город Москва, переулок Гнездниковский Б., д.10 (район Тверской, Центральный АО)

- это историческое здание, известное под названием «Дом Нирнзее», построенное в стиле - Модерн в 1914 году, архитектор(ы) - Э.-Р. К. Нирнзее. Сегодня это - десятиэтажный кирпичный двухподъездный дом общей площадью 13798.80м.кв., памятник архитектуры, используется как многоквартирный жилой дом. Управляющая организация - Жилищник района Фили-Давыдково

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)630.410.41
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - пер. Гнездниковский Б., 10

«Дом Нирнзее»

  • Почтовый индекс - 125009 .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - 10 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Материал межэтажных перекрытий- деревянные ,
  • Количество подъездов - 2 ,
  • Квартир - 301 ,
  • Комфорт - среднего класса ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1914 ,
  • Управляющая организация - Жилищник района Фили-Давыдково,
  • Состояние - Достопримечательность,
  • Площадь здания - 13798.80 ,
  • Архитектор - Э.-Р. К. Нирнзее
  • Дом газифицирован.

Дополнительные сведения: В квартирах перекрытия вроде деревянные, но в коридорах и подъездах - похоже на сводчатые...

«Дом Нирнзее» (Дом дешёвых квартир Э. К. Нирнзее) — многоквартирный жилой дом

в Большом Гнездниковском переулке в Москве. Построен в 1912—1913 годах по

проекту архитектора Э.-Р. К. Нирнзее. Автор венчающего его керамического панно с

лебедями — художник А. Я. Головин. Объект культурного наследия регионального

значения.


История владения прослеживается с начала XIX века, когда на этом месте стояла

рядовая дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении

XIX века усадьба оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев, пока семейство

Кайсаровых, вступившее во владение в 1873 году, не приспособило старые постройки

под меблированные комнаты для сдачи внаём. На протяжении следующих тридцати лет

Кайсаровы несколько раз перестраивали существующие здания; в начале XX века на

участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной

этажности (от одного до трёх). В 1909 году участок приобрела А. И. Быстрова,

которая сделала в меблированных комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один

из корпусов под прачечную. В начале 1912 году Быстрова решила заменить один из

старых корпусов новым, однако в ходе разборки обветшавшего здания оно рухнуло,

придавив двух рабочих. В мае того же года участок у Бастровой купил под

застройку архитектор Эрнст Нирнзее.

На купленном участке Э.-Р. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза».

Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие

постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по

размерам квартиры предполагались для проживания холостяков. 5 мая 1912 года

Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке

существующих строений <…> выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для

маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью 9

этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28

июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом

1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

«Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке — наиболее

известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и

Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось

высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые

антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов.

Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время

как фасад относят к неоклассицизму. Большинство окон до наших дней сохранили

ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего,

«сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими

растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л.

Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).


Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40

метров — самое высокое жилое здание Москвы и один из очагов общественной жизни

столицы. По воспоминаниям В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил

вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры,

чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась

панорама низкорослой старушки Москвы».

В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915); кабаре

«Кривой Джимми»; цыганский театр «Ромэн»; театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь

в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора

берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить

кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из

свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон

кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» (см. ниже).

В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних

жильцов выселили. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой зимой

1918 года, бросившись в лестничный пролёт. Бывший доходный дом отдали под жильё

советской номенклатуры, присвоив ему новое название — 4-й дом Моссовета. Здесь

расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских

учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал

Л. Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов — В. Н. Подбельский, Е.

К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А. С. Бубнов, А. Я. Вышинский (занимал две

большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные

деятели П. И. Баранов, Г. Л. Пятаков, М. Ф. Шкирятов, С. П. Акопян, В. М.

Михайлов, отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г.

Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы в годы «Большого террора».

Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К.

Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского, Ляли Чёрной и других. Здесь жили

актриса Валентина Токарская, композитор Модест Табачников, живописец Василий

Кандинский. Во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия,

которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов). В

послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный

из которых (частная инициатива «старых большевиков» Климохиных) находился на 9-м

этаже. А. Д. Синявский, водивший ребёнка в этот детсад, «поселил» на верхнем

этаже здания смертельную сосульку, которой было суждено оборвать жизнь главной

героини его повести «Гололедица» (1961).


В настоящее время здесь располагаются: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор

Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы»,

Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика». Дом остаётся жилым,

средняя стоимость квартиры (43 м²) к осени 2013 года составляла 15

миллионов рублей.


Дом имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в

дореволюционные годы. Размещавшееся здесь кинофирма «Товарищество В. Венгеров и

В. Гардин» нередко использовала интерьеры дома в качестве декораций к своим

фильмам, а на крыше здания соорудила специальный зимний павильон. Один из

основателей фирмы режиссёр Владимир Гардин снял в этом павильоне фильм «Мысль» с

Григорием Хмарой в главной роли. В том же крышном павильоне были сняты

короткометражные фильмы по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый

дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик.

Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома

В советское время на крыше дома снимались художественный фильм Саввы Кулиша

«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982), отдельные сцены фильмов Карена

Шахназарова «Курьер» и Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), финальная

сцена фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В

2000 году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый дому многосерийный

документальный фильм «Дом Нирнзее».

История переулка Гнездниковский Б.

Большой Гнездниковский переулок — улица в центре Москвы в Пресненском и Тверском районах между Леонтьевским переулком и Тверской.

Современное название возникло в XVIII веке; дано по проживавшим здесь гнездникам — мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI—XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений по ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пер. Гнездниковский М. 10,  пер. Леонтьевский 23/8, стр. 3,  б-р. Страстной 4, стр. 4,  б-р. Страстной 4, стр. 5,  пер. Гнездниковский Б. 3,  пер. Гнездниковский Б. 3/5, стр. 2,  пер. Гнездниковский Б. 8, стр. 7,  пер. Гнездниковский М. 8, стр. 3,  пер. Гнездниковский М. 9,  пер. Гнездниковский М. 9, стр. 6,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, пер. Гнездниковский Б., 10

Картинка скодом