город Санкт-Петербург, улица Шпалерная, д.47

- это историческое здание, известное под названием «Таврический дворец», построенное в стиле - Классицизм в 1783-1789 году, архитектор(ы) - Старов И. Е.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Шпалерная, 47

«Таврический дворец»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1783-1789 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Старов И. Е.

Таврический дворец

Шпалерная ул., 47 Архитекторы: Старов И. Е. Год постройки: 1783-1789 Стиль: Классицизм Архиерейское подворье (после 1725) (не сохран.)

Таврический дворец Классицизм

Шпалерная ул., 47

1783-1789 - арх. И. Е. Старов

Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце

1905-1906 - арх. Бах Александр Романович (Робертович), при участии П. И. Шестова

1910 - арх. Бруни Александр Александрович, при участии Н. В. Смирнова -

перекрытия зала заседаний Государственной думы и Екатерининского зала

Недалеко от Смольного монастыря и Смольного института находится Таврический дворец, получивший свое название по имени первого владельца князя Г.Потемкина-Таврического. Простое и величественное здание выдержано в стиле русского классицизма. Оно стало эталоном облика русских дворянских усадеб.

Первая улица в этом районе возникла в начале XVIII в. у Литейного двора. Она так и называлась Первая или Каменная линия (Шпалерная). Линия заканчивалась у Воскресенской ул. (пр. Чернышевского). К 1725 г. линию переименовали в Первую Берговую ул. и продлили. Для этого пришлось осушить участок, связав протекавшую здесь речку Саморойку (по Потемкинской ул.) с Лиговским каналом. В это время на месте Таврическго дворца находилось Архиерейское подворье.

Таврическийй дворец с его приземистым протяженным фасадом, с двумя выступающими вперед флигелями, образующими парадный дворик, с четко выделенным главным корпусом, украшенным портиком и увенчанным куполом, - одна из первых и наиболее значительных построек русского классицизма.

Выдающийся русский зодчий И. Е. Старов спроектировал и построил дворец и прилегающий к нему парк на участке, в настоящее время ограниченном улицами: с юга - Кирочной, с севера - Шпалерной, с запада - Потемкинской и с востока - Таврической. Выполняя волю будущего хозяина здания князя Потемкина, он создал здесь, в некотором отдалении от тогдашнего центра Петербурга, вблизи полноводной Невы, уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству ее внутреннего оформления.

Внешний вид Таврического дворца - его строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный каких бы то ни было излишних украшений, - производит, сильное впечатление именно этим рациональным использованием немногих, но весьма выразительных средств.

Зато очень богато было внутреннее оформление дворца. Вестибюль украшен яшмовыми и гранитными столпами. В следующем, купольном, зале - прекрасныe колонны, фаянсовые печи, украшенные лазорью и золотом. Этот пышно оформленный зал как бы подготавливал к восприятию великолепного, колоссальных размеров Екатерининского зала и помещения зимнего сада, в центре которого, под куполом ротонды из восьми колонн, возвышалась на постаменте мраморная статуя Екатерины II работы великого русского скульптора Ф. И. Шубина.

Поэт Г. Р. Державин так описал свое впечатление от зимнего сада: « При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36-ю столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

Сооружение дворца длилось шесть лет и было закончено в 1789 г. Он назывался вначале Конногвардейским домом (рядом находились казармы этого полка). Через два года Потемкин продал дворец в казну за баснословную по тем временам сумму - 450 тысяч рублей. Сделано это было не без умысла. В 1791 г. пал Измаил. Турция была разбита. За заслуги в присоединении Крыма к России после назначения князя Потемкина генерал-губернатором этого края к его фамилии была присоединена другая - Таврический. У Екатерины II появилась возможность возвратить Потемкину дворец, наименовав его Таврическим. И она сделала это немедля.

Месяц спустя князь Потемкин-Таврический дал во дворце грандиозный блестящий бал, поразивший своим размахом и роскошью всю Европу. Но через пять месяцев Потемкин скончался. Дворец был объявлен императорским. Екатерина II стала часто проводить здесь свое время.

В этот период Таврический дворец пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Высокопоставленные иностранцы, приезжавшие в Петербург, считали своей первейшей обязанностью посетить его. Участок дворца был благоустроен, на нем разбит сад, построена большая оранжерея. Тогда же расчистили от различных строений берег Невы, соорудили перед дворцом прекрасную решетку.

Павел I, вскоре после смерти Екатерины II, отдал дворец конногвардейскому полку, который превратил его в казармы, а Екатерининский зал использовал как конюшню. Паркетный пол по распоряжению Павла I был перенесен в Михайловский замок. дворец быстро пришел в упадок.

Восстановление выдающегося творения зодчего И. Е. Старова началось при Алек-сандре I. В этой работе принял участие архитектор Л. Руска. Была снесена ротонда, поднят пол в главном зале. Heсколько позднее художник Д. Скотти выполнил роспись потолка, частично сохранившуюся и поныне. В течение многих десятилетий зданием пользовались различные высокопоставленные лица.

В начале ХХ века Таврический дворец превратился в арену крупных политических событий. С 1906 по февраль 1917 г. здесь заседала Государственная дума. В связи с этим зимний сад был превращен в зал заседаний и застроен амфитеатром, дворцовый театр перестроен в библиотеку. Застройка колоннад Екатерининского зала лишила дво-рец одного из его замечательных качеств - изумительных сквозных перспектив. В 1907 г. журнал « Старые гoды» справедливо назвал эту перестройку актом вандализма, совершенно ненужного и неоправданного.

14 (27) февраля 1917 г., в канун Февральской буржуазно-демократической рево-люции, в зале заседаний Таврического дворца открылась сессия IV Государственной думы. Она оказалась последней. Заседания· думы были прерваны царским указом 25 февраля и больше не возобновлялись.

27 февраля (12 марта) 1917 г. в стенах Таврического дворца (в помещениях слева от входа) был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С этого дня дворец стал центром притяжения революционных масс, рабочих демонстраций. Совет проработал здесь до августа 1917 г., то есть до своего переезда в здание штаба революции - Смольный. В Таврическом дворце (в помещениях справа от входа) со 2 (15) марта находилось также и Временное правительство.

В вестибюле Таврического дворца установлены две мемориальныe доски, рас-сказывающие о пребывании в этом здании Ленина.

Таврический дворец с первых дней Советской власти стал традиционным местом проведения важнейших мероприятий. Здесь проходили и проходят областные и город-ские партийные и комсомольские конференции, собрания актива, слеты, крупнейшие международные конгрессы и симпозиумы. Назовем хотя бы такие выдающиеся события, как ХV Международный конгресс физиологов (1935 г.), слет участников бригад ком-мунистического труда (1958 г.), VII конгресс Международного союза студентов (1962 г.).

Таврический дворец стал местом подготовки и переподготовки партийных и советских кадров. Уже 15 сентября 1918 г. здесь была открыта Высшая партийная школа и через пять дней, 20 сентября - Крестьянскнй университет.

В 1920 г. Высшая партийная школа была преобразована в стационарное учебное заведение при Петроградском рабоче-крестьянском университете. В последующие годы в Таврическом дворце находились трехгодичный Коммунистический университет, Ком-мунистический сельскохозяйственный университет, школа пропагандистов, партийные курсы. В 1943 г. здесь открылась партийная школа с трехмесячным, в 1944 г. - одногодичным, в 1946 г. - двухгодичным, в 1952 г. - трехгодичным сроком обучения. С 1956 г. работала Высшая партийная школа с четырехгодичным сроком обучения.

Центральный двухэтажный корпус дворца украшен шестиколонным дорическим портиком и легкоузнаваемым широким плоским куполом. Строгие фасады дворца лишены каких-либо украшений, за исключением фриза.

Два боковых двухэтажных корпуса формируют парадный двор. Дворец отличается гармоничностью пропорций, строгостью стиля.

Со скромным внешим видом здания контрастируют его богато оформленные внутренние помещения. Анфилады парадных комнат включают главный вестибюль, Белоколонный зал, украшенный двумя рядами ионических колонн, Зимний сад. В Картинном зале, Китайском зале, Гобеленовой гостиной, Диванной уцелели первоначальная роспись стен и плафонов, оригинальные камины и печи.

Орган.

Новый орган Таврического дворца.

Презентация проходила 25-27.02.2011.

За Таврическим дворцом разбит пейзажный Таврический парк.

В XVIII в. во дворце кн. Григория Потемкина, первого владельца дворца, был орган, который располагался в Белом купольном зале. Это помещение имело прекрасную акустику. Впоследствии орган был перемещен в Пажеский корпус. в Мальтийскую капеллу.

В феврале 2010 г. был подписан контракт с органной фирмой Gerhard Grenzing S. A. (Барселона) об изготовлении большого органа и установке его в Таврическом дворце, в Белом купольном зале. В настоящее время орган установлен. Его внешний вид решн в стиле инструментов эпохи барокко с учетом архитектуры зала. Инструмент высотой 6 м, шириной 5 м, имеет 23 регистра. 2 мануала. Орган подходит как для исполнения старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

Таврический дворец известен как место заседаний Государственной Думы в 1906-1917 гг., размещения Временного правительства (до июля 1917г), Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (февраль-август 1917), III Всероссиского съезда Советов (1918).

(по материалам книги Иванов Ю.Г.,Иванова О.Ю., Халхатов Р.А. Санкт-Петербург и пригороды )

Работы по устройству международной научно-промышленной выставки « Детский Мир» в залах Таврического дворца быстро подвигаются. Большинство иностранных отделов закончены планировкою отведённых для них помещений и в большинстве из них уже начались установка витрин и размещение экспонатов. Архитектурные работы в отделе поручены четырём лицам, специально с этою целью прибывшим из Австрии: гг. Дечей, Герени, Гшопфу и Кортцу (?). Заведывающими в германском отделе являются: генеральный секретарь немецко-русского ферейна г. Буземан и архитектор Эргардт. В настоящее время в этом отделе начались декоративные работы. Из Франции, для устройства французского отдела, приехали: гг. Делиль и Петижан архитектурные работы производятся в голландском отделе архитектором Н. Ле-Гран из Амстердама. Наконец, для бельгийского отдела, который будет иметь чисто научно-педагогический характер, на выставку командированы из Брюсселя: инспектор низших школ Леон Монгфор, архитектор Перен и Н. Арнольди .

1933: Всесоюзный Коммунистический Университет им. Сталина - ул. Воинова, 47 ( Ленинград. Путеводитель , 1933, т. II, стр. 542).


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дворец
Дата создания: 1783-1789 гг., 1802-1804 гг., 1819 г., 1905-1906 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Шпалерная улица, дом 47, литера А.
Номер в реестре: 781510319430016.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация двухэтажного на подвалах здания центрального корпуса и двухэтажных на подвалах боковых корпусов; форма, высотные отметки, габариты и конфигурация скатных крыш; форма, высотные отметки, габариты и конфигурация сферического купола; форма, высотные отметки, габариты, конструкция, конфигурация светового фонаря; два прямоугольных в плане воротных проезда с плоским перекрытием. Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); междуэтажные перекрытия; своды перекрытий: сферический купол на световом барабане, перекрывающий объем «Купольного зала», помещение 1-Н(78); зеркальный свод, перекрывающий объем помещения 1-Н(104) «Думского зала»: зеркало свода служит основанием для светового фонаря, представляет собой металлическую решетку, остекленную матовым стеклом; сферический купол, перекрывающий объем помещения 1-Н(20), расположенного в северо-восточной части восточного флигеля; зеркальный свод, перекрывающий объем помещения 1-Н(104) «Думского зала»: зеркало свода служит основанием для светового фонаря, представляет собой металлическую решетку, остекленную матовым стеклом; коробовые своды в основании площадок лестниц; коробовые своды, в том числе с распалубками, арки и пилоны в основании площадок и маршей лестницы, расположенной в южной части восточного флигеля, ведущей из помещения 1-Н(44); исторические лестницы: лестничные клетки и вестибюли, их объемно - планировочное решение; лестницы центральной части здания: 1. две симметрично расположенные лестницы, ведущие из помещений 1Н(3 и 131) в помещения цокольного этажа: дугообразная в плане восточная и двухмаршевая западная, ступени выполнены из лещадной плиты; ограждение выполнено в виде балюстрады; 2. лестница, расположенная в северо-восточной части центральной части здания, ведущая из помещения 1Н(67) в помещения второго этажа: средистенная, двухмаршевая, площадки на коробовых сводах, ступени из лещадной плиты; деревянный профилированный поручень; на полу площадок - метлахская плитка белого и серого цветов, выложенная в орнамент «соты»; 3. лестница, расположенная в северо-западной части центральной части здания, ведущая из помещения 1Н(131) в помещения второго этажа: двухмаршевая, ступени из лещадной плиты; ограждение выполнено в виде балюстрады; 4. лестница, расположенная в северо-западной части центральной части здания, ведущая из помещения 1Н(133): трехмаршевая, средистенная, ступени из лещадной плиты; на полу площадок - метлахская плитка; 5. две симметрично расположенные деревянные лестницы, ведущие из «Колонного зала» в «Думский зал»: конфигурация, габариты; ограждение выполнено в виде резной балюстрады под профилированным поручнем; 6. четыре деревянные лестницы, ведущие в «Думский зал» из помещений 1-Н(80) и 1-Н(118): расположены в юго-восточной и юго-западной частях центральной части здания: дубовые, в один марш, ограждение выполнено в виде резной балюстрады под профилированным поручнем; 7. две деревянные лестницы, расположенные в южной части центральной части здания, ведущие из помещений 1-Н(117) и 1-Н(183) в помещения второго этажа обходной галереи колонного зала: дубовые, четырехмаршевые, ограждение выполнено в виде резной балюстрады с прямоугольными в сечении тумбами, под деревянным профилированным поручнем; 8. две симметрично расположенные лестницы, расположенная в юго-восточной и западной частях центральной части здания, ведут из помещений 1-Н(78) и 1-Н(123) в помещения второго этажа: трехмаршевые, марши на косоурах и консолях, ступени выполнены из белого мрамора с серыми прожилками, с латунными кольцами ковродержателей; кованое ограждение выполнено из вертикальных, прямоугольных в сечении стоек, завершенных стилизованными цветочными бутонами и горизонтальных перехватов, в образованные сектора вписаны ветви с листьями и розетками; лестницы восточного крыла: 9. переход в семь ступеней из лещадной плиты между уровнями помещения 1-Н(43), расположенного в южной части восточного флигеля; 10. лестница, расположенная в южной части восточного крыла, ведущая из помещения 1-Н(44) в помещения второго этажа: четырехмаршевая, площадки на сводах и арках, опирающихся на пилоны, ступени выполнены из лещадной плиты; 11. лестница, расположенная в южной части восточного флигеля, между уровнями помещения «Библиотеки» 1-Н(42): средистенная, распашная, ступени выполнены из лещадной плиты; 12. металлическая винтовая лестница, расположенная в южной части восточного крыла, между уровнями помещения «Библиотеки» 1-Н(42); 13. лестница, расположенная в северо-западной части восточного крыла, ведет из помещения 1-Н(16) в помещения второго этажа: средистенная, трехмаршевая, ступени из лещадной плиты, ограждение оконных проемов выполнено в виде резной балюстрады из балясин, декорированных поясами листьев аканта; 14. лестница, расположенная в северо-восточной части восточного крыла, ведет из помещения 1-Н(24) в помещения второго этажа: двухмаршевая, марши на косоурах, ступени из лещадной плиты; 15. лестница, расположенная в северо-восточной части восточного крыла, ведет из помещения 1-Н(29) в помещения второго этажа: двухмаршевая, марши на косоурах, ступени из лещадной плиты; ограждение выполнено из круглых в сечении вертикальных стоек, завершенных шарами, с горизонтальными перехватами; деревянный профилированный поручень; 16. лестница, расположенная в северо-восточной части восточного крыла, ведет из помещения 1-Н(28) в помещения второго этажа: двухмаршевая, марши на косоурах, ступени из лещадной плиты; ограждение выполнено из круглых в сечении вертикальных стоек, под тонким металлическим поручнем; 17. лестница, расположенная в центральной части восточного флигеля, ведет из помещения 1-Н(40) в помещения подвального этажа: один марш*, ступени из лещадной плиты; *сохранились две ступени; лестницы западного флигеля: 18. лестница, расположенная в центральной части западного крыла, ведет из помещения 1-Н(164) в помещения второго этажа: многомаршевая, марши на косоурах, ступени из лещадной плиты; металлическое ограждение выполнено из прямоугольных в сечении стоек, и колец, соединенных анкерами, под тонким металлическим поручнем; 19. лестница, расположенная в северо-западной части западного крыла, ведет из помещения 1-Н(185) в помещения второго этажа: двухмаршевая, средистенная, ступени из лещадной плиты, площадки на сводах; 20. лестница, расположенная в северо-восточной части западного крыла, ведет из помещения 1-Н(205) в помещения второго этажа: двухмаршевая, средистенная, ступени из лещадной плиты, площадки на крестовых сводах; на полу площадок - метлахская плитка; 21. лестница, расположенная в южной части западного крыла, ведет из помещения 1-Н(158) в помещения второго этажа: трехмаршевая, средистенная, площадки - на сводах, ступени из лещадной плиты; световой фонарь: местоположение, конфигурация, конструкция, материалы, габариты. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в приемах классицизма; все фасады дворца оштукатурены, окрашены, цоколь облицован плитами известняка; северный лицевой фасад, центральной части здания и галерей, объединяющих центральную часть здания и флигели: акцентирован шестиколонным портиком тосканского ордера, несущим треугольный фронтон, завершен пологим куполом на высоком световом барабане; колонны и полуколонны тосканского ордера с известняковыми базами; пятиступенчатый стилобат в основании портика, выполнен из лещадной плиты; две цилиндрические колесоотбойные тумбы из красного гранита; три прямоугольных дверных проема, ведущие в парадный вестибюль: местоположение, габариты; три прямоугольных в плане крыльца в три ступени из лещадной плиты; заполнения дверных проемов: деревянные двустворчатые филенчатые двери, с прямоугольной фрамугой, верхние филенки и фрамуги - остеклены; прямоугольные оконные проемы первого, второго этажей и светового барабана, вписанные в неглубокие ниши: местоположение, габариты; оформление оконных проемов:профилированные подоконные полочки в уровне первого этажа; заполнения оконных проемов -материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; антаблемент: архивольт простого профиля, триглифно-метопный фриз, профилированный венчающий карниз с дентикулами; профилированные карнизы, завершающие фронтон, барабан, несущий купол и фасады одноэтажных галерей; лицевые фасады (обращенные к саду парадного двора) двухэтажных боковых флигелей оформлены идентично: материал и характер отделки фасада: окрашенная штукатурка, цоколь облицован плитами известняка; по центральной оси каждого из фасадов расположен четырехколонный портик тосканского ордера; портик покоится на невысоком стилобате в две ступени из известняка, на верхнюю площадку ведут два дугообразных пандуса в гранитном обрамлении; по центральной оси портика -дверной проем с полуциркульным завершением; заполнение дверного проема: деревянные двустворчатые филенчатые двери, с полуциркульной фрамугой, верхние филенки и фрамуги - остеклены; крыльцо в три ступени из лещадной плиты; оконные проемы, в том числе вписанные в неглубокие ниши: конфигурация (прямоугольные и с полуциркульными перемычками), местоположение, габариты; оформление оконных проемов: подоконные полочки в уровне первого этажа; заполнения оконных проемов - материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; профилированные междуэтажный и венчающий карнизы; северный и восточный фасады восточного флигеля, северный и западный фасады западного флигеля решены аналогично лицевым фасадам (обращенным к саду парадного двора) боковых флигелей: материал и характер отделки фасадов, оконные проемы, их оформление и заполнения, карнизы; по центральным осям северного фасада западного флигеля и восточного фасада восточного флигеля расположены прямоугольные ниши, в поле которых вписаны проемы воротных проездов с прямыми перемычками и полуциркульные оконные проемы в архивольтах простого профиля; деревянные двустворчатые резные ворота; южный, западный и восточный фасады центральной части здания (обращенные к Таврическому саду): пилястры тосканского ордера на известняковых пьедесталах; антаблемент: архивольт простого профиля, триглифно-метопный фриз, профилированный карниз; два симметрично расположенных прямоугольных дверных проема западного и восточного фасадов, ведущие к парадным мраморным лестницам: местоположение, габариты; четырехстворчатые деревянные филенчатые полусветлые двери в профилированном наличнике с филенчатым фризом и профилированным карнизом; два крыльца в четыре ступени из лещадной плиты; два симметрично расположенных прямоугольных дверных проема западного и восточного фасадов, ведущие в колонный зал: местоположение, габариты; двустворчатые деревянные филенчатые полусветлые двери; два крыльца в четыре ступени из лещадной плиты; два перехода в три ступени из лещадной плиты; оконные проемы, в том числе вписанные в неглубокие ниши: местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными перемычками, люкарны колонного зала); подоконные профилированные полочки; заполнения оконных проемов - материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; фасады флигелей и галерей (обращенные к Таврическому саду): южные фасады флигелей акцентированы портиками ионического ордера, несущими треугольные фронтоны, оформленные профилированным карнизом с сухариками; двухступенчатый стилобат из красного гранита; два прямоугольных дверных проема: местоположение, габариты; заполнения дверных проемов: двустворчатые деревянные филенчатые полусветлые двери; крыльца в четыре ступени из красного гранита; два прямоугольных дверных проема: местоположение, габариты; заполнения дверных проемов: двустворчатые деревянные филенчатые полусветлые двери; крыльцо в семь ступеней из красного гранита; (крыло восточного фасада западного флигеля утрачено); оконные проемы, в том числе вписанные в неглубокие ниши: местоположение, конфигурация (прямоугольные); подоконные профилированные полочки; заполнения оконных проемов -материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; оформление фасадов: пилястры тосканского ордера, полуколонны ионического ордера на высоких пьедесталах; ниши, объединяющие оконные проемы первого и второго этажей; междуэтажные карнизы; профилированный карниз с сухариками, завершающий фасады флигелей; профилированный карниз, завершающий фасады галерей; фасады внутренних дворов: ниши с полуциркульным завершением; оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные и с полуциркульными перемычками), габариты; дверные проемы: местоположение, конфигурация, габариты. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства: декоративно-художественное оформление интерьеров помещений первого этажа центральной части здания: прямоугольный в плане деревянный тамбур – помещение 1-Н(1), облицованный филенчатыми панелями: пять двустворчатых филенчатых полусветлых внутренних дверей тамбура; фурнитура; два металлических футляра для радиаторов, в профилированной раме, лицевая сторона сквозного трельяжного рисунка, декорированы четырехлепестковыми литыми розетками (две крупные, восемь - мелкие); время: н. XXв.; на полу - квадратные плиты из белого и черного с белыми прожилками мрамора; декоративно-художественное оформление интерьера парадного вестибюля 1-Н(2): профилированная тяга по периметру потолка; штукатурная падуга; профилированный карниз с сухариками; три ниши с полуциркульным завершением, оформлены профилированными архивольтами, опирающимися на лепной каннелированный фриз с профилированным карнизом; шесть круглых ниш, заполоненных лепными рельефными композициями; металлическая п-образная в плане конструкция антресоли, ограждение, выполненное в виде решетки из секций вертикальных стоек, декорированных литыми композициями из лавровых венков и тирса, установленных между стойками в виде колонок ионического ордера; три дверных проема, декорированных лучковыми профилированными сандриками на волютообразных кронштейнах с листьями аканта; две деревянные двустворчатые, глухие филенчатые двери, декорированные позолоченной порезкой из трилистников, с бронзовыми ручками; дверь деревянная четырехстворчатая, полусветлая с бронзовыми ручками; цоколь из серого мрамора; на полу - квадратные плитки из белого и темно-серого с белыми прожилками мрамора; люстра золоченая, на 64 светоточки: стержень фигурный, орнаментированный с перехватами, обрамленный листьями; к стержню в три яруса крепятся кронштейны и рожки в виде стилизованных стеблей: 1 ярус из 8 кронштейнов на6 рожков, 2 и 3 ярусы по 8 рожков; бобешки в виде цветочных розеток; от кронштейнов 1 яруса к короне из крупных листьев протянуты 8 цепей из фигурных звеньев; нижняя часть выполнена в виде стилизованного букета, обрамленного венком; 2-я п. - к. XIX в.; высота - 400см; диаметр - 300 см; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(3): четыре десюдепорта: лепные рельефные, прямоугольные, геометрического рисунка, декорированы круглыми розетками; профилированный карниз с дентикулами; профилированная тяга потолка; две подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты притяжные, ручки бронзовые, овальные, механизм заключен в металлический короб; декоративно-художественное оформление интерьера «Купольного зала», помещения 1-Н(78): люстра на 180 светоточек, 4-х ярусная, стержень фигурный, завершен чашей из листьев аканта, декорированной завитками, пальметтами и двуглавым орлом; в 1-м ярусе - 12 кронштейнов с гербами губерний, в во 2-м ярусе - 12 кронштейнов, на 3-м ярусе - 6 групп подсвечников, на 4-м ярусе - 12 кронштейнов; к. XIX в.- н. XXв.; высота – 420 см; диаметр - 280 см; фонарь на шесть светоточек: золоченой бронзы, цилиндрический плафон прозрачного стекла, на четырех цепях, скрепленных квадратной бронзовой деталью; фигурный стержень бирюзового стекла; нижняя часть завершена плафоном прозрачного стекла с бронзовым бутоном в основании; к. XVIII в.- н. XIX в.; высота – 120 см; диаметр - 70 см; роспись потолка: восьмигранные кессоны с вписанные в их поле розетками, в центре - круглая розетка (клеевая монохромная живопись в технике гризайль); широкий лепной профилированный карниз с акантом в основании купола; широкий живописный орнаментальный фриз над оконными проемами барабана купола: геральдические композиции с медальонами, грифонами и вазонами (клеевая монохромная живопись в технике гризайль);широкий лепной профилированный карниз с иониками и сухариками на модульонах - в основании светового барабана; лепные рельефные овальные медальоны с изображением муз, обрамленные живописными орнаментами (клеевая монохромная живопись в технике гризайль), заключенные в трапециевидные лепные рамки; четыре широких лепных профилированных орнаментированных архивольта, оформляющих ниши и оконные проемы; балюстрады ограждения; лепной раскрепованный антаблемент, опоясывающий зал: профилированный архитрав, гладкий фриз, профилированный карниз с иониками и розетками на модульонах; антаблемент покоится на колоннах ионического ордера; в простенках - семь живописных композиций (клеевая монохромная живопись в технике гризайль); лепная профилированная тяга под живописными композициями (с орнаментальным поясом волна в центральной части зала); круглые лепные розетки растительного рисунка; деревянные резные решетки радиаторов; четыре прямоугольные в плане печи, облицованные белым изразцом: печи декорированы рельефными композициями: в центральной части - «Геракл, убивающий гидру», композиция фланкирована ликторскими связками, в верхней части - маска Медузы в фигурной рамке, в нижней - овальный медальон с маскароном; рельефные орнаментальные пояса и венчающий карниз; центральную часть завершает скульптурная композиция - шлем и лавровый венок, боковые части печи - львиные головы; высота – 300см., глубина – 120см, глубина – 110см; нач. XX в.; декоративно-художественное оформление интерьера «Екатерининского зала», помещения 1-Н(77): оформление потолка: широкая живописная рамка из геральдических композиций, семь круглых розеток по центральной оси зала (клеевая монохромная живопись в технике гризайль); лепной антаблемент: профилированный архивольт, гладкий фриз, профилированный карниз на лепных модульонах с живописными поясами листьев аканта и иоников; ионическая двойная колоннада вдоль северной границы зала, ряд полуколонн ионического ордера вдоль южной стены зала; профилированная лепная тяга; круглые лепные рельефные розетки; семь люстр (4 на 156 и 3 на 150 светоточек): трехъярусные, на трех обручах – в виде дубового венка, венка из плодов и лаврового венка, скреплены шестью цепями, декорированы скульптурными изображениями орлов; высота – 360 см; диаметр – 290 см; восемь люстр на 28 светоточек и три люстры на 24 светоточки в виде ажурной корзины полусферической формы из листьев лавра; корзина на 4 цепях, сходящихся к короне из листьев с волютообразными завитками и пальметт: от чеканного обода с мелким рельефным рисунком в виде листьев лавра отходят 4 кронштейна на 5 рожков каждый и 4 кронштейна на 2 рожка; бобешки круглые с мелким чеканным лиственным узором; низ корзины с приставной частью «бутон»; время: н. XX в.; диаметр - 112 см; четыре канделябра на 14 светоточек: золоченая бронза, фигурный стержень в виде стилизованного вазона, к которому ярусами крепятся рожки, установлен на волютообразном кронштейне, декорированным листом аканта; высота канделябра 90см.; ширина – 50 см.; высота кронштейна – 30 см; ширина – 20 см; глубина – 50 см; деревянные резные решетки радиаторов; деревянные двери: четыре двустворчатые, филенчатые полусветлые с бронзовыми ручками, две из них - с филенками бемского стекла с рисунком; восемь двустворчатых филенчатых глухих с бронзовыми ручками; две двустворчатые двери с остекленными филенками (ведущие в сад); четырнадцать подоконных досок серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, с латунными ручками двух типов: овальные с орнаментированной поверхностью и гладкие прямоугольные; декоративно-художественное оформление интерьера «Думского зала», помещения 1-Н(104): зеркало потолка образовано витражом матового стекла с металлическими перемычками; свод центральной части зала расписан монохромными композициями: медальоны в обрамлении лавровых венков, фланкированные орлами (клеевая живопись в технике гризайль); потолок дугообразной, южной части зала расписан монохромными орнаментальными композициями; антаблемент: карниз на лепных модульонах, гладкий фриз, лепные пояса, имитированные живописными приемами; колонны и полуколонны ионического ордера, расположенные по периметру зала; прямоугольные в плане балконы, расположенные в интерколумниях колоннады, на лепных кронштейнах с листьями аканта; ограждение выполнено в виде балюстрады под широким поручнем; на стенах - профилированные рамки с лепными розетками; оборудование зала: амфитеатр: восемьдесят семь кресел дубовых со столиками-пюпитрами; укреплены на ступенчатых возвышающихся основаниях, разделены проходами на 5 секторов; столик состоит из двух стоек с овальными вырезами, на них опирается наклонная крышка с выдвижной доской, ниже расположена полочка; балюстрада, с прямоугольными стойками и волютообразными консолями с резной лавровой гирляндой, разграничивающая амфитеатр и президиум; начало 1900-х гг. Санкт-Петербург фабрика Мельцера; трибуна для докладчика, места для председателя и его заместителей: ограждены закрытым филенчатым барьером, стойки барьера украшены резьбой; тыльная сторона имеет наклонные столики с полочками и боковые барьеры; начало 1900-х гг., высота - 200см., ширина - 300 см., глубина – 150см. начало 1900-х гг., высота - 150см., ширина - 500 см., глубина – 150см. места для членов президиума: расположены на двухступенчатом основании вдоль полукруглой стены между полуколоннами; состоят из шести мягких диванов; ограждены балюстрадой с тремя светильниками в виде дубовых вазонов; начало 1900-х гг.; две боковые ложи президиума - по 24 кресла и две боковые ложи для представителей по 18 кресел со столиками-пюпитрами; восемьдесят четыре дубовых кресла с прямоугольными мягкими сидениями, локотниками с мягкими подушечками на устоях с виде балясин, с точеными каннелированными передними ножками; начало 1900-х гг., высота - 106см., ширина - 65 см., глубина – 51см; шесть дубовых диванов на шесть и семь мест: с мягким сидением, с высокой прямоугольной спинкой, локотники с волютообразными завитками, слегка уклоненные устои; начало 1900-х гг., высота - 125см, длина - 400 см, и 500 см, глубина - 60см; два светильника: дубовые, в виде вазонов на высокой ножке; начало 1900-х гг., высота - 125 см; двенадцать бра золоченой бронзы на пять свечей, пристенная часть имеет ажурный прорезной орнамент; на стержне стенной части закреплен обруч с чеканным орнаментом из лавровых листьев и с пятью подсвечниками; начало 1900-х гг., высота - 46 см, диаметр – 46 см; пятнадцать люстр золоченых, на 28 светоточек каждая, расположены на балконе Думского зала; десять деревянных двустворчатых филенчатых глухих дверей с позолоченной порезкой и латунными ручками; декоративно-художественное оформление интерьера помещений южной, дугообразной в плане части здания 1-Н(107-116): двери деревянные двустворчатые, филенчатые, полусветлые с латунными ручками; декоративно-художественное оформление интерьера помещений южной, дугообразной в плане части здания 1-Н(80, 118): широкий профилированный карниз с орнаментальными поясами; плафон потолка разделен профилированными рамками с орнаментальными поясами; декоративно-художественное оформление интерьера вестибюлей парадных лестниц, помещения 1-Н(78) и 1-Н (183), оформлены идентично: два прямоугольных в плане деревянных полусветлых филенчатых тамбура, с широким филенчатым фризом и профилированным карнизом; деревянные приставные ручки, тонированные под черное дерево, приставные части и фигурная планка из латуни; поле подшивки площадок первого этажа декорировано профилированными балками на лепных кронштейнах, образующие кессоны с профилированными рамками; площадки второго этажа завершены профилированным карнизом значительного выноса на кронштейнах; потолки с высокой штукатурной падугой оформлены профилированными тягами; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(81): профилированный карниз, профилированная тяга; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(88): профилированный карниз с поясом меандра, профилированная тяга; декоративно-художественное оформление интерьера помещений представительства Украины, помещений 1-Н(119-120): оформлены идентично: профилированный лепной карниз с меандром, круглая лепная розетка растительного рисунка и профилированная тяга по периметру потолка; декоративно-художественное оформление интерьера помещений 1-Н(73-74): профилированная тяга по периметру потолков; декоративно-художественное оформление интерьера помещений первого этажа восточного крыла здания: помещение «Бежевой гостиной» 1-Н(4): 4 прямых профилированных сандрика на лепных кронштейнах; 4 прямоугольных лепных рельефных десюдепорта с геральдическими композициями: маски Горгоны, фланкированные сфинксами; четыре деревянные глухие двустворчатые двери с бронзовыми ручками; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты притяжные, ручки бронзовые, овальные, механизм заключен в металлический короб; камин: средистенный, двухъярусный, с зеркалом во втором ярусе; полочка белого мрамора с профилированной кромкой; облицован гладкими прямоугольными лопатками белого мрамора с накладками полихромного мрамора; зеркало в резной деревянной раме с позолоченными элементами, позолоченным профилированным раскрепованным карнизом, декорированным лиственной порезкой; к. XVIII - н. XIX в.; высота - 300 см; ширина - 162 см; печь угловая, двухъярусная, белого фигурного изразца; в центре первого яруса – медальон с изображением сидящей женщины с лирой и стоящим рядом ребенком;по сторонам медальона - каннелированные полуколонки с капителями ионического ордера; над ним – рельефный орнаментальный фриз; широкая профилированная раскрепованная полочка отделяет нижний ярус от верхнего; в центральной части верхнего яруса - рельефное орнаментальное панно растительного рисунка, фланкированное лопатками с рельефными гирляндами; орнаментальный фриз и профилированный раскрепованный карниз; навершие цилиндрической формы, декорированное рельефными провисающими гирляндами и скульптурными вазонами; топка расположена с боковой стороны; к. XVIII - н. XIX в.; высота - 307см; ширина - 200 см; люстра, аналогичная описанной в Думском зале; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(5) представительства Армении: стены разбиты живописными орнаментированными рамками; антаблемент: лепной профилированный архивольт, живописный фриз (триглифы и метопы с розетками), профилированный карниз значительного выноса; лепная розетка растительного рисунка; роспись потолка: орнаментальные рамки, цветочные и лиственные гирлянды, ленты и розетки; печь средистенная, двухъярусная, белого изразца; в 1-м ярусе прямоугольное панно, а по сторонам - лопатки с рельефным изображением торшеров с лавровыми венками; над лопатками - фриз из венков и тирса; над фризом - полочка; во 2-м ярусе – прямоугольная ниша, обрамленная рельефной рамкой, фланкирована стилизованными пилястрами с розетками на капителях; выше - ниша с полуциркульным завершением в профилированном архивольте; в поле ниши - рельефное и изображение орла в венке из веток лавра и дуба; печь завершена профилированным карнизом, декорированным рельефными орнаментальными поясами и гладким аттиком; начало XX в.; высота – 240-350см.; ширина – 125 см; глубина – 70см; зеркало в резной деревянной раме с полуциркульным завершением, декорировано лепным золоченым орнаментом из пальметт и аканта; в тимпане рамы - маскарон Меркурия, кадуцей и меч; I- я половина XIX века; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения представительства Республики Беларусь 1-Н(6): стены завершены лепным антаблементом с профилированным архивольтом и профилированным карнизом с модульонами; потолок с высокой штукатурной падугой декорирован профилированными лепными рамками и овальной лепной розеткой растительного рисунка; три лепных профилированных сандрика на волютообразных кронштейнах с акантами; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(7): полихромные росписи, выполненные в технике темперной живописи по штукатурке: сюжетно-орнаментальные композиции, включающие гротескно - орнаментальные мотивы и композиции на сюжеты античной мифологии; паркет набранный деревом ценных пород в два цвета; геометрический рисунок - ромбы, расположенные рядами; две угловые печи, белого изразца, аналогичные печи, расположенной в помещении «Бежевой гостиной» 1-Н(4); три прямых профилированных сандрика на лепных волютообразных кронштейнах; живописные наддверные фризы с изображением пальметт, выполненные в технике гризайль; прямоугольные лепные десюдепорты с лепными барельефными многофигурными композициями; антаблемент: лепной профилированный архивольт, живописный фриз с изображением геральдических композиций, лепной профилированный карниз с сухариками, поясами иоников и аканта; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; два зеркала, установленные в простенках: в деревянных резных рамах, декорированных поясами аканта и витой лентой, некоторые элементы - позолочены; в верхней части - прямоугольные панно с рельефными маскаронами Медузы Горгоны, обрамленными стилизованными растительными элементами; в завершении - карнизы с золоченой порезкой лиственного рисунка; начало XIX в.; высота – 400 см; ширина – 135 см; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(8): стены и потолок с высокой падугой оформлены полихромными росписями выполненные в технике темперной живописи по холсту(?): сюжетно-орнаментальные композиции, включающие гротескно - орнаментальные мотивы и композиции на сюжеты античной мифологии; паркет, набранный деревом ценных пород в четыре цвета; геометрический рисунок - восьмилучевые розетки, вписанные в квадраты; две подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; камин средистенный белого мрамора, по сторонам топочного проема - лопатки в профилированных рамах с порезкой; лопатки декорированы овальными медальонами - с изображением юноши и девушки, витыми лентами и гирляндами; фриз декорирован переплетающейся лавровой гирляндой, образующей три резерва - в центральном помещено изображение спящей женщины, в крайних - профильные изображения детей; полочка с порезкой из листьев и аркатурной полоской; перед камином - мраморная доска; 1-я п. XIX в.; высота – 148 см; ширина – 191 см; глубина – 21 см; зеркало надкаминное в деревянной резной золоченой раме, декорированной поясами аканта и витой лентой; в верхней части - прямоугольное панно в рельефной рамке; в завершении - карниз с золоченой порезкой лиственного рисунка; н. XIX в.; высота – 400 см; ширина – 166 см; зеркало стенное, расположено в простенке, напротив камина; оформлено аналогично надкаминному зеркалу; начало XIX в.; высота – 400 см; ширина – 171 см; две двери деревянные двустворчатые филенчатые глухие, филенки с ромбовидными и прямоугольными накладками и с порезкой лиственного рисунка по периметру; дверные приборы - ручки поворотные, бронзовые с овальным орнаментированным завершением; полуциркульные сандрики в профилированных архивольтах с волютообразными замковыми камнями в виде листа аканта; в тимпанах сандриков - лепные барельефные многофигурные композиции на античные сюжеты; антаблемент: лепной профилированный архивольт, живописный фриз, лепной карниз с поясами лепного орнамента и орнаментированными сухариками; декоративно-художественное оформление интерьера помещений представительства Казахстана 1-Н(9,10): стены и потолок с высокой падугой оформлены полихромными росписями выполненные в технике темперной живописи по штукатурке(?): сюжетно-орнаментальные композиции, включающие гротескно - орнаментальные мотивы и композиции на сюжеты античной мифологии; антаблемент: лепной профилированный архивольт, гладкий фриз, лепной карниз с поясами лепного орнамента и модульонами; две подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; два стенных зеркала, оформленных резными деревянными золочеными рамами; н. XIX в.; высота – 400см; ширина – 163 см, глубина – 10 см; четыре прямоугольных десюдепорта, (два над зеркалами и два над дверными проемами) декорированных рельефными лепными композициями с перекрещивающимися рогами изобилия, наполненными цветами вазонами; две угловые печи белого фигурного изразца, двухъярусные, трехгранной формы, с высоким трехступенчатым аттиком с рельефным декором; в нижней части печи декорированы рельефными медальонами с фигурными композициями на сюжеты из античной мифологии; верхний ярус от нижнего отделен раскрепованной полочкой, в центральной части декорирован рельефной орнаментальной композицией растительного рисунка, в боковых частях - фруктовыми гирляндами с лентами; медные душники одной из печей; н. XIX в.; две двустворчатые филенчатые двери, декорированные порезкой лиственного рисунка; приборы - петли латунные, 12 шт., ручки поворотные, в виде выпуклого орнаментированного овала, бронзовые, с фигурными ключевинами; два профилированных прямых сандрика, под которыми расположены прямоугольные панно искусственного мрамора; помещение 1-Н(10): нижняя часть стен ограничена профилированной лепной тягой, отделана искусственным мрамором; стены разбиты на зеркала в живописном орнаментальном обрамлении в технике темперной живописи по холсту(?); антаблемент: лепной профилированный архивольт, фриз, расписанный под искусственный мрамор, лепной карниз с поясами лепного орнамента и сухариками; потолок с высокой падугой оформлен широкой фигурной полихромной живописной рамой, росписи выполнены в технике темперной живописи по холсту(?): орнаментальные композиции, четыре круглые медальона в поле которых вписаны пейзажные композиции; в центре потолка - круглая лепная розетка из листьев аканта; зеркало настенное, прямоугольное, в высоту стены; рама резного золоченого дерева, профилированная, с поясами иоников, аканта и бусами, завершена профилированным карнизом с поясом аканта, плинт декорирован аркатурным поясом; к. XVIII - н. XIX в.; высота – 500см; ширина – 189 см; два прямоугольных десюдепорта, декорированных рельефными лепными медальонами с фигурными композициями в растительном обрамлении; два профилированных прямых сандрика под которыми расположены прямоугольные панно с живописными полихромными цветочными гирляндами; камин средистенный, белого мрамора: по сторонам прямоугольного топочного проема, в профилированном обрамлении - лопатки с высеченными в мраморе изображениями ваз с фруктами, цветами и ветвями; на фризе - вставки из цветного мрамора, между ними - орнамент из завитков аканта; дверца топки орнаментированная, с двумя приставными ручками, дверца душника - латунная; перед камином - доска светло-серого мрамора; н. XIX в.; высота – 120 см; ширина - 182 см, глубина – 23см; зеркало надкаминное в резной раме, с золочеными накладными резными деталями: розетки, чешуйчатый орнамент, профили с порезками; гладкий фриз, карниз с поясом аканта; н. XIX в.; высота – 235 см; ширина - 158 см; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(11): профилированный карниз, завершающий стены; профилированная рамка по периметру потолка; круглая лепная розетка; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(12): стены разбиты на зеркала в живописном орнаментальном обрамлении, завершены профилированным карнизом; плафон потолка: в живописную рамку, повторяющую очертания помещения, вписана круглая рамка, в образованные треугольные поля помещены орнаментальные композиции растительного рисунка, выполненные в технике гризайль; в центре композиции - круглая живописная розетка; декоративно-художественное оформление интерьера помещений вестибюля восточного флигеля 1-Н(13) и тамбура 1-Н(14): пол выложен квадратными плитами белого и черного мрамора, стены завершены профилированным карнизом; прямоугольный в плане деревянный тамбур, с пилястрами тосканского ордера, несущими архивольт с профилированным карнизом; три двустворчатые филенчатые полусветлые двери с латунными ручками; две подоконные доски серого мрамора; декоративно-художественное оформление интерьера помещения «б. Церковный зал» 1-Н(18): зал двусветный: колонны, полуколонны и пилястры ионического ордера, расположенные по периметру зала несут антаблемент, завершающий уровень первого света, состоящий из архивольта, гладкого фриза и карниза с сухариками; стены в уровне второго света завершены профилированным карнизом; на восточной стене - ниша, в западной части зала устроен антресольный этаж с ограждением в виде балюстрады; зеркало потолка обрамлено профилированной тягой, декорировано лепными рельефными композициями растительного рисунка; оформление дверного портала: профилированный наличник, треугольный профилированный сандрик, на волютообразных кронштейнах, декорированный поясами иоников; пять подоконных досок серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения «б. Церковь» 1-Н(20): колонны искусственного мрамора, ионического ордера, несут лепной антаблемент с профилированным архивольтом, декорированным поясом иоников, гладким фризом и профилированным карнизом с сухариками и поясом аканта; купол расписан в технике гризайль: прямоугольные кессоны с вписанными в их поле розетками; камин средистенный, прямоугольных очертаний, светло-серого мрамора; топка чугунная с клеймом завода Сан-Галли; к. XIX в. - н. XX в.; зеркало надкаминное (съемное), в прямоугольной деревянной раме, с накладными резными орнаментальными композициями, позолоченное; по периметру внутренней стороны рамы - порезка; к. XIX в., высота – 263 см; ширина – 96 см; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(21): антаблемент: лепной профилированный карниз, декорированный бусами, гладкий фриз и профилированный карниз значительного выноса, декорированный поясом иоников, на модульонах; потолок декорирован лепной профилированной рамкой и круглой розеткой из листьев аканта; два прямых профилированных сандрика с лепными рельефными поясами на волютообразных кронштейнах; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(32): профилированный карниз, завершающий стены; декоративно-художественное оформление интерьера помещения «Библиотеки» 1-Н(42): колоннада ионического ордера, несущая антаблемент с гладким фризом и карнизом с мутулами; в интерколумниях - балюстрада, ограждающая антресоль, устроенную по периметру зала; в нижней части балюстрады - лепной рельефный декор: «бегущая волна» и лиственная порезка; шкаф книжный из шести сочлененных секций; двухъярусный, красного дерева и темного полированного ореха; между ярусами - полочка с профилированной кромкой; нижний ярус - глухой, филенчатый; второй ярус – с открытыми вкладными полками; в уровне нижнего яруса секции разграничены каннелированными лопатками, в уровне верхнего -стилизованными филенчатыми пилястрами; плинт и карниз - профилированные, раскрепованные; н. XX в.; высота – 400 см; длина – 910 см; глубина – 72 см; два книжных шкафа - из двух секций каждый, аналогичны шкафу описанному выше; н. XX в.; высота – 400 см; длина – 316 см; глубина – 72 см; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(47): стены и потолок декорированы полихромными живописными орнаментальными рамками с растительными гирляндами и розетками; стены завершены лепным профилированным карнизом; в центре потолка - лепная круглая розетка; доска подоконная серого мрамора; приборы оконные; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(49): стены и потолок с высокой падугой декорированы полихромными живописными орнаментальными рамками с розетками; стены завершены лепным профилированным карнизом; в центре потолка - лепная круглая розетка; два прямоугольных десюдепорта с лепными рельефными композициями с маскаронами в растительном обрамлении; две печи-камина угловые, двухъярусные; в нижнем ярусе - прямоугольное топочное отверстие с медной дверцей; в верхнем ярусе - прямоугольная ниша, профилированный карниз; н. XIX в., высота - 130 см; ширина - 145 см; две доски подоконные серого мрамора; приборы оконные; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(50): стены и потолок декорированы полихромными живописными рамками с цветочным орнаментом; стены завершены лепным профилированным карнизом; в центре потолка - лепная круглая розетка; два прямоугольных десюдепорта с лепными рельефными композициями с маскаронами в растительном обрамлении; двери, выходящие в сад: деревянные, двустворчатые, полусветлые; дверные приборы – ручки бронзовые, выполненные в виде кистей рук, сжимающих круглые в сечении стержни; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(51): нижняя часть стен ограничена профилированной тягой; центральная часть стен - разбита живописными полихромными орнаментальными рамками; стены завершены антаблементом: профилированный архивольт, орнаментальный живописный фриз с розетками, профилированный карниз с пальметтами и поясом листьев аканта; живописный плафон потолка: полихромные росписи выполненные в технике темперной живописи по штукатурке(?): сюжетно-орнаментальные композиции, включающие гротескно - орнаментальные мотивы и композиции на сюжеты античной мифологии; лепная розетка растительного рисунка; пол - паркет наборного дерева; прямоугольный десюдепорт с рельефной композицией растительного рисунка; две печи угловые, двухъярусные; нижний ярус - из светло-серого мрамора, топочный проем в профилированном обрамлении, дверцы - медные; по сторонам топки - лопатки, над топкой - гладкий фриз, карниз и полочка; во втором ярусе - прямоугольные ниши, в которые помещены зеркала; ниши фланкированы лопатками с лепными гирляндами из дубовых листьев; профилированный карниз с поясами иоников и листьев аканта; н. XIX в., высота - 130 см, ширина - 145см, глубина - 30 см; зеркала надкаминные, прямоугольные в гладкой деревянной профилированной раме; высота -186 см, ширина - 87 см; две доски подоконные серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты латунные, притяжные; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(52): двухчастное помещение, разделено балкой, опирающейся на две колонны ионического ордера искусственного мрамора василькового цвета; колоннам отвечают пилястры; нижняя часть стен облицована искусственным мрамором светло-серого цвета, ограничена профилированной тягой; центральная часть стен - разбита живописными орнаментальными рамками, выполненными в технике гризайль; между ними помещены прямоугольные вертикальные рамки, заполненные полихромными композициями: вазоны, цветочные гирлянды с птицами; в верхней части стен - широкий живописный фриз с геральдическими композициями в технике гризайль; стены завершены антаблементом: профилированный архивольт, орнаментальный живописный фриз, профилированный карниз с поясом иоников и орнаментированными сухариками; живописный плафон потолка: полихромные росписи выполненные в технике темперной живописи по штукатурке(?): сюжетно-орнаментальные композиции, включающие гротескно - орнаментальные мотивы и композиции на сюжеты античной мифологии; лепная розетка растительного рисунка; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(53): стены декорированы лепными профилированными рамками, завершены лепным профилированным карнизом; потолок декорирован профилированной лепной рамкой, в центре - лепная розетка, растительного рисунка; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(54): стены декорированы лепными профилированными рамками, завершены лепным карнизом с сухариками; потолок декорирован профилированной лепной рамкой, в центре - лепная розетка, растительного рисунка; прямые профилированные сандрики, фигурные профилированные лепные рамки над дверными проемами; декоративно-художественное оформление интерьера помещения 1-Н(55): стены завершены антаблементом: профилированный архитрав, гладкий фриз и профилированный карниз; потолок с падугой оформлен профилированной лепной рамкой и круглой розеткой; три прямоугольных десюдепорта с лепными рельефными композициями с маскаронами в растительном обрамлении; печь угловая, белого изразца, двухъярусная; в центре верхнего яруса - рельефное изображение женщины с корзиной цветов и фруктов; в нижнем ярусе - прямоугольное панно с гирляндой из дубовых листьев и медная дверца топки; между ярусами - полочка; профилированный карниз с мутулами и высокий аттик; н. XIX в. доска подоконная серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты длинные, латунные; декоративно-художественное оформление интерьера помещений коридоров первого этажа 1-Н(34, 35, 36, 37, 38, 43, 56, 58, 60, 63,65): профилированные карнизы, (в части помещений - подвесные потолки); арочные проемы; пилоны; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные (пятнадцать): шпингалеты длинные, притяжные, ручки бронзовые, овальные с рельефной орнаментированной поверхностью; тамбур - помещение 1-Н(61), расположен в помещении коридора 1-Н (60): прямоугольный в плане со скругленными углами деревянный тамбур, завершен профилированным карнизом; внутренние двери тамбура - двустворчатые, полусветлые с глухими филенками в нижней части; декоративно-художественное оформление интерьера помещения «Полуротонды» 1-Н(64): стены, полуколонны и пилястры дугообразного в плане помещения облицованы искусственным мрамором серо-голубого цвета; нижняя часть стен и пьедесталы колонн и пилястр - искусственным мрамором зеленых тонов; стены завершает гладкий фриз искусственного мрамора и лепной карниз с модульонами, розетками и поясом иоников; потолок декорирован ажурной живописной орнаментальной рамкой и розеткой цветочного рисунка; подоконные доски серого мрамора; приборы оконные - шпингалеты латунные; декоративно-художественное оформление интерьера помещений 1-Н(66): стены завершены лепным профилированным карнизом; потолок оформлен профилированной рамкой и круглой лепной розеткой; зеркало встроенное, прямоугольное, в деревянной резной золоченой деревянной раме во всю высоту стены, декорированной порезками, розетками, завершена широким фризом с растительным орнаментом и карнизом с золоченой порезкой из листьев; I-я п. XIX в.; высота - 412 см, ширина - 260 см; зеркало в простенке окон - прямоугольное, в разной золоченой профилированной раме, декорированной порезками; I-я п. XIX в.; высота - 300 см, ширина - 148 см; печь-камин угловой, двухъярусный, оштукатурен, окрашен;ярусы разделены поясом из белого мрамора с порезкой по кромке; нижний ярус облицован белым полированным мрамором, по фризу - полоса синего искусственного мрамора; центральная часть обрамлена профилированной рамкой с фигурной порезкой; по сторонам топочного проема - каннелированные колонки тосканского ордера; верхний ярус с прямоугольным зеркалом, обрамленном узкими прямоугольными нишами, заполненными растительными рельефами и львиными маскаронами; профилированный карниз с сухариками; справа дверца вьюшки с круглой орнаментированной ручкой; I-я п. XIX в.; высота - 400 см, ширина - 178 см, глубина - 34 см; прямой профилированный сандрик на лепных волютообразных каннелированных кронштейнах; прямоугольный десюдепорт с вписанным в его поле профилированным полуциркульным архивольтом с замковым камнем, обрамляющим рельефную лепную композицию; три подоконные доски серого мрамора; приборы оконные: шпингалеты латунные, притяжные; декоративно-художественное оформление интерьера помещений 1-Н(76): стены завершены профилированным карнизом на

История улицы Шпалерной

Шпалерная улица — улица в центре Санкт-Петербурга, пролегающая между Гагаринской улицей и площадью Растрелли. Нумерация домов ведётся от Гагаринской улицы.

До 1727 года — Первая линия, затем Первая Береговая улица, с конца XVIII века — Воскресенская улица или набережная, названная так по Воскресения Словущего собору. В 1857 году участок от современного проспекта Чернышевского до Таврической улицы (позднее до Пот ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Шпалерная 47А,  ул. Шпалерная 47Б,  ул. Шпалерная 56,  ул. Шпалерная 54,  ул. Шпалерная 56-58,  ул. Шпалерная 54А,  ул. Шпалерная 54*,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 47

Картинка скодом