналом — в северной части, техническим оврагом Петровского дока и Манежным переулком — в южной части. С запада площадь ограничена стеной кронштадтского адмиралтейства, с востока — сквером Кронштадтского Морского собора. На Якорную площадь ведут ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Советская 21а,  ул. Советская 25,  ул. Советская 27,  ул. Советская 27,  ул. Советская 21 А,  ул. Советская 31 А,  ул. Советская 31 А-1,  пл. Якорная 3 лит. В,  пл. Якорная 2,  ул. Советская 31,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Кронштадт, пл. Якорная, 5

Картинка скодом