Список зданий по пер Гнездниковский Б. : 10, ۩ 3, 3/5, стр. 2, ۩ 3/7, стр. 3, 6, 7, 8, стр. 7, 9,
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 61 | 0.33 | 0.33 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
«Дом Нирнзее»
Дополнительные сведения: В квартирах перекрытия вроде деревянные, но в коридорах и подъездах - похоже на сводчатые...
«Дом Нирнзее» (Дом дешёвых квартир Э. К. Нирнзее) — многоквартирный жилой дом
в Большом Гнездниковском переулке в Москве. Построен в 1912—1913 годах по
проекту архитектора Э.-Р. К. Нирнзее. Автор венчающего его керамического панно с
лебедями — художник А. Я. Головин. Объект культурного наследия регионального
значения.
История владения прослеживается с начала XIX века, когда на этом месте стояла
рядовая дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении
XIX века усадьба оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев, пока семейство
Кайсаровых, вступившее во владение в 1873 году, не приспособило старые постройки
под меблированные комнаты для сдачи внаём. На протяжении следующих тридцати лет
Кайсаровы несколько раз перестраивали существующие здания; в начале XX века на
участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной
этажности (от одного до трёх). В 1909 году участок приобрела А. И. Быстрова,
которая сделала в меблированных комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один
из корпусов под прачечную. В начале 1912 году Быстрова решила заменить один из
старых корпусов новым, однако в ходе разборки обветшавшего здания оно рухнуло,
придавив двух рабочих. В мае того же года участок у Бастровой купил под
застройку архитектор Эрнст Нирнзее.
На купленном участке Э.-Р. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза».
Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие
постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по
размерам квартиры предполагались для проживания холостяков. 5 мая 1912 года
Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке
существующих строений <…> выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для
маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью 9
этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28
июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом
1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.
«Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке — наиболее
известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и
Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось
высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые
антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов.
Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время
как фасад относят к неоклассицизму. Большинство окон до наших дней сохранили
ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего,
«сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими
растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л.
Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).
Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40
метров — самое высокое жилое здание Москвы и один из очагов общественной жизни
столицы. По воспоминаниям В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил
вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры,
чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась
панорама низкорослой старушки Москвы».
В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915); кабаре
«Кривой Джимми»; цыганский театр «Ромэн»; театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь
в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора
берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить
кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из
свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон
кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» (см. ниже).
В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних
жильцов выселили. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой зимой
1918 года, бросившись в лестничный пролёт. Бывший доходный дом отдали под жильё
советской номенклатуры, присвоив ему новое название — 4-й дом Моссовета. Здесь
расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских
учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал
Л. Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов — В. Н. Подбельский, Е.
К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А. С. Бубнов, А. Я. Вышинский (занимал две
большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные
деятели П. И. Баранов, Г. Л. Пятаков, М. Ф. Шкирятов, С. П. Акопян, В. М.
Михайлов, отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г.
Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы в годы «Большого террора».
Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К.
Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского, Ляли Чёрной и других. Здесь жили
актриса Валентина Токарская, композитор Модест Табачников, живописец Василий
Кандинский. Во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия,
которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов). В
послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный
из которых (частная инициатива «старых большевиков» Климохиных) находился на 9-м
этаже. А. Д. Синявский, водивший ребёнка в этот детсад, «поселил» на верхнем
этаже здания смертельную сосульку, которой было суждено оборвать жизнь главной
героини его повести «Гололедица» (1961).
В настоящее время здесь располагаются: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор
Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы»,
Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика». Дом остаётся жилым,
средняя стоимость квартиры (43 м²) к осени 2013 года составляла 15
миллионов рублей.
Дом имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в
дореволюционные годы. Размещавшееся здесь кинофирма «Товарищество В. Венгеров и
В. Гардин» нередко использовала интерьеры дома в качестве декораций к своим
фильмам, а на крыше здания соорудила специальный зимний павильон. Один из
основателей фирмы режиссёр Владимир Гардин снял в этом павильоне фильм «Мысль» с
Григорием Хмарой в главной роли. В том же крышном павильоне были сняты
короткометражные фильмы по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый
дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик.
Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома
В советское время на крыше дома снимались художественный фильм Саввы Кулиша
«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982), отдельные сцены фильмов Карена
Шахназарова «Курьер» и Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), финальная
сцена фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В
2000 году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый дому многосерийный
документальный фильм «Дом Нирнзее».
Большой Гнездниковский переулок — улица в центре Москвы в Пресненском и Тверском районах между Леонтьевским переулком и Тверской.
Современное название возникло в XVIII веке; дано по проживавшим здесь гнездникам — мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI—XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений по ... читать далее >>>> :
Соседние дома : пер. Гнездниковский М. 10, пер. Леонтьевский 23/8, стр. 3, б-р. Страстной 4, стр. 4, б-р. Страстной 4, стр. 5, пер. Гнездниковский Б. 3, пер. Гнездниковский Б. 3/5, стр. 2, пер. Гнездниковский Б. 8, стр. 7, пер. Гнездниковский М. 8, стр. 3, пер. Гнездниковский М. 9, пер. Гнездниковский М. 9, стр. 6,
Сведения, публикуемые на сайте, могут быть без ограничений использованы как справочные. Правовой статус размещаемых на сайте prawdom.ru материалов.