город Санкт-Петербург, улица Большая Морская, д.43

- это историческое здание, известное под названием «Особняк П. Н. Демидова - Посольство Италии», построенное в стиле - Дореволюционной застройки в 1835-1840 году, архитектор(ы) - Монферран О.. Сегодня это - трехэтажный дом, памятник архитектуры, используется как многоквартирный жилой дом.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - ул. Большая Морская, 43

«Особняк П. Н. Демидова - Посольство Италии»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - 3 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Дореволюционной застройки ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1835-1840 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Монферран О.

Дополнительные сведения: Проект - Проекты домов до 1920 года.

Особняк П. Н. Демидова - Посольство Италии

Большая Морская ул. , 43. Архитекторы: Монферран О. . Год постройки: 1835-1840. Стиль: Необарокко

Особняк П. Н. Демидова Необарокко

Памятник архитектуры

1740-е - автор не установлен

Особняк П. Н. Демидова

1835-1840 - арх. Монферран Огюст

Посольство Италии

см. также Интерьеры

На участке нынешнего дома в 1740-х гг. купец Михаил Панов построил небольшой каменный дом.

Первоначально дом был двухэтажным в 11 окон, во второй половине XVIII в. его надстроили третьим этажом.

14 февраля 1836 г. участок был продан семьёй Эссенов статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову. Эссены переехали в дом № 38 по Большой Морской, Демидов 25 февраля этого же годаа выкупил у О. Монферрана и соседний дом № 45. Особняк был куплен Демидовым по случаю женитьбы на знаменитой петербургской красавице, дочери выборгского губернатора, Авроре Шернваль фон Валлен, фрейлине двора.

В 1835-1840 гг. особняк перестраивал арх. О. Монферран, который был с Демидовым в дружеских отношеиях.

Демидов был учредителем научных премий (премии по завещанию выплачивались даже после смерти Демидова в течение 25 лет).

Монферран был близок к семье Демидовых - его родители были комиссионерами (агентами) отца Павла Николаевича - Николая Никитича Демидова, сам Монферран на свадьбе П. Н. Демидова и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем.

В 1840 г. П. Н. Демидов скончался. После Карамзиных домом владел сын Авроры Павловны и Павла Николаевича - Павел Павлович Демидов. В 1864 г. он сдал дом на 9 лет итальянскому посольству за 10 000 рублей в год. Ходили слухи, что проиграл в карты.

В 1875 г. дворец купил князь Павел Иванович Ливен - командир стрелкового императорского Финляндского батальона, а после его смерти дворцом владела вдова, светлейшая княгиня Наталья Фёдоровна, внучка Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена. Для нее в 1870-х гг. особняк перестраивал архитектор Иван Васильевич Штром. Работы включали в себя установку в подвале двух калориферов, уничтожение печей, устройство водяного отопления, водопровода и газового снабжения. В доме на Большой Морской Н. Ф. Ливен устроила молельню протестантской конфессии - баптистов. В доме не было никаких светских приёмов, в Малахитовом зале проходили духовные беседы со свободным доступом всех желающих.

В 1910 г. особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. Здесь снова разместилось итальянское посольство. В начале Первой мировой войны здание пустовало. Но в 1924 г. , когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание возвращается Италии. До 1957 года здесь сначала находилось посольство, а затем генеральное консульство. В 1957-1995 гг. здесь размещался институт «Гипростанок».

План здания

Фасад трехэтажного дома оформлен с применением элементов барокко. Нижний этаж рустован, верхние украшены пилястрами.

Цоколь дома облицован полированным сердобольским гранитом. Первый этаж обработан рустами из белого итальянского мрамора. Поверхность мраморных плит несет оригинальную отделку в виде редких углублений округлой или удлиненной формы, отчего камень кажется похожим на пористый туф. Из белого мрамора выполнены шесть герм с мужскими и женскими полуфигурами, поддерживающими мраморный балкон второго этажа. В центре фасада над балконом укреплена мраморная барельефная группа «Слава» с большим картушем, в котором вырезан герб владельца (скульптор Т. Жак).

По сторонам ворот в стенах находятся две ниши для фонтанов, выложенные плитами белого полированного мрамора. Сейчас эти ниши пустые, раньше в них стояли изящные чугунные столбики, украшенные фигурками купидонов.

Атланты и кариатидыпод балконом.

Фигуры Славы держаткартуш с гербом.

В создании интерьеров участвовали арх. Г. А. Боссе и худ. А. Виги. Главный зал был украшен малахитом (колонны, камин), другие - золоченой лепниной и бронзой, деревянной резьбой, различными породами мрамора. Декор сохранился до наших дней неполностью.

В 1875-1911 гг. этот дом принадлежал княгине Наталье Федоровне Ливен (внучке военного губернатора Санкт-Петербурга П. А. фон дер Палена, связанного с убийством Павла I) и был одним из центров распространения баптизма. В 1910 г. дом купил посол короля Италии, герб Демидовых на геральдическом щите подправили, так, что он стал напоминать итальянский королевский герб. В 1925 г. итальянцы вывезли малахитовое убранство интерьеров.

Посольство Италии (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

Ныне здание продолжает оставаться собственностью Италии, арендатор - Балтийский банк.

По информации от самого Балтийского банка здание вернулось в собственность России ещё в 1957 г. (zapzarap)

1916: Посольство Италии (ВПг на 1916. О. 1 Стб. 94)

1917: Италiя, Посольство Генеральное консульство, Морская, 43. (Весь Петроград - 1917, кол. 95, 95)

1930: Итальянское Генеральное Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43. ( «Весь Ленинград и область - 1930» , С. 16)

1932-1935: Итальянское Консульство, ул. Герцена, 43 (Весь Ленинград - 1932 С. 33 Весь Ленинград - 1933. С. 19. )

Весь Ленинград - 1934, С. 27 Весь Ленинград - 1935, С. 18)

1937: Итальянское Королевское Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 43. (1937- Ленинград список абонентов. С. 242)

см. Интерьеры

Вторая лестница и лифт


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Дом Демидова П.Н. (посольство Италии)
Дата создания: XVIII век, 1836-1840 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 43, литера А.
Номер в реестре: 781510407030006.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания (прямоугольного в плане), состоящего из лицевого корпуса, расположенного по красной линии Большой Морской ул. и четырех дворовых корпусов, включая воротные проезды лицевого корпуса и поперечного дворового, объемно-планировочная композиция дворовых пространств; габариты, конфигурация (скатная) и высотные отметки крыш, материал кровли (листовой металл). Конструктивная система: наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; междуэтажные перекрытия – местоположение; своды: крестовые на подпружных арках – воротного проезда лицевого корпуса; коробовый – Танцевального зала (пом. № 67, площадью 133,6 кв.м.); коробовый на подпружных арках с распалубками – Обеденного зала (пом. № 72, площадью 127,3 кв.м.); световой фонарь – местоположение (Темная комната, пом. № 92), габариты, конфигурация, конструкция; оплетка – материал (дерево),рисунок (геометрическая расстекловка), материал заполнения ячеек (стекло); исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая: парадную лестницу лицевого корпуса (1-ЛК) – распашную, с мраморными ступенями и площадками, с латунными ковродержателями с кольцами; с литым ажурным чугунным ограждением с рисунком из розетт с пальметтами в обрамлении акантовых волют, по верхнему поясу фризы с мотивом «бегущая волна»; розетты из золоченой бронзы; в центре секции ограждения в уровне 2-го этажа геральдическая композиция из горностаевой мантии и герба с равноконечным крестом и тремя надписями «FERT», увенчанных короной; композиция обрамлена дубовым венком и четырьмя пальметтами, боковые – в дубовых гирляндах; с деревянным (под красное дерево) профилированным поручнем с изгибом; лестницу лицевого корпуса (2-ЛК) – трехмаршевую, на косоурах, со ступенями лещадной плиты; в габаритах лестничной клетки шахта лифта, с литым декором из фризов «пояс меандра» и розетт; на промежуточных площадках выходы из шахты с ажурными дверцами с орнаментом из листьев и волют, с поясом квадратных розетт по верхнему краю, с навершием в виде волют с розеттами; лестничные марши и оконные проемы лестницы – с чугунным ограждением в виде вертикальных парных стоек с ажурными пальметтами сверху и снизу; с профилированным деревянным поручнем; покрытие полов площадок: мраморные плиты белого и серого цветов, рисунок укладки – «шашки» – в уровне 1-го этажа; лещадная плита, рисунок укладки – «ромбы» – в уровне 2-го этажа; наливные с мраморной крошкой разных сортов мрамора, в технике тераццо – в уровне 3-го этажа; лестницу западного дворового корпуса (8-ЛК) – с литым ажурным чугунным ограждением с чередующимся рисунком из розетт с пальметтами в обрамлении акантовых волют, по верхнему поясу фризы с мотивом «бегущая волна» и вертикальных, обращенных зеркально друг к другу пальметт с розеттой в центре; боковой устой с акантовым кронштейном; детали из золоченой бронзы; с деревянным (под красное дерево) профилированным поручнем; лестницу северного дворового корпуса (4-ЛК) – средистенную, со ступенями и площадками лещадной плиты, на поворотных площадках с забежными ступенями; антаблемент на опорных колоннах – местоположение (парадный вестибюль лицевого корпуса, танцевальный зал), габариты, конфигурация; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад: трехэтажный, симметричный, на одиннадцать световых осей, в приемах необарокко; вид материала отделки цоколя – полированный сердобольский гранит; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (фактурный руст – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-3-го этажей, белый итальянский мрамор в оформлении скульптурного декора центральной раскреповки); центральная раскреповка – местоположение (по 5-7-й световым осям), габариты, конфигурация; балкон на каннелированных кронштейнах – местоположение (по 5-7-й световым осям, в уровне 2-го этажа), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), с ограждением из белого итальянского мрамора в виде парапетных тумб и балясин, с перилами с художественной порезкой профилей; балкон поддерживают шесть герм в виде теламонов (4) и кор (2) из белого итальянского мрамора на профилированных постаментах из сердобольского гранита; ниши фонтанов – по сторонам воротного проезда, облицованные белым итальянским мрамором, с чашами фонтанов (правая чаша фонтана в настоящий момент демонтирована (находится во дворе) на постаментах (мрамор, чугун) в основании и полуциркульным завершением, декорированным раковиной; ниши оформлены веерным рустом; водотоки в виде чугунных столбиков с фигурками купидонов (в настоящее время утрачены); горельефная композиция из белого итальянского мрамора в виде двух летящих Гениев, поддерживающих картуш из герба с крестом, увенчанным короной (герб дома Демидовых после 1910 г. изменен на итальянский); воротный проезд – местоположение (по 6-й световой оси), габариты, конфигурация (с коробовым завершением), оформление (веерный руст); ребро арки облицовано белым итальянским мрамором; заполнение воротного проема: наружное – ворота двустворчатые металлические кованые ажурные с мелким растительным орнаментом, с волютами с головой дракона в навершии; внутреннее – ворота трехстворчатые, дубовые с профилированными фигурными филенками (центральные – остекленные) и резным декором растительного рисунка; исторические дверные проемы (2) – местоположение (совмещены с воротным проездом), габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки по три на каждом полотне, верхние – остекленные (бемское стекло в технике травления растительно-геометрического рисунка); приборы дверные – ручка-скоба на латунных цапфах с растительным орнаментом; крыльцо входов – местоположение, габариты, конфигурация, материал (камень); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (полуциркульные – в уровне 1-го этажа, прямоугольные – в уровне 2-3-го этажей); материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) оконных заполнений; оформление оконных проемов: подоконные плиты сердобольского гранита на каннелированных кронштейнах; веерный руст, квадратные ниши с лепными композициями из розетт, провисающих гирлянд и лент – в уровне 1-го этажа; треугольные сандрики на кронштейнах, подоконные филенки – в уровне 2-го этажа; линейные сандрики на кронштейнах – в уровне 3-го этажа; оформление оконных проемов ризалита: в уровне 2-го этажа – окна фланкированы полуколоннами коринфского ордера, над окнами – полуциркульные ниши с замковым камнем (боковые), с лепными барельефными композициями: в центральной нише – изображение сидящего амура, руками опирающегося на рога изобилия; в нише слева – полулежащий путто, локтем опирается на собаку; в нише справа – полулежащий путто, левым локтем опирается на львиную шкуру, в правой руке – арфа; в уровне 3-го этажа – боковые оконные проемы – с лучковыми сандриками на кронштейнах, центральный – фланкирован штукатурными барельефными гермами в виде теламона и коры, поддерживающими разорванный карниз с полуциркульной барельефной композицией (с изображением грифонов) в тимпане, завершенной треугольным фронтоном на кронштейнах; вертикальные членения фасада: пилястры ионического ордера – в уровне 2-го этажа, пилястры коринфского ордера – в уровне 3-го этажа (на ризалите пилястры раскрепованные); горизонтальные членения фасада: профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий раскрепованный профилированный карниз с лепными каннелированными кронштейнами и розетками растительного рисунка; дворовые фасады: южный двор: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-3-го этажей); эркер – местоположение (в уровне 3-го этажа лицевого корпуса, габариты, конфигурация (прямоугольный в плане); оформление воротного проезда лицевого корпуса – профилированные зеркала, профилированные рамы, фигурные филенки; оформление арки воротного проезда – веерный руст, замковый камень с алмазной гранью; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные филенки); крыльцо входа к лестнице 2-ЛК – местоположение, габариты, конфигурация, материал (камень); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет (по результатам натурных и архивных исследований) оконных заполнений; оформление оконных проемов: веерные перемычки, замковые камни – в уровне 1-го этажа; воротный проезд поперечного дворового корпуса – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (веерная перемычка); профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; профилированный венчающий карниз, включая карниз поперечного дворового корпуса с модульонами; северный двор: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет (по результатам натурных и архивных исследований) оконных заполнений; ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; профилированный венчающий карниз. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: исторические тамбуры входов – местоположение, габариты, конфигурация, оформление стен и потолков (профилированные филенчатые деревянные панели); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с периметральной порезкой растительного рисунка, по три на каждом полотне, верхние – остекленные (бемское стекло в технике травления растительно-геометрического рисунка); приборы дверные – ручка-скоба на латунных цапфах с растительным орнаментом; западный тамбур (к парадному вестибюлю) – покрытие пола – мраморные плиты – цвет (белый и серый с прожилками), рисунок («шашка»); парадный вестибюль пом. № 1, площадью 133,1 кв.м.: поперечная выпущенная балка делит помещение на две части; оформление потолка и стен: профилированный карниз с порезками «бусы с катушкой», иоником; пилястры тосканского ордера; проход к парадной лестнице фланкирован антаблементом из парных колонн дорического ордера серого с прожилками мрамора на одном импосте; печь угловая, оштукатуренная, на высоту помещения, отделка навершия и стен образуют единый рисунок; на фронтальной стороне – профилированная рама с порезкой растительного рисунка; над входной дверью тамбура и в верхней части печи – лепные композиции из трех венков, тирса и двух пальметт; дверной проем тамбура – с профилированным наличником; дверной проем к лестнице 2-ЛК – местоположение, габариты, конфигурация (полуциркульный); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с остекленной полуциркульной фрамугой), оформление (профилированные филенки, по три на каждом полотне, верхние – остекленные); приборы дверные – ручка-скоба на латунных цапфах; камин средистенный белого мрамора, на фронтальной стороне с прямоугольными и овальными филенками серого с прожилками мрамора; с профилированной полочкой; топочное отверстие обшито латунным (?) листом с полуциркульным завершением с литым растительным орнаментом; время: 2-я пол. XIX в.; размер: высота – 141 см; ширина – 236 см; глубина – 33 см; зеркало надкаминное в прямоугольной белой деревянной раме с бронзированными порезками «бусы с катушкой», «лист лотоса»; время: 2-я пол. XIX в.; размер: высота – 100 см; ширина – 170 см; зеркало напольное в деревянной резной золоченой раме с порезкой акантовым листом; навершие в виде фигурного фронтона с резной композицией из картуша с гербом и лавровых ветвей; по торцам сверху рамы – акантовые консоли с ниспадающими гирляндами; с подставкой для цветов прямоугольной формы на профилированном основании; подставка украшена трельяжной сеткой и гирляндами цветов, в центре фронтальной стороны резной картуш с медальоном, по углам – листья аканта; детали позолочены; внутри подставки металлический ящик; время: 2-я пол. XIX в.; размер: высота – 350 см; ширина – 120 см; оконные приборы (8) – шпингалет латунный, поворотный, с ручкой петлей; восточный вестибюль (пом. № 7, площадью 36,4 кв.м.; № 8, площадью 35,9 кв.м.) – аналогичные оконные приборы (8); окна – полуциркульные, двустворчатые, с двойными рамами, каждая створка и фрамуга в одно стекло; внутренние оконные заполнения (4): бемское стекло в технике травления растительно-геометрического рисунка; восточный вестибюль (пом. № 7, площадью 36,4 кв.м.; № 8, площадью 35,9 кв.м.) – аналогичные внутренние оконные заполнения (4); доска подоконная (4) – белого с серыми прожилками мрамора, с профилированным краем; восточный вестибюль (пом. № 7, площадью 36,4 кв.м.; № 8, площадью 35,9 кв.м.) – аналогичные подоконные доски (4); бра (латунь, дерево, стекло) – на две светоточки; к стеннику в виде деревянной фигурной плакетки крепится орнаментированная латунная пластина, от которой отходит изогнутый кронштейн, раздваивающийся на два кронштейна с перехватами; плафоны яйцевидной формы рифленого стекла; время: воссоздание по историческому образцу вт. пол. XIX в.; размеры: ок. высота – 20 см; ширина – 30 см; количество: 4; покрытие пола – мраморные плиты – цвет (белый и серый с прожилками), рисунок («шашка»); парадная лестница (1-ЛК): оформление потолка – профилированные рамы с порезками растительного рисунка, центральная – с лавровой гирляндой; в центре перекрытия лепная композиция из трех пересекающихся лавровых венков с бантами с развевающимися лентами; профилированный карниз на акантовых кронштейнах с порезкой иоником; фонарь стеклянный в бронзовой оправе, цилиндрической формы; по верхнему краю – орнаментальный бронзовый поясок, от которого отходят вверх четыре волютообразных кронштейна, заканчивающихся у среднего стержня розеткой; по нижнему краю – балюстрада, от которой отходят вниз четыре кронштейна, украшенные листьями; стержень внизу завершен фиалой и шишкой пинии; время: 2-я пол. XIX в.; размер: высота – 100 см; ширина – 40 см; оформление стен – двухъярусное, ярусы разделены профилированным карнизом: нижний ярус – линейный руст; верхний ярус – пилястры ионического ордера и полуциркульные ниши-арки (по западной и восточной стенам); в тимпанах арок рельефные композиции с амурами: в центральных – изображены два амура, держащих плодовую провисающую гирлянду, между ними герб (герб дома Демидовых измененный на итальянский), увенчанный короной; в боковых (аналогичного рисунка расположены по диагонали) – изображены два амура обнявшись, амур слева с луком и колчаном со стрелами; изображены два амура обнявшись, амур слева с арфой в правой руке; на промежуточной площадке – скульптура «Сидящая девушка» (белый мрамор, резьба) – обнаженная женская фигура, сидящая на скале; голова и туловище повернуты вправо; прическа с локонами, струящимися по спине; в правой, опущенной вниз руке держит цветы, левая согнута и придерживает покрывало, которое закрывает ей нижнюю часть тела; около скалы цветы; на круглой мраморной подставке с латинскими буквами: «P.Lazzerini»; время: 2-я пол. XIX в.; размер: высота – 104 см; пьедестал искусственного желтого мрамора с белыми прожилками; цилиндрической формы, с профилированной базой, на квадратном основании белого цвета; время: кон. XIX в.; размер: высота – 130 см; по северной стене – оконные проемы с полуциркульным завершением; оконные заполнения одностворчатые, двойные, в одно стекло: бемское стекло в технике травления растительно-геометрического рисунка (вазы, факелы, гирлянды и розетки); по северной стене – тройной проем с остекленными перегородками с полуциркульными остекленными фрамугами, в боковых частях устроены дверные проемы; двери двустворчатые, остекленные; стекла в нижней части защищены латунными накладками из горизонтальных прутьев; приборы дверные (2) – ручка-фаль латунная в форме завитка, декорированная листом аканта; помещения 2-го этажа: анфилада лицевого корпуса вдоль Большой Морской ул.: Этрусский салон (пом. № 61, площадью 51,9 кв.м.): оформление потолка – профилированная овальная тяга из лавровой гирлянды с четырьмя розетками по сторонам; в центре лепная композиция из трех соединяющихся лавровых венков с развевающимися лентами и бантами; по периметру широкий лепной карниз с порезками акантом, иоником, «бусы»; карниз с модульонами, декорированными лепными розеттами; между модульонами – розетты другого рисунка; оформление стен – фриз из провисающих лавровых гирлянд с розеттами, на декоративных гвоздях с фестонами; порезки и фриз с позолотой; барельефы из гипса, тонированного в песочный цвет (слепки с античных барельефов; установлены после 1911 г., исполнены на фабрике «Signa» в Тоскане): западная стена (слева направо): «Дионис и Ариадна на колеснице» – в колеснице, запряженной львами, сидят Дионис и Ариадна, перед ними сатир в шкуре с чашей в руках; на льве восседает амур с лирой в руках; детали барельефа с золочением; детали барельефа с бежевой и золотой краской; размеры: высота – 50 см; длина – 80 см; «Вакхическая сцена» – композиция из четырех фигур – одной женской и трех мужских; один из них в накинутой через плечо шкуре с кастаньетами в руках, у его ног – пантера; далее – обнаженный сатир с откинутой назад верхней частью туловища и левой ногой, с тирсом на правом плече; далее – Менада с тамбурином и фигура юноши, играющего на свирели; размеры: высота – 50 см; длина – 177 см; «Ариадна на колеснице» – в колеснице, запряженной двумя львами, восседает Ариадна в тунике, за ее спиной висит в воздухе фигура богини Фамы (Славы), держащей венок над ее головой; за львами фигуры двух обнаженных сатиров с гроздьями винограда в поднятых руках; детали барельефа с бежевой и золотой краской; размеры: высота – 50 см; длина – 80 см; восточная стена: семи фигурная композиция: «Гермес приносит Диониса на воспитание Нисейской нимфе» – сидящая на скале нимфа держит шкуру, слева к ней подходит Гермес, держащий на руках ребенка; справа Менада с бубном; справа от центральной фигуры старик Селен с тирсом, за ним женщина в тунике, далее юноша с львиной шкурой и тирсом в руках; внизу на скале лежит амфора (Гермес приносит Диониса на воспитание Нисейской нимфе – мотив кратера Салпиона I в. до Р.Х. (атрибуция А.Круглова); размеры: высота – 50 см; длина – 200 см; вентиляционная решетка – квадратная латунная рамка с сеткой с «узелками»; тумба (дерево, окраска) – окрашена черной краской, с профилированным карнизом, стенки оформлены фигарейными филенками; время: начало ХХ в.; размер: высота – 108 см; ширина – 61 см, глубина – 32 см; бра бронзовое (золоченой бронзы) на 10 светоточек; от двух розеток-стенников отходят два кронштейна зеркально друг к другу, к ним крепится обнаженная полуфигура (нижняя часть тела скрыта листом аканта) бородатого мужчины, со связанными за спиной руками скрученной тканью; от спины поднимается вверх плоская чаша с отходящими от нее четырьмя изогнутыми рожками с подсвечниками; выше – фиала с пятью рожками и в центре балясина-шток с одним подсвечником; все розетки ажурные, с хрустальными профитками, свечами молочного стекла; время: 2-я пол. XIX в.; размер: ок. высота – 86 см; ширина – 60 см; количество: 2; заполнение оконных проемов – рамы дубовые под лаком; приборы оконные (6) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (3) – серого с прожилками мрамора с профилированным краем; дверной проем в Малахитовый зал – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление со стороны зала (профилированный наличник с порезкой растительного рисунка; в десюдепорте линейный сандрик с порезкой иоником и фриз с пятью лепными венками; детали с позолотой); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление со стороны зала (профилированные филенки с периметральной порезкой растительного рисунка, по четыре на каждом полотне); откосы оформлены идентично дверным полотнам; детали с позолотой; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) – паркет наборный, в середине с рисунком «шашка», по краю с бордюром «пояс меандра», затем гладкая полоса и полоса с узором из квадратов с розетками и мелких шашек; покрытие пола – (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) между откосами дверного проема – наборный паркет с изображением восьмиконечной звезды, в двух кругах; Малахитовый зал (пом. № 63, площадью 101,1 кв.м.): арх. О.Монферран зал оформлен (историческое оформление зала, включая облицовку малахитом, утрачено (малахит вывезен в Италию в 1925 г.) антаблементом коринфского ордера, каннелированные колонны (4), поддерживающие поперечные выпущенные балки, делят пространство на три части; колонны, пилястры по периметру стен, камин по северной стене – облицованы уральским малахитом; оформление потолка – три плафона, каждая часть имеет лепной декор в приемах стиля барокко с позолоченными деталями; декор каждой секции состоит из: профилированных фигурных рам с рокайлями и цветочными стеблями; в центре с круглой лепной розеттой со стилизованным ложчатым орнаментом и трельяжной сеткой, в профилированном рокайльном обрамлении, по внешнему краю с четырьмя розовыми бутонами; по периметру с профилированным карнизом на акантовых кронштейнах с порезками растительного рисунка, иоником; оформление стен – зеркала стен искусственного белого мрамора, окантованные лепным позолоченным барочным орнаментом из рокайлей, акантовых и цветочных побегов, розовых букетов, композиций с атрибутами Меркурия и Дианы; исторические дверные проемы (4) – местоположение (по западной и восточной стенам, один к Этрусскому залу, один – к Желтой гостиной, два – ложных), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление со стороны зала (профилированные наличники с порезкой растительного рисунка с позолотой); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление со стороны зала (профилированные филенки разной конфигурации, по пять на каждом полотне; с резным декором: с венками и перекрещенными пальмовыми листьями, провисающими гирляндами и лентами, все детали с позолотой); центральные филенки – круглые, обрамленные резными рогами изобилия, расположенных зеркально друг к другу (сверху) и рокайлями с акантовыми волютами (внизу); с живописными вставками (масло, медь) в виде играющих в облаках амуров; время: сер. XIX в.; размер: диаметр: 43 см; в десюдепортах лепные позолоченные композиции с барочным орнаментом из рокайлей, акантовых и цветочных побегов, розовых букетов; приборы дверные (3) – ручка-фаль латунная в форме завитка, декорированная листом аканта; балконный проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный); заполнение балконного проема – материал (дуб под лаком), конструкция (двери двухстворчатые, полусветлые, с прямоугольной осветленной фрамугой), оформление (профилированные филенки); заполнение оконных проемов – рамы дубовые под лаком; приборы оконные (8) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (4) – серого с прожилками мрамора с профилированным краем; Желтая гостиная, салон рококо (пом. № 65, площадью 103,8 кв.м.): арх. О.Монферран пространство помещения разделено на две части выступающими пилонами с аркой прямоугольной формы со скругленными углами, имеет два самостоятельных плафона различных по оформлению; оформление потолка южной части – профилированные гладкие тяги, с лепными композициями в угловых резервах с барочным орнаментом из рокайлей, акантовых и цветочных побегов, медальонов с трельяжной сеткой; с лепной восьми лучевой розеттой в центре идентичного рисунка; все детали с позолотой; оформление дверного проема в Малахитовый зал со стороны гостиной – профилированный наличник, откосы и дверные полотна с профилированными филенками с гладкими периметральными тягами; все детали с позолотой; печь-камин угловая, двухъярусная, с мраморными профилированной полочкой и предкаминной доской; нижний ярус белого мрамора с резными композициями на фронтальной стороне – по бокам – тирсы, фланкированные пальметтами, с розеттой в центре, под полочкой фриз из цветов и листьев в виде волют с пальметтой в центре и розеттами по углам; топочное отверстие прямоугольное с двойными двухстворчатыми дверцами; внутренние – чугунные с чугунными ручками, наружные – латунные, с механизмом запора и круглыми и овальными ручками; верхний ярус штукатурный с лепным декором из профилированных фигурных тяг по углам с лепными рокайлями и акантовыми волютами, в центре лепная композиция из музыкальных инструментов (шотландская волынка, гитара, кастаньеты) и розовых гирлянд и листьев; навершие в виде фигурного карниза, увенчанного рокайлем; на боковой стенке прямоугольная дверца дымохода; время: 2-я пол. XIX в.; размер: ок. высота – 360 см; ширина – 150 см; глубина 40 см; количество: 2; заполнение оконных проемов – рамы дубовые под лаком; приборы оконные (6) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (3) – белого с прожилками мрамора с профилированным краем; оформление потолка северной части – плафон сферической формы, карниз между сферой и плоской частью потолка декорирован позолоченными тянутыми профилями; в образующихся углах – лепной позолоченный орнамент барочного рисунка, в центре – позолоченная розетта (лепная отделка потолков гостиной аналогична по рисунку); исторические дверные проемы (2) – местоположение (по северной стене, в Танцевальный зал), габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые); оформление со стороны гостиной (профилированный наличник, откосы и дверные полотна с профилированными филенками с гладкими периметральными тягами; все детали с позолотой); дверной проем в Малую столовую – местоположение (по западной стене), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник с золочеными тягами); бра – (бронза, золочение) на 10 светоточек; от круглой орнаментированной розетки-стенника отходит фигурный (в центральной части – зигзагообразный) кронштейн, декорированный волютообразными завитками и побегами аканта; к нему крепятся десять фигурных кронштейнов с ажурными розетками; кронштейны украшены хрустальными подвесками призматической формы; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: ок. 70 х 55 см; количество: 4; Малая столовая (пом. № 64, площадью 53 кв.м.): арх. Г.Боссе помещение, расположенное параллельно парадной анфиладе в лицевом корпусе, выходящее окнами во двор; оформление потолка – композиционно разделен на две части; два фигурных зеркала потолка обрамлены лепным декором в виде завитков из побегов аканта и розетками в круглых медальонах с порезкой жемчужником (по три у каждого зеркала); по периметру профилированные тяги с фризом из чередующихся прямоугольных (гладких) и квадратных (с квадратными розетками с гирьками в центре) филенок; оформление стен – широкий фриз растительного рисунка (плетенка из веток и цветов) и горельефных головок херувимов; в нижней части профилированные филенчатые деревянные панели (окрашены масляной краской в тон стен); исторические дверные проемы (2) – местоположение (по западной стене, к лестнице 2-ЛК; по восточной стене, в Желтую гостиную), габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые); оформление со стороны столовой (профилированный наличник, дверные полотна с профилированными фигурными филенками с ромбовидной в центре); проем к лестнице с откосами обшитыми панелями идентичными по отделке дверным полотнам; вентиляционная решетка на восточной стене – прямоугольная с сеткой с «узелками»; заполнение оконных проемов – рамы дубовые под лаком с откосами обшитыми панелями идентичными дверным; приборы оконные (14) – шпингалет латунный – засов с ручкой кнопкой; доска подоконная (2) – дубовая под лаком, с профилированным краем; камин средистенный, прямоугольный белого с прожилками мрамора; фронтальная сторона фланкирована прямоугольными и квадратными филенками с алмазной гранью; с прямоугольной профилированной полочкой; под полочкой фигурная тяга; топочное отверстие со скругленными углами, обрамлено латунным листом с медальоном посередине и с закруглением по углам; с чугунным таганом; на стене латунная вьюшка; время: 2-я пол. ХIХ в. размер: высота – 117 см; ширина – 158 см; глубина – 25 см; экран предкаминный (бронза, золоченая латунь) – с мелкой латунной сеткой, в прямоугольной золоченой бронзы раме с закругленными верхними углами, на двух двойных ножках в виде дельфинов и волютообразных завитков; основание рамы украшено рельефным чеканным орнаментом из порезки; на сетке накладной чеканный рельефный орнамент – фигурный медальон с женским маскароном в центре и провисающая цветочная гирлянда с обеих сторон; внизу в центре – акантовые листья; к верхней стороне рамы прикреплена витая ручка, в местах креплений, декорирована ламбрекенами; время: кон. ХIХ в.; размер: высота – 65 см, ширина – 90 см; Танцевальный зал (пом. № 67, площадью 133,6 кв.м.): арх. О.Монферран, с позднейшими переделками Г.Боссе и росписями в его стиле; помещение ориентированное по оси «юг-север», расположенное в восточном дворовом флигеле на втором этаже, по северной стене имеет полуциркульную конфигурацию в плане, антаблементом ионического ордера разделен на три части; оформление плафона – роспись в технике цветовой гризайли с золочением в характере рококо; центральной части – пространство разделено на три фигурных зеркала поперечными полосами, имитирующими подпружные арки, заполненными орнаментом из завитков; в центре и по краям с рокайльными медальонами; в центре центрального зеркала – розетка из четырех рокайлей и четырех акантовых завитка с маленькими медальонами, с ажурным восьми лучевым орнаментом по внешнему краю; в пятах свода (по продольным стенам зала) – живопись с имитацией распалубок с рокайльными медальонами с заполнением трельяжной сеткой; «щеки» свода разделены на три части лепными каннелированными пилястрами коринфского ордера с золочением деталей; в образованных простенках роспись в виде фигурных зеркал с рокайльными медальонами, в медальонах центральных частей – трельяжные сетки (в северной стене и в одном медальоне на восточной трельяжные сетки – латунные вентиляционные решетки); люстра золоченой бронзы на 80 свечей: центральный фигурный орнаментированный стержень завершен сверху шести лепестковой короной из чередующихся трех рокайлей и трех обнаженных кариатид; снизу – плоской чашей со сплошным орнаментом из рокайлей, волют, листьев, плодов винограда, гирлянд; чаша с удлиненной ножкой, декорированной тремя сидящими на ней амурами, держащимися за руки, ниже – конусообразное завершение, декорированное листьями, плодами винограда и шишкой, разделенной на шесть долей; над чашей гладкий обод от которого отходит пять больших кронштейнов на двойном креплении, к ним крепятся в два яруса пучки кронштейнов меньших размеров: на шесть и на пять свечей; большие кронштейны декорированы фигурками драконов, сидящих на кронштейнах, снизу – цветами с гирьками, разделенными на шесть долей (как в завершении чаши); от центрального стержня выше отходят еще пять кронштейнов, которые поддерживают сатиры (?), с пучком кронштейнов на пять свечей; свечи молочного стекла с хрустальными профитками; время: вт. пол. XIX в.; размеры: ок. высота – 200 см; диаметр: 150 см; количество: 1; оформление потолка боковых частей – периметральные (прямоугольные – южные, полуциркульные – северные) фигурные зеркала с рокайльным орнаментом, с овальными рокайльными розеттами со стилизованными пальметтами по продольным осям; оформление стен – каннелированные пилястры (по периметру стен) и колонны (поддерживают поперечные балки в северной и южной частях зала) ионического ордера с золочеными деталями на капителях и базами из полированного белого мрамора; антаблемент из (исключая полуциркульную северную часть): гладкого фриза с чередующимися (через одну) лепными золочеными композициями из лиры, обрамленной лавровыми венками и композиции в виде тирса из двух грифонов, зеркально обращенных друг к другу, между ними – раковина, по сторонам – волюты, пальметты, аканты; орнаментированный растительным рисунком (пальметты, лавровые ветви, гирлянды, волюты) золоченый карниз с золочеными порезками иоником, «бусы с катушкой», дентикулами, растительным рисунком идентичным рисунку карниза; исторические дверные проемы – местоположение (три по южной стене, из Желтой гостиной и коридора; два по северной стене из подсобных помещений); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые); оформление со стороны зала (профилированный наличник, дверные полотна с профилированными филенками с гладкими периметральными тягами; все детали с позолотой); в десюдепортах лепные барельефы – в центре маска Сатира, обрамленная виноградными гроздьями и листьями, по сторонам (зеркально друг к другу) два фавна-младенца; один держит бубен, другой лиру; за их фигурами два тирса; детали с позолотой; время: вт. пол. XIX в.; размеры: высота – 50 см; длина – 100 см; количество: 5; барельеф в центральной части северной стены – вакхическая многофигурная сцена (слева направо): мужчина в плаще с тирсом в правой руке, левая лежит на плече стоящей рядом с ним женщины; обнаженный мужчина с львиной шкурой на плече, играющий на свирели, две танцующие женщины; в центре – Менада с лирой; рядом с ней – мужчина, держащий за руку женщину с тирсом; женщина с шарфом, мужчина с тирсом на плече и кувшином в левой руке; женщина с распущенными волосами, с тирсом в левой руке; время: вт. пол. ХIХ в. размер: высота – 50 см; длина – 200 см; бра золоченой бронзы на 12 светоточек (комплект с люстрой); от фигурного стенника, декорированного центральной розеткой и крупными листьями аканта, отходит крупный кронштейн, на котором сидит фигурка дракона, снизу декорирован цветком с остроконечными лепестками с гирькой, разделенной на шесть долей; к нему крепятся в два яруса пучки кронштейнов меньших размеров: на шесть и на пять свечей, декорированные акантовыми волютами и медальонами; с круглыми розетками со сплошным орнаментом растительного рисунка, с хрустальными профитками; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: ок. высота – 50 см; ширина – 80 см; доска подоконная (7) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) – исторический наборный паркет ценных пород дерева; Обеденный зал (пом. № 72, площадью 127,3 кв.м.): двусветный зал, расположен в поперечном дворовом корпусе; оформление плафона – живопись полихромная, в технике гризайль и гротеск; подпружными арками потолок разделен на три части; подпружные арки с росписью в технике гризайль по штукатурке, с центральной круглой розеткой с цветочной гирляндой и зеркальным рисунком, от пяты свода к розетке: два фавна поддерживающих чашу фонтана (?), маска Сатира, амуры, держащие вазу с виноградными гроздьями, лира; все изображения в обрамлении акантовых волют, цветочных гирлянд, виноградных гроздей; плоскости между арками разбиты живописными профилями на филенки (прямоугольные в центре, треугольные около распалубок), пространство между ними заполнено живописным орнаментом растительного рисунка желто-зеленой гаммы; в прямоугольных филенках три живописных панно в технике гротеск (масло, холст, наклеенный на обрешетку свода): «Прославление Персефоны» – в центре изображена женская фигура, сидящая на пьедестале из облаков, с горящим факелом и серпом в руках, окружена тремя летящими женскими фигурами с крыльями, с лавровыми ветвями, венками и пучками колосьев в руках; «Деметра» – в центре изображена женская фигура, сидящая на пьедестале из облаков, с венком из цветов в левой руке; ее окружают три крылатые фигуры с гирляндами цветов; у фигуры слева цветы в круглой корзине; «Дионис» – в центре изображена мужская фигура, в венке, держащая в руках рог; окружена тремя женскими полуобнаженными фигурами среди облаков, несущими цветы и фрукты; изображения окружены орнаментом в технике гризайль с изображением путти среди листьев аканта и масок сатиров в венках по углам; в треугольных филенках в технике гризайль изображения амуров с венками в руках и посохами с корзинами с цветами на плече; границы коробов и распалубок подчеркнуты белыми штукатурными полосами, обрамленными полихромными гирляндами из цветов, в верхней части завершенные цветными фигурами сатиров с драпировками и вазами с цветами на пьедесталах; над окнами в люнетах живописные тондо на темы знаков зодиака, окружены поясом из бус, цветочным венком и грифонами, выполненными в полихромной технике по штукатурке; по северной стене: «Скорпион» – мужская крылатая фигура, опирается на диск в лавровом венке с изображением Скорпиона на кочке, за спиной ангела – фигура пахаря; «Весы» – крылатая мужская фигура с букетом цветов и диском в венке из виноградных лоз с изображением Весов в руках, позади ангела – два ребенка; «Дева» – крылатая мужская фигура, держащая чашу с фруктами, опирающаяся на диск в цветочном венке с изображением Девы, у ног ангела – собака, за его спиной – фигура жницы с серпом; по южной стене: «Близнецы» – крылатая женская фигура в розовом венке, держащая в вытянутых руках диск в цветочном венке с изображением Близнецов, за спиной ангела – две фигуры, овечка, два голубя; «Рак» – мужская крылатая фигура в лавровом венке поддерживает диск в цветочном венке с изображением Рака на цилиндрическом постаменте, позади фигуры сюжетная сцена «Стрижка овец», пейзаж с домом; «Лев» – крылатая мужская фигура в лавровом венке, в одной руке держит чашу с фруктами, другой опирается на диск в цветочном венке с изображением Льва, за спиной ангела фигура косца сена; в «щеках» свода – рельефы (поздние), окруженные поясом из бус, живописными полихромными изображениями цветочного венка и грифонов; «Артемида» – Артемида с ланью на фоне деревьев; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: диаметр – 70 см; «Аполлон» – Аполлон с лирой в окружении деревьев и трав; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: диаметр – 70 см; сюжетная роспись (по материалам фототеки (Архив КГИОП. Инв. № 80472; 18.01.1965), обнаруженная за подрамником с темперной живописью, на западной стене в люнете свода; оформление стен – антаблемент коринфского ордера, раскрепован в местах соединения подпружных арок со стенами; профилированный карниз большого выноса на кронштейнах, декорированных листом аканта, с порезками растительного рисунка, иоником, дентикулами; живописный фриз в технике гризайль по штукатурке (более темного фона, чем на плафоне) с изображением розеток, фланкированных фигурками амуров, держащих в руках маски фавнов, обрамленных акантовыми волютами, цветочными розетками, вазами; парные пилястры коринфского ордера на раскреповках; плоскость стены между ними разбита на три части пилястрами более мелкого размера того же ордера, расположенных в неглубокой нише; на южной стене в таких же нишах с пилястрами расположены оконные проемы; полуциркульные окна второго света – материал (дерево), рисунок расстекловки («паутина»), в проемы на северном фасаде вставлены зеркала; исторические дверные проемы (4) – местоположение (по западной и восточной стенам), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники с порезкой растительного орнамента; в лепной раме с порезкой дубового листа, с линейным сандриком с растительной порезкой на акантовых кронштейнах и парных консолях; под сандриком лепная композиция из тирса с с цветком в дубовом венке в центре; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двустворчатые двойные), оформление (профилированные филенки); оформление откосов между дверями – профилированные филенчатые деревянные панели; камин (по западной стене) средистенный белого мрамора, с профилированной прямоугольной полочкой с порезкой растительного рисунка; консоли декорированы фигурами кариатид в туниках, держащими обеими руками перед грудью чаши с пламенем; с резным фризом: в центре маскарон медузы Горгоны, слева и справа симметрично расположены птицы, корзины цветов, вазы, гирлянды и над головами кариатид – корзины с цветами; с прямоугольным топочным отверстием, закрытым латунной сеткой; обрамление топки из гладких блоков серого с прожилками мрамора; время: перв. треть – сер. ХIХ в.; размер: высота – 141 см, ширина 201 см, глубина – 41 см; приборы оконные (6) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (3) – белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; бра золоченой бронзы на 12 светоточек (аналогичны с бра танцевального зала); от фигурного стенника, декорированного центральной розеткой и крупными листьями аканта, отходит изогнутый кронштейн, украшенный фигурой дракона (сверху), цветком с гирькой-сердцевиной (снизу); к нему крепятся в два яруса (на 6 и 5 свечей) волютообразные кронштейны и в центре балясина-шток с одним подсвечником, декорированные акантовым листом; с круглыми розетками со сплошным орнаментом растительного рисунка, с хрустальными профитками; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: высота – 50 см; глубина – 80 см; количество: 8; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) – исторический наборный паркет ценных пород дерева; Гостиная (пом. № 81, площадью 53,6 кв.м.; пом. № 82, площадью 18,8 кв.м.): два помещения, объединенных пилоном и двумя прямоугольными арками; оформление потолка (пом. № 81) – в центре лепная восьми лучевая розетта из завитков стилизованных побегов вьюнка полевого; по периметру профилированные тяги, образующие на углах квадратные филенки с квадратными лепными розетками с гирьками, по серединам четырех сторон – круглые розетки в профилированном круглом обрамлении; (пом. №№ 81, 82) профилированный карниз с порезками иоником, «бусы с катушкой»; печь средистенная двухъярусная глазурованного белого изразца; со скругленными углами; с профилированными плинтом, полочкой и карнизом; на фронтальной части верхнего яруса – с профилированной прямоугольной нишей; топочное отверстие прямоугольной формы с латунной и чугунной дверцами; с двумя вытяжками с латунными вьюшками; время: вт. пол. – нач. ХIХ в.; оформление дверных проемов из Обеденного зала (2) – профилированный наличник, профилированные филенки; исторический проем в Готическую гостиную – местоположение (южная стена), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник); оформление откосов – профилированные прямоугольные филенки с заполнением восьмиугольными филенками и филенками-ромбами; доска подоконная (2) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; Готическая гостиная (пом. № 83, площадью 62,2 кв.м.): оформление плафона – в центре профилированная лепная розетта с чередующимся изображением (через один) детских головок и плодов инжира, обрамленных волютообразным растительным орнаментом; по углам лепные композиции идентичные розетке и геральдические композиции с картушем; по контуру зеркала потолка лепной фриз из виноградных веток с розетками с шишками на углах; по стене полоса из иоников и бус; детали отделки потолка с позолотой; люстра латунная на 36 свечей; четыре стержня крепятся вверху к ажурному кольцу-короне, в центре – малый обод – от которого отходят четыре изогнутых кронштейна на два рожка, ниже – большой обод – от которого отходят четыре кронштейна по три рожка и восемь кронштейнов на два рожка; с круглыми гладкими розетками; с хрустальными профитками; время: кон. ХIХ в.; размеры: ок. высота – 200 см; диаметр – 150 см; камин средистенный, черного мрамора, с профилированной фигурной полочкой; топочное отверстие криволинейной формы, фланкировано каннелированными консолями с рокайлями, цветами и листьями; под полочкой филенчатый фриз с выкружками и крупной раковиной в центре; топочное отверстие обшито латунным листом с отверстием криволинейной формы и бронзовым накладным орнаментом – по углам и в нижней части – растительный барочный орнамент, в центральной части – композиция из маски Нептуна, симметрично фланкированная русалками-младенцами, держащими цветочную гирлянду; топка чугунная с чугунной решеткой и колосниками; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: высота – 117 см; ширина – 172 см; глубина – 35 см; исторические дверные проемы (2) – местоположение (по северной стене к пом. № 82; по южной стене к пом. № 84), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированный наличник); заполнение дверных проемов – материал (дерево, фанеровка березой), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (проема по северной стене – двухстороннее, проема по южной стене – со стороны Готической гостиной) – с накладным резным орнаментом в виде колонок с капителями и нервюрами в верхней части, филенками с заполнением в псевдо-готическом стиле; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: высота – 320 см; глубина – 150 см; приборы оконные (4) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (4) – белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) – исторический наборный паркет ценных пород дерева; пом. № 84, площадью 14,9 кв.м.: оформление потолка – профилированные рамы, в центре восьми лучевая лепная розетта; оформление стен – профилированный карниз, фриз с ромбовидными лепными розеттами; детали с позолотой; профилированные филенки; оформление оконных проемов по восточной стене – линейные сандрики на кронштейнах, декорированные листом аканта; детали с позолотой; доска подоконная (2) – белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; по южной стене – полуциркульный оконный проем общий с оконными проемами парадной лестницы 1-ЛК; заполнение дверного проема к парадной лестнице – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); оформление дверного проема к Готической гостиной – дверные полотна и откосы с профилированными прямоугольными филенками с заполнением восьмиугольными филенками и филенками-ромбами; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5605), в настоящее время закрыт современными материалами) – исторический наборный паркет; лестница лицевого корпуса (2-ЛК): оформление плафона – пространство разделено профилированными тягами на стилизованные кессоны; угловые квадратные без заполнения; по серединам четырех сторон – профилированные филенки-ромбы; по периметру профилированные тяги с растительными порезками, «жгутом», дентикулами; в центре лепная восьми лучевая розетта из завитков стилизованных побегов вьюнка полевого; оформление стен – профилированный карниз на консолях в виде детских полуфигур в венках со скрещенными на груди руками и филенчатого фриза между ними; в центре стен на фризе бюсты деятелей науки и культуры Италии белого мрамора в круглых профилированных нишах (установлены после 1910 г.); время: вт. пол. XIX в.; размеры: диаметр – 50 см; с надписями латинским шрифтом по окружностям ниш: «ARNOLFO DI LAPO» (площадка 3-го этажа, западная стена); «MICIIELANCELO BUONARROTI» (площадка 3-го этажа, восточная стена); «DANTE ALIGHIERI» (площадка 3-го этажа, южная стена); «CALILEO CALILEI» (площадка 3-го этажа, северная стена); «MASACCIO GUIDI» (площадка 2-го этажа, северная стена); профилированные тяги с порезкой растительного рисунка в верхней части стен; на промежуточной площадке – два кронштейна, декорированных листом аканта; зеркало напольное (дерево, резьба, окраска, золочение) – в прямоугольной профилированной раме с порезкой с мотивом «пояс меандра» и пальметтами в верхних углах; с профилированным карнизом с триглифным фризом; внизу – подставка для цветов прямоугольной формы с металлическим ящиком внутри; подставка декорирована стилизованной порезкой «бегущая волна»; время: вт. пол. XIX в.; размеры: высота – 320 см; ширина – 140 см; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с ромбовидной в центре – в уровне 3-го этажа; фигурные филенки с ромбовидной в центре – в уровне 2-го этажа); помещения 3-го этажа: помещения западного корпуса: Приемная (пом. № 119, площадью 15 кв. м.): оформление потолка – профилированный ступенчатый карниз; скульптура «Девушка с птичкой» (белый мрамор, резьба) – стоящая женская фигура; голова склонена вниз, правой рукой придерживает у груди птицу, левая – согнута; скульптура стоит на невысокой круглой профилированной подставке из мрамора; на круглой мраморной подставке с латинскими буквами: «P.Lazzerini»; время: вт. пол. XIX в.; размеры: высота – 104 см; пьедестал к скульптуре – искусственного мрамора, желтого с белыми прожилками; цилиндрической формы с профилированной базой на квадратном основании; время: вт. пол. XIX в.; размеры: высота – 130 см; пом. № 118, площадью 27,5 кв. м., № 117, площадью 20,9 кв.м.: оформление потолков – профилированные ступенчатые карнизы, падуга; люстра (бронза, золочение) на 24 свечи (пом. № 118); четыре стержня с перехватами крепятся вверху к короне из чередующихся болотного листа и листа аканта, внизу завершены полуфигурами амуров (нижняя часть тела в виде листьев аканта), которые крепятся к фигурному основанию, завершенному рифленой шишкой; от основания отходит восемь пучков кронштейнов на три свечи (снизу два крупных кронштейна, сверху между ними – мелкий); нижние завитки пучков с цветочной розеттой; время: сер. – вт. пол. ХIХ в.; размеры: ок. высота – 150 см; диаметр – 100 см; исторические дверные проемы (между пом. №№ 119/118, 118/117 – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки разной конфигурации); карниз (4) – (орех, резьба) прямоугольный, раскрепованный, с полукруглой средней частью, в которой помещена резная композиция с изображением совы; по углам квадратные филенки с алмазной гранью; время: вт. пол. XIX в.; размеры: длина – 140 см; пом. № 117 – тройной оконный проем в коридор – оформление (профилированный наличник с каннелированными консолями; пом. лицевого корпуса: проходная комната «Передняя покоев» (пом. № 85, площадью 49,7 кв.м.): оформление плафона – орнаментально профилирован стилизованными нервюрами из пересекающихся кругов и четырехлистников, в сердцевине четырехлистников с небольшими гирьками; оформление стен – профилированный карниз с порезкой дентикулами; широкий лепной фриз из цветочно-лиственной гирлянды в виде волютообразных завитков; дентикулы и фриз побронзированы; по южной стене – латунная вентиляционная решетка; плоскости стен разбиты на зеркала сложной формы и лопатки профилированными тягами; в центре лопаток рельефные изображения драконов с открытой пастью; в нижней части стен по периметру профилированные филенчатые деревянные панели; исторические дверные проемы – местоположение (по южной и северной стенам), габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые – по северной стене, четырехстворчатые с раздвижными боковыми частями – по южной стене), оформление (двустороннее, профилированные филенки, в центре – ромбовидные, с бронзированными профилями); оформление откосов – идентично дверным полотнам, без бронзирования; печь угловая двухъярусная глазурованного белого изразца; со скругленными углами; с профилированными плинтом, полочкой и карнизом; топочное отверстие прямоугольной формы с латунной дверцей; с вытяжкой с латунной вьюшкой с левой стороны; время: вт. пол. – нач. ХIХ в.; стол письменный (дерево, резьба, токарная работа) – прямоугольных очертаний с выступом в центральной части; с двумя тумбами на два ящика каждая, в царге один выдвижной ящик; тумбы и средняя выступающая часть декорированы филенками с резными розеттами с шестиконечными звездами, фланкированы точеными балясинами, завершенными внизу фиалами; выдвижной ящик царги с аналогичной розеттой; стол установлен на ножках-репках больших и малых форм; время: кон. ХIХ в.; длина – 195 см; высота – 104 см; ширина – 85 см; анфилада вдоль лицевого фасада 3 этажа: Библиотека (пом. № 86, площадью 52,8 кв.м.): оформление плафона – профилированные фигурные тяги делят пространство на фигурные филенки с гирьками на пересечениях; оформление стен – профилированный раскрепованный карниз с порезками растительного рисунка, на кронштейнах, декорированных мужскими полуфигурами; широкий лепной фриз с растительным орнаментом из перевитых виноградных лоз и головок херувимов; карниз и фриз побронзированы; в нижней части стен по периметру профилированные филенчатые панели ценных пород дерева; с бронзированными профилями; исторический дверной проем – местоположение (по восточной стене в Красную гостиную), габариты, конфигурация (прямоугольный); заполнение проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (откосов и дверных полотен аналогично четырехстворчатому проему); камин (предположительно перенесен после 1911 г. из Обеденного зала, аналогичный к существующему в указанном помещении, расположен по западной стене) средистенный белого мрамора, с профилированной прямоугольной полочкой с порезкой растительного рисунка; консоли декорированы фигурами кариатид в туниках, держащими обеими руками перед грудью чаши с пламенем; с резным фризом: в центре маскарон медузы Горгоны, слева и справа симметрично расположены птицы, корзины цветов, вазы, гирлянды и над головами кариатид – корзины с цветами; с прямоугольным топочным отверстием; обрамление топки из гладких блоков серого с прожилками мрамора, обшито латунным листом с отверстием криволинейной формы и бронзовым накладным орнаментом в виде стилизованного портала из колонн с гладкими стволами и ниспадающими цветочными гирляндами на капителях и навершием растительно-геометрического орнамента с гирьками сложной формы по сторонам, медальоном и вазой с цветами в центре; топка чугунная с чугунной решеткой и колосниками; с предкаминной полуциркульной латунной доской; время: перв. треть – сер. ХIХ в.; размер: высота – 141 см, ширина 201 см, глубина – 41 см; экран предкаминный (бронза, золоченая латунь) – с мелкой латунной сеткой, в прямоугольной золоченой бронзы раме с закругленными верхними углами, на двух двойных ножках в виде дельфинов и волютообразных завитков; основание рамы украшено рельефным чеканным орнаментом из порезки; на сетке накладной чеканный рельефный орнамент – фигурный медальон с ящуром в центре и провисающая гирлянда из цветов с обеих сторон; в нижних углах – акантовые волюты; к верхней стороне рамы прикреплена витая ручка, в местах креплений, декорирована ламбрекенами; время: кон. ХIХ в.; размер: ок. высота – 80 см, ширина – 95 см; печь угловая двухъярусная глазурованного белого изразца; со скругленными углами; с профилированными плинтом, полочкой и карнизом; топочное отверстие прямоугольной формы с латунной дверцей; с вытяжкой с латунной вьюшкой с левой стороны; время: вт. пол. – нач. ХIХ в.; заполнение оконных проемов – рамы дубовые под лаком; приборы оконные (6) – шпингалет латунный поворотный с ажурной ручкой-петлей; доска подоконная (3) – серого с прожилками мрамора с профилированным краем; канделябр золоченой бронзы на 8 свечей – с орнаментированным четырехгранным туловом, декорированным в верхней части двумя женскими маскаронами и провисающей лавровой гирляндой с гроздьями винограда; в нижней части – фигурными геральдическими деталями с бахромой и кистями, двумя медальонами, увенчанными бантами; на крестообразном фигурном основании, с четырьмя ножками сложной конфигурации в виде вазонов, составленных друг на друга; навершие в виде вазона, к которому крепятся в два ряда изогнутые семь кронштейнов, орнаментированных витыми волютами, листом аканта и гроздьями винограда, вазон завершен штоком с еще одной свечой; с круглыми розетками и каннелированными профитками; время: вт. пол. ХIХ в.; размеры: высота – 75 см; ширина – 35 см; количество: 2; бюст Данте Алигьери (белый мрамор, резьба) – погрудное изображение мужчины в бегуине с колпаком, голова ? влево, левая согнутая рука прижата к груди; с основанием-подставкой – деревянная, полуовальной формы; время: ХIХ в.; размеры: высота – 22 см; ширина – 21 см; ваза (красная яшма, бронза) – в форме круглой, низкой чаши, с широким горлом, с тремя изогнутыми ручками, декорированными листом аканта; горловина вазы обтянута бронзовым ободом и декорирована тремя бронзовыми головками с раковинами; с круглой бронзовой подставкой с ложчатым орнаментом; время: кон. ХIХ – нач. ХХ в.; размеры: высота – 30 см; диаметр – 60 см; на ножке вазы гравированные латинские буквы: «BOYER Fres BRONZIERS A PARIS»; столик (подставка для вазы) типа «геридон» – (красная яшма, бронза) – с тремя изогнутыми фигурными ножками, орнаментированными волютами и листом аканта, с центральной балясиной, декорированной провисающей плодовой гирляндой и тремя крупными медальонами со стилизованными пальметтами и круглой столешницей красной яшмы; время: кон. ХIХ – нач. ХХ в.; размеры: высота – 100 см; диаметр столешницы – 60 см; табурет (из разных пород дерева с инкрустацией) – в мавританском характере, на восьми ножках с вырезом стрельчатой арки и верхней доской восьмиугольной формы; время: кон. ХIХ – нач. ХХ в.; размеры: высота – 50 см; диаметр сиденья – 40 см; лампа напольная на одну светоточку – (фарфор, бронза, молочное стекло) – фарфоровая в бронзовой оправе, в форме амфоры с двумя изогнутыми бронзовыми ручками, декорированными в местах прикрепления ручек львиными масками с кольцом в пасти; верхняя часть вазы бронзовая, круглая в плане, с фигурным поясом по диаметру, сверху к ней крепится ламповый резервуар с плафоном матового стекла в форме чаши; подставка бронзовая, прямоугольная в плане, декорированная драпировкой; время: кон. ХIХ в.; размеры: высота с плафоном – 87 см; диаметр – 25 см; кресло (дуб, токарная работа, резьба, кожа) – спинка, сиденье и локотники обтянуты кожей, закрепленной гвоздиками; спинка и сиденье прямоугольной формы; спинка завершается слабо выступающим карнизом с резным орнаментом и резными деталями в виде пинаклей с обеих сторон; в местах примыкания локотников к спинке – резные львиные маски; локотники крепятся к сидению с помощью резных деталей в виде фигурных балясин; время: кон. XIX – нач. ХХ в.; размер: высота – 121 см; ширина – 65 см; глубина – 79 см; количество: 2; кресло (дерево, резьба, токарная работа, искусственная кожа) – спинка, сиденье и локотники обтянуты кожей, закрепленной гвоздиками; спинка сквозная, соединена с локотниками; сиденье трапециевидной формы со закругленными углами; локотники крепятся к сидению с помощью резных деталей в виде балясин; время: кон. XIX – нач. ХХ в.; размер: ок. высота – 110 см; ширина – 65 см; глубина – 70 см; Красная гостиная (пом. № 87, площадью 61,9 кв.м.): оформление зала в характере рококо (Людовика XV); по проекту Г.Боссе; оформление потолка – падуга, профилированная прямоугольная рама, декорированная лепными розовыми бутонами, профилированная овальная рама, декорированная лепными медальонами; в центре плафона лепная овальная розетта с растительным орнаментом и раковинами в характере рококо; в углах падуги и прямоугольной рамы лепной рисунок с растительным орнаментом и раковинами в характере рококо; на падуге в середине каждой стороны в лепных медальонах четыре живописных панно с аллегорическими изображениями искусств; холст, масло; холст наклеен на деревянную обрешетку; время: сер. XIX в.; размер: высота – 50 см; ширина – 100 см; восточная стена: «Аллегория скульптуры» – композиция с тремя амурами и женским бюстом на фоне пейзажа и постамента со скульптурой; северная стена: «Аллегория музыки» – композиция с четырьмя амурами, играющими на музыкальных инструментах (труба, гитара, бубен) с раскрытыми нотами на фоне пейзажа; западная стена: «Аллегория архитектуры» – композиция с тремя амурами, склонившимися над чертежом с циркулем, отвесом и угольником на фоне архитектурного пейзажа; южная стена: «Аллегория живописи» – композиция с тремя амурами: двое рисуют третьего, позирующего им на фоне пейзажа, слева женский бюст; люстра (хрусталь, бронза, золочение) – с хрустальным убором; со скрытой осветительной системой; от центрального штока в виде фигурной орнаментированной балясины отходят в несколько ярусов изогнутые гладкие кронштейны; шток завершен хрустальным граненым шаром; хрустальные подвески в виде дубовых листьев, звезд, призм и капель; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: высота – 170 см; диаметр – 150 см; оформление стен – профилированный карниз большого выноса на кронштейнах в виде завитков и листьев; профилированная тяга; плоскости стен разбиты на зеркала и лопатки профилированными тягами, с заполнением фигурными филенками; зеркала и угловые лопатки с лепным растительным орнаментом из рокайлей и листьев; в нижней части стен по периметру профилированные филенчатые штукатурные панели с профилированным карнизом; исторические дверные проемы – местоположение (по западной (к библиотеке) и восточной (к Голубой гостиной) стенам), габариты, конфигурация (прямоугольные); оформление западного и восточного проемов: проемы помещены в плоскости зеркал с отделкой идентичной отделке стен; профилированный наличник с порезкой «витой шнур», в верхних углах – резные листья аканта и раковины, в центре трехчастная рокайльная композиция с медальоном; детали отделки с позолотой; заполнение проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые); оформление дверных полотен – профилированные фигурные филенки, по две на каждом полотне, с резными рокайльными композициями в центре верхней и нижней частей; исторический дверной проем по северной стене (в пом. № 88) – одностворчатая потайная дверь, рисунок отделки совпадает с рисунком отделки стен; камин (мрамор белый, темно-зеленый с белыми прожилками, латунь) – средистенный, двухъярусный; нижний ярус: с проемом фигурных очертаний, с фигурными боковыми устоями в виде консолей-волют, декорированными раковинами, ниспадающими цветочными гирляндами (вверху) и листьями аканта (внизу); с профилированной фигурной полочкой; под полочкой резная композиция из крупного рокайля с фигуркой ягненка, фланкированной по сторонам фигурами двух драконов с открытыми пастями; топочное отверстие прямоугольное, обрамлено листом латуни и темно-зеленым с белыми прожилками мрамором с закругленными верхними углами; таган с чугунной решеткой и нижними колосниками; с прямоугольной предкаминной доской белого мрамора; автор: по рис. Г.Боссе; время: сер. ХIХ в.; размер: высота – 112 см; ширина – 178 см; верхний ярус: зеркало надкаминное в резной золоченой деревянной раме; рама многочастная, фигурная, декорированная акантовыми завитками, цветочными бутонами, с фигурным навершием, оформленным крупной раковиной с медальоном; по рис. Г.Боссе; время: вт. пол. ХIХ в.; размер: высота – 250 см; длина – 250 см; печь угловая, двухъярусная, терракотовая; нижний ярус: фигурных очертаний, декорирован с трех сторон сплошным лепным рокайльно-растительным рисунком; боковые устои в виде консолей-волют, декорированные раковинами, ниспадающими цветочными гирляндами и медальоном с трельяжной сеткой (на верхнем завитке); топка заглублена в полуциркульную гладкую нишу с растительной порезкой по периметру; по сторонам в верхней части два крупных рокайля, в центре – медальон; с профилированной фигурной полочкой; под полочкой лепной фриз из цветочной провисающей гирлянды; топочное отверстие прямоугольное с латунной дверцей; верхний ярус: прямоугольный в плане, с трех сторон с профилированными рамами с обвязкой из лепных цветочных гирлянд; в верхней части с лепными рокайлями по боковым сторонам, центральная – с фруктами в обрамлении трельяжной сетки и завитков; навершие в виде профилированного карниза с разорванным фронтоном и акротериями по всему карнизу, в центре композиция с медальоном; время: 1860-1880 гг.; заполнение оконных проемов – ра

Описание улицы Большая Морской

Большая Морская улица — улица в историческом центре Санкт-Петербурга. До революции 1917 года — одна из главных фешенебельных улиц Петербурга.

Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала. Прежние названия — Большая Гостиная, Бриллиантовая, Морская, улица Герцена. Историческое название (Большая Морская улица) было восстановлено в 1993 году.

1703 год — с началом существования Санкт-Петербурга возникает Большая и Малая Морские улицы, направление которых шло вдоль реки Мойки. Сразу ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Морская 46,  ул. Большая Морская 47,  ул. Большая Морская 49,  ул. Большая Морская 50,  пр-кт. Вознесенский 7,  наб. Реки Мойки 93,  ул. Почтамтская 1,  ул. Почтамтская 2/9,  ул. Почтамтская 6,  наб. Реки Мойки 72,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 43

Картинка скодом