Список зданий по пр-кт Московский : ۩ 1, 1/2, 10-12, 10-12*, ۩ 10-12А, 10-12Б, ۩ 100, 100 к.1, 100 к.3, 100 к.5, ۩ 100*, ۩ 100а, ۩ 100А*, 100Ас, ۩ 100Ау, 100Б, ۩ 100Г, 100М, ۩ 100О, ۩ 100П, ۩ 100Я, 101, 101*, 102, 102к3, 103, 103 к.1, 103 к.2, 103 к.5, 103 к.6, 103*, 104, 104 к., 104*, 1042М, 104А, 104И, 104О, 104П, 105, 106, 107, 107 к.2, 107 к.3, 107 к.4, 107 к.5, 107 к.6, ۩ 108, 109, 109 к.2, 109 к.3, ۩ 11, 110, 111, ۩ 114, ۩ 114Б, ۩ 115, ۩ 115А, ۩ 115В, 115Е, 115З, 115М, 115Н, ۩ 115Р, 115У, 115Ф, 115Ц, 115Ш, 115Щ, 115Э, ۩ 116, 117, 118, 119, ۩ 11А, 120, 121, 121-123, 121А, 122, 124, 125, ۩ 126, 127, 127 З, 127А, 128, 128 Б, ۩ 129, 13-15, 130, 130 Ж, 130А, 131, 132, 132 В, 133, 133*, 134, 134 Б, 134А, 134Б, 135, 136, 136 к.2, 1362А, 136Б, 137, 138, 138 к.2, 138к3, 139, 139 к.1, 139А, 139к2, 140, 141, 141А, 143, 143А, 143Б, ۩ 145, 145а, 146, 146 к.2, ۩ 147, 148, 148 В, 149, 149 Г, 149 Г Б, 149а, 149Б, 149В, 150, 151, 151 к.2, 151А, ۩ 152, 153, 153/32, 154, 155, ۩ 156, ۩ 157, 157а, 158, 158 к.10, 158А, 158Б, 158В, 158С, 158Ч, ۩ 159, 16, ۩ 161, ۩ 163, 163к1, 163к2, 164, 165, 165к2, 166, 166Б, 167, 168, ۩ 17, ۩ 17 к.1, 170, 171, 171-173, 172, 172к2, 172к3, 172к4, 172к6, 172к7, 173, 174, 174к8, 175, 176, 177, 178, 179, ۩ 17Б, 17Ж, ۩ 17Н, 18, 18 Е, 18-20, 180, 181, 181*, 181к3 стр, 181к4 стр, 182, 182/39, 183-185, 183-185 лит А, 183-185 лит Б, 184, 184А, 186, 186/34, ۩ 188, 188 Б, 188 к., 188 литера АБ, 188*, 188А, 188аА, ۩ 188АБ, 188аД, ۩ 188Е, 188Ж, 188М, 188П, 189, 19, ۩ 190, 191, 191А, 192, 192-194, 193, 193Б, 194, 195, 196, 197, 198, 199, ۩ 1А, 2, 2/6, 20, 200, 200к1, 200к2, 200к4, 201, 202, 202к1, 202к2, 202к5, 203, 203А, 204, 204 к. 2А, 204Г, 205, ۩ 206, 206к1, 207, ۩ 208, 208 к.1, 21, ۩ 212, 212*, 216, 216А, 218, 22, 220, 220к2, 224, 224А, 23, 24, 24-26, ۩ 24-26/49А, 25, 25 снесен, 27, ۩ 28, 28 снесен, ۩ 29, 3, 30, 31, 32, 32 Б, 33, 34, 35, 36, 37, 37/1, 38, 39, 39*, 4, ۩ 4-6, 40, 42, 42/27, 42/27 Б, 43, 44, 44*, 44**, 45, 45 Б, 45 В, 46-48, 47, 47/1, 48/33, 49, 49 Е, 49 Л, 49/2, 5, 5 Б, 50, 51, 52, 53, ۩ 54, 55, 56, 57, 57 И, 58, 59, 59 Б, 6, ۩ 60, ۩ 60/129, 61, 61/1, 62, 63, 64, 64 А А1, ۩ 65, ۩ 65*, 65П, 66, 66 Б, 66 к.2, 66Б, 68, ۩ 7, 7 Б, 70, 70 А А1 А2, 70 к.2 Ж, 70 к.3 В, 70В к.3, 70ж к.2, 70к2, 70к3, 71 к.2 стр. 1, 71 к.3 стр. 1, 71А, 72, 72В, 73, 73 к. 5А, 73 к.3, 73к4, 73к4А, 73к5, 74, 74 Ж, 74 к.2, 74 к.3, 75, 76, 77, 78, 78 А1, 78 В, 78 К, 78 к., 78 к.1 к.2, 78 к.2, 78Б, 78В, ۩ 79, 79 Б, 79А, 7Б, 7В, ۩ 8, 80, 81, 81-83, 82, 83, 84, 85, 86, 86-88, ۩ 87, ۩ 89, ۩ 9, ۩ 91, ۩ 93, 94, ۩ 95, 95 к.3, ۩ 96, 96А, ۩ 97, 97А, 97В, ۩ 98, 98а, ۩ 99, ۩ 99Б, ۩ 99В,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пр-кт. Московский, 9
«Институт Корпуса инженеров путей сообщения . Главное здание. Петербургский государственный университет путей сообщения»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - образовательное учреждение,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1823 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Готман А. Д.
Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Главное здание - Петербургский государственный университет путей сообщения
Московский пр., 9 Архитекторы: Готман А. Д. Год постройки: 1823 Стиль: КлассицизмПетербургского Государственного Университета Путей Сообщения (ПГУПС). Главный (Первый) корпус
1852, 1850-е-1910-е - арх. Китнер Иероним Севастьянович, Фон Баумгартен Евгений Евгеньевич и др.
Другие корпуса института -
Здание Николаевского общежития студентов
1893-1895 - арх. Китнер Иероним Севастьянович - Московский 11 (лит. А1, А2)
Машинный зал Механической лаборатории
1912-1913 - арх. Китнер И. С. - Московский 11 (лит. А12)
Химическая лаборатория с соединительными галереями
1875-1876 - автор не устан. - Московский 11 (лит. А18, А20, А21, А22, А23)
1912-1913 - арх. Китнер И. С., инж.-арх. Соколов Доримедонт Доримедонтович -
частичная перестройка и строительство галерей
Машинная лаборатория с соединительной галереей
1912-1913 - арх. Китнер И. С. - Садовая 50 (лит. А24, А25, А26, А27, А28)
Лабораторный корпус с библиотекой
1912-1913 - арх. Китнер И. С. - Садовая 50 (лит. А30, А31, А32, А33)
Здание музея
1901-1902 - инж.-арх. Купинский Петр Станиславович - правый корпус
1910-1911 - инж.-арх. Фон Баумгартен Е. Е. -
левый корпус, Садовая 50 (лит. В1, В2, В3,В4, В5)
Гуманитарные факультеты
Юсуповский дворец - Садовая ул., 50
1790 - арх. Кваренги Д.
В начале XIX века страна остро нуждалась в специалистах для строительства дорог, мостов.
20 ноября (3 декабря) 1809 г. Департамент водных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в самостоятельное Управление водяными и сухопутными сообщениями. Одновременно с образованием путейского ведомства учреждались Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений и Институт Корпуса инженеров путей сообщения.
Корпус инженеров был создан для проектирования, строительства и эксплуатации шоссейных дорог, судоходных каналов, шлюзов, пристаней и портов, а с 1832 г. - и крупных городских сооружений. Корпус находился на положении воинском , но в составе ведомства путей сообщения. Все воспитанники института по окончании обучения получали воинское звание поручика и направлялись на работу в Корпус инженеров путей сообщения.
В 1809 г. институт расположили в Юсуповском дворце
Институт корпуса инженеров путей сообщения был первой высшей школой и первым транспортным и строительным учебным заведением в России. Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. Принимали в это учебное заведение детей потомственных дворян. Первый набор состоялся в 1810 г., занятия начались 3 ноября. Воспитанники имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нем не преподавали.
Первым инспектором Института был назначен Августин Августинович Бетанкур, известный как крупный инженер-механик, математик, строитель мостов и промышленных комплексов. В то время институт не имел факультетов, а готовил инженеров путей сообщения широкого профиля по проектированию и строительству всех дорожных и гидротехнических сооружений. Институт с самого основания установил тесные связи с Академией наук. По всем общенаучным предметам лекции читали академики В. И. Висковатов, С. Е. Гурьев, Д. С. Чижов, В. М. Остроградский, В. Я. Буняковский, А. Я. Купфер, Г. И. Гесс. Весной 1811 г. профессор Академии художеств Тома де Томон был назначен профессором архитектуры и рисования. Профессорами института стали его питомцы М. С. Волков, А. Г. Добронравов, Н. И. Липин, С. В. Кебердз и другие.Уже во время Отечественной войны 1812 г. выпускники Института проявили себя в наведении мостов, переправ, прокладке дорог, что было отмечено специальным приказом генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая-де Толли.
Домовая церковь св. А. Невского
Домовая церковь св. А. Невского в Институте путей сообщения - арх. А. А. Докушевский.Сейчас в помещении церкви (на третьем этаже) находится читальный зал библиотеки ПГУПС. Колонный зал , который фактически является переходом из корпуса в корпус, находится под церковью, на втором этаже. Отдельностоящую часовню по проекту Никитина построили во дворе в начале 21 века.
В 1820 г. при институте была образована Военно-строительная школа путей сообщения, которая представляла собой среднее учебное заведение для подготовки специалистов строительного профиля. Окончившие школу выпускались в чине прапорщика и назначались на работу в учрежденный в том же году Строительный отряд путей сообщения. Лучшие по успехам имели право продолжить образование в институте.
В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, и в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение
В 1823 г. специально для Института на Московском проспекте (тогда эта часть проспекта называлась Обуховским проспектом) был построен дом 9, который спроектировал инженер первого выпуска А. Д. Готман
В 1824 г. после кончины А. А. Бетанкура должность инспектора института была упразднена. Директором института стал профессор П. П. базен, в 1834 г. его сменил профессор К. И. Потье. В 1836 г. институт возглавил А. Д. Готман.
В 1829 г. Военно-строительную школу присоединили к институту, и с этого времени менее успевавшие студенты проходили ограниченный курс и выпускались в чине прапорщика-техника.
В первые годы своего существования Институт готовил специалистов широкого строительного профиля, но уже в 30-е гг. XIX в, в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837), в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог
Строительное дело преподавалось в институте сначала вместе с прикладной математикой, а с осени 1815 г. как самостоятельный предмет - курс построений. В 1831 г. М. С. Волков был утвержден профессором курса построений - он стал первым русским профессором института по строительному искусству. В 1835-1836 гг. профессор Волков ввел в курс новый раздел « О построении железных дорог». Вопросы прикладной механики, включая паровые машины и механизмы в 1823 г. выделились из курса теоретической механики как курс прикладной механики. В 1833 г. профессором по курсу был назначен П. П. Мельников.
В 1861-1864 гг. Д. И. Менделеев читал здесь лекции и заведовал химической лабораторией.
Модельный кабинет института по богатству экспонатов не имел себе равных в стране. Здесь находились модели чугунных железных дорог, мостов, шлюзов и других инженерных сооружений. Это собрание дало начало музею железнодорожного транспорта
Многие курсы лекций печатались на гектографе, что тоже было новшеством для России.
В 1860-х гг. институт начинает превращаться в гражданское учебное заведение: по Положению 1864 г. в Институт могли поступать молодые люди, имевшие среднее образование и выдержавшие экзамен из названия убрали слово « корпус» , но в составе студентов по-прежнему преобладали дворяне. Институт объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.
В послевоенные годы во дворе института появился мемориал, созданный скульптором А. Г. Гаккелем и архитектором И. Г. Явейном. Металлическая пластина,. вмонтированная в его основание гласит: Их было 1423. Здесь захоронены списки погибших (1941 - 1945)
В 1895 г. Институтом был приобретен соседний участок, на котором по проекту архитектора И. С. Китнера было построено существующее жилое здание с квартирами профессорско-преподавательского состава - дом 11.
Начало XX в. ознаменовалось созданием новых видов транспорта: электрического, автодорожного и воздушного, началось их практическое изучение и освоение. В связи с этим в Институте инженеров путей сообщения были открыты соответствующие факультеты, отделения, кафедры и специальности.
До 1918 г. Институт выпускал инженеров путей сообщения широкого профиля без разделения на специализации. В 1918 г. на четвертом курсе были созданы три специальности: сухопутная, водная, и воздушная, а в 1919 г. организованы соответствующие факультеты. Через несколько лет на сухопутном организовали три отделения (автодорожное, железнодорожное и мостовое), на водном - два (речное и морское).
Выпускниками Института были многие известные люди, в том числе С. В. Кербедз - строитель первого постоянного металлического моста через Неву, Д. И. Журавский, разрабатывавший новый метод строительства мостов при прокладке железной дороги на Москву, он же известен сооружением в 1858 г. металлического шпиля Петропавловского собора, заменившего старый: новый шпиль - крупнейший памятник инженерного искусства середины XIX века. Строители первой железной дороги И. П. Мельников и Н. О. Крафт также были питомцами Института. Г. О. Графтио, выпускник 1896 г., до революции принимавший участие в проектировании и строительстве петербургского трамвая, впоследствии академик, руководил строительством Волховской ГЭС - первой советской электростанции и других гидроэлектростанций.
В 1930-1940 гг. в институте преподавал Я. М. Гаккель, являвшийся одним из основателей отечественного паровозостроения, а также создателем первых русских самолетов.
В революционные годы В. И. Ленин дважды отметил институт своим присутствием: 12 (25) декабря 1917 г в Большой физической аудитории работал Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых, на котором выступал Ленин. В память об этом событии в советское время эта аудитория носила имя Ленина.
Во второй раз Ленин приехал в институт 13 января 1918 года и выступил с докладом Совнаркома на Чрезвычайном Всероссийском железнодорожном съезде.
В 1921 г. при институте был открыт рабфак, прообраз подготовительного отделения, его разместили в здании бывшего Министерства путей сообщения на набережной Фонтанки, д. 117.
С 1924 г. - Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС)По решению правительства многофакультетные высшие учебные заведения в 1930 г. были реорганизованы в отраслевые учебные заведения. На базе ЛИИПСа были созданы:
Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, 1930), Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ, 1930), Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ, 1931), Военно-транспортная академия (ВТА, 1932).После такой реорганизации ЛИИПС стал готовить специалистов в основном для железнодорожного транспорта и в 1930 г. был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). В 1932 г. произошло разделение ЛИИЖТа на два самостоятельных учебных комбината: Ленинградский электромеханический (ЛЭМУК) и Ленинградский путейскостроительный (ЛПСУК), которые вскоре (1933 г.) были вновь объединены в один институт - ЛИИЖТ. В 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи создается новое высшее учебное заведение - Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), который в 1950 г. был переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ), но, просуществовав до 1954 г., вновь был объединен с ЛИИЖТом и вошел в его состав как электротехнический факультет.
С началом ВОВ многие преподаватели и студенты ушли на фронт. В институте в начале войны была создана оборонная комиссия, рекомендации которой передавались железнодорожникам Ленинградского узла и армии. За годы войны институт выполнил более шестисот работ в помощь производству и фронту, участвовал в создании Дороги жизни.
13 сентября 1945 г. ЛИИЖТ был награжден орденом Ленина за заслуги перед Отечеством и в связи со 135-летием.
В 1949 г. институту было присвоено имя академика В. Н. Образцова, окончившего это учебное заведение в 1897 г. и ставшего известным ученым в области железнодорожного транспорта, крупным общественным деятелем.
В 1952 г. по проекту архитектора В. И. Кузнецова, на углу Московского проспекта и Фонтанки, на месте разобранного трехэтажного дома, для ЛИИЖТа выстроили новый полуциркульный корпус (дом 15) - Ректорский корпус.
В ноябре 1984 г. за заслуги в развитии транспортной науки, подготовке и воспитании высококвалифицированных кадров и в связи со 170-летием со дня основания ЛИИЖТ был награжден орденом Октябрьской Революции.
С 1993 г. - Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС).В декабре 1993 г. был организован музей ПГУПС, который был открыт для посетителей 1 декабря 1994 г. Экспозиция музея раскрывает этапы развития старейшего транспортного вуза России и Западной Европы от Института корпуса инженеров путей сообщения до Государственного университета путей сообщения
Музей расположен в здании бывшего особняка князя Н.Б.Юсупова (наб. Фонатанки,113)1924-1925: Институт Инженеров Путей Сообщения, Международный пр. (б. Забалканский), 9. ( Весь Ленинград - 1924 . С. 59, ( Весь Ленинград &ndash 1925 , С. 112).
1926-1927: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС), Международный пр. (б. Забалканский), 9 (« Весь Ленинград. &ndash 1926» , С. 45 « Весь Ленинград. &ndash 1927» , С. 38)
1928-1930: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС) им. т. Рудзутак, Международный пр. (б. Забалканский), 9. ( Весь Ленинград - 1928» С. 59, Весь Ленинград и обл - 1930» С. 40)
1932: Всесоюзная Транспортная академия им. Сталина (ВТА).В ведении ЦУКАДР&ndash НКПС. Международный пр., 9. (Весь Ленинград - 1932 .С. 41)
1933: Всесоюзная Академия Водного и Автодорожного Транспорта. В ведении Наркомвода и Цудортранса. Международный пр., 9. (Весь Ленинград - 1933 . С. 297)
1935: Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Я.Э. Рудзутак (ЛИИЖТ). В ведении народного комиссариата путей сообщения. Международный пр. (б. Забалканский), 9. (« Весь Ленинград - 1935 . С. 317-318)
В 1933 году Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина числилась по адресу П.С. Конный пер., 2, в 1935 в ведении НКПС &ndash пр. М. Горького (б. Кронверкский), д. 7 (Весь Ленинград - 1933 . С. 297 « Весь Ленинград - 1935 . С. 316).
1939: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта, в ведении НКПС СССР. Международный пр., 9 ( Весь Ленинград - 1939 , С. 247)
1940: Ленинградский Институт Инженеров Железнодор. Транспорта, Международный пр., 9. ( Весь Ленинград - 1940 , С. 309-310)
1957: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. акад. В.Н. Образцова, Московский пр., 9 (« Ленинград» Краткий справочник, 1957, С. 42)
1988: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. акад. В.Н. Образцова Министерства путей сообщения СССР, Московский пр., 9 (№ 125, 213, с. 158)
В 2001 г. комлекс построек включён КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (228).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802529000].
Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дворец Юсуповых
Дата создания: кон. XVIII-сер. XIX вв.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, литера В.
Номер в реестре: 781520294940006.
История проспекта Московского
Проспект проходит на 10,5 километров вдоль Пулковского меридиана. Исторически магистраль формировалась как часть почтового тракта, соединявшего Санкт-Петербург с Новгородом, Тверью и Москвой. Проспект проходит от Сенной площади до площади Победы.
Там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы и взимали сборы. Это место называли "Первая (Ближняя) Рогатка". Вторая, Средняя Рогатка находилась в месте нынешней площ ... читать далее >>>> :