город Санкт-Петербург, улица Большая Морская, д.61

- это историческое здание, известное под названием «Отделение почтовых карет и брик», построенное в стиле - Неоренессанс в 1843-1845 году, архитектор(ы) - Кавос А. К.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как административное здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Большая Морская, 61

«Отделение почтовых карет и брик»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - административное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Неоренессанс ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1843-1845 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Кавос А. К.

Отделение почтовых карет и брик

Большая Морская ул. , 61. Архитекторы: Кавос А. К Год постройки: 1843-184 Стиль: Неоренессанс Дом-усадьба М. В. Ломоносова (не сохран. )

1756 - не установлен

Отделение почтовых карет и брик неоренессанс

Большая Морская ул. , 61

1843-1845 - арх. Кавос Альберт Катаринович - перестройка,

включены существовавшие строения

Дом-усадьба М. В. Ломоносова

Обширный земельный участок, ограниченный Большой Морской ул. и Ново-Исаакиевской ул. (сегодня - Почтамтская ул. ), принадлежал Михаилу Васильевичу Ломоносову - ученый получил его в 1756 г. В том же году на участке был построен двухэтажный дом с мезонином, выходивший фасадом на Мойку. По бокам его появились два хозяйственных флигеля, отделенные от главного здания воротами. Со стороны Ново-Исаакиевской ул. участок замыкали два дома. В этой усадьбе Ломоносов прожил девять лет.

Владельцы усадьбы

После смерти Ломоносова (1765) участок перешел во владение его единственной дочери Елизаветы Михайловны (в замужестве -&ndash Константиновой), которая, в свою очередь, передала его своей единственной дочери Софье Алексеевне, бывшей замужем за Николаем Николаевичем Раевским. Их дочь, Екатерина Николаевна Раевская, получила дом Ломоносова по дарственной от своей матери.

В 1820 г. фрейлина Екатерина Николаевна Раевская продала участок Почтовому ведомству. Первое время в доме Ломоносова жили служащие почты.

(В. А. Кутьин, Т. А. Соловьева, А. Н. Сориц. Санкт-Петербургский почтамт. СПб. , 1997,

После смерти М. В. Ломоносова дом по наследству перешел его зятю А. А. Константинову. Позднее был куплен Н. А. Демидовым, а от него перешел во владение Почтового ведомства.

(Литературные памятные места Ленинрада. Лениздат, 1968,

Сложно разбираться с ранней историей участка, опираясь исключительно на адресные книги и план Шуберта. И тем не менее на плане Шуберта (1828) против Почтамтского моста указаны 2 огороженных строения и надпись рядом: «Дом Прин< ятия> Почт< ы> «(здесь и далее расшифровка автора). За оградой слева, справа и сзади расположен «Каз< енный> дров< яной> двор». На его территории находится и то здание, которое на макете усадьбы Ломоносова показано стоящим слева от главного здания. Левее по Мойке показан Съезжий дом 1 Адм. части, а еще левее, на углу Конногвардейского пер. , - участок № 15 Правее же, в сторону Почтамтского пер. , показаны участки 154, 155 и 156 (последний находится на углу). Участок № 153 не обозначен - в то время участки, занимаемые казенными зданиями, номеров не имели.

Однако в «Указателе жилищ и зданий в СПб» С. Аллера (1822) участок № 153 обозначен: «152 - Ланской, тайн< ой> сов< етницы> 153 - Раевского, ген< ерала> от инф< антерии> 154 - Бахерахт Ел< ены> , куп< ца? -еческой?> жен< ы> «. В списке домовладельцев Раевский тоже есть: «Раевский, ген. от инф. 1 Ад< миралтейская часть> , 153». Других домов ни у него, ни у жены его не показано. Среди проживающих в Петербурге ни он, ни жена не указаны.

В «Адресной книге» Реймерса (1809) участок 153 имеет номер 169. Перечень участков дает следующие сведения: «168 - Ланскова, д. с. с. , сей дом выходит на Конногвардейскую площадь 169 - Константинова Алексея, кол. сов. наследников». Вся остальная часть квартала по Мойке до Выгрузного (Почтамтского) переулка принадлежит Императорскому почтамту.

Алексей Алексеевич Константинов, зять Ломоносова и отец Софьи Ал. Раевской умер в 1808 году. В списке проживающих, приведенном в «Адресной книге» Реймерса, он еще значится: «Константинов Алексей, кол. сов. 1 < Адмиралтейская часть> , по Бол. Морской ул. № 169».

Исходя из приведенных данных, невозможно исключить то, что за время между 1822 и 1828 гг. участок не поменял владельца, и им не стала дочь Раевских или кто-то из Демидовых.

Фрагмент плана С. -Петербурга 1828 г. (план Шуберта).

Мойка. Выезд пожарной команды. Литография Беггрова с рис. К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг.

Станция почтовых карет на Мойке. Литография И. Шпринга по рисунку Л. Премацци. 1840-е гг.

Отделение почтовых карет и брик

«Я поспешил в Большую Морскую, в отделение почтовых карет, и,

в ожидании отправления в дорогу, я любовался великолепным изящным зданием, недавно построенным для этого учреждения. Парадные, светлые, обширные сени, общий зал для пассажиров, украшенный роскошными диванами, коврами, роскошной мебелью, - все запечатлено вкусом и изяществом, все придумано для удобства и спокойствия путешественников . »

«Северная пчела», 1848 г.

Отделение почтовых карет и брик, модернизировавшее работу Почтового ведомства, появилось на свет в 1840 г. Нужда в нем назревала давно. Дело в том, что почту обслуживали открытые экипажи, не приспособленные для перевозки корреспонденции. Неудобства такой транспортировки были очевидны, поэтому Почтовое ведомство озаботилось заменой старых экипажей на новые крытые кареты, решив при этом использовать их и для доставки корреспонденции, и для пассажирских перевозок. Конечно, в те времена уже существовали и частные экипажи, и конторы по перевозке пассажиров в дилижансах. Так, в 1820 г. было введено движение пассажирских карет «дальнего следования» (дилижансов) между Петербургом и Москвой. Заведовала этим новым для России видом общественного транспорта частная контора Серапина, располагавшаяся у Обухова моста. Однако стоит заметить, что частные перевозки стоили очень дорого.

Первая линия, обслуживаемая казенными дилижансами, была открыта Почтовым ведомством в 1840 г. : это был путь из Петербурга в Москву. Проезд в карете стоил 20 рублей, на открытых сиденьях - 14 рублей. Можно сказать, что эта линия себя окупила. Наплыв пассажиров оказался настолько велик, что вслед за первым маршрутом появились и другие - в 1841 г. почтовые дилижансы стали ходить в Варшаву и Ригу.

Неплохой доход, получаемый Отделением почтовых карет и брик, позволил Почтовому ведомству приступить в 1843 г. к постройке специального здания, отвечающего нуждам учреждения. Расположить это здание решено было на участке, принадлежавшем когда-то Ломоносову. Проект, предложенный арх. А. К. Кавосом, был утвержден Николаем I, причем «государь император, находя расположение зданий по сему проекту слишком стесненным, высочайше повелеть соизволил устроить их по общему очерку, сделанному его величеством на сем плане карандашом». В комплекс зданий Отделения вошли дом для приезжающих, выходящий фасадом на Большую Морскую ул. , дом для почтальонов, расположенный во дворе, несколько жилых флигелей, служебных построек, конюшен. На месте, где производилась посадка в дилижансы, был устроен крытый дворик с остекленным навесом.

Здания, возведенные Кавосом, поглотили прежние постройки усадьбы Ломоносова, хотя стены некоторых из них сохранились. Интересно отметить, что зодчий сохранил и ворота, когда-то соединявшие главное здание с хозяйственными постройками, однако лицевой корпус получил совершенно новый архитектурный облик. Его фасад, поэтажно расчлененный пилястрами, - типичный пример неоренессанса 1840-х годов.

С открытием железнодорожного сообщения деятельность Отделения почтовых карет и брик сошла на нет. В 1863 г. дом для приезжающих решено было приспособить под жилище «Главноначальствующего Почтовым департаментом», а также под квартиры старших чинов ведомства. Перестроить здание предложили опять же Кавосу, однако смерть помешала ему осуществить этот проект. И все же дом был перестроен - здание на Большой Морской ул. стало «квартирой» министра почт и телеграфов. Вероятно, в ходе этой перестройки оно лишилось правых ворот.

Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века Т. 1. СПб. , 2009.

В. А. Кутьин, Т. А. Соловьева, А. Н. Сориц. Санкт-Петербургский почтамт. СПб. , 1997.

Публикации, посвященные истории петербургского почтамта:

Пост-хауз (первый и второй почтовый двор)

Третий почтовый двор

Дворец канцлера Безбородко

Отделение почтовых карет и брик

Почтовый стан (Главпочтамт)

Двор. - ОляК 03. 2011.

1928: Клуб им. Подбельского союза работников связи - ул. Герцена, 61 ([124]. С. 129)

Левое крыло.

Арка левого крыла.

Левый дворик. Вид на юг.

Двор правой частиюВид на восток.


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Усадьба Ломоносова М.В.
Дата создания: 1757-1765 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 61, литера А.
Номер в реестре: 781510352950006.

Доп. описание улицы Большая Морской

Большая Морская улица — улица в историческом центре Санкт-Петербурга. До революции 1917 года — одна из главных фешенебельных улиц Петербурга.

Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала. Прежние названия — Большая Гостиная, Бриллиантовая, Морская, улица Герцена. Историческое название (Большая Морская улица) было восстановлено в 1993 году.

1703 год — с началом существования Санкт-Петербурга возникает Большая и Малая Морские ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Морская 57,  ул. Большая Морская 63,  наб. Реки Мойки 92,  наб. Реки Мойки 92 В,  пер. Пирогова 19/5,  пер. Пирогова 21 В,  пер. Пирогова 21 Г,  ул. Почтамтская 11,  ул. Почтамтская 13,  ул. Почтамтская 20,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 61

Картинка скодом