город Санкт-Петербург, набережная Крестовки, д.10

- это историческое здание, известное под названием «Каменноостровский театр - Телевизионный театр - Малая сцена АБДТ им. Г. А. Товстоногова», построенное в стиле - Классицизм в 1827, 1844 году, архитектор(ы) - Шустов С. Л. Кавос А. К.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как культурного назначения.

Список зданий по наб Крестовки : 1, ۩ 10, 11, ۩ 12, ۩ 2, 3, ۩ 7, ۩ 8, ۩ 8*,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Крестовки, 10

«Каменноостровский театр - Телевизионный театр - Малая сцена АБДТ им. Г. А. Товстоногова»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культурного назначения,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1827, 1844 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Шустов С. Л. Кавос А. К.

Каменноостровский театр - Телевизионный театр - Малая сцена АБДТ им. Г. А. Товстоногова

Крестовки наб., 10 Архитекторы: Шустов С. Л.Кавос А. К. Год постройки: 1827, 1844 Стиль: Классицизм

Каменноостровский театр Классицизм

наб. р. Крестовки, 10

Пам. арх. (федеральн.)

1827 - арх. Шустов Смарагд Логинович

1843-1844 - арх. Кавос Альберт Катаринович - перестройка

1932 - арх. Катонин Евгений И. - частичная внутренняя реконструкция

Телевизионный театр

1966-1967 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реконструкция

Малая сцена АБДТ им. Г. А. Товстоногова

2006-2011 - приспособление и реставрация

Заказчик - КГИОП СПб

Генеральный подрядчик - компания « Интарсия»

Генеральный проектировщик - НПО « Геореконструкция-Фундаментпроект» (проект подземной части)

Проект реставрации здания - НИИ « Спецпроектреставрация».

Генподрядчик - компания « Краски города» (на первом этапе работ), на завершающем (с октября 2010) - ГК « Интарсия»

Уникальный памятник деревянного зодчества периода классицизма.

Построен по проекту арх. Смарагда Логиновича Шустова в 1827 г. Строительство завершилось за 40 дней.

В 1826 г. на Каменном острове появилась собственная дача Николая I. Театр был построен для выездных спектаклей императорских театров. В Каменноостровском театре ставились комедии, водевили и оперы.

Первоначальное намерение Дирекции императорских театров устроить новый театр на Елагином острове вызвало резолюцию царя повременить . Но уже в 1827 г. из департамента уделов было выделено 40 тыс. руб. на построение театра. Распоряжением от 12 мая 1827 г. строительные работы поручались С. Л. Шустову, устройство механических приспособлений - шихтмейстеру Тистрову и охтинскому плотнику Фаддею Кононову. В театре был устроен маскарадный пол подъемный . Для сокращения расходов большая часть печей была сделана не изразцовыми, а оштукатуренными. Потолок был расписан цветами, ложи - арабесками (худ. А. Ширяев). Ложи были обиты голубым бумажным бархатом, скамьи 3-го яруса - шерстяной тканью, а сверху холстом, вел работы мастер П. Сушанский. Театральная мебель из карельской березы - 213 кресел и 108 стульев - создана по проекту С. Шустова. Трехъярусный зал был выдержан в зеленых и голубых тонах. Плафон зрительного зала и борта лож украшены орнаментальной росписью. Задняя стена сцены могла раздвигаться, и действие разворачивалось на фоне парка.

Лепные работы на главном фасаде велись подрядчиком А. Соколовым и мастером К. Балиным. Противоположный фасад прямоугольного, удлиненного в плане здания украшал фронтон с полуциркульным окном. Первоначально стены театра были гладкими (разделка под руст появилась после перестройки А. К. Кавоса). Главный фасад украшен портиком из восьми коринфских колонн.

Торжественное открытие театра состоялось 1 июля 1827 г., была представлена комедия В.А. Каратыгина Двое за четверых . Зал театра был расчитан на 750 мест.

Театр строился как временное сооружение, рассчитанное на один сезон. Здание простояло 17 лет, но ежегодные наводнения сильно его разрушали.

В июле 1843 г. казна открыла финансирование строительных работ по проекту и под руководством арх. А. К. Кавоса. Кавос реконструировал театр, сохранив объем зрительного зала. Демонтажные работы были проведены подрядчиком купцом 1-й гильдии М. Тарасовым. Все детали, которые могли быть повреждены или утрачены, убрали на склад. Затем стены театра разобрали, сохранив театральный зал. Из кирпича соорудили ленточный фундамент, облицованный известковыми плитами. Новые стены построили из вертикально установленных сосновых брусьев, снаружи здание обшили горизонтальными досками. Нижние этажи изнутри оштукатурили по дранке. Под внутренний объем зала подвели столбы. Фасады здания украсили рустом, имитищущим каменную кладку. Окна теперь располагались не в два, а в три яруса. На подвесном потолке вновь укрепили плафон. Борта лож обили пурпурным трипом, министерские и императорскую ложи украсили резьбой по дереву, остальные ложи - росписью на белом фоне. Лимонно-желтый занавес заменили на пурпурно-красный с геометрическим орнаментом.

11 июля 1844 г. состоялось открытие театра. Французская труппа представила Опасное средство И. Оже и водевиль Феи Парижа .

Здание использовалось как театральное до 1859 г., эпизодические постановки продолжались до 1881 г.

В 1882 г. театр закрыли, а здание стали использовать как склад декораций. В 1900-х его хотели снести, но вмешалась общественность. В 1907 был восстановлен паркет из дуба, в 1915 проведена реставрация фасадов.

После революции театр оказался бесхозным, в 1926 г. дирекция Ленгостеатров отказалась от него. С 1926 по 1929 здание находилось вне ведомственной принадлежности, его заселили беспризорники. В 1929 отмечено: здание, находящееся под государственной охраной, продолжает разрушаться и ему грозит полная гибель.

В октябре 1931 г. поступило предложение о разборке театра, но в 1932 г. театр передали дирекции ЦПКиО.

В 1932 г. арх. Евгений Катонин выполнил проект внутренней реконструкции. В ходе реконструкции живописный плафон на холсте с цветочным орнаментом был снят. По проекту Е. Катонина был выполнен новый плафон - в виде языков пламени, борта лож расписаны геометрическим орнаментом. Зрительный зал увеличили, перекрыв оркестровую яму. Боковые ложи разобрали для устройства сквозного прохода. В царской ложе устроили кинобудку.

Стены здания, фермы и перекрытия укрепили, возобновили историческую окраску фасадов - под серую известь и белыми декоративными элементами.

В 1935 г. Каменноостровский театр вновь стал памятником архитектуры, охраняемым государством.

До 1938 г. театр использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха.

В 1940 г. здание передали Управлению домами отдыха. До начала ВОв был проведен выборочный ремонт. С началом войны в 1941 г. стены были пропитаны суперфосфатом (противопожарным средством), полы засыпали песком, частично вывезли оборудование и мебель. В декабре 1942 г. на фасаде установили охранную доску: Здание сносу не подлежит. Находится под охраной государства .

В 1943 г. здание передали госпиталю N 107, здесь открыли кинозал для раненых.

В 1962 г. дирекция ЦПКиО получила разрешение от ГИОП на разработку проекта реконструкции театра и приспособление его под зал отдыха молодежи. Проект реставрации разработала арх. И. Н. Бенуа. За 1964-1967 гг. работниками Специализированных научно-производственных мастерских были реставрированы фасады, построены боковые крыльца, отремонтирован цоколь и др. Было ликвидированно все, что еще оставалось от театра Шустова: механизм подъема пола зрительного зала, разобрали ложи бенуара, освободили от кресел партер.

В 1967 г. театр передали Ленинградской студии телевидения, его приспособили для размещения Телевизионного театра. На его сцене снимались многие телевизионные спектакли.

В 1980-е гг. театр служил концертной и репетиционной площадкой оркестра им. В.В.Андреева. В 1990-х гг. в здании разместился Клуб спортивного бального танца. Новые хозяева пытались своими силами привести разрушающееся здание в порядок - частично отреставрировали зал, находившийся в аварийном состоянии, поменяли систему отопления - специально для этого объекта был разработана конструкция теплого пола, позволяющая обогревать здание, но при этом не наносящая вреда деревянным конструкция. Кроме того, специально для танцоров в зале настелили особое покрытие - паркет положен на слой пробки, чтобы не травмировать ноги танцующих. (Этот пол специалисты « Интарсии» сохранили).

В 1990-х гг. Каменноостровский театр включили в прогрумму КГИОП по реставрации памятников.

В 2000 г. театр передали Школе танцевального искусства. В октябре 2005 г. здание передали Большому драматическому театру в связи с 80-летием художественного руководителя театра, народного артиста России Кирилла Лаврова для размещения Малой сцены.

Решение о восстановлении здания театра город принял в 2005 г., сразу после передачи Каменноостровского театра театру Товстоногова. При этом памятник архитектуры остался в собственности государства. Приспособление исторического деревянного здания под современные требования предполагало не только увеличение площади и замену инженерных сетей, но и установку новейшего театрального оборудования. В результате на сегодняшний день Каменноостровский театр по своим техническим возможностям превосходит все петербургские театры.

Ремонтные работы велись с 2006 г. Здание, поначалу рассчитанное только на летние эстрадные концерты превратилось в полноценный театр. Все пространство деревянного театра занимают зрительный зал и сцена, и для того, чтобы не менять его облик, проектировщики использовали подземное пространство по технологии « top-down» - в подвалах на площади в 4000 кв. м размеситили буфеты для сотрудников театра, кафе для посетителей, гардероб, зрительский вход, фойе, театральные мастерские, склады декораций и гримерные. В здание спроектированы три лестничных пролета, уходящих под землю на глубину 6,7 м. В результате площадь театра увеличена с 2679,4 до 6731,84 кв. м. Генпроектировщик НПО « Геореконструкция-Фундаментпроект» применил методику « Ишебек» для вбивания свай первым в России, хотя на Западе ее используют уже давно. Она минимизирует риски для памятника. Потом пришлось « подвесить» здание на сваях с помощью системы обвязочных балок на 7 м над землей и строить внутренние помещения. А через полтора года здание снова опустили на землю. Продуманы подъемники декораций, смонтированы инженерные системы. Сцена может трансформироваться - опускаться (и тогда театральный зал превращается в танцевальный), подниматься уступами, угол наклона зрительного зала тоже может изменяться. Вместимость зрительного зала при проведении драматических спектаклей составляет 310 человек, при проведении оперных и балетных спектаклей - 222 человека, при трансформации зрительного зала в вариант кабаре - 116.В качестве заказчика реставрации и реконструкции выступает КГИОП Санкт-Петербурга. Генеральным подрядчиком выступает компания « Интарсия» , генеральным проектировщиком НПО « Геореконструкция-Фундаментпроект» - именно эта организация и разрабатывала проект подземной части. Проект реставрации здания разработан НИИ « Спецпроектреставрация». Подрядчиком на первом этапе работ была компания « Краски города» , на завершающем (с октября 2010) - Группа компаний « Интарсия». Строительство подземного пространства выполнило ООО « Геоизол». Концепция интерьеров театра была разработана Союзом художников, архитектором Владимиром Бурыгиным и главным художником АБДТ Эдуардом Кочергиным.Для создания современного сценического оборудования были привлечены иностранные специалисты. Нижнюю механизацию выполнила итальянская компания ACR, верхнюю механизацию - немецкая фирма SBS, разработку архитектурной акустики выполнили специалисты немецкой фирмы Muller-BBM.Стоимость реконструкции театра - 1 миллиард 665 миллионов руб. (по данным на момент выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы - март 2009 г.). Средства выделялись из бюджета Санкт-Петербурга. Проведена полная реставрация деревянного здания и его интерьеров, укрепление перекрытий. Подлинных конструкций и деталей в нем около 80%. К недочетам реконструкции Кочергин относит - слишком светлые стены и то, что не восстановлена историческая роспись потолка - люстру окружали аллегорические фигуры муз с гирляндами цветов в руках, сейчас же на потолке оставлен только круг из виньеток. При этом здание полностью приспособлено для современного использования - отвечает технологическим требованиям, предъявляемым к театрам, пожарным и санитарным нормам.

30 мая 2011 г. можно считать второй датой рождения шедевра деревянного зодчества. В этот день на сцене театра было дано первое представление.

(по материалам статей Дарии Орешкиной « Театр начинается с подвала» газета « Невское время» 21 апреля 2009 и

Елены Добряковой « Театр спустили с небес на землю» газета « Невское время» 11 февраля 2011

На XIX Европейской специализированной выставке по реставрации и охране памятников Denkmal-2010 (« Памятник» ) в Лейпциге петербургскому проекту реставрации и приспособления для современного использования здания Каменноостровского театра (компания « Краски города» ) присуждена золотая медаль « За выдающиеся заслуги в области реставрации. (АСН-инфо22.11.2010., )

По [134] на 1971 г. - памятник архитектуры всесоюзный

на карте

Соседние дома : ул. Депутатская 9А,  наб. Крестовки 8*,  наб. Крестовки 8,  наб. Крестовки 12,  ул. Депутатская 11,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крестовки, 10

Картинка скодом