город Санкт-Петербург, набережная Английская, д.54

- это историческое здание, известное под названием «Дворец великого князя Михаила Александровича», построенное в стиле - Модерн в 1910-1913 году, архитектор(ы) - Мельцер Р. Ф.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Английская, 54

«Дворец великого князя Михаила Александровича»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1910-1913 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Мельцер Р. Ф.

Дворец великого князя Михаила Александровича

Английская наб., 54Галерная ул., 55. Архитекторы: Мельцер Р. Ф. Год постройки: 1910-1913 Стиль: Модерн.

Дворец вел. кн. Михаила Александровича Модерн ?

Пам. арх. (федеральн.)

Застройка этого участка началась в XVIII в.

Особняк В. А. Меншикова

1870-1874 - арх. Рахау Карл Карлович - перестройка

Дворец вел. кн. Михаила Александровича

1910-1913 - арх. Мельцер Роберт Фридрих - перестройка

см. Галерная ул., 55

Здание выходит дворами на Галерную ул., 55. Вход обрамлен классической аркой.

Фасад облицован гранитом и светлой керамической плиткой, нижний этаж рустован. Эркеры украшены рельефами с классическими мотивами (гирлянды, маски, факелы).

В интерьерах - лепной декор, встроенная мебель. изготовленная на мебельной фабрике Ф. Ф. Мельцера - отца архитектора.

Дом № 54, облицован по фасаду гранитом и английской плиткой. Его документальная история начинается в 1713 г., когда на будущей набережной от полковника Никона Савенкова участок (12 на 43 сажени) купил англичанин Осип Най, известный корабельный мастер, работавший на Адмиралтейских верфях. Най, очевидно, построил для себя деревянный или мазанковый дом, но возвести каменные палаты, как того требовал императорский указ, в 1732 г. отказался. В результате в том же году владение было передано лейб-гвардии капитану Сергею Автономовичу Головину, сыну известного петровского стольника. Он к 1738 г. палаты возвел.

В 1766 г. дом на набережной поменял владельца, им стал секунд-майор Александр Григорьевич Собакин из старинного дворянского рода, а после его кончины сын &ndash отставной майор Петр Собакин. От него в 1776 г. здание по купчей перешло к богатому английскому купцу Уильяму Портеру. С 1760-х гг. его торговая компания была одной из крупнейших в Петербурге.

После того как в 1790 г. купец продал за 35 тысяч рублей свой особняк, он за четыре года сменил трех хозяев. Первой хозяйкой стала 24-летняя красавица Ольга Александровна Жеребцова, родная сестра Платона Зубова, фаворита Екатерины II. У нее в это время уже начался многолетний роман с английским послом Джорджем Уитвортом. Оба персонажа сыграли важную роль в подготовке заговора против Павла I, который, однако, вынашивался в соседнем доме № 52, куда позднее переселилась Жеребцова.

Трехэтажный особняк у нее приобрел в 1792 г. немецкий купец Генрих-Рудольф Линдеман, который два года спустя его перепродал крупному негоцианту Иоганну Христофору Бергину, сыну нарвского сапожника. Тот владел домом до 1815 г.

Бергин расширил особняк на набережной на три оси за счет части здания, приобретенной в 1796 году у соседа слева, после чего в доме стало 28 покоев. На этом купец, ставший придворным банкиром, не успокоился и через четыре года купил с аукциона другой дом, выходивший на Галерную и Новоадмиралтейский канал. Очевидно, в этот период фасад на набережную приобрел новый ампирный вид. После Бергина хозяйкой трехэтажного особняка стала бывшая фрейлина княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, супруга известного мецената Н. Б. Юсупова, с которым она, однако, быстро развелась. Княгиня жила здесь до начала 1823 г. (позже она владела Юсуповским дворцом на Мойке), затем в проданный дом переселилась имеретинская царица Анна Матвеевна, вдова царя Давида, с сыном Константином. Царская семья была бедной и потому сразу стала сдавать внаем два верхних этажа.

В 1830 г. из-за просроченной закладной дом на набережной был приобретен с торгов для начальника Главного морского штаба светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова (1787 &ndash 1869). Архитектор В. А. Глинка (он только что закончил возведение Румянцевского музея на Английской наб., 44) взялся за полную перестройку и перепланировку дома, которые произвел в 1831 - 1832 гг. В бельэтаже разместилась половина князя: мраморный кабинет, библиотека, голубая и зеленая гостиные, круглый зал, украшенная колоннами столовая на первом этаже &ndash покои его жены Екатерины Сергеевны. При перестройке были сделаны новые стены, двери и окна, проведен из Невы водопровод. « Сняты со стен старые шелковые обои с рамами» &ndash обойщики Шеффер и Богданов их заменили на муар и граденапль. Купец В. Бабков поставил мебель из карельской березы и красного дерева, Гамбс &ndash стулья красного дерева и « обитую тафтой перегородку в готическом стиле». Бронзовую люстру и жирандоли привезли из магазина Герена « двухрожковую лампу на треножнике красного дерева с бронзовым капселем» купили у лампового мастера Китнера ковры &ndash в английском магазине. Все работы обошлись казне в 166,5 тысячи рублей. В 1833 г. Меншиков получил звание адмирала, хотя свои воинские подвиги он совершил на суше - участвовал во всех крупнейших сражениях на войне с Наполеоном и за отвагу был награжден орденом Анны II степени и золотой шпагой. В русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. князь отличился при взятии крепости Анапы и Варны, где был тяжело ранен. После этого его жизнь протекала главным образом в особняке на Английской набережной в делах по морскому ведомству, порученных ему Николаем I, любимцем которого он был. Когда началась Крымская война, адмирал и генерал-адъютант Меншиков был назначен командовать действующей армией и флотом. По мнению большинства современников, это командование оказалось малоудачным, и в феврале 1855 г. после нескольких поражений князь был от должности освобожден, а через год под огнем критики подал в отставку. Правда, современные историки не столь негативно оценивают способности Меншикова как полководца, считая, что временами объективные обстоятельства были сильнее его. После смерти светлейшего особняк с домом на Галерную и канал унаследовал его сын &ndash боевой генерал Владимир Александрович (1815 &ndash 1893), на котором род пресекся по мужской линии. Наследники 4 мая 1896 г. продали владение Кабинету Его Императорского Величества за 470 тыс. рублей.

При Владимире Александровиче особняк был в 1870 - 1874 гг. перестроен академиком К. К. Рахау в модном стиле эклектики. « Фасад скромный, спокойный и в высшей степени изящный, - писал журнал « Зодчий». -. Внутри комнаты почти что все убраны в стиле Людовика XV. особенно замечательны танцевальный зал и парадная лестница». Последние интерьеры сохранились. Танцевальный (ныне театральный) зал оформлен хорами, шестью колоннами желтого стюка и лепными фигурами силенов. Мраморная изогнутая лестница с верхним светом украшена по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой. Столовая была отделана в русском стиле, а кабинет князя - в мавританском. Сходное убранство присутствует в последующем произведении зодчего - особняке купца И. Ф. Громова на Миллионной ул., 7.

Двадцать лет прожил Меншиков в роскошных интерьерах, которые нетронутыми просуществовали еще столько же лет, пока в 1911 - 1913 гг. придворный архитектор Р. Ф. Мельцер, видный мастер модерна, частично не переделал их для нового владельца &ndash великого князя Михаила Александровича (1878 - 1918), младшего брата императора Николая II. Переделка коснулась фасада, флигелей, жилых покоев третьего этажа и части интерьеров бельэтажа. Правый флигель был со двора надстроен аттиковым этажом, въезд с Галерной украшала арка с павильоном. Она &ndash отголосок классицизма, тогда как в целом стиль модерн преобладает. В правом флигеле в первом дворе оборудовали обширный гараж, ибо владелец был большим автолюбителем. Свой обновленный дворец Михаил Александрович увидел, только когда началась первая мировая война, ибо в 1912 г. после морганатического брака с разведенной Н. С. Вульферт ему было запрещено жить в России. В начале войны Михаил Александрович получил прощение и командовал на фронте Дикой дивизией. В столицу он приезжал только на побывки, останавливаясь большей частью в любимой Гатчине, где и был арестован Временным правительством. Большевики этапировали великого князя в Пермь и в ее окрестностях расстреляли.

Дворец советская власть национализировала и в 1922 г. передала Всероссийскому обществу глухих, которое доныне им пользуется, осуществляя большую культурно-образовательную работу для 15 000 своих членов в городе и области.

Что сегодня можно увидеть во дворце из прежнего убранства? Кроме лестницы и танцевального зала рабочий с эркером кабинет Михаила Александровича. Там есть деревянные панели и встроенный книжный шкаф. В бывшей столовой сохранились обшивка стен, двери, зеркало в стиле модерн и даже старые батареи. Уцелели также три камина из белого и цветного мрамора, широкие раздвижные двери карельской березы и некоторые любопытные детали, а именно: каркас лифта, кованые наружные фонари, оконная фурнитура и т. д.

(Из статьи В. Антонова « Секунд-майор, адмирал, великий князь.» в газете « Санкт-Петербургские Ведомости» № 037 от 29.02.2008 г.)

В интерьерах - лепной декор, встроенная мебель. изготовленная на мебельной фабрике Ф. Ф. Мельцера - отца архитектора.

На днях нам случилось видеть дом князя Меньшикова, на Английской набережной, капитально перестроенный профессором архитектуры К. К. Рахау. Фасад, в стиле французского ренессанса времён Людовика XIV, - скромный, спокойный, и в высшей степени изящный. Висячий балкон, главный вход, подъезд и все вообще детали обработаны с любовью, большим талантом и глубоким художественным знанием. Внутри комнаты убраны почти что все в стиле Людовика XV при этих обстоятельствах нужно бы ожидать некоторого однообразия, - но на деле ничего подобного незаметно - так ловко и талантливо г. Рахау сумел воспользоваться архитектурными мотивами. Особенно замечательны танцевальный зал и парадная лестница. В 1 этаже, т. е. на половине князя, кабинет отделан в мавританском стиле. Г. Рахау большой знаток стилей вообще, но мавританский стиль составляет его конёк, и потому кабинет, о котором говорится, оказался самой лучшею частью всего дома не знаешь, чему более удивляться - богатству отделки, или красоте архитектурных линий, мотивов, орнаментов и гармонии в сочетании колеров. Столовая скомпонована в русском стиле. В ней особенно замечательна люстра из оксидированной бронзы под цвет железа. Жаль, что подобные высокие произведения искусства так немногим доступны для осмотра. Еще более жаль, что издание рисунков и описания подобных произведений не находит у нас предпринимателей . (« Зодчий», 1874, Вып. 5, С. 71)

Доп. описание набережной Английской

Возникла в начале XVIII века в нижнем течении Большой Невы. Отсюда произошло её первое название — Береговая Нижняя набережная улица. От Исаакиевской церкви, стоявшей на месте Медного всадника, произошло её второе название — Исаакиевская набережная. Её третье название — Галерная набережная, появилось вместе со строительством Галерной верфи за Ново-Адмиралтейским каналом. В XVIII веке здесь начали селиться английски ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : наб. Английская 48,  ул. Галерная 42,  ул. Галерная 44,  ул. Галерная 44 Б,  ул. Галерная 46,  ул. Галерная 47/46,  ул. Галерная 48,  ул. Галерная 49,  ул. Галерная 49 Б,  ул. Галерная 50,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Английская, 54

Картинка скодом