Список зданий по ул Большая Морская : 1, 10, 10 Б, ۩ 11, 11/6, 13, 13/3, ۩ 14А, 15, ۩ 15А, 16, 16*, ۩ 17, ۩ 18, ۩ 19, 2, 20, ۩ 21, 21 Б, 21А, ۩ 22, 23, 23/12, ۩ 24, 25, 26, 27, 28, 29, ۩ 3-5, 30, ۩ 31, ۩ 32, 33, 33 Б, 34, ۩ 35, 35 М, 36, ۩ 37, 37А, ۩ 38, ۩ 39, 39*, 4, ۩ 40, ۩ 42А, ۩ 43, ۩ 43А, ۩ 44А, 45, 45*, ۩ 45А, 46, 47, 47*, ۩ 48, 49, ۩ 50, ۩ 51, ۩ 52, 53, ۩ 53/8, ۩ 54, ۩ 55, ۩ 56, ۩ 57, ۩ 58, 58 снесен, ۩ 59, 6, ۩ 61, 61 снесен, ۩ 63, 65, ۩ 67, ۩ 69, 7, ۩ 8,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт дома - ул. Большая Морская, 16
«Доходный дом М. Ф. Руадзе»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - многоквартирный жилой дом,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Эклектика ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1851 ,
- Состояние - в эксплуатации,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Гребёнка Н. П. Желязевич Р. А.
Доходный дом М. Ф. Руадзе
Большая Морская ул. , 16Кирпичный пер. , 8. Архитекторы: Гребёнка Н. П. Желязевич Р. А Год постройки: 1851. Стиль: ЭклектикаДоходный дом М. Ф. Руадзе
Доходный дом М. Ф. Руадзе
1851 - арх. Гребёнка (Гребенка) Николай Павлович, Желязевич Рудольф Андреевич
1910 - частичная перепланировка
1914 - арх. Фомин Иван Андреевич - портал
см. также Б. Морская ул. , 16 - Кирпичный пер. , 8 - наб. Мойки, 61
На аксонометрическом плане 1797 г. видны каменный театр, после разборки деревянного дворца, 3-х этажный дом, стоящий торцом к Большой Морской. В одном из этих домов в 1830-х гг. жил Лукьян Андреевич Якубович, сотрудник Пушкин ских изданий - «Литературная газеты» и «Современник». После смерти Пушкина Якубович написал некролог для «Северной пчелы».
В 1820-е гг. на углу Большой Морской и Кирпичного пер. появилась 8-миугольная ротонда. Она была построена для показа «Панорамы Парижа», написанной художником Штейнигером с натуры во время пребывания там русских войск. Принадлежала панорама г-же Латур.
На рубеже 1820-1830-х гг. здание было перестроено в прямоугольное, для демонстрации диорам австрийским подданным Иосифом Лексом.
А в 1831 г. здесь уже находилось 2-х этажное здание Люи Палацци, в котором на первом этаже была антикварная торговля, а на втором - диорама и косморама.
На панораме Садовникова в перспективе Большой Морской ул. видно это здание на углу Кирпичного пер. с флагом на крыше (см. илл. 1). Со стороны Мойки на углу Кирпичного пер. на архивном плане показан одноэтажный павильон и написано, что здесь желает построить деревянный механический театр иностранец Георг Клейншпек. Вероятно, потом театр перебрался на второй этаж бывшей ротонды. Это был первый в Петербурге, а может быть и в России, детский театр, но спектакли в нем шли на французском языке. Выступали здесь и иллюзионисты. В 1848 г. детский театр был назначен на сломку. Зато на углу Мойки и Кирпичного пер. возник временный балаган зверинца г-на Заама. Детский театр 1830-1840-х гг. иногда называют прадедом ТЮЗа. 15 июля 1918 г. в зале нынешнего Электротехнического института был открыт детский театр. О. О. Преображенская поставила, а художник О. Ю. Клевер написал декорации к двум спектаклям по сказке Андерсена. Вскоре театр перебрался в помещение Народного дома на Петроградской стороне.
Современный дом № 16 был построен для титулярного советника Григорий Ивановича Руадзе (кассира императорских театров), купившего участок у чиновника Треборна в 1850 г. на имя своей жены Марии Федоровны. Новая владелица участка в 1851 году начала строительство дома по проекту архитектора Адриана Робена, но первоначальный проект перестал её устраивать и поэтому был привлечен еще один архитектор - Рудольф Андреевич Желязевич. Однако и его труды не смогли удовлетворить требовательную заказчицу, и был зван третий специалист - выпускник петербургской Академии художеств, академик архитектуры Николай Павлович Гребенка, завершивший, наконец, строительство той части дома, что выходила фасадом на Мойку. В 1857 году в результате совместных усилий архитекторов и появился доходный дом с залом собраний. В тот период крупномасштабное строительство доходных домов требовало архитектуры и композиции зданий, отличных от ранее возводившихся в Петербурге дворцов. Классицизм сменился эклектикой. Об этом и свидетельствуют фасады этого дома. Не дожидаясь окончания строительства всего дома, в крыле здания по Большой Морской 16 размещается ювелирная фирма, основанная в 1842 г. бриллиантовых дел мастером Густавом Фаберже. Фирма занимала помещения в этом доме вплоть до окончания века - до 1900 года, покуда не переместилась по соседству на Большую Морскую 24, в специально построенный к этому времени «Дом Фаберже» В доме был большой зал (актовый зал института), который сдавался для концертов, любительских спектаклей, литературно-художественных вечеров. Его называли зал Руадзе,а позже (1860-1880) - зал Кононова. В 1859 г. вечера в зале проводил Литературный фонд, созданный для нуждающихся литераторов. Среди организаторов фонда были А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой.
14 февраля 1860 г. здесь силами петербургских писателей в пользу фонда был поставлен «Ревизор» Гоголя, запрещенный к постановке на официальной сцене.
В 1849 г. впервые в справочнике появляется фамилия Фаберге (в дальнейшем Фаберже) в доме Жако, затем фирма переезжает в дом № 16 по Большой Морской. В альманахе-путеводителе за 1892 г. со стороны улицы видна вывеска: К. Фаберже - это был сын основателя фирмы.
В этом же альманахе есть графия большого магазина «Лувр» и магазина белья и платья Юлия Флорана, который располагался со стороны Мойки. Этот магазин иногда ошибочно помещают в дом № 18. Дело в том, что дома № 6 и 8 были объединены и нумерация сдвинулась. Магазин Флорана прославился тем, что здесь впервые в 1875 г. для освещения помещений были опробованы электрические лампочки. Электрическое освещение самой улицы было сделано в 1884 г.
В 1861 г. в доме Раудзе было основано «Русское купеческое общество для взаимного вспоможения». Часто его называли «Приказничий клуб». Членами клуба были мелкие купцы, лавочники, приказчики, для которых была открыта читальня, устраивались лекции, концерты, балы. Давались концерты для широкой публики. В 1873 г. здесь выступал хор из 300 человек, обучавшиеся в классах хорового пения бесплатно. Занятия вел профессор Консерватории А. И. Рубец, сам окончивший Консерваторию в первом выпуске.
С 1863 г. домом владел потомственный гражданин Кононов. Он проложил подземные трубы из Мойки. Это был один из первых в Петербурге водопроводов. Купеческое общество в 1875 г. переехало на Владимирский пр. В 1877 г. в зале Кононова выступал Ференц Лист. В 1882 г. после отмены монополии императорских театров в зале Кононова была открыта первая в Петербурге частная антреприза - «Русский театр Коровякова». Затем был «Театр русской комической оперы», Театр русской драмы», «Частная русская опера», «Французская оперетта», «Новый театр» актрисы Л. Яворской, для которой Т. Щепкина-Куперник переводила пьесы Э. Ростана.
Фрагмент Панорамы Невского пр. Литография И. А. Ивановас рис. В. С. Садовникова. 1830-е гг. ([26] С. 55)
До 1903 г.
В 1910 г. новый владелец дома Н. Г. Гартонг перестроил часть дома на набережной Мойки и театральный зал присоединил к ресторану гостиницы «Регина». Долгие годы в доме существовали Парижское кафе и Парижский ресторан, более известный под фамилией владельца Кюба, «Кафе де Пари».
В доме № 16 проходили конспиративные встречи большевиков. В ноябре 1905 г. у Мухиной жили Н. Крупская и В. Ленин. Тогда же у Мухиной жил Ф. И. Шаляпин, здесь у него бывали худ. -карикатурист П. Е. Щербов и писатель А. И. Куприн.
В 1914 г. арх. И. А. Фомин убрал от подъезда зонтик и сделал существующий сейчас портал. В 1918 г. в театральном зале действовал театр клуба моряков «Аврора», в 1920 г. в доме разместился Дом Красной Армии. С 1928 г. из дома велись ленинградские радиопередачи. В 1930 г. здесь разместился электротехнический институт связи. В 1940-х гг. получил имя профессора М. А. Бонч-Бруевича, возглавлявшего с 1931 г. первую в стране кафедру радиотехники.
В начале прошлого века любимейший ресторан петербургкой золотой молодежи назывался «Мыс доброй надежды». Он помещался в небольшом деревянном домике на углу Морской ул. и Кирпичного пер. , т. е. как раз на том самом месте, где потом расположился ресторан Кюба, или, точнее, «Restaurant de Paris». Меню ресторана представляло собой смесь «французского с нижегородским». Ресторан «Мыс доброй надежды» просуществовал изрядное количество лет до того, как деревянный особняк (?) был сломан, и на его месте воздвигнут дом Руадзе. В новом каменном доме открылся ресторан француза Боролеля, который существовал на этом месте до 1886 г. , когда новый ресторан, названный им «Restaurant de Paris», перешел в руки знаменитого повара Кюба. Ресторан приобрел особую славу во времена Кюба. В 1894 г. ресторан приобрел Альмир Жуэн. см. Ресторан Кюба
([184]. С. 196-198)
Кадр из фильма «Улицаполна неожиданностей» 1957. (
Описание улицы Большая Морской
Большая Морская улица — улица в историческом центре Санкт-Петербурга. До революции 1917 года — одна из главных фешенебельных улиц Петербурга.
Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала. Прежние названия — Большая Гостиная, Бриллиантовая, Морская, улица Герцена. Историческое название (Большая Морская улица) было восстановлено в 1993 году.
1703 год — с началом существования Санкт-Петербурга ... читать далее >>>> :