Железнодорожная улица — улица в правобережной части города Ржева Тверской области. Следует с запада на восток, параллельно линии прибалтийского направления Октябрьской железной дороги. Пересекает девять улиц, среди которых Дзержинского, Мира и Соколова. Одна из важнейших улиц пристанционного микрорайона.
Названа так благодаря своему расположению в центре пристанционного микрорайона, большинство жителей которого составляют железнодорожники и члены их семей.
Застройка
Барельеф на монументе железнодорожникам
До Октябрьской революции 1917 года улицы как таковой не существовало. В районе где сейчас пролегает улица были пригороды. Немногочисленные строения имели чисто хозяйственное или ремесленное назначение, в основном же здесь располагались огороды и садовые хозяйства. Центр нынешней Железнодорожной улицы пересекали Виндавское (ныне Московское) шоссе и Ново-Ямская улица (ныне Мира) заселённые ямщиками обслуживающими зубцовско-сычёвский и торопецкий тракты.
Основную жилую застройку улица получила уже в годы первых советских пятилеток в 20-е и 30-е годы XX века. По плану НКПС РСФСР Ржев должен был стать крупнейшим железнодорожным узлом Тверской губернии, так как здесь пересекались Ленинградско — Симферопольское и Московско — Виндавское направления Октябрьской железной дороги. В соответствии с планом здесь был отстроен городок состоящий из двухэтажных жилых бараков в которых ютились железнодорожники. Широкое распространение получили и частные деревянные дома. В годы Великой Отечественной войны (в 1941—1942 годах), в результате многочисленных бомбардировок и жесточайших обстрелов немецкой артиллерией территорий прилегающих к железной дороге, почти все бараки были уничтожены вместе с большинством частных домов располагавшихся по улице.
После войны, в 1950-е — 1960-е годы, улица застраивалась заново. В основу новой застройки были заложены двух, четырёх и пятиэтажные жилые дома, предназначенные для расселения работников железной дороги: станции «Ржев-Балтийский» и локомотивного депо.
Вдоль улицы разместилась необходимая инфраструктура: управление станции «Ржев-Балтийский», поликлиника, железнодорожная больница, детский сад для детей железнодорожников, стадион «Локомотив», парк железнодорожников, предприятия торговли и быта.
В настоящее время (2011 год) многие строения по улице прибывают в плачевном состоянии, сказывается недофинансирование объектов Октябрьской железной дороги и дефицит городского бюджета.
Достопримечательности
Улица начинается в жилом квартале хлебокомбината, состоящем из пяти пятиэтажных панельных домов, приписанных к улицам Белинского и Вокзальной. Первым строением по Железнодорожной улице является детский сад № 6 (дом № 2а), чудным образом оказавшийся в центре квартала. Западнее квартала, до революции находилась деревня Мелихово, сейчас об этом упоминает лишь название железнодорожного разъезда «Мелихово» и с 1-го по 7-й Мелиховские переулки. В этой части города ещё сохранились деревянные частные дома довоенной эпохи, выстроенные в классическом русском стиле. Подобные дома можно видеть и вдоль современной Железнодорожной улицы, от её начала до улицы Мира.
Мемориальная доска в тыльной части памятника-паровоза
На перекрёстке с улицей Мира расположился парк «Здоровье» (до 2020 года — парк железнодорожников), известный своим памятником-паровозом. Памятник представляет собой переднюю часть паровоза СУ 208-64 слитую с белым бетонным постаментом в виде крыльев. Этот монумент был воздвигнут в 1973 году, в память о мужестве и героизме проявленном ржевскими железнодорожниками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Тогда же, напротив монумента была установлена и стела погибшим в войне советским железнодорожникам. Рядом с монументом уже в 2001 году была сооружена часовня Святого Николая Чудотворца, покровителя всех путников, в том числе железнодорожников. В самом парке разбиты аллеи, установлен фонтан, парк оборудован фонарями и скамейками для отдыха людей.
На углу Железнодорожной улицы с Московским шоссе расположено жёлтое помпезное здание железнодорожной больницы (дом № 36). До строительства центральной районной больницы это было самое крупное медицинское учреждение в городе. Здесь обслуживаются работники ржевского железнодорожного узла ОЖД и жители пристанционного микрорайона. Больница находится в достаточно ухоженном состоянии, чего не скажешь об инфекционном корпусе, расположенном на заднем дворе больницы. Корпус прибывает в запущенном аварийном состоянии и похоже восстановлению уже не подлежит. Там же, во дворе можно наблюдать старую водонапорную башню, некогда снабжавшую водой больницу и окрестные жилые дома. По соседству с больницей располагается и поликлиника ОЖД (дом № 38).
Рядом с поликлиникой в глаза бросается красивый жилой дом сложенный из красного кирпича (дом № 40), в народе его кличат «немецким». «Немецкими» во Ржеве называют некоторые здания, которые строили или восстанавливали пленные немцы сразу после войны. Все эти дома считаются добротными и сделанными на совесть. Немцы работали во Ржеве с 1943 до конца 1946 года и за это время успели привести в порядок многие городские постройки. Содержались пленные немцы в тяжёлых условиях, жили в изоляции в старинном здании ржевской тюрьмы (ныне СИЗО № 3). Дом № 40, восстановленный к 1946 году и предназначенный для первых семей ржевских железнодорожников, строили из привезённых трофейных материалов, используя трофейную же строительную документацию. Неспроста многие отмечают сходство застройки дома с провинциальной немецкой. Похожие дома были построены также в двух военных городках Ржева.
На пересечении улиц Железнодорожной и Октябрьской (кстати тоже названа в честь Октябрьской железной дороги), располагаются два примечательных старых здания. Это здание управления станции «Ржев-Балтийский» (дом № 42) и ныне разрушенное здание первого детского сада для детей работников ОЖД (дом № 47). Здания располагаются по разные стороны улицы, друг против друга, оба были построены ещё в начале 1930-х годов в стиле конструктивизма, всё что осталось от довоенного барачного посёлка железнодорожников. На здании станционного управления закреплена мемориальная доска в честь ржевских железнодорожников — К. Чижова, А. Виноградова, А. Григорьева и С. Арефьева, погибших на боевом посту в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Рядом с парком железнодорожников, через дорогу, расположен крупнейший стадион Ржева — «Локомотив» (дом № 47а). Во время проведения футбольных матчей здесь собирается много людей. Конечно, ржевские железнодорожники неизменно остаются поклонниками родного «Локомотива». Футболисты ржевской команды дорожат их доверием и упорно борются за право играть в группе лучших команд РЖД. На стадионе также проводятся различные спортивные праздники, молодёжные гулянья, театрализованные представления. Пик популярности стадиона пришёлся на советское время. Здесь неоднократно проводились встречи с популярными киноактёрами того времени, выступали народные артисты СССР. В ближайшие годы на стадионе «Локомотив» планируется возведение нового универсального спортивного зала, который станет одним из лучших спортивных сооружений в Тверской области. Кроме «Локомотива» в городе имеются ещё два крупных стадиона со своими футбольными командами — «Горизонт» и «Торпедо».
Перечень зданий и объектов инфраструктуры
(с номерами домов)
№ 2а — Детский сад № 6
№ 36 — Отделенческая больница на станции Ржев ОЖД (Железнодорожная больница)
№ 38 — Поликлиника при ОЖД (в том числе детская)
№ 40 — Дом из красного кирпича (восстановлен в немецком стиле в 1946 году)
№ 42/68 — Управление станции «Ржев-Балтийский» Октябрьской железной дороги
№ 45а — Таунхаус (новострой)
№ 47 — Первый детский сад при ОЖД (памятник архитектуры 1930-х гг., ныне разрушен)
№ 47а — Стадион «Локомотив»
№ 50 — Пятиэтажный жилой дом с пристройкой, в ней расположены: магазин «Продукты» и ржевский филиал ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»
Типовая серия - I-447С-46. Девятиэтажный кирпичный жилой дом с квартирами для малосемейных
Ветхое жилье и аварийное жилье.. Какой дом признается аварийным?
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |