Список зданий по пер Гнездниковский Б. : 10, ۩ 3, 3/5, стр. 2, ۩ 3/7, стр. 3, 6, 7, 8, стр. 7, 9,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 63 | 0.41 | 0.41 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт дома - пер. Гнездниковский Б., 10
«Дом Нирнзее»
- Почтовый индекс - 125009 .
- Тип здания - многоквартирный жилой дом,
- Этажность - 10 ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Материал межэтажных перекрытий- деревянные ,
- Количество подъездов - 2 ,
- Квартир - 301 ,
- Комфорт - среднего класса ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1914 ,
- Управляющая организация - Жилищник района Фили-Давыдково,
- Состояние - Достопримечательность,
- Площадь здания - 13798.80 ,
- Архитектор - Э.-Р. К. Нирнзее
- Дом газифицирован.
Дополнительные сведения: В квартирах перекрытия вроде деревянные, но в коридорах и подъездах - похоже на сводчатые...
«Дом Нирнзее» (Дом дешёвых квартир Э. К. Нирнзее) — многоквартирный жилой дом
в Большом Гнездниковском переулке в Москве. Построен в 1912—1913 годах по
проекту архитектора Э.-Р. К. Нирнзее. Автор венчающего его керамического панно с
лебедями — художник А. Я. Головин. Объект культурного наследия регионального
значения.
История владения прослеживается с начала XIX века, когда на этом месте стояла
рядовая дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении
XIX века усадьба оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев, пока семейство
Кайсаровых, вступившее во владение в 1873 году, не приспособило старые постройки
под меблированные комнаты для сдачи внаём. На протяжении следующих тридцати лет
Кайсаровы несколько раз перестраивали существующие здания; в начале XX века на
участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной
этажности (от одного до трёх). В 1909 году участок приобрела А. И. Быстрова,
которая сделала в меблированных комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один
из корпусов под прачечную. В начале 1912 году Быстрова решила заменить один из
старых корпусов новым, однако в ходе разборки обветшавшего здания оно рухнуло,
придавив двух рабочих. В мае того же года участок у Бастровой купил под
застройку архитектор Эрнст Нирнзее.
На купленном участке Э.-Р. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза».
Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие
постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по
размерам квартиры предполагались для проживания холостяков. 5 мая 1912 года
Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке
существующих строений <…> выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для
маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью 9
этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28
июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом
1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.
«Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке — наиболее
известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и
Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось
высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые
антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов.
Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время
как фасад относят к неоклассицизму. Большинство окон до наших дней сохранили
ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего,
«сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими
растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л.
Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).
Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40
метров — самое высокое жилое здание Москвы и один из очагов общественной жизни
столицы. По воспоминаниям В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил
вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры,
чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась
панорама низкорослой старушки Москвы».
В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915); кабаре
«Кривой Джимми»; цыганский театр «Ромэн»; театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь
в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора
берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить
кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из
свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон
кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» (см. ниже).
В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних
жильцов выселили. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой зимой
1918 года, бросившись в лестничный пролёт. Бывший доходный дом отдали под жильё
советской номенклатуры, присвоив ему новое название — 4-й дом Моссовета. Здесь
расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских
учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал
Л. Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов — В. Н. Подбельский, Е.
К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А. С. Бубнов, А. Я. Вышинский (занимал две
большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные
деятели П. И. Баранов, Г. Л. Пятаков, М. Ф. Шкирятов, С. П. Акопян, В. М.
Михайлов, отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г.
Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы в годы «Большого террора».
Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К.
Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского, Ляли Чёрной и других. Здесь жили
актриса Валентина Токарская, композитор Модест Табачников, живописец Василий
Кандинский. Во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия,
которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов). В
послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный
из которых (частная инициатива «старых большевиков» Климохиных) находился на 9-м
этаже. А. Д. Синявский, водивший ребёнка в этот детсад, «поселил» на верхнем
этаже здания смертельную сосульку, которой было суждено оборвать жизнь главной
героини его повести «Гололедица» (1961).
В настоящее время здесь располагаются: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор
Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы»,
Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика». Дом остаётся жилым,
средняя стоимость квартиры (43 м²) к осени 2013 года составляла 15
миллионов рублей.
Дом имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в
дореволюционные годы. Размещавшееся здесь кинофирма «Товарищество В. Венгеров и
В. Гардин» нередко использовала интерьеры дома в качестве декораций к своим
фильмам, а на крыше здания соорудила специальный зимний павильон. Один из
основателей фирмы режиссёр Владимир Гардин снял в этом павильоне фильм «Мысль» с
Григорием Хмарой в главной роли. В том же крышном павильоне были сняты
короткометражные фильмы по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый
дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик.
Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома
В советское время на крыше дома снимались художественный фильм Саввы Кулиша
«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982), отдельные сцены фильмов Карена
Шахназарова «Курьер» и Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), финальная
сцена фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В
2000 году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый дому многосерийный
документальный фильм «Дом Нирнзее».
История переулка Гнездниковский Б.
Большой Гнездниковский переулок — улица в центре Москвы в Пресненском и Тверском районах между Леонтьевским переулком и Тверской.
Современное название возникло в XVIII веке; дано по проживавшим здесь гнездникам — мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI—XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений по ... читать далее >>>> :