город Санкт-Петербург, набережная Реки Мойки, д.122*

- это историческое здание, известное под названием «Особняк А. И. Сабурова. Дворец вел. князя Алексея Александровича (начало)», построенное в стиле - Эклектика в 1849, 1882-1885 году, архитектор(ы) - Боссе Г. А., Месмахер М. Е.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание. Управляющая организация - АЛЕВ

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)1200
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Реки Мойки, 122*

«Особняк А. И. Сабурова. Дворец вел. князя Алексея Александровича (начало)»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Эклектика ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1849, 1882-1885 ,
  • Управляющая организация - АЛЕВ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Боссе Г. А., Месмахер М. Е.

Особняк А. И. Сабурова - Дворец вел. князя Алексея Александровича (начало)

Мойки наб. , 122. Архитекторы: Боссе Г. А. Месмахер М. Е. . Год постройки: 1849, 1882-1885. Стиль: Эклектика

Дворец вел. князя Алексея Александровича Эклектика

наб. р. Мойки, 122

Пам. арх. (федеральн. )

Особняк А. И. Сабурова

1846-1848 - арх. Ефимов Дмитрий Егорович

1849 - арх. Боссе Гаральд Андреевич - расширение, включен существовавший дом

Великокняжеский дворец

1882-1885 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович

В 1876 - воен. инж. по строительной части Морского министерства Чикалев Алексей Николаевич - угловая часть

cм. Дворец вел. кн. Алексея Александровича (окончание)

Здания, относящиеся к комплексу дворца -

Жилой служебный флигель (Английский пр. , 2),

Служебный флигель (Английский пр. , 4),

Служебный корпус (Английский пр. 2А во дворе)

Конюшенный корпус

Служебный корпус на территории парадного сада

Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел. князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.

Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова. Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах. Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.

Генеральный план дворца.

План первого этажа дворца.

Ворота дворца.

В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.

В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Е. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад. Фасад западного, т. н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом. У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.

Дворец «построен в пору упадка архитектурного творчества. . во всей Европе стиль Louis Mapoleon III - Louis Philippe, конгломерат ренессансных форм смесь так называемого «венского стиля» с парижским «Louis XVI».

По плану дворец, может быть, представляет большие удобства, но внешне мало типичен для дворца. Это скорее какое-нибудь «собрание».

По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу» , над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.

Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками. Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.

Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной. Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.

Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул. , которая получила название Алексеевской (ныне ул. Писарева).

Дубовыйрезной камин.

Живописное панно -фриз столовой.

Дубовый кабинет.

Английский зал.

Фрагмент отделкипарадной лестницы.

Фрагмент облицовкиванной. [93]

Вел. кн. Алексей Александрович скончался в 1909 г. , наследниками были объявлены его братья Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.

Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр. , его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры Фон дер Пальс на участке был построен особняк.

С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл.

В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т. к. вел. княгиня Мария Павловна была президентом Академии Художеств.

4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».

После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Алексея Александровича. Спб. : ООО «Алмаз» , 1997)

Великокняжеские дворцы и особняки - здания, специально построенные или приобретенные в СПб для членов императорской фамилии - детей и внуков императора. Дворцы предоставлялись вел. князьям по достижении ими совершеннолетия, являлись их резиденциями и переходили по наследству к старшему сыну. Окончательно этот порядок был установлен при имп. Николае I.

Вел. князь Алексей Александрович - считался одним из самых красивых мужчин в императорской семье.

1928: Домпросвет Центр. р-на - Мойка, 122 ([124]. С. 85)

1965: Ленинградоргстрой, трест Главленинградстроя - Мойка, 122. ([108]. C. 96).

Описание набережной Реки Мойки

Река Мойка протекает через самый центр Петербурга. Общая протяженность реки, которая берет начало из Фонтанки у Летнего сада и впадает в Неву недалеко от устья, составляет около пяти километров. Застройка близлежащей территории началась еще в первые годы существования Петербурга. Тогда река носила другое название – Мья.

В начале 1710-х годов ее соединили с Безымянным ериком, а в двадцатые годы берега реки укре ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пр-кт. Английский 12,  пр-кт. Английский 2,  пр-кт. Английский 4-6,  пр-кт. Английский 5,  ул. Писарева 1/118,  наб. Реки Мойки 122,  пр-кт. Английский 5/1,  наб. Реки Мойки 120,  пр-кт. Английский 8-10**,  пр-кт. Английский 8-10*,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 122*

Картинка скодом