город Санкт-Петербург, площадь Искусств, д.5

- это многоквартирный жилой дом, известный под названием «Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре Бродячая собака», здание построено в стиле - Классицизм в 1831 году, архитектор(ы) - Росси К. И. Жако П. П.. Дом - , используется как многоквартирный жилой дом .

Список зданий по пл Искусств : 1, ۩ 1А, 2, ۩ 3, ۩ 4, 5,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - пл. Искусств, 5

«Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре Бродячая собака»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1831 ,
  • Состояние - в эксплуатации,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Росси К. И. Жако П. П.

Дом Жако - Дом П. В. Дашкова - Кабаре Бродячая собака

Искусств пл., 5 Итальянская ул., 4 Архитекторы: Росси К. И.Жако П. П. Год постройки: 1831 Стиль: Классицизм

Дом Жако - Дом П. В. Дашкова Классицизм

Пам. арх. (местн.)

Литературно-артистическое кабаре Бродячая собака

пл. Искусств, 5

1831 - арх. Жако Поль (Павел Петрович), по проекту арх. Карла Ивановича Росси

В 1822 г. участок был подарен придворным ювелирам Францу и Иоганну Сеген. Затем он перешел в собственность арх. П. Жако.

В 1831 г. Поль Жако построил жилой дом №5 на нынешней площади Искусств (дом Жако) в соответствии с фасадами для домов, разработанных К. И. Росси и подчиненными центру ансамбля - зданию Михайловского дворца.

В 1863 г. надстроен фотографический павильон.

Во дворе - трехъярусная галерея из мощных дорических колоннад, поставленных одна на другую.

Из отделки внутренних помещений сохранились карнизы и лепка в залах второго этажа.

Дом на углу Михайловской пл. и Итальянской ул. - Дом Павла Яковлевича Дашкова - известного собирателя рукописей, гравюр, портретов и книжных редкостей (1849-1910). Закончил Александровский лицей. Собиратель и знаток исторических документов, гравюр, манускриптов.

Его собрание было открыто для ученых, а дом - для гостей. Погреб Павла Яковлевича славился на весь Петербург уникальными коньяками и винами.

В 2000 г. у входа в ресторан Золотой Остап установлена бронзовая скульптура Остапа Бендера. Скульптор А. С. Чаркин, арх. В. Б. Бухаев.

В 2009 г. ресторан стал называться Подвал Бродячей собаки .

Литературно-артистическое кабаре Бродячая собака

В подвале во втором дворе дома находилось знаменитое литературно-артистическое кабаре Бродячая собака . В этом подвале раньше находился винный погреб бывшего владельца дома П. В. Дашкова.

Кабаре было открыто в 1912 г. Замысел его создания принадлежал Борису Пронину, окончившему режиссерский курс студии Московского Художественного театра и работавшему помощником Мейерхольда.

В 1908 г. он переехал в Петербург и вместе с Мейерхольдом они учредили Общество интимного театра. Бродячая собака была зарегистрирована как кулб Общества интимного театра.

По воспоминаниям самого Пронина: ...Во время гастролей Художественного театра каждый сезон молодежь, да и старики были бездомными. И вот у меня возникла идея создать романтический кабачок, куда мы все, бродячие собаки , могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя... . Название стало символом целой эпохи.

Мстислав Добужинский создал эмблему кабаре, написанная художником на геральдическом щите эмблема висела над входом. Был придуман и отчеканен орден Бродячей собаки.

Пронин был необыкновенным человеком - деятельным, жизнерадостным, отчаянным выдумщиком, умевшим вовлечь всех вокруг в общее дело.

В считанные дни бывший подвал был превращен в таинствнное обиталище. Николай Кульбин расписал одну из комнат переплетающимися разноцветными геометрическими фигурами в духе кубизма. В другой комнате Сергей Судейкин изобразил на стенах и потолке диковинные огромные цветы, разноцветных птиц, Пьро, Арлекинов и Коломбин, арапчат, красавиц, Дон Кихота верхом на Росинанте. Работали по ночам. Камин изготовил арх. Иван Фомин, Судейкин написал над ним венок. Обойщик Ахун за 10 дней бесплатно изготовил диваны, поставленные вдоль стен.

В центре зала стоял круглый стол на 13 человек, над ним висела люстра работы Николая Сапунова - деревянный обод с 13-ю свечами-лампами, на 4-х цепях. В день открытия актриса Ольга Высотская набросила на круг люстры свою длинную белую перчатку, а режиссер Николай Евреинов - бархатную черную полумаску. Так они и остались висеть на лдюстре - как театральные символы.

Входящие в кабаре должны были стучать молотком по доске у двери. Затем спускались вниз. Вход освещал красный фонарь. В прихожей лежала огромная Свиная собачья книга , которую принес в день открытия кабаре Алексей Толстой. Каждый расписывался в книге при входе, желающие вписывали свои экспромты.

(по материалам кн.: И. А. Муравьева Век Модерна , СПб Изд. Пушкинского фонда, 2004, с181-191)

на карте

Соседние дома : наб. Канала Грибоедова 10,  наб. Канала Грибоедова 12,  наб. Канала Грибоедова 8к1,  ул. Итальянская 4,  наб. Канала Грибоедова 10А,  наб. Канала Грибоедова 7,  наб. Канала Грибоедова 6,  наб. Канала Грибоедова 8,  наб. Канала Грибоедова 2 Б,  ул. Инженерная 4х,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, 5

Картинка скодом