Список домов, по улице Транспортной:

   2, 32, 34, 42А, 44, 46, 49, 65, 65 А, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 81 (1-4 подъезды), 81 (5 подъезд), 83,

ТРАНСПОРТНЫЕ улица и переулок

Транспортная улица проходит по границе двух районов: ее западная сторона относится к Коминтерновскому, восточная – к Центральному району.

Наиболее старая часть улицы – южная, проходящая мимо Бринкманского сада, – образовалась в середине XIX столетия. Застраивалась во второй половине XIX – начале XX века. В 1917 году вошла в состав Привокзального поселка. В советское время получила дальнейшее продолжение в северном направлении.

Документы начала XX века приводят прежнее название улицы в различных вариантах: Волконская, Волхонская, Волохонская, Волохоновская. Оказалось, что наиболее правильное, исконное название – Волконская. Оно связано с известной княжеской фамилией Волконских. А указанное на плане 1910 года наименование «Большая Валфоновская» следует считать ошибкой, опиской.

«Бывший вице-губернаторский дом, называемый Волконским», показан на архивных чертежах 1837 года: усадьба (главное здание и службы) находилась там, где ныне дома № 5 и 5-а по проспекту Революции. А рядом с этой усадьбой начиналась дорога, выводившая за город в северном направлении и пролегавшая как раз по линии современной Транспортной. Путь оставался прежним и в начале следующего десятилетия (судя по плану Воронежа 1842 года). Однако при дальнейшей реконструкции города начало дороги было ликвидировано: на плане 1851–1852 годов здесь уже показан ипподром («Рысистый Бег»), а в 1867 году место ипподрома перерезала земляная выемка с железнодорожными путями. Уцелевшая же часть старой дороги стала улицей и сохранила название «Волконская».

Кто же такой Волконский? Ответ дают документы XVIII века. В 1784 году «губернский стряпчий уголовных дел», надворный советник князь Андрей Александрович Волконский (ок.1750–1813) был назначен на должность советника Воронежского наместнического правления. В этом году он уже имел дом на главной улице города. Последующая история «Волконского дома» богата многими именами и событиями, здание многократно переходило из одних рук в другие. В 1800-е годы оно было куплено в казну, и в нем некоторое время жили вице-губернаторы. Позже дом превратили в жандармскую казарму. Затем в 1840-е годы его перестроили в нынешний дом № 5, более всего известный как «казарма Арнольди» (см. статью о пр. Революции).

В 1923 году Привокзальный волисполком переименовал улицу «Волохоновскую» в Транспортную. Это название ассоциировалось с железнодорожным транспортом (здесь, в Привокзальном поселке, жили рабочие и служащие железной дороги) и с относительно оживленным движением гужевого транспорта по улице. Прошло около десяти лет – и улица вновь сменила название: ей присвоили имя Евгения Ивановича Рябинина (1892–1938), руководителя области. Рябинин был председателем облисполкома Центрально-Черноземной (в 1930–1934 гг.) и Воронежской (в 1934–1935 гг.) областей, затем первым секретарем Воронежского обкома ВКП(б) (в 1935–1937 гг.).

В 1937 году Е.И. Рябинина сняли с должности секретаря обкома и по сфабрикованному делу арестовали как руководителя «воронежского право-троцкистского подполья». Тогда же улице Рябинина возвратили предыдущее название – Транспортная. В следующем году «врага народа» расстреляли…

А безукоризненный «транспортный» вид впервые придали улице в 1935 году, когда она носила имя Рябинина. Прежде волнистое, изрезанное оврагами полотно дороги выровняли и вымостили, вдоль мостовой протянули щебеночные тротуары.

Сегодня же Транспортная оправдывает свое название как никогда. Движение автомобилей – чрезмерное для столь узкой улицы. Грязь, пыль, брызги на тротуарах, заборах и даже зданиях; шум, беспрепятственно проникающий в комнаты частных домов, – таковы реалии.

В 1988 году закрыт рынок, существовавший возле перекрестка с улицей 45-й Стрелковой дивизии.

В южной части Транспортной до наших дней уцелели некоторые здания рядовой жилой застройки конца XIX – начала XX века. Но главная достопримечательность здесь – Бринкманский сад, история которого описана в начале книги. К уже сказанному остается еще добавить, что в этом общественном саду мог бы появиться храм. В 1918 году общее собрание граждан Привокзального поселка постановило построить церковь во имя Серафима Саровского на углу улиц Волконской (Транспортной) и Бринкманской (Урицкого), отвести для этого часть старинного сада. Но в 1923 году волостной исполком воспротивился произвести фактический отвод земли и не разрешил церковному приходу начать строительство. В наши дни в глубине Бринкманского сада стоит Дом культуры Общества глухих, построенный в 1952–1953 годах. На углу в 2001–2003 годах сооружено здание медико-восстановительного центра. А на центральном участке сада поразителен необъятный дуб, возраст которого около 200 лет, – он признан самым могучим деревом, произрастающим внутри города.

Транспортный переулок примыкает к Транспортной улице. До 1962 года он именовался 1-м Транспортным переулком; еще раньше, в довоенное время, назывался так, как и сейчас – Транспортным; а до 1923 года имел полуофициальное наименование «Волконский» (Волхонский, Волхоновский – в зависимости от употребления названия улицы).

Примыкавшие к Транспортной улице 2-й и 3-й Транспортные переулки в 1962 году переименованы соответственно в Коллективный и Спокойный.

Источник: Энциклопедия воронежских улиц краеведа Павла Попова

Примечательные здания по улице Транспортной:

Общежитие №2 ВГМА    -  Транспортная - 49,   
Церковь Владимира равноапостольного    -  Транспортная - 34,   

Популярное на сайте Правдом.

Модерн

Модерн. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем.

Типовая серия - I-447С-46

Типовая серия - I-447С-46. Девятиэтажный кирпичный жилой дом с квартирами для малосемейных


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2025-03-14 Улица Локомотивная Улица находится в Калининском административном округе. Берет начало от улицы Новой, заканчивается на улице Ростовской. Пересекает улицы Кремлевскую, Федерации, Новоселов, Восстания.Продолжительность – 1,3 км. Пешая прогулка займет от 15 минут.До 7 декабря 1957 года улица называлас ... читать далее >>>>
2025-03-14 Улица Энергетиков Улица проходит через Центральный и Ленинский административный округ Тюмени. Берет начало от улицы Максима Горького, прерывается на улице Холодильной. Продолжается от улицы Мельникайте, заканчивается на улице Воровского. Пересекает улицы Мельничную, Одесскую, Пржевальского, Севастоп ... читать далее >>>>
2025-03-14 Улица Московский тракт Улица расположена в Калининском административном округе Тюмени. Начинается от улицы Трактовой, заканчивается у въездного знака «Тюмень». Пересекает улицы Калинина, 9 Января, Ставропольскую и окружную дорогу в самом конце.Протяженность – 4,2 км. Пешая прогулка займет от 50 мину ... читать далее >>>>
2025-03-14 Улица Червишевский трактУлица расположена в Калининском округе Тюмени. Берет начало от улицы Трактовой, заканчивается на окружной дороге. Пересекает улицу Ставропольскую. Граничит с улицами Зои Космодемьянской, Молодогвардейцев, Тимирязева, Южной, Пархоменко, Молодежной, Баумана.Продолжительность – ... читать далее >>>>
2025-03-13 Улица Ялуторовская Улица расположена в центральной части города. Берёт начало от улицы Первомайской, пересекает улицу Кузнецова, затем следует пешеходная зона от улицы Грибоедова до улицы Достоевского. Далее пересекает улицу Орджоникидзе и завершается у ТЦ «Галерея Вояж». Улице присвоили название ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах