Список домов, по улице Ленина:

   10*, 10/2, 100, 104Б, 110, 12, 22, 28, 30, 36, 38, 43В, 46, 48, 56, 66А, 68, 70, 73, 73А, 78, 80А, 86, 86 А, 86 Б, 86*, 88, 96,

Улица ЛЕНИНА (БОЛЬШАЯ ТРОИЦКАЯ)

Когда в 1867 году по краю Троицкой слободы вели железную дорогу, почти все слободские дома размещались между полотном и берегом реки. На рубеже XIX и XX столетий стала активнее осваиваться и территория за железнодорожной линией. Там образовалась новая главная улица слободы – Большая Троицкая.

В документах 1899–1901 годов мы находим первые упоминания об уже существующей улице: в это время она впервые была замощена. Улица еще не имела устоявшегося, известного в масштабе всего города имени. Ее называли улицей, «ведущей из города Воронежа от железнодорожного моста… в Ботанический сад», «дорогой от железнодорожного моста к военным лагерям». Мостовые работы проводились в основном за счет Воронежского уездного земства (2 тысячи рублей). Город тоже решил выдать пособие Троицкому сельскому обществу – тысячу рублей – с условием, чтобы по дороге по-прежнему беспрепятственно пропускали городское стадо. Однако общество стало возражать, спорить с городом, доказывая, что стадо испортит края мостовой.

Проезд, вдоль которого располагались несколько сооружений, существовал здесь и раньше. План города 1866 года уже позволяет увидеть среди границ пригородных землевладений очертания южного участка будущей улицы. А железнодорожные пути, уложенные годом позже в земляной выемке, не загородили горожанам этот привычный проезд: над выемкой сразу же был перекинут мост, собранный из дерева (теперь здесь – железобетонный виадук).

Улица стала логическим продолжением, завершением проезда, который возник вне слободы.

Отрезок восточной стороны улицы, сложившийся как раз на основе старого проезда (между современной пожарной частью и Учительским переулком) относился в дореволюционное время не к слободе, а к городу. Он причислялся к «местности за железной дорогой» («местности за полотном железной дороги»). Сегодня на этом отрезке выделяется здание швейной фабрики акционерного общества «Работница». А в старину достопримечательностью было крупное кирпичное П-образное здание, которое называли «винными подвалами». Оно стояло ближе к железной дороге и мосту, но строилось раньше них – в эпоху императора Николая I, после того, как в 1827 году в стране восстановили систему «винных откупов» с контролем государства за продажей вина и водки. Впоследствии надобность в специальном складе отпала, когда продажа вина стала «вольной». В 1875 году здание из собственности города перешло в частные руки. Первым «партикулярным» владельцем стал купец И.Н. Клочков, крупный оптовый торговец, который приспособил «подвалы» для хранения провианта. Как показали дальнейшие события, городу не следовало расставаться с этим крупным сооружением. При Николае II правительство из года в год требовало наращивать численность воинских частей, содержимых городом. Городскому самоуправлению пришлось сначала арендовать бывшие «винные подвалы» под казарму, а затем, в 1910 году, выкупить это здание. По фамилии последнего частного владельца Е.В. Авдеева казарму именовали Авдеевской. Около казармы, в бойком месте, стояли несколько торговых лавок… Конец известного здания настал в Гражданскую войну, в течение нескольких лет казарма превратилась в развалины.

Второй главнейшей достопримечательностью Большой Троицкой считался чугунолитейный и механический завод, который появился гораздо раньше улицы. В 1857 году инженер-технолог Э.Ф. Гаусман приобрел у жены полковника Е.Б. Фон-Бринкман земельный участок на западной стороне проезда и в том же году открыл здесь предприятие. Земля, купленная под завод, представляла собой часть обширного дачного имения Бринкманов (Елизавет-Красовки). В документе того времени проезд назван Троицкой дорогой.

С 1900-го до середины 1910-х годов владельцем завода было товарищество, учрежденное наследниками Э.Ф. Гаусмана совместно с купцом К.И. Бухоновым. В 1905 году этот завод и примыкающая к нему широкая часть улицы стали ареной бурных стачек и митингов, на которые стекались рабочие нескольких крупных предприятий. 6 февраля случилось столкновение с полицией, она тяжело ранила большевика А.Г. Антонова, который выступал перед рабочими с антиправительственными речами…

После Февральской революции 1917 года часть западной стороны улицы (между железной дорогой и современной ул. Вавилова), включая и бывший завод Гаусмана, вошла в состав Привокзального поселка.

В конце 1917 года заводскую усадьбу взяло в аренду кооперативное товарищество «Трудовое равенство». Оно было первым промышленным предприятием Воронежа, организованным силами рабочих еще до Октябрьской революции, в середине октября. Выпускало земледельческую технику.

Летом того же 1917 года городская управа Воронежа приступила к экстренному устройству трамвайной линии по Большой Троицкой, к новому городку сельскохозяйственного института, чтобы обеспечить студентам и преподавателям СХИ связь с городом. Однако земля на улице принадлежала слободе, и большим препятствием для укладки рельсов стала позиция Троицкого сельского правления (его здание находилось на этой же улице). Слобода выдвинула встречные условия: чтобы город сделал на улице новые мостовые по обеим сторонам от рельсов и устроил водопровод и электрическое освещение (те удобства, которых троицкие жители, в отличие от городских, не имели). Так во второй раз возникли трудноразрешимые споры между городом и слободой…

Они разрешились только при Советской власти. Уже в 1918 году, к первой годовщине Октябрьской революции, улица получила мостовые, и по ее рельсам был торжественно запущен новый маршрут конки. По-прежнему планировался пуск трамвая, и новая власть укладывала рельсы в районе СХИ. Однако события Гражданской войны – бои за город в 1919 году, разруха нескольких последующих лет – сорвали план. Новые рельсы оказались растащенными.

В советские годы сразу же почувствовалась и забота о детях, обитавших на окраинах, – как живших в рабочих семьях, так и о беспризорных. В 1918 году в одном из бывших частных домов Большой Троицкой разместили Привокзальную трудовую школу 1-й ступени. В 1920 году работал «детский очаг» в бывшей усадьбе владельца кирпичного завода П.В. Колпачева (в квартале современного педуниверситета, на углу с улицей Вавилова). В 1921 году здесь же открылся детский дом. Он носил имя итальянского педагога, сторонницы свободного воспитания М. Монтессори, затем его переименовали в детдом имени К. Либкнехта.

25 января 1923 года на заседании Троицкого сельсовета был заслушан доклад комиссии, специально созданной для переименования слободских улиц (в составе И.А. Бирюкова, И.Г. Тихонова, В.П. Овчинникова). Одобрив доклад, сельсовет принял решение поменять названия шестнадцати улиц, в том числе дать лучшей улице – Большой Троицкой – имя В.И. Ленина. В городе в то время еще не было ни улицы, ни площади, названной в честь Ильича.

В следующем году слободу включили в состав Воронежа, в результате улица, носящая имя Ленина, оказалась не в центре города, а на его окраине. Но название пожалели, не стали «переносить» на новое место.

При новой власти на улице по-прежнему располагались административные учреждения. После того, как слобода стала частью города, здесь действовал Привокзально-Троицкий исполком. Его длинный кирпичный одноэтажный дом стоял у пересечения с нынешней улицей Вавилова – очевидно, это был один из прежних домов Колпачева.

В 1925 году на улице Ленина сажали деревья. В 1926 году удалось пустить по ней трамвай – до Ботанического сада, а в последующие годы ветку продлили до СХИ, вновь проложив рельсы взамен растащенных. В середине 1920-х годов открыли и автобусный маршрут в СХИ. Тогда все еще действовал старый деревянный мост постройки 1860-х годов, соединявший основную часть города с улицей.

К 1927 году восстановили бывшее предприятие Гаусмана; в это время губисполком постановил перепрофилировать его для ремонта тракторов. Через несколько лет его назвали заводом «Трактородеталь». В 1933 году на улице закончилось сооружение крупной «Троицкой школы», вскоре переименованной в среднюю школу № 2 Ю.-В.ж.д. В ней до немецко-фашистской оккупации города учился будущий космонавт К.П. Феоктистов. Еще одной новостройкой 1930-х годов стала пожарная часть, поставленная на месте руин Авдеевской казармы…

В 1980-х годах на страницах областных газет обсуждался вопрос о переименовании улицы Ленина – в связи с ее неказистым внешним видом и предстоявшим сносом большинства одноэтажных домов. Однако и на этот раз было решено сохранить фамилию вождя. Наконец, в 2002 году администрация города восстановила исконное имя улицы, не упраздняя советского. Теперь она носит двойное название, ее можно обозначать и как Большую Троицкую, и как улицу Ленина.

В 1984–1990 годах разобраны малоэтажные дома на восточной стороне улицы. Частично снос затронул и противоположную сторону: не стало двух зданий, стоявших у пересечения с улицей Республиканской. Благодаря освобожденному месту проезжую часть реконструировали, расширили – отныне поток транспорта пошел к новому Северному мосту. Воронежцы восприняли переустройство улицы как должное и не жалели приземистых строений. Все же надо помнить, что среди исчезнувших домиков были и старинные, возведенные при первоначальной застройке улице и так или иначе связанные с историей слободы.

К нетронутым памятникам жилой архитектуры конца XIX – начала XX века относятся дом Егорова, хорошо сохранивший деревянные детали декора (№ 110), и образец рядовой застройки под № 71. Самое же старое здание, уцелевшее на улице, – это бывший дачный дом № 86-а, сооруженный в третьей четверти XIX века. В начале XX века дом перешел от купчихи П.П. Вяхиревой, содержательницы известного училища, к присяжному поверенному С.А. Петровскому. После Гражданской войны домовладение закрепили за университетом (ВГУ), а позже за педагогическим институтом, созданным на базе университетского факультета. И получается, что именно с этой старой дачей связано появление на улице крупнейшего сооружения советского времени – массивного институтского здания. Оно выстроено в первой половине 1950-х годов на месте прежнего дачного сада (№ 86). Теперь институт переименован в педагогический университет.

Вблизи педуниверситета стоит бывшая 2-я школа Ю.-В.ж.д. Ныне это городская школа № 5, носящая имя своего знаменитого ученика Феоктистова. Она возвратилась в родные стены в 1999 году после длительного перерыва, вызванного ремонтом аварийного здания. А территорию бывшего завода Гаусмана занимает таксомоторное предприятие. Из комплекса старых заводских зданий уцелела часть переднего корпуса, построенного в начале XX столетия. Здание сильно пострадало в 1942–1943 годах, после чего перестроено, дополнено вторым этажом (№ 96). В наши дни оно занято офисом и магазинами. Кстати, в 1944 году бывший революционер А.Г. Антонов, который жил в Москве на Арбате, опасался, что стену с мемориальной доской, посвященной ему, не восстановят, а снесут – и Воронежский горисполком выслал по его просьбе фотографии доски…

В нижней части улицы находится стадион «Динамо», открытый в 1932 году. Возле него – вход в Центральный городской парк, основанный еще в 1844 году Министерством государственных имуществ и именовавшийся сначала Помологическим рассадником. Это был растительный питомник, но его нижняя часть служила излюбленным местом гуляний для публики. В повседневной речи дореволюционных воронежцев «рассадник» назывался Ботаническим садом. В 1929 году на территории сада открылся городской парк. В 1930–1950-е годы он носил имя Л.М. Кагановича. Впоследствии имел статус Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО).

Возле парка, на подъезде к новому Северному мосту, – транспортная развязка, сооруженная в 1980-х годах. Над нижней частью парка, над глубоким оврагом пролегла автомобильная эстакада, ведущая к улице Рылеева и другим улицам частного сектора. Очень жаль, что эта эстакада пересекла вход в парк, и во время ее строительства спилены вековые дубы.

И вообще к 1990-м годам парк пришел в упадок: исчезло нижнее озеро с лодочной станцией, не стало многих аттракционов; разрушены и летний Зеленый театр, украшенный роскошной нагорной лестницей в послевоенное время, и павильоны сельскохозяйственной выставки, которые сооружались в 1970-е годы. И нет уже никакого наплыва публики как по этим причинам, так и потому, что в последнее время горожане предпочитают отдых не в общественных садах и парках, а на собственных дачах…

По проекту эстакада должна стать частью магистрали, которая кратчайшим путем соединит Северный мост с Коминтерновским районом. Долгие годы эту эстакаду не удавалось завершить, так как проектом был предусмотрен снос многих частных домовладений на соседних улицах.

А современный виадук, связывающий улицу Ленина (Большую Троицкую) с проспектом Революции, действует с 1963 года.

Административный район – Центральный.

Примечательные здания по улице Ленина:

Бизнес-центр Вита    -  Ленина - 104Б,   
Бывшая швейная фабрикаРаботница ныне ВИВТ    -  Ленина - 73А,   
Воронежский государственный педагогический университет    -  Ленина - 86,   
До 1923 г. жилой дом, после кафедра ВГПУ    -  Ленина - 86*,   
Дом Егорова    -  Ленина - 110,   
Зеленый театр    -  Ленина - 10/2,   
Офисный центр в помещении бывшей швейной фабрикиРаботница    -  Ленина - 73,   
Пропилеи «Воронежского центрального парка культуры и отдыха»    -  Ленина - 10*,   
Стадион Динамо    -  Ленина - 12,   
Церковь Михаила Архангела в Репном    -  Ленина - 80А,   
Школа № 5    -  Ленина - 88,   

Популярное на сайте Правдом.

Типовая серия - 121

Типовая серия - 121. Дома 121 серии можно назвать одной из серий, представляющих собой качественные панельные дома Санкт-Петербурга.

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки. Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки составляют более 30% жилья в городах


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-12-01 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>>
2024-12-01 До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>>
2024-12-01 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>>
2024-12-01 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах