Список домов, на площади Ленина:

   1, 10, 10А, 11, 12, 13, 14, 15, 2, 3, 4, 5, , 7, 8, 9,

Площадь ЛЕНИНА

Главная площадь города, его административное ядро. Расположена на территории Ленинского и Центрального районов.

Она не всегда была такой величественной и обширной, как сейчас. Не раз подвергалась реконструкции и перепланировке ценой нарушения исторического облика прежнего торгового центра города.

Площадь возникла в 70-х годах XVIII века как одно из новых центральных торговых мест за пределами старого городского вала. Причиной тому послужил генеральный план развития Воронежа 1774 года. Первоначально площадь занимала территорию современного Кольцовского сквера, театра оперы и балета, здания областного совета профсоюзов (бывшая гостиница «Воронеж»), рядом стоящего дома на улице Плехановской (она же возрожденная Большая Московская) и нынешнего основного, заасфальтированного площадного пространства. К 1780-м годам площади придали правильные очертания – ее спланировали в форме трапеции, немного раскрытой в сторону соседних обширных площадей.

В 1770-х годах, в условиях государственной монополии на торговлю солью, на площади появилось первое примечательное сооружение – казенное здание «соляного магазина» (соляных амбаров). В XIX веке монополия была отменена, в этих кирпичных амбарах уже не хранилась соль, но горожане по привычке называли их соляными. В 1871 году город купил это здание у управления акцизными сборами и в дальнейшем сдавал его в аренду под торговые помещения.

Постепенно на площади прибавлялись новые постройки, а сама она разделилась на несколько частей. Ее юго-западная половина получила в первой половине XIX века название «Конная»: здесь торговали лошадьми. Главной достопримечательностью Конной площади стала водонапорная башня первого городского водопровода, вступившего в строй в 1869 году.

Заботясь о чистоте, борясь с сильным загрязнением центра города навозом, губернское начальство в 1854 году пожелало перевести постоянную конную торговлю на новую Сенную площадь. Однако торговцы лошадьми вызвались платить ежегодно по 150 рублей в пользу города с тем, чтобы им разрешили продажу на старом месте. В 1871 году городской думе и городской управе все же удалось перенести торговлю на Сенную площадь – но не навсегда. Эта окраинная площадь оказалась неудобной, торговцы терпели убытки. В том же году последовало другое решение думы: во время ярмарок устраивать конную торговлю на Дровяной площади, а в обычные дни разрешить ее на старом месте (так в быту появилось название «Старая Конная площадь»). Впоследствии, в 1884 году, Дровяную площадь окончательно выбрали для продажи лошадей во все дни. Вскоре Конную площадь стали называть только Старо-Конной, а Дровяную – Ново-Конной.

Казалось бы, Старо-Конную площадь освободили от портившей ее торговли. Но в 1892 году сюда пришлось перевести Толкучий рынок (или, попросту, «толпу», «толкучку»), находившуюся ранее у Смоленского собора. Вместо лошадей на Старо-Конной расставляли одежду и обувь, посуду и мебель… Торговцы этого рынка в 1894 году построили часовню во имя Божьей Матери Одигитрии. На другом же конце площади кипела торговля овощами, стояли возы с мясными продуктами… Площадь не выдержала большого наплыва продавцов и покупателей. Специальная комиссия городской думы сделала в 1907 году заключение: «… в особенности где толпа, образуется такое скопление народу, что (ему) ежеминутно грозит опасностью от движения вагонов конно-железной дороги…». Несмотря на протесты торговцев, в 1909 году Толкучий рынок вновь был переведен – на этот раз к Самофаловскому плацу. На Старо-Конной площади опять стало немного спокойнее и чище.

Там, где теперь здание облсовпрофа, а также примыкающая к Плехановской (Большой Московской) улице часть Кольцовского сквера, до второй половины 1850-х – первой половины 1860-х годов существовал военный плац. Северо-восточнее этого участка находилась Московская полицейская часть, устроенная в середине 1820-х годов. Для нее приобрели усадьбу у купца Попова, старый дом реконструировали, дополнили пожарной каланчой. За несколько лет до установки памятника А.В. Кольцову на месте плаца разбили сквер. В книге Г.М. Веселовского (1866 г.) сообщается: «Здесь распланированы дорожки от центральной круглой площадки, на которой предполагается поставить памятник местному поэту, А.В. Кольцову. По бокам, вокруг всего парка, идет аллея, обсаженная липой, и в середине парка летом устраивается цветник. В настоящее время это место, впрочем, еще не может дать хорошей прогулки…».

Открытие памятника – беломраморного бюста, выполненного скульптором А. Трискорни, – состоялось 27 октября 1868 года, с тех самых пор безымянный сквер обрел наименование «Кольцовский». Первоначально скульптура была обращена в сторону улицы Большой Московской (Плехановской), и вплоть до 1940 года от этой улицы к памятнику вела короткая главная аллея сквера. В 1871 году завершилось сооружение металлической решетки-ограды по периметру сквера.

В том же сквере в течение 1876–1877 годов соорудили один из двух самых первых фонтанов города. В начале XX века сквер был для горожан любимейшим, в летние дни всегда наполненным детьми. О нем заботилась садовая комиссия городской думы. В 1910 году здесь по-прежнему работал фонтан (украшенный «вертушкой»), стояли 47 скамеек, благоухали цветочные клумбы. Из оранжерей высаживались растения экзотических видов: «Муза Ензема», «Драцена Индивиза в кадках», «Кана Крози», «Ешеверия секунда», «Хамеропс в кадке» и другие.

Северо-западная сторона современной площади (там, где дома № 9 – 11 а) относилась к улице Публичной (Мясницкой). Собственно, Кольцовский сквер как раз и перегородил эту улицу, окончательно разбил ее на два участка. Ветвь, шедшую в сторону Мясного базара, стали именовать Мясницкой. В квартале вблизи сквера находились очень значимые здания.

В 1878 году городское самоуправление купило домовладение с несколькими каменными корпусами у художника М.И. Пономарева, в следующем году перестроило их и разместило в них городскую думу, городскую управу и городской общественный банк. В 1908–1909 годах архитектурный комплекс был еще больше расширен. В итоге образовалось внушительное здание, обращенное на улицу двухэтажным фасадом с возвышенными боковыми частями: справа помещались думская зала, слева – общественный банк, посредине – кабинеты городской управы. Именно здесь, на Мясницкой, в самом центре города, в последней четверти XIX и начале XX века решались все вопросы и проблемы, связанные с бытом воронежцев. Думская зала – место, связанное с именами многих авторитетных, знакомых всему городу людей… В 1881–1882 годах справа от усадьбы городского самоуправления, около Московской части выстроили здание Воронежского коммерческого банка. Еще правее стоял кинематограф потомственных почетных граждан Н.П., А.П., П.П. и В.П. Типцевых. Он открылся в 1900-х годах под названием «Электротеатр «Тауматограф», а в 1915 году был расширен и получил наименование «Кино». Левее же здания думы и управы, около самого сквера, находилась еще одна усадьба. Во второй половине XIX века ее владельцем долго значился коллежский асессор А.С. Коваленко, в 1870-х годах там была гостиница с харчевней. В конце 1890-х годов владелец был уже другой – коллежский секретарь В.Н. Тимофеев, и при нем внешний вид домовладения начал меняться. На фотографиях начала XX века мы видим, что на линии улицы вместо старого одноэтажного флигеля стоит краснокирпичный двухэтажный дом Тимофеева, увенчанный металлическим куполом.

А юго-восточная сторона нынешней площади считалась продолжением главной улицы Воронежа, Большой Дворянской (пр. Революции). Здесь одним из первых капитальных зданий был двухэтажный скругленный дом купца Василия Сахарова, сооруженный на углу с Большой Московской улицей в конце XVIII – начале XIX века (угол, где ныне пятиэтажное здание с магазином «Часы»). В 1816 году этот дом перешел к семье купца В.В. Клемешова. Самые же заметные сооружения появились в этом квартале спустя столетие, в конце XIX – начале XX века. Тогда бывшим домом Сахарова и соседними домами владела купеческая семья Петровых, а ближе к городскому театру одна из усадеб принадлежала семье музыкального деятеля и педагога В.Г. Ростроповича (деда всемирно известного музыканта) и была оформлена на имя его жены М.А. Ростропович. Проследим изменения, произошедшие в облике и быте этого уголка города…

В 1895 году закончилось строительство двухэтажного дома Ростроповичей. В 1900-х годах их усадьбу купили потомственные почетные граждане Н.А., С.А. и И.А. Тер-Паносовы. И там вплотную к прежнему дому Ростроповичей было сооружено новое здание для модно-галантерейного магазина торгового дома «Братья Тер-Паносовы». Его отделка завершилась в 1907 году. Наконец, в декабре 1913 года рядом с магазином Тер-Паносовых (вероятно, на территории той же старой усадьбы) открылся комфортабельный кинематограф «Ампир». Зрительный зал располагался в глубине двора, а на улицу была обращена только узкая и длинная входная часть здания с фойе. Название «Ампир» полностью соответствовало внешнему и внутреннем убранству кинотеатра – в стиле неоклассицизма, с эффектным применением колонн и лепнины (можно предположить авторство городского архитектора М.Н. Замятнина, который проектировал сходные по оформлению здания). Театр имел обширный зал на 800 мест, электрическую вентиляцию, прекрасное освещение, подъемные кресла, усовершенствованную кинотехнику, приобретал самые модные фильмы. По сообщениям журнала «Вестник кинематографии», во главе дирекции «Ампира» стоял господин Мишель, содержатель «Тауматографа»; затем с начала 1915 года лучший кинотеатр поступил в единоличное распоряжение мещанина Ф.С. Чахмахова (по происхождению нахичеванского мещанина). Чахмахов поменял было название «Ампир» на «Кинематограф», а группа воронежских предпринимателей собралась строить в другом месте еще более грандиозный кинотеатр под вывеской «Ампир». Но этим планам, очевидно, помешала война. Вплоть до революции театр Чахмахова продолжал фигурировать в документах как «Ампир».

А в усадьбе Петровых к началу 1912 года был сооружен огромный четырехэтажный дом, спроектированный в 1909 году. В те годы усадьба была записана на имя И.А. Петрова, а строил богатое здание его опекун – потомственный почетный гражданин Н.Ф. Петров. На аттике этого дома красовалось мозаичное панно, выложенное из майоликовых плиток и изображавшее исторический воронежский сюжет: как флот Петра I двинулся на Азов.

Юго-западный квартал площади, в котором теперь стоит здание областной администрации, тоже был занят частными усадьбами и домами. В середине XIX века одно из самых крупных владений, с каменным двухэтажным домом и надворными строениями, пребывало в руках купеческой семьи Колыбихиных. Официальная владелица усадьбы А.И. Колыбихина, жена купца Д.А. Колыбихина, незадолго до своей смерти (1859) завещала дом в собственность главы семьи. Может быть, именно этот дом надо связывать с именем поэта М.Ю. Лермонтова, который в конце января 1841 года останавливался в Воронеже по пути с Кавказа в Петербург. По сообщению «Воронежских губернских ведомостей» за 1 февраля, Лермонтов жил в некоей гостинице Колыбихина, местоположение которой историками точно не установлено.

В начале XX века в том же квартале центральное место занимала усадьба купца М.У. Сычева: на площадь был обращен большой двухэтажный дом, арка вела во двор. Купец сдавал усадьбу в аренду предпринимателю М.М. Сазонову, хозяину конфетной фабрики «Прима», основанной в 1899 году. Дворовые постройки Сазонов использовал для кондитерского производства и в начале века реконструировал их, а в главном доме содержал гостиницу, которую горожане иногда называли «Старо-Конной». Справа к гостинице примыкал еще один корпус (постройки 1895 года) с конторой фабрики, пряничным цехом и складом конфет. Левее усадьбы Сычева, в угловом доме священника С.А. Карпова, в 1896–1902 годах размещалась губернская земская управа, а в конце 1900-х и в 1910-х годах там же арендовало помещение частное реальное училище И.П. Мирошникова.

В 1917 году площадь оказалась задействованной в важнейших исторических событиях. В октябре этого года самый вместительный кинотеатр города «Ампир» стал наиболее подходящим местом для проведения экстренных собраний и митингов. Зал «Ампира» принял на себя крупнейший в истории Воронежа накал политических страстей, а страсти эти вызвала революция, свершившаяся в Петрограде. 27 октября начальник военного гарнизона Воронежа созвал общегородское собрание, и на нем командный состав, представители от Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и от различных общественных организаций приняли резолюцию о поддержании порядка, о свободе граждан и против насилия. Однако 29 октября в противовес сторонникам мирного развития событий был созван рабочий митинг, который принял резолюцию о революционной борьбе и вооружении. Митинг оказался решающим: на следующий день в городе произошел революционный переворот. Впрочем, в любом случае, уже ничто не могло повернуть вспять колесо истории, удержать приход новой власти. Так же неизбежно близилось переименование центральных улиц и кинотеатров Воронежа…

11 мая 1918 года были упразднены городские дума и управа, а их здание в первые годы Советской власти занимал городской совет. Там же в 1920-е годы размещались губкоммунотдел и «клуб объединенного профсоюза металлистов и коммунальников», названный клубом имени Ленина, – так в центре города впервые появилось имя вождя. Новая власть переименовала Мясницкую в улицу 11 Мая, кинотеатр «Ампир» – в «Спартак».

Как раз в пространстве между этой улицей и этим кинотеатром началось обновление центра города после Гражданской войны. В 1922 году, перед пятилетним юбилеем Октябрьской революции, губисполком вынес решение: поставить на месте здания Московской части, на углу проспекта Революции и улицы 11 Мая, памятник «борцам за свободу и вообще в память великих событий 1917 года». В 1923–1924 годах разобрали строения бывшей полицейской части (за исключением деревянной каланчи). Памятник так и не поставили, но за счет освободившегося места в 1925 году расширили Кольцовский сквер. По поводу же сноса каланчи имеются противоречивые сведения. По данным мемуариста В.Г. Веселовского, она сгорела еще раньше, но газета «Воронежская коммуна» в 1926 году писала о ней как о существующей. Вообще газетная заметка этого времени очень интересна тем, что она в последний раз зафиксировала старый быт площади на пороге больших перемен.

Описывается «толкучка», которая после Гражданской войны опять прочно обосновалась на здешней площади: «Сто пятьдесят шесть раз в год – по средам, пятницам и воскресеньям – базарная площадь заполняется морем голов, принадлежащих людям всех социальных групп и оттенков… Непонятливо гудит толпа… «Барахольщики» – бойкие торгаши – показывают товар «лицом»… Днями они ходили по Воронежу, кричали: «Шурум-бурум покупаем», а потом кропотливо сидели над барахлом, делали ему «лицо»… не удивительно, что на призывной пункт парни крестьянские приходят в овчинном «спинжаке», фуражке реального училища – зеленой с желтым кантом – и ботинках остроносых… Влево от «барахольщиков», где бывшая Московская пожарная каланча одиноко высится в небо, расположились букинисты. От многолетнего стояния на воздухе покосились будки, крыши поржавели… Букинистов осталось мало. Всего две будки, один прилавок да десяток-другой книгопродавцов, разложивших свою «продукцию» прямо на земле… Около ветхого большого здания бывших воронежских соляных складов – железно-скобяные товары, кровати, граммофоны, шкафы и т. д. Здесь больше крестьян и строительных рабочих. Последние тоже из деревни, пришли в город на заработок. Кончается строительный сезон – они уходят домой и: «Струментом нужно запастись для хозяйства… Топорик-то сколько стоит, хозяин?». Плотники и столяры закупают рубанки, фуганки, шершебели, стамески… В одно место сбились продавцы шерсти… Совсем в стороне, против Кольцовского сквера, большая сутолока… Треск пистолета и… острое перо вонзилось во вращающийся круг. Это игра «альпийский тир». На длинном столе нарисованы птицы и звери. Если вы поставили деньги на птиц, а попали в сектор вращающегося круга, на котором нарисован зверь, то вы проиграли.… Вдруг перо вонзилось в сектор с бабочкой. «Бабочка – не зверь и не птица, – кричит хозяин и сгребает все деньги в кассу… К двенадцати купля-продажа в разгаре, движение и шум все усиливаются. Тихо идет трамвай, звонит без конца, расступится толпа на минуту – пропустить трамвай, снова сомкнется и с удвоенной силой загудит».

В 1930-е годы власти обратили на площадь пристальное внимание в связи с возросшим автомобильным движением. Перекресток Плехановской и проспекта Революции около Кольцовского сквера уже в 1932 году считался самым оживленным, опасным перекрестком города. Здесь поставили четырех регулировщиков (а на двух других регулируемых перекрестках – по два человека). Здесь же решили установить один из самых первых воронежских светофоров.

В том же десятилетии Старо-Конную площадь подвергли коренной реконструкции: ее решили превратить в главную административную площадь Воронежа. Во второй половине 1920-х годов и в начале 1930-х годов происходил снос старых построек – ушли в прошлое соляные амбары, водонапорная башня, часовня. В 1930 году надстроили двумя этажами угловой дом Сахарова (Петровых). В 1930–1931 годах на противоположном конце площади вырос новый большой жилой дом с закругленным фасадом в стиле конструктивизма. В 1936 году на юго-восточной стороне площади завершилось строительство самого величественного довоенного здания города – дома обкома ВКП(б) и облисполкома (впоследствии утраченного в войну). Это здание имело высокий портик с характерным многофигурным барельефом: воспроизводился победный въезд в Воронеж буденновской конницы.

Перемены коснулись и улицы 11 Мая. В 1930 году театр «Кино» стал первым в городе звуковым кинотеатром. Вскоре его переименовали в кинотеатр «Комсомолец». В 1934 году здание бывшего коммерческого банка надстроили тремя этажами для Промышленного банка.

Летом 1937 года развернулись работы по окончательному благоустройству новой главной площади города: она покрывалась асфальтом, устраивалась ливневая канализация, вместо деревянных столбов устанавливались 40 архитектурно оформленных чугунных светильников. В начале сентября закончились асфальтовые работы. 16 сентября газета «Коммуна» сообщила о том, что новая площадь получила наименование «XX-летия Октября».

Почти одновременно с устройством площади был создан новый фонтан в Кольцовском сквере. Он включал несколько скульптур: пионеры и пионерки водили хоровод, их окружали большие лягушки, изо рта которых и вырывались водяные струи… 21 июня 1937 года «Коммуна» уже поместила фотографию этого фонтана.

В 1939–1940-х годах сквер уменьшился, так как на его северо-западном участке возвели большое гостиничное здание (до 1989 года – гостиница «Воронеж»). Рядом пробивали продолжение улицы 11 Мая (бывшей Мясницкой) до Плехановской. Памятник Кольцову оказывался почти на линии проезжей части; в связи с этим горисполком в 1940 году принял решение перенести его на новое место (в том же сквере)…

Помимо революции, вторым важнейшим событием XX века стало для Воронежа его освобождение от немецких оккупантов 25 января 1943 года. И это событие тоже вписано в историю главной площади: освободители водрузили красный флаг на башне гостиницы «Воронеж» и запечатлели счастливый момент на фотографии. Помнит старая площадь и о том, что через несколько месяцев после начала войны, 7 ноября 1941 года, на ней прошел военный парад Юго-Западного фронта…

После разрушений Великой Отечественной войны площадь вновь подверглась реконструкции, именно в это время определились ее современные очертания, сложился знакомый нам стиль застройки. Принципы реконструкции разработал в середине 1940-х годов крупный столичный специалист, академик архитектуры Л.В. Руднев, который курировал восстановление Воронежа. И масштаб проведенных градостроительных работ, как подчеркивали современники, огромен.

В 1950-х годах отодвинулась в глубину квартала юго-восточная граница площади (от Плехановской до кинотеатра «Спартак»), относившаяся прежде к проспекту Революции. Здесь были снесены старые постройки, в том числе не восстановленные «коробки» бывших домов Сахарова и Петрова, магазин «Динамо» – бывший магазин Тер-Паносовых, парадная часть кинотеатра «Спартак». Новые жилые здания возводились дальше, глубже (их сооружение завершилось к концу десятилетия). В 1960 году за счет бывшей проезжей части этого отрезка удалось увеличить площадь Кольцовского сквера. Чтобы снять асфальт, вырыть под ним булыжник, взрыхлить землю, около трех тысяч воронежцев вышли на народную стройку. Но около «Спартака», где заасфальтировали большую площадку для «кругового» автомобильного движения, часть сквера, наоборот, оказалась урезанной.

В 1952 году восстановили, отстроили почти заново закругленный дом постройки 1930–1931 годов, наделили его декором в духе классицизма. (В наши дни этот дом под № 6 признан аварийным и подлежащим перестройке.)

В 1953 году началось возведение главного здания площади – нового дома обкома КПСС и облисполкома. Проект, созданный под началом Л.В. Руднева, предусматривал строительство грандиозного, состоящего из нескольких ярусов и шпиля, 14-этажного 103-метрового сооружения (по примеру московских высотных зданий). Но в годы критики архитектурных излишеств от этого замысла отказались. В 1959 году постройка здания завершилась в его нынешнем виде – усеченном, но не лишенном, однако, монументальности. Сегодня здесь размещается областная администрация.

В 1961 году в новом здании, сооружение которого было начато еще в довоенное время, открылся Воронежский музыкальный театр (ныне театр оперы и балета). А на месте довоенного обкома партии построено здание областной библиотеки имени И.С. Никитина. Оно распахнуло двери в 1964 году, когда библиотека праздновала свой столетний юбилей.

Остались на площади и интересные старинные здания, памятники архитектуры. Прежде всего это бывший коммерческий банк, теперешнее здание с Дворцом бракосочетания на первом этаже (д. № 11). Около него – бывший кинематограф Типцевых, нынешняя областная филармония (№ 11 а, до 2000 г. – № 12 а). Жилых зданий конца XIX – начала XX века – лишь два: бывший дом В.Н. Тимофеева, восстановленный в 1954 году, надстроенный двумя этажами (№ 9), и стоящий во дворе краснокирпичный флигель. В доме № 9 в 1957–1997 годах жила певица, народная артистка СССР М.Н. Мордасова. Здание думы и управы, находившееся между домами № 9 и 11 а, утрачено; на его месте – учебный корпус № 2 госуниверситета, завершенный в 1960 году (д. № 10).

А кинотеатр «Спартак» охраняется государством как памятник истории, связанный с революционными событиями. Кинотеатр был вновь открыт в 1955 году. Его внешний вид совершенно изменен, мощнейшие колонны – уже послевоенные, а не дореволюционные. Но зрительный зал сохранил старые стены.

В последние годы стараниями городского управления культуры и комиссии по культурному наследию в Воронеже установлено множество мемориальных досок, и две из них - на главной площади. Одна открыта в 1998 году на доме № 9, где в 1957-1997 годах жила певица, народная артистка СССР М. Н. Мордасова. Вторая укреплена в 2001 году на доме № 15, там в 1967-1992 годах жил В. П. Загоровский, ученый-историк и чемпион мира по шахматам в игре по переписке...

12 апреля 1956 года площадь 20-летия Октября переименована в площадь имени Ленина. После реконструкции, завершившейся в начале 1960-х годов, она включила в себя не только территорию бывшей Старо-Конной площади и участки улиц Плехановской, Кирова, 9 Января, проходившие около обкома КПСС, но и Кольцовский сквер с примыкавшими к нему отрезками улицы 11 Мая и проспекта Революции.

Ныне пространство площади делится на три основные части.

Первая – парадная, где проходят политические митинги и наиболее важные праздничные мероприятия. Здесь каждый год устанавливается городская новогодняя елка, здесь же разворачиваются основные события традиционного «Дня города» (впервые такой праздник проводился в Воронеже 19 и 20 сентября 1987 года).

С 1930-х годов на площадь стекаются первомайские и ноябрьские демонстрации. В советское время праздничные шествия завершались у трибун, которые всегда сооружались два раза в год.

31 мая 1991 года толпа заполнила всю площадь ради встречи с кандидатом в президенты России Б.Н. Ельциным – тогда она верила в его слова, надеялась на скорые перемены к лучшему. В том же году во время августовского путча здесь собрались защитники российской демократии…

К сожалению, с середины 1990-х годов на площади чаще всего можно было видеть митинги людей, недовольных невыплатами зарплат, пенсий, стипендий и вообще обнищанием простого народа. В 2002 году прошли многолюдные митинги против повышения платы за коммунальные услуги…

В этой части площади стоит памятник В.И. Ленину (скульптор – Н.В. Томский). Впервые он был открыт в 1940 году, но его сняли с постамента немецко-фашистские оккупанты. Нынешний памятник – скульптурная копия прежнего – открыт на довоенном постаменте в 1950 году, а в 1967-м укреплен на новом пьедестале. Статуя имеет статус памятника искусства, охраняемого государством. Воронеж не пошел по пути тех городов, где подобные скульптуры скоропалительно сбросили с пьедесталов. Стоять ли памятнику Ленину здесь или в другом месте, носить ли площади имя Ленина – такие вопросы решит само будущее.

Обширное заасфальтированное пространство перед памятником – это то место, где до революции стояли соляные амбары (ближе к современной библиотеке им. Никитина), часовня (посередине, ближе к ул. Плехановской) и водонапорная башня (на углу, возле перекрестка ул. Плехановской и Кирова).

Вторая часть площади – это зеленая зона: Кольцовский сквер, привычное место вечернего отдыха молодежи. В 1977 году в сквере в очередной раз обновили фонтан. С тех пор он обрел цветомузыкальное оформление, причем стал первым фонтаном в стране, рассчитанным на синхронные, подчиненные одной электронной программе, ритмы воды, музыки и цвета.

Третья часть – самая тихая и малолюдная: сквер позади здания областной администрации.

…В 1985 году была реконструирована – надстроена и увенчана шпилем – башня гостиницы «Воронеж», свидетель «второго рождения» города после войны. Но главное, на ней в 1986 году заработали новые часы – электронные куранты. Над 400-летним городом зазвучали мелодичные, похожие на колокольный звон, удары Времени. Они напоминают о том, что история площади, как и история всего города, не окончена...

Источник: Энциклопедия воронежских улиц краеведа Павла Попова

Примечательные здания на площади Ленина:

Агропром — Департамент имущественных отношений    -  Ленина - 12,   
Банк коммерческий    -  Ленина - 11,   
Воронежский государственный театр оперы и балета    -  Ленина - 7,   
Кинотеатр Спартак    -  Ленина - 13,   
Областная универсальная научная библиотека им. Никитина    -  Ленина - 2,   
Областной Совет профсоюзов Воронежский областной диагностический    -  Ленина - 5А,   
Правительство Воронежской области    -  Ленина - 1,   
Факультет Воронежского государственного университета    -  Ленина - 10,   
Юридический факультет ВГУ    -  Ленина - 10А,   

Популярное на сайте Правдом.

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки

Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки. Можно сколько угодно их ругать, но и ныне хрущевки составляют более 30% жилья в городах

Как выглядел коттедж-хрущёвка

Как выглядел коттедж-хрущёвка. В 1961 году в Ленинграде был возведён первый и единственный индивидуальный дом-хрущёвка.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-03-08 Названа в память о Салмышском бое, имевшем важное стратегическое зна­чение в разгроме белогвардейских войск под Оренбургом.1976Район: ДзержинскийМикрорайон: Северный пос.Протяжённость: 5 029 ... читать далее >>>>
2024-03-06 Янковского улица (Краснодар) - названа в честь Иосифа Иосифовича Янковского, председателя совета народных депутатов Кубанской области в 1918 году, погибшего во время Гражданской войны под Царицыном в 1919 году. ... читать далее >>>>
2024-03-06 Улица Володи Головатого (центр города) – названа в честь Владимира Денисовича Головатого, юного героя-партизана, зверски замученного и расстреляного 1 февраля 1943 года.Владимир родился в 1925 году в Краснодаре, семья проживала в Центральном микрорайоне. В самом начале войны отца призвали на ... читать далее >>>>
2024-03-06 Митрофан Карпович Седин (1861 — 1918) — русский писатель и журналист, революционный деятель, пропагандист. Ряд источников называет его «кубанским Горьким».Митрофан Седин родился 22 ноября 1861 года в Ейске, Краснодарский край, в семье кузнеца. Из-за отсутствия средств на обучение, ему пришлось продо ... читать далее >>>>
2024-02-11 Театральная площадь (до 1812 г. Хлебная площадь, в начале XIX в. официально Торговая площадь, с 1920 по 1991 гг. площадь Революции) — площадь в центре Саратова. Считается центром города, так как находится на пересечении важнейших центральных улиц города и является одной из самых больших площадей мир ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах