город Санкт-Петербург, площадь Театральная, д.3 снесен

- это снесённый культурного назначения, известный под названием «Большой (Каменный) театр», здание было построено в стиле - Классицизм в 1775-1783, 1835-1836 году, архитектор(ы) - Ринальди А. Тома де Томон Ж.-Ф. Кавос А. К.. Дом - , использовалось как культурного назначения .

Список зданий по пл Театральная : ۩ 1, 10, 12, ۩ 14, ۩ 16, ۩ 3, 3 снесен, 3*, , 4, 5,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пл. Театральная, 3 снесен

«Большой (Каменный) театр»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культурного назначения,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1775-1783, 1835-1836 ,
  • Состояние - Снесен,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Ринальди А. Тома де Томон Ж.-Ф. Кавос А. К.

Большой (Каменный) театр

Театральная пл., 3 Архитекторы: Ринальди А.Тома де Томон Ж.-Ф.Кавос А. К. Год постройки: 1775-1783, 1835-1836 Стиль: Классицизм Большой (Каменный) театр Классицизм

Утраченное здание

1775-1783 - арх. Ринальди Антонио

1793-1794 - арх. Захаров Андреян Дмитриевич - некоторые исправления

1796 - арх. Старов Иван Егорович - ремонтные работы

1802 - арх.Тома де Томон Жан - реконструкция

1817-1818 - арх. Модюи Карл - восстановление после пожара

1835-1836 - арх. Кавос Альберт Катаринович - реконструкция

1878 - арх. Кракау Александр Иванович - пристройка для электрических машин

Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный.

В Публичной библиотеке хранится несколько листов с вариантами размещения театра на площади, часть из них датирована 1775 г.

Замысел первого каменного театра связывали с именами живописца Л. Тишбейна и инж. Ф. Брауна. Но в одном из донесений М. Деденева, которому было поручено строительство театра, Екатерине II называется автор - А. Ринальди.

В 1775 г. началось строительство театра. В 1779 г. в переписке Екатерины II упоминается о падении Ринальди с лесов. Окончание строительства в 1781 г. было поручено генерал-инж. Федору Вилимовичу Бауру (1731-1782). В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой На луне композитора Д. Паизиелло.

Композиция здания, постронного в классическом стиле, отличалась лаконизмом. Выступающая прямоугольная часть главного фасада была рустована и украшена 8-ю пилястрами дорического ордера. Окна первого этажа отмечены замковыми камнями с масками. На аттике дата - 1783 год. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи - Даины с ланью и Латоны, матери Аполлона. Фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора. В одной руке богиня держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой - щит с надписью на итальянском - Бодрствуя, покоюсь .

Петербуржцы охотно посещали городской театр. Сначала Комитет над зрелищами организовал оповещение публики о спектаклях через рассыльных от полиции. Затем ввели печатные зрелищные листочки - афиши. До 1810-х гг. сохранился и способ устного оповещения - молодые актеры в черных фраках выходили в антрактах к публике и объявляли о репертуаре.

Билеты распространялись несколькими способами. Для лож существовала абонентная система - ложи поступали в полную собственность, передавались по наследству и отделывались владельцами по своему вкусу. остальные места раскупались в день спектакля. Продажа начиналсь с 5-ти часов утра.

С 1784 г. спектакли давались уже 3 раза в неделю.

В 1790-х гг. должность директора императорских театров занял князь Н. Юсупов, он начал усовершенствовать театр. В 1793-1794 гг. некоторые исправления в здание произвел А. Захаров, в 1796 г. ремонтными работами руководил арх. И. Старов.

В 1799 г. на площади обновили каменную мостовую и убрали пандус для подъезда карет, заменив его лестницей.

С приездом в Петербург в 1792 г. известного итальянского художника П. Гонзало на сцене Большого театра появились декорации.

В 1802 г. было решено провести перестройку театра. Проекты составили Жан Тома де Томон и Джакомо Кваренги. Предпочтение получил проект Тома де Томона. Арх. повысил здание, усилил значимость главного фасада восьми колонным портиком ионического ордера. Фронтон здания украшал барельеф с изображением Аполлона в окружении муз.

В 1810 г. здание пострадало от пожара, в 1811 г. театр загорелся вновь. Во время осмотра здания упал и сильно разбился арх. Томон. Восстановление театра поручили арх. Карлу Модюи, работы закончили в 1817 г. (надпись на фронтоне). Была изменена оделка зала - голубой полосатый шелки голубой бархат сменил малиновую обивку кресел. Импературскую ложу украсили позолоченной резьбой.

3 февраля 1818 г. театр открылся вновь.

В спектаклях Большого театра преобладал жанр оперы с разговорными диалогами. С приходом капельмейстера и композитора К. Кавоса оперная группа выделилась в самостоятельную. Сам Кавос написал 38 опер ( Жар-птица , Илья Богатырь ). Среди русских композиторов выделялся А. Верстовский ( Аскольдова могила ). В начале XIX в. в труппе театра появился французский хореограф К. Дидло, петербургскому балету начали подражать европейские труппы. Большое место занимали и драматические спектакли.

В 1835 г. недостатки здания театра вызвали необходимость переделок. Поступило два проекта перестройки - А. Кавоса и П. Жако. Одобрили проект Альберта Катариновича Кавоса - сына К. Кавоса. Все усилия Кавоса были направлены на то, чтобы создать технически усовершенствованный театр. Архитектор придал залу форму более выгодную для обозрения сцены, увеличил число лож и кресел, расширил авансцену, добавил шестой ярус, убрал колонны. Ярусы украсили резьбой, работу выполнили мастера Т. Дылев и М. Соколов. Эскиз плафона - А. Медичи.

27 ноября 1836 г. Большой театр открылся оперой М. Глинки Жизнь за царя .

В 1878 г. в театре вспыхнул электрический свет. У заднего фасада арх. А Кракау возвел пристройку для электрических машин.

Со временем становилось ясно, что здание отжило свой век. По решению комисси здание решили не разбирать, а вокруг старых стен соорудить новые внешние стены, а между ними устроить коридоры. Проект перестройки составил В. Шретер, но от него в дальнейшем отказались.

Постановкой оперы Кармен , состоявшейся в 1886 г., театр закончил свое существование.

(по материалам - Т. И. Николаева Театральная площадь , Лениздат 1984

М. З. Тарановская Архитектура театров Ленинграда , Л. Стройиздат 1988)

Доп. описание площади Театральной

Театральная площадь (до 1780-х годов — Карусельная) находится в Санкт-Петербурге между набережными канала Грибоедова и Крюкова канала, улицами Декабристов (бывшей Офицерской), Глинки (бывшей Никольской), Союза Печатников (бывшей Торговой). Появилась в 1762 году.

В 1760—1770-х годах на площади находились «карусели» — амфитеатр для конных игр (отсюда прежнее название).

В 1783 году был построен Большой Каменны ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Глинки 13,  ул. Глинки 15,  ул. Глинки 3/27,  ул. Глинки 6,  ул. Декабристов 32/2,  наб. Крюкова канала 7/2,  пл. Театральная 16,  ул. Глинки 12,  пл. Театральная 1,  ул. Декабристов 32,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пл. Театральная, 3 снесен

Картинка скодом