город Санкт-Петербург, набережная Крестовки, д.12

- это историческое здание, известное под названием «Дача М. Э. Клейнмихель . Дача Л. Чинизелли-, База отдыха Балтийского морского пароходства - Дом приемов УД Президента РФ», построенное в стиле - Модерн в 1904, 1911-1912 году, архитектор(ы) - Прейс К. Г. Претро И. А. Мейбом К. К.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Список зданий по наб Крестовки : 1, ۩ 10, 11, ۩ 12, ۩ 2, 3, ۩ 7, ۩ 8, ۩ 8*,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Крестовки, 12

«Дача М. Э. Клейнмихель . Дача Л. Чинизелли-, База отдыха Балтийского морского пароходства - Дом приемов УД Президента РФ»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1904, 1911-1912 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Прейс К. Г. Претро И. А. Мейбом К. К.

Дача М. Э. Клейнмихель. Дача Л. Чинизелли-База отдыха Балтийского морского пароходства - Дом приемов УД Президента РФ

Крестовки наб., 12. Архитекторы: Прейс К. Г.Претро И. А.Мейбом К. К. Год постройки: 1904, 1911-1912 Стиль: Модерн.

наб. р. Крестовки, 12

Пам. арх. (регион.)

Дача М. Э. Клейнмихель Модерн

Главный дом

1904 - акад. арх. Прейс Константин Георгиевич - перестройка, парадный вход

1904 - арх. Претро Ипполит Александрович - перестройка дачи Верховцевой

1911-1912 - арх. Мейбом К. К. - перестройка в неоготическом стиле

База отдыха Балтийского морского пароходства

1986-1989 - реконструкция (уничтожены интерьеры)

объединение Реставратор , арх. Морозова Н. В.

Дом приемов УД Президента РФ

2006-2007 - реконструкция

Служебный корпус

1801 - ?

Ограда

1904 - арх. Прейс К. Г. (Список.)

1911-1912 - арх. Мейбом К. К.

Дача Л. Чинизелли

1909 - арх. фон Постельс Федор Федорович модерн

1978 - разобрана

2006-2007 - воссоздана

Объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове (1920-.)

Общежитие завода Электрик (после ВОв-1969)

База отдыха Балтийского моского пароходства (1990-.)

Дом приемов УД Президента РФ (2007?-.)

Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.К 1827 г. около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и Дача Э. Женьеса. Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 г. первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. ВерховцевойВ 1893 г. Дачу Н. А. Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала Столица и усадьба , человек глубокого ума и независимых мыслей. Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец - граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

Клейнмихель Петр Андреевич (1793-1869) Участник войны 1812 и заграничных походов. В 1839 возведен с нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство. Генерал от инфантерии (1841). С 1842 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Женат дважды. Первая жена Варвара Александровна Кокошина. Развод. Вторая жена Ильинская Клепатра Петровна (1811-1865). От второго брака семь детей:Елизавета по мужу Пилар-фон-Пильхау (1833-1896) Урожденная графиня, баронесса. Похоронена в с. Ивня Обоянского уездаАлександра (1835-1912), фрейлина, муж Федор Федорович (Фридрих) Козен (умер в 1906),Николай (1837-1878), генерал-майор, жена Келлер Мария Эдуардовна (1846-1931), родилась в Киеве, в семье вице-губернатора Эдуарда Келлера.

<

Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.

В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 г. арх. Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома. Здание украшает крыша с высоким шпицем и угловая башенка.

Монументальная решетка с двумя парадными воротами. По проекту К. Г. Прейса (1904) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой МК (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 г.

В 1912 г. на заводе Сан-Галли по проекту К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями.

Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотограий К. К. Буллы в журнале Столицы и усадьбы . Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами. В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка овещал гобелены, живопись, наборный паркет.Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.

В 1914 г. графиня организовала в своем особняке госпиталь, которай сама финансировала. Убранство дома было перевезено в ее дом на Сергиевскую ул. (ул. Чайковского, 33-37) В 1918 г. Клейнмихель покинула Россию, продав коллекцию и городской дом.

Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, - свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками .

(Йен Воррес. Последняя Великая княгиня )

Петербургская газета в июне 1910 г. писала: .многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона .

В мемуарах М. Э. Клейнмихель рассказывается об одно из костюмированных балов, устроенном ею в начале 1914 г. Тогда же произошел случай, казавшийся тогда незначительным, но имевший для графини трагические последствия и едва не стоивший ей жизни. С началом войны стал распространяться слух о якобы переданном ею в Германию русском мобилизационном плане (« в коробке с шоколадом» ). Информация шла от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он не получил приглашения на этот костюмированный бал.

(Клейнмихель М., гр. Из потонувшего мира. Мемуары. Берлин, 1918?. С. 195-198)

С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала. В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: « Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.

В 1918 г. дачу национализровали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории.

После войны в доме находилось общежитие завода Электрик . Все залы были разделены перегородками на маленькие комнаты, но вестибюль не тронули, там находился великолепный камин, стены были отделаны дубовыми панелями, наверх вела дубовая лестница с резными перилами, а под ней находились очаровательные, такие же резные беседки. Я родилась в этом доме в 1952 г. и жила там до его расселения в 1969 г., как из дома угрозы . В доме было печное отопление, но всё равно было очень холодно, по утрам по углам лежал снег. Там жили простые рабочие люди, но никому в голову не приходило испортить стены, камин или лепнину на потолке. Зато при реставрации всё растащили, легче всего сказать, что всё было утрачено . Адрес у нас был наб. р. Крестовки д. 10. (архитектура)С 1986 по 1989 г. объединение Реставратор проводило работы по реконструкции по проекту арх. Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини, особняк Клейнмихель стал зелёным. Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали.

после которых особняк Клейнмихель стал зелёным, а дом Чинизелли был просто уничтожен.В 1990 г. здание передали Балтийскому речному пароходству, здесь открылась База отдыха.

В особняке снимался эпизод фильма « Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана (« Сокровища Агры» ). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

Потом была в частном владении. ? принадлежала Федеральной миграционной службе ?

В 2006-2007 гг. (?) была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.

В особняке снимался эпизод фильма « Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана (« Сокровища Агры» ). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

В начале 2-й серии фильма Агония показывается этот особняк. Часть дома с башней в кадре отсутствуе - видимо, это момент разборки.

Особняк в неоготическом стиле кажется дворцом из волшебной сказки хотя бы потому, что в отличие от большинства дач на острове восстановлен и не закрыт глухим забором.

Центральную часть дома охраняют бронзовые фигурки драконов.

В кованую ограду вплетен вензель « МК» - это инициалы графини Марии Клейнмихель. Во время Первой мировой войны графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь, а после эмиграции хозяйки дачу национализировали и передали в Объединенному клубу домов отдыха рабочих.

Помимо впечатляющей архитектуры старинного особняка, также стоит отметить и необычную решетку ворот. Точнее решетка абсолютно обычная, а вот орнамент украшающий прутья - особенный. За ничего не подозревающими прохожими, с решетки ворот, наблюдает огненная саламандра. Саламандра - существо мифическое. По легендам она не горит в огне, а проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Дело в том, что отец мужа графини в свое время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний. Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель. К сожалению, внутренняя отделка не сохранилась, хотя известно, что стены особняка были декорированы дубовыми панелями, а в Большой гостиной находился камин, изготовленный из белого мрамора.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802225001)

на карте

Соседние дома : ул. Ольгина 2,  ул. Депутатская 9А,  наб. Крестовки 10,  наб. Крестовки 8*,  наб. Крестовки 8,  ул. Депутатская 11,  ул. Депутатская 9Б,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крестовки, 12

Картинка скодом