Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пер. Советский, 2*
«Дворец О. В. фон Гогенфельзен (Палей)»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Дореволюционной застройки ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1910-1914, 1952 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Шмидт К. К.
Дворец О. В. фон Гогенфельзен (Палей)
Пушкин Советский пер. , Архитекторы: Шмидт К. К Год постройки: 1910-1914, 1952 Дворец О. В. фон Гогенфельзен (Палей)г. Пушкин . Советский пер. , 2
Капитально перестроено
Пам. арх. (регион. )
Дворец Палей 1910-1914 - арх. Шмидт Карл Карлович ВОв - сильно разрушен ДворецОградаСад (Перечень . ) Службы Софийский бульв. , 20 Строительное училище Военно-Морских сил 1952-1954 - капитальная перестройка, надстройка, изменение фасада Дворец Палей (1914-1918) Художественно-исторический музей Французского искусства (1919-1928) Дворец партийного просвещения ВКП(б) (1928-1941) Строительное училище ВМС (1954- ) Пушкин ское военное строительно-техническое училищеПушкин ское высшее военное строительное командное училищеПушкин ское Высшее военное инженерно строительное училище Военный инженерно-технический университет (ВИТУ)Трехэтажный дворец был построен в 1910-1914 гг. по проекту арх. Карла Карловича Шмидта для вел. кн. Павла Александровича, состоявшего в морганатическом браке с графиней Ольгой Валерьяновной Гогенфельзен (1865-1929), которой в 1915 г. был пожалован титут княгини Палей.
Дворец носит имя своей хозяйки Ольги Валериановны Палей - долго не признаваемой жены вел. кн. Павла Александровича. Вел. кн. Павел Александрович - младший сын имп. Александра II. После счастливого, но кратковременного брака с греческой принцессой Александрой, великий князь в 1891 г. остался вдовцом с двумя детьми. Ольга Палей - дочь действительного статского советника и камергера В. Г. Карновича. В двадцать лет она выходит замуж за поручика конной гвардии Эриха-Герхарда фон Пистолькорса. Ольга Валериановна умела быстро сходиться с людьми, вокруг нее образовался круг поклонников, в который стал входить и овдовевший вел. кн. Павел Александрович долго скрывал связь с Ольгой от своей семьи, даже после рождения в 1876 г. сына Владимира, а затем и дочерей - Ирины и Натали. Все они носили фамилию Пистолькорс. Только в 1901 г. Ольга Валериановна смогла получить развод. С этого времени она и князь везде бывали вместе. Вскоре после публичного скандала имп. Николай II осудил дядю за недостойное поведение. И Павел Александрович с Ольгой Валериановной и детьми уезжает за границу. С 1902 г. семья живет во дворце в Булони-на-Сене под Парижем. Там была собрана коллекция произведений искусства, украсившая позднее дворец Палей. В октябре 1902 г. в Италии пара обвенчалась. Об этом узнает российский император и лишает своего дядю всех званий и должностей, а также запрещает приезжать в Россию. В 1904 г. баварский король пожаловал Ольге Валериановне титул графини Гогенфельзен. В 1908 г. Павел Александрович с женой и детьми смог вернуться в Россию. Его супруга получила разрешение поселиться в Царском Селе. Однако законным брак стал лишь в 1915 г.
План дворца. 1-й этаж.
В 1909 г. Ольга Валерьяновна купила дачу сенатора А. А. Половцева в Царском Селе. Дача была построенная в 1820-е гг. для статского советника И. Д. Черткова. В 1839 г. усадьба отошла к вдове генерал-лейтенанта Пашкова, в связи с этим и переулок стал именоваться Пашковским. С 1868 по 1910 год домом владела жена сенатора Н. М. Половцева и ее наследники. Усадьба занимала территорию, ограниченную Пашковским (Советским) пер. , правым берегом каскадного пруда N 5 (Купального), Московской ул. и конюшнями для нужд двора Наследника-цесаревича (позднее придворного ведомства). На 1911 г. землевладение составляло 11 759 кв. саженей. Часть усадьбы, примыкавшая к даче, называлась Верним парком, остальная - Нижним. Границей между ними служила сиреневая (или жасминно-сиреневая) аллея. Вержний парк был засажен в основном дубами и декоративным кустарником. В Нижнем росли лиственницы, кедры, березы. Новая владелица заказывает арх. К. К. Шмидту переустройство усадьбы. В 1901-1910 гг. Шмидт делает обмеры и зарисовки пригородных парижских дворцов. Одновременно Ольга Валериановна заказывает копии с интерьеров французских дворцов в стиле периода Наполеона и Людовика XVI. В 1910 г. старый усадебный дом разбирают. На его месте начинается строительство нового дворца. Для дворца арх. Шмидт выбирает старофранцузский стиль периода Людовика XVI. Прототипом дворца послужил особняк вел. кн. Павла Александровича во французском городе Булонь. Строительство дворца проходило с 1910 по 1914 г. Трехэтажное здание дворца имеет внутренний двор с двумя подъездами: через центральные ворота и арку служебного здания. Первый этаж был парадным, на втором располагались жилые комнаты, на третьем, мансардном этаже были комнаты для прислуги. Деньги на строительсво были выданы Павлу Александровичу из государственной казны. Работы по возведению и оборудованию дворца были выполнены французскими и бельгийскими мастерами. Архитектурное решение главного фасада классическое: вход с пандусом, выступающие элементы цокольной части, широкая гранитная лестница и выступающий портик с тремя арочными проемами. Верхняя часть портика является балконом второго этажа. Конструктивно здание выполнено двухпролетным, общая высота - 16 м. Стены выполнены из кирпича. Перед садовым фасадом находились цветочные клумбы в виде террас. В центре на высоком пьедестале из красного полированного гранита располагалась мраморная античная статуя. В верхнем парке находились еще несколько статуй. Центральный вход, расположенный в глубине парадного двора, оформлен пандусом и широкой лестницей из красного гранита. Высокая чугунная ограда на красном граните опоясывала учаток. Ворота в ограде некогда включали вензель с короной вел. кн. Павла АлександровичаЗа главным входом расположен тамбур и вестибюль, переходящий в холл. Холл украшен шестью колоннами коринфского ордера из коричневого мрамора и двумя горельефными вазами в нишах. Из холла на второй этаж ведет беломраморная лестница. Слева от холла находилась галерея, далее - круглая проходная, из которой можно попасть в кабинет вел. кн. Павла Александровича, библиотеку и кабинет супруги. На одной оси с кабинетом Ольги Валериановны находились Дубовая гостиная, Большой зал, Концертный зал и Большая столовая. Убранство дворца было выполнено во французском стиле. Все элементы интерьера привезены из-за границы. Люстры, бра исполнены парижской фирмой Делиль, большая часть мебели выполнена фирмой Буланже в Париже. В Дубовой гостиной стены почти во всю высоту были орнаментированы дубом, ее украшали хрустальные люстры, расписной плафон. В кабинете Ольги Валериановны стоял клавесин, принадлежавший некогда Марии Антуанетте. Музейный интерес представляло собрание фарфора. В Большой столовой располагалась коллекция старинного русского хрусталя. В Галерее дворца стояла скульптура XVIII в. «Играющие дети». На участке усадьбы располагался ряд построек - котельная, электростанция, оранжереи, конюшни, коровник, птичники, экипажный сарай и др. Во дворце были устроены каминное и центральное отопление, водопровод, канализация. Пока шло строительство Павел Александрович и Ольга Валериановна с двумя дочерьми Ириной и Натали путешествовали по Европе. Сын Владимир обучался в Пажеском корпусе. В 1914 г. строительство дворца было завершено, и семья поселилась в Царском Селе. Во время первой мировой войны Ольга Валериановна отдала несколько помещений в своем дворце под госпиталь. Своей добротой и активностью мадам Гогенфельзен сумела расположить к себе императорскую семью, и в 1915 г. она и ее дети от брака с вел. кн. получили родовую фамилию Палей и русский княжеский титул, передающийся по наследству.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (домовая) На верхнем этаже дворца была устроена небольшая часовня, арх. Василий Иванович Чудов.18 февраля 1917 г. дворец вел. кн. Павла Александровича (Английская наб, ) был продан Русскому Обществу заготовления снарядов и воинских припасов. Находящаяся во дворце церковь во имя св. мчн. Царицы Александры была перенесена в царскосельский особняк. Сюда же перенесли двухъярусный иконостас из золоченого цинка и царские врата. Новоустроенный храм был освящен в марте 1917 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Церковь была закрыта в конце 1917 г.Здание дворца княгини Палей. 930-х гг.
Полуразрушенный дворец. 952 г.
Вскоре началась революция. Семью Палей взяли под домашний арест. Павла Александровича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Через две недели их сына Владимира отправляют в ссылку на Урал, где он будет убит. А в январе 1919 г. и вел. кн. Павел Александрович расстрелен. После смерти мужа княгиня бежала в Финляндию к своим дочерям, затем они переехали в Париж. В 1918 г. дворец Палей национализирован. С 1919 по 1927 гг. здесь располагался Музей французского искусства, в котором хранились произведения искусства из царскосельских дворцов. Первый этаж был открыт для обозрения, на втором этаже располагался выставочный зал, на мансардном этаже - музейный фонд. В одном из его флигелей жила семья первого наркома просвещения А. В. Луначарского. Корпус обслуживающего персонала и другие жилые постройки на территории усадьбы использовались как квартиры для сотрудников музея и жителей Детскосельской коммуны. В 1928 г. музей закрыли. Часть коллекции произведений искусства была отправлена в Эрмитаж, тысячи томов книг - в библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Театральную библиотеку. В тот же году по инициативе С. М. Кирова и на основе решения Ленинградского обкома ВКП(б) во дворце княгини Палей открылся Дом партийного просвещения (ДПП). Возглавил его Т. К. Кондратенко. Со временем ДПП вырос в большой учебный комбинат с библиотекой, общежитием на 700 мест, столовой на 600 мест, кафе, клубом, медпунктом и подсобным хозяйством. В 1935 г. к годовщине со дня гибели С. М. Кирова во дворе установлен памятник, а ДПП присвоено его имя. Памятник был уничножен во время фашистсвкой оккупации. В 1941-1944 гг. во дворце размещались подразделения испанской «голубой дивизии». К моменту освобождения города дворец был сильно разрушен и частично разграблен. С 1944 по 1952 г. дворец оставался без присмотра, средств на его восстановление не было. За это время многое было уничтожено, в том числе бронзовые и лепные украшения. В 1949 г. в связи со 150-й годовщиной со дня рождения А. С. Пушкина мраморные полы были перенесены в зал ожидания железнодорожного вокзала станции Детское Село. В 1952 г. по распоряжению Совета Министров СССР создается Строительное училище Военно-Морских сил. Местом его дислокации становится здание дворца Палей и служебных построек. см. далее .
В 1995 здание включено в список объектов исторического и культурного наследия, ка пам. арх. федерального значения. Объект культурного наследия регионального значения Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06. 08. 2010 г.