Список зданий по пер Померанцев : 1, 10-12, 10/12, 14, ۩ 3, 3, стр. 1, 6 стр.2, 6 стр.3, ۩ 6, стр. 1, 7, 8 стр.2, 9,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пер. Померанцев, 6, стр. 1
«Городская усадьба Н.Н.Медынцева, 1907 г.,»
- Почтовый индекс - 119034 .
- Тип здания - культурного назначения,
- Этажность - 3 ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Количество подъездов - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1907 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Ф.Ф.Воскресенский
Это нарядное и яркое здание было воздвигнуто в 1907 году архитектором Флегонтом Флегонтовичем Воскресенским для купца Николая Николаевича Медынцева, принадлежавшего к большому купеческому роду Медынцевых, берущему свое начало из города Медынь Калужской области. Н.Н. Медынцев был коллекционером и собирателем и в новом особняке планировал разместить свои богатые коллекции фарфора, картин, мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства.
Ф.Ф. Воскресенский приобрел популярность как архитектор благодаря своей работе на Страховое общество «Россия», по заказу которого осуществил несколько крупных проектов доходных домов, выполненных в основном в неоклассической манере (Лесная ул., д 43; 1-ая Тверская-Ямская, 25). Однако, все же главными работами этого мастера, принесшими ему народную любовь и признание, стали эффектные особняки Н.Н Медынцева в Померанцевом переулке и Л.И. Гельтищевой в Среднем Овчинниковском переулке, которые были им созданы в традициях стиля модерн.
По общему мнению знатоков искусства, работы Ф.Ф. Воскресенского близки к французскому модерну - ар-нуво. Однако, по наблюдениям английского искусствоведа Кетрин Кук, занимавшейся изучением московской архитектуры XIX-XX веков, в декоре дома Медынцева прослеживаются еще и английские и шотландские мотивы, что придаёт ему ещё большее своеобразие. Например, в оформлении экстерьера особняка активно использовано изображение чертополоха, национального символа Шотландии и эмблемы ордена Чертополоха – второго по значимости рыцарского ордена в Соединённом Королевстве.
Согласно правилам модерна, здание асимметрично в своей планировке, в угоду удобству и комфорту проживания. Особенно заметна асимметрия главного фасада: правая часть особняка короче и более насыщена декоративными элементами, нежели более длинная левая часть дома, несущая на себе гораздо меньше декоративных украшений. Такая разница в интенсивности декора двух частей здания как бы уравновешивает общее визуальное впечатление от дома. Вход же в особняк расположен как будто в «центре тяжести» здания, также внося равновесие в структурное распределение масс главного фасада, хотя, исходя из соображений художественно гармонии, его скорее следовало бы расположить на оси скругленного аттика и находящейся под ним композиции из трех окон.
Разнообразен декор здания. Здесь мы можем видеть различные по форме наличники окон; висящие небольшие колонки, украшающие вход в особняк; майоликовые панно красивого темно-бирюзового цвета под карнизом и между этажами; яркое мозаичное панно с растительным рисунком над аркой входа; фигурную балюстраду над карнизом эркера; волнообразный аттик с картушем, изящно обрамленным ветвями и соцветиями чертополоха; кованые решетки на крыше и на карнизе входного портика и, конечно же, рельефные изображения всё того же чертополоха, заполняющие тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно.
Все эти многочисленные декоративные элементы фасада налицо демонстрируют нам затейливые черты модерна. А знаменитая глазурованная керамическая плитка «кабанчик», которой облицованы стены дома, так характерная именно для московского модерна, лишний раз подчеркивает стилистическую принадлежность особняка.
По утверждению Марии Владимировны Нащокиной, известнейшего исследователя в области архитектуры рубежа XIX-XX веков и, в частности, в области модерна, особняк Медынцева очень сильно напоминает доходный дом, построенный в 1903 году Шарлем Клейном в Париже и в том же году заслуживший почетное звание самого красивого фасада французской столицы. Возможно, это сходство являлось желанием Медынцева, часто посещавшего Париж и наверняка знакомого с великолепным шедевром Клейна. Аналогии в оформлении двух этих особняков, действительно, прослеживаются и невооруженным взглядом. Изначально даже стены особняка Медынцева имели бирюзовый оттенок, что было навеяно, опять же, парижским прототипом, но позже цвет был всё же изменен на бледно-желтый.
После событий 1917 года всё имущество Н.Н. Медынцева было национализировано, в том числе особняк в Померанцевом переулке. В нем в 1919 году был открыт 4-ый Пролетарский музей, в котором экспонировалась богатая коллекция бывшего владельца особняка. Просуществовал музей недолго, в начале «голодных» 20-х годов его закрыли, а дом отдали под миссию Нансена – Международный комитет помощи голодающим России. После закрытия миссии в 1923 году особняк перешел в аренду французскому посольству, которое размещалось в нем вплоть до 1938 года. Позже особняк принадлежал Институту мозга; в 1954-1955 годах в доме размещалась квартира Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова; с конца 1950-х и до начала 1970-х годов в доме располагалась резиденция посла Куба, а позже, вплоть до 2010 года, – посольство Гвинеи.
В мае 2012 года было принято решение внести особняк Н.Н.Медынцева в реестр памятников культурного наследия.
Памятник градостроительства и архитектуры.
Городская усадьба Н.Н. Медынцева, 1907 г., архитектор Ф.Ф. Воскресенский, 1950-е гг..
Дата создания: 1907 г., 1950-е гг.
Полный адрес: г. Москва, Померанцев пер., дом 6, стр. 1.
Номер в реестре: 771520312940005.
Описание предмета охраны: Местоположение и градостроительные характеристики ансамбля усадьбы, участвующей в формировании фронта застройки Померанцева переулка, ее роль в композиционно-планировочной структуре квартала; пространственно-планировочная структура ансамбля усадьбы 1907 года- 1950-е годы, включая местоположение зданий, соотношение застроенных и незастроенных территорий; сад в его исторических границах, со сложившимся характером озеленения и благоустройства.
История переулка Померанцев
Померанцев переулок — улица в центре Москвы в Хамовниках между Остоженкой и Пречистенкой.
Первоначально назывался Троицкий переулок. Это название он получил приблизительно в XVIII веке по церкви Троицы в Зубове, находившейся по соседству — на углу Пречистенки и Кропоткинского переулка (известна с 1642 года, разрушена в 1933 году; ныне на этом месте стоит жилой дом № 31/16). Ещё ранее назывался Зубовский — по находившемуся вблизи двору стрелецкого ... читать далее >>>> :