город Санкт-Петербург, проспект Измайловский, д.7а (район Адмиралтейский)

- это историческое здание, известное под названием «Свято-Троицкий Измайловский собор - .Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка», построенное в стиле - Классицизм в 1828-1835 году, архитектор(ы) - Стасов В. П.. Сегодня это - девятиэтажный дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Измайловский, 7а

«Свято-Троицкий Измайловский собор - .Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка»

  • Почтовый индекс - 190005 .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Мун. округ - Измайловское
  • Этажность - 9 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1828-1835 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Стасов В. П.

Свято-Троицкий Измайловский собор - Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Измайловский пр., 7АТроицкий пр., 1х Архитекторы: Стасов В. П. Год постройки: 1828-1835 Стиль: Классицизм Свято-Троицкий Измайловский собор. Классицизм

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Памятник архитектуры (федер.)

1828-1835 - арх. Стасов Василий Петрович

1952-1956, арх. Греков Д.И., арх Толстов М.И., арх. Толстова Г.С.

Первая церковь на месте нынешнего собора была заложена 1 июля 1754 г. Закладку освятил архиепископ Сильвестр, а 1 июля 1756 г. он же совершил чин освящения храма. Главный придел имел посвящение Святой Живоначальной Троице имелся и второй придел во имя св. Иоанна Воина.

Постепенно здание храма ветшало, к тому же оно пострадало при наводнении 1824 г.

13 мая 1828 г. состоялась торжественная закладка нового каменного храма. Строительство продолжалось семь лет и велось на личные средства императора Николая I, в память командования им Измайловским полком: до своего восшествия на престол в декабре 1825 г. великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк. Николай I лично приказал, чтобы все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе . Существует легенда, что синий цвет куполов соответствует цвету мундира измайловцев.

В 1830 г. возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 г. возвели металлический главный купол и установили на нем крест. 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Была сорвана большая часть медной обшивки. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол, были недостаточной жесткости, а сама конструкция была слишком тяжела. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую впоследствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. Убытки Император возместил за свой счет.

К 1835 г. храм был готов. Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Малые купола вокруг главного купола были расставлены не диагонально, как делалось обычно, а над рукавами креста, по странам света. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. Главный купол собора - второй по величине деревянный купол в Европе.

Здание украшают скульптурный фриз, портики из коринфских колонн. Чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С. И. Гальберг.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 г.: архимандрит Нил освятил придел св. Иоанна Воина, архимандрит Феодотий освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, а митрополит Московский Филарет, в сослужении с наместником Александро-Невской лавры Палладием и архимандритом Платоном главный придел Святой Живоначальной Троицы.

В 1836 г. в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877 &ndash 1878 гг.

Внутри собора барабан главного купола, отделанный кессонами с розетками, покоится на 24 стройных коринфских колоннах. Колонны и пилястры облицованы белым мрамором. Сень над престолом, решенная в виде полуротонды из четырёх колонн, составляла единую композицию с резным деревянным иконостасом, изготовленным в мастерской Тарасова. Образа для иконостаса написали художники В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, роспись выполнили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев. Император Николай I подарил собору утварь из самоцветных камней. Среди святынь храма была икона Христос &ndash Великий Архиерей , писанная для первой, деревянной церкви.

В 1867 г. в Троицком соборе венчался Ф. М. Достоевский, в 1894 г. в нем отпевали А. Г. Рубинштейна.

В 1886 г. перед собором открыт памятник Славы, изготовленный из стволов 108 трофейных турецких орудий. Архитектор Д. И. Гримм, скульптор П. И. Шварц. Завершался памятник крылатой фигурой Победы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках. На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них наименованиями войсковых частей, участвовавших в войне 1877-1878 гг. В 1930 г. памятник был разрушен, в 2004 г. восстановлен на прежнем месте.

В 1938 г. собор был закрыт. На его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. Подвалы использовались в качестве овощехранилища. Снести собор до ВОВ не успели. Здание было повреждено во время артобстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые восстановили в 1952-1953 гг. Внутреннее убранство было полностью утрачено. Здание долгое время использовалось в качестве склада, не отапливалось. В 1980-х гг. возникла идея устроить в здании храма концертный зал Консерватории, но воплощению ее в жизнь помешали залитые водой подвалы.

В 1990 г. здание было возвращено Епархии. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г.

25 августа 2006 г. собор пострадал от пожара, возникшего на строительных лесах главного купола. Сгорели деревянные конструкции центрального купола, пострадал малый западный купол. Виновных определить так и не удалось. На восстановление храма было собрано более 3 млн. руб. пожертвований, столько же передал приходу Святейший Патриарх Алексий II, участие в восстановлении приняло Русское Афонское общество, Папа Римский выделил 10 тысяч евро. Были выделены средства и из городского бюджета.

В наличии имелись обмерные чертежи и модель купола инженера Базена, сделанная в 1834 г., которая находится в Эрмитаже. Институт Спецпроектреставрация рассматривал несколько вариантов восстановления купола. Росохранкультура не согласилась с применением металла.

Было принято решение восстановить купол из клееного бруса, который можно монтировать без сварки. Генеральным подрядчиком работ являлась реставрационная компания Акме-дек . Работы велись совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол собирался из широкопролетных арок из клееной армированной сосновой древесины. Детали были изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате № 78. Элементы каркаса купола монтировались на земле и поднимались на барабан с помощью башенного крана. Каждое ребро имеет вес 2,5 т, всего использовано 32 ребра.

Купол покрыт медью. Восстановлены исторические шестиконечные звезды. В 2009 г. проведена реставрация фасадов.

Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО

Федеральный памятник

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Собор Троицкий (Измайловский)
Дата создания: XIX-XX вв.
Полный адрес: город Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а, литера А, дом 4а, литера А.
Номер в реестре: 781520346920006.
Описание предмета охраны: Историческое планировочное решение территории; местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, в состав которого входят Собор, Часовня, Ограда и Сад, их роль в композиционно завершенной системе городских пространств; доминирующее положение Собора над массивом окружающей городской застройки. Собор габариты, местоположение и конфигурация крестово-купольного храма с четырьмя шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами; габариты и конфигурация крыш с металлическим окрытием, включая высотные отметки; местоположение, габариты, конфигурация пяти куполов, большого центрального и четырех малых; световые фонарики куполов с обходами и ограждениями, стены имеют горизонтальные членения профилированными карнизами; окрытие куполов медное, окрашенное голубой (кобальтовой) краской, с гуртами; купола декорированы накладными медными позолоченными звездами, расположенными горизонтально в щахматном порядке; купола фонариков позолоченные, с рельефными волнообразными элементами в основании; кресты позолоченные с яблоком: местоположение, конфигурация, рисунок; исторические наружные и внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпичные с прокладкой металлических связей из полосового и брускового железа), круглые шахты с кирпичными ступечатыми сводами во внешних капитальных стенах; исторические лестницы, включая винтовые лестницы (шесть) со ступенями из путиловского камня и железные лестницы (две); кирпичные своды куполов; конструктивное решение и материал (дерево) стропильной системы центрального купола; конструктивное решение и материал (металл) стропильной системы малых куполов сводчатые перекрытия подвального этажа, в том числе крестовые, цилиндрические, с распалубками; парусные своды пяти куполов на подпружных арках на пилонах с колоннами; историческое объемно-планировочное решение; архитектурно-художественное решение фасадов в стиле классицизм по проекту В.П.Стасова: материал, фактура отделки фасада – окрашенная штукатурка; облицовка цоколя гранитом; шестиколонные портики северного, южного, восточного и западного фасадов с колоннами и пилястрами коринфского ордера (базы колонн и пилястр чугунные) и с гранитными ступенчатыми стилобатами; портики, завершенные треугольными фронтонами с карнизом с дентикулами; перекрытие портика с разбивкой разноформатными кессонами; ниши (две) по сторонам от входных проемов с полуциркульными завершениями; фриз с барельефными панно с изображением крестов и военной арматуры на стенах портиков; в нишах западного фасада размещены скульптуры архангелов Михаила и Гавриила (скульптор С.И.Гальберг); скульптура (гипс, дерево) архангела Гавриила, представляющая фигуру с крыльями в полный рост, задрапированную в хитон, с крестом в руке; скульптура (гипс, металл) архангела Михаила, представляющая фигуру с крыльями в полный рост, в доспехах и гиматии, с копьем в руке; фасады, являющиеся сторонами креста здания (северо-восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный) с горизонтальным членением в виде лепного фриза с гирляндами и фигурами ангелов; исторические дверные проемы: местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный); оконные проемы – конфигурация (полуциркульные, с прямой перемычкой), габариты, местоположение; оформление дверных проёмов: наличники с профилированными тягами, прямые сандрики; заполнение дверных проемов: рисунок (мелкая расстекловка), конфигурация, материал (дерево); заполнение оконных проемов: рисунок (мелкая расстекловка), конфигурация, материал (дерево); оформление оконных проёмов основного объема в уровне 1-го этажа– архивольт с рельефными орнаментальными композициями, пилястры по сторонам, барельеф в виде балясин в подоконном пространстве; оформление оконных проёмов барабанов малых куполов профилированными архивольтами; колонны коринфского ордера (24) вокруг барабана центрального купола; барельефные панно с головками херувимов и гирляндами в антаблементе центрального купола; решение фасадов барабанов малых куполов с обходами с балюстрадными ограждениями на тумбах; чугунные треножники (бывшие дымоходы) на тумбах ограждения с львиными маскаронами и навершием в виде стилизованных колпаков дымоходов; горизонтальных членение (пояс с профилированными тягами), карниз на кронштейнах; декоративно-художественное решение интерьеров собора; решение интерьеров помещений под малыми куполами (рукавами креста), северного, южного и западного приделов: парусные своды на подпружных арках и пилонах с колоннами коринфского ордера; углы пилонов обработаны каннелированными пилястрами коринфского ордера; антаблемент с профилированными тягами и карнизом с дентикулами; балкон с ограждением по периметру приделов; горизонтальное чление в виде фриза с поясами меандра и ов стен; дверные проемы (между пилястрами) с полуциркульным завершением с наличниками в виде пилястр и профилированными архивольтами; историческое заполнение дверных проемов: деревянное, с фрамугой; световой фонарь в западном приделе во 2-м ярусе: материал (дерево, стекло); обработка стен 2-го яруса пилястрами; балконы с балюстрадами, а также колонны квадратного сечения с коринфскими капителями 2-го яруса; дверные тамбуры (три) деревянные, оформленные двумя ионическими пилястрами и четырьмя резными венками; решение центрального придела: парусный свод на подпружных арках и пилонах с колоннами коринфского ордера, колоннам отвечают пилястры аналогичного ордера на стенах пилонов; по периметру помещения проходит балкон с ограждением; антаблемент с декоративными поясками и карнизом с дентикулами; металлические кронштейны (двенадцать) с коваными элементами в форме завитков; малые паникадила (воссозданы): материал (бронза), конфигурация, габариты; киот настенный (на юго-восточном пилоне), белый мрамор, двухярусный, с полуколоннами коринфского ордера по сторонам и навершием в виде лучкового фронтона, в тимпане фронтона головка херувима; пол 1-го этажа облицован ревельской плитой (известняк); иконостас в центральном зале – исторический облик по проекту В.П.Стасова, материал (дерево, резьба гипс, папье-маше, позолота, французский лак), с шестью каннелированными деревянными колоннами, увенчанный крестом и сенью с кессонами с головками херувимов и сиянием; иконостасы в северном и южном приделах – исторический облик по проекту В.П.Стасова, материал (дерево, резьба, позолота, французский лак); роспись центрального купола кессонами с лепными розетками в технике гризайль темперой по штукатурке; в скуфье изображения херувимов, выполненные в аналогичной технике; окраска малых куполов синей краской с росписью золотыми звездами; Часовня габариты, местоположение и конфигурация здания часовни; габариты и конфигурация крыши с металлическим окрытием, включая высотные отметки; местоположение, габариты, конфигурация купола (с гуртами, окрашенный в сине-голубой цвет с накладными позолоченными звездами) с глухим фонариком с арочками и главкой (в основании расположен рельефный пояс); позолоченный крест с яблоком: местоположение, конфигурация; исторические капитальные стены: материал (кирпичные); крестовый свод зала; в габаритах капитальных стен. архитектурно-художественное решение фасадов в стиле классицизм: материал отделки и фактура отделки фасадов - гладкая окрашенная штукатурка; цоколь, облицованный известняком; двухколонные портики на северном, южном и западном фасадах, пилястровый портик на восточном, с треугольными фронтонами с карнизами на модульонах; парные пилястры, оформляющие углы здания часовни; филенки в профилированных рамках в уровне капителей пилястр; оформление южного фасада - ниша с полуциркульным завершением, северного фасада - оконный проем с полуциркульным завершением в профилированных наличниках; дверной проем на западном фасаде с полуциркульным завершением с профилированным наличником; заполнения оконного и дверного проемов: материал (дерево), рисунок; крыльцо в две ступени с тумбами по сторонам, облицованное известняком; профилированный карниз на фигурных модульонах с завитком волют в интерьере Сад историческое объемно-пространственное и планировочное решение пейзажного сада по проекту садового мастера И. (Д). Буша; ровный рельеф; групповые посадки старовозрастных деревьев в северо-восточной и юго-восточной частях сада; видовой состав насаждений (дуб черешчатый, клен остролистный липа мелколистная, ясень обыкновенный); газоны обыкновенные. живая изгородь вдоль южной границы сада из розы морщинолистной. Ограда сада ограда с воротами по периметру сада - исторические местоположение, конфигурация, габариты; ограда на цоколе из красного гранита с воротами (одни) и калитками (шесть) ; металлические ковано-литые элементы, включающие столбы, ворота, стойки; ворота металлические на двух столбах с фигурными филенками и навершием в форме шара, створки ворот с филенчатым цоколем, с ковано-литыми элементами геометрического характера, а также изображением двух щитов; центральная стойка каннелированная, завершенная шишкой; навершие ворот в форме завитков; ограждение – материал (металл), техника исполнения (ковка, литье), рисунок (в виде вертикально расположенных стоек с навершиями в форме стилизованных цветков).

История проспекта Измайловского

Измайловский проспект — проспект в историческом районе Роты Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга. Меридиональная радиальная магистраль на Безымянном острове. Проходит от набережной реки Фонтанки до набережной Обводного канала. Продолжает на юг Вознесенский проспект, за Обводным каналом переходит в Варшавскую площадь. Параллелен Лермонтовскому и Московскому проспектам.Проложен в 1740-х годах. С ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пр-кт. Измайловский 3,  пр-кт. Троицкий 4,  наб. Реки Фонтанки 126,  наб. Фонтанки реки 126,  наб. Реки Фонтанки 128,  наб. Фонтанки реки 128,  наб. Реки Фонтанки 130,  наб. Фонтанки реки 130,  пр-кт. Измайловский 5,  пр-кт. Измайловский 7,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Измайловский, 7а

Картинка скодом