Красная площадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск.
Площадь расположена вдоль северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские Ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой и Васильевским спуском к Кремлёвской набережной. Выходящие с площади улицы далее разветвляются и вливаются в основные магистрали города, ведущие в разные концы России.
На площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены деятели (в основном политические и военные) Советского государства К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — Храм Василия Блаженного (Покровский собор). Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1974 года. Также действует неофициальный запрет на передвижение на велосипедах. Общая длина Красной площади — 330 метров, ширина — 70 метров, площадь 23 100 м².
Местоположение будущей Красной площади определилось возведением стен перестроенного в правление Ивана III (конец XV—начало XVI века) Кремля и размещением с его северо-восточной стороны Великого посада с Торгом. Застройка посада подходила к кремлёвским стенам почти вплотную. Во время пожара 1493 года большое пространство между Торгом и кремлёвскими стенами выгорело и территория была оставлена незастроенной как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей (240 м). Первоначально место будущей площади называлось Пожар, а его границы очерчивались с запада кремлёвским рвом, с севера — Воскресенскими воротами Китай-города, с востока Торгом и с юга — невысоким холмом — «Взлобьем». Территория Пожара долгое время считалась частью Торга.
В XVI веке площадь фактически состояла из трёх самостоятельных частей, отделённых друг от друга мощением улиц — Никольской, Ильинки и Варварки, идущих от главных ворот Кремля. Между ними на площади стояли небольшие лавки и церквушки. Для недопущения разрастания Торга на площадь, в 1596—1598 годах по его границам были выстроены одно- и двухэтажные каменные лавки («каменные купеческие палаты»), ряды которых очертили восточную границу существующей площади и образовали три квартала, позднее получившие названия Верхних, Средних и Нижних Торговых рядов. Однако сезонная и мелкая торговля существовала на площади на протяжении ещё двух столетий. Архитектурный облик каменных лавок Торга — однотипные ячейки, объединённые аркадами — со временем стал характерным признаком торговых сооружений в России и долгое время использовался при сооружении Гостиных дворов, лавок, купеческих домов и усадеб. Торговые ряды неоднократно горели и перестраивались, но деление площади на три части сохранялось вплоть до первой половины XVII века. После надстройки в 1625 году Спасской башни Кремля, небольшой участок Пожара между выстроенным на Взлобье в середине XVI века собором Василия Блаженного, башней и Лобным местом в обиходе стал именоваться Красной (то есть красивой) площадью. К концу XVII века название «Красная площадь» распространилось на весь незастроенный участок.
В официальных документах новое название заменяет старое практически одномоментно, с весны 1661 года, что свидетельствует о присвоении названия «Красная» по указу самого царя Алексея Михайловича, который не раз вмешивался в вопросы московской топонимики. Иностранцы, посещавшие Московское государство, описывают площадь как рыночную или торговую. Во времена Ивана Грозного также бытовало название «Большая площадь».
До 1924 года часть современной Красной площади, лежащую южнее Спасских ворот, называли Васильевской площадью. Прежние названия — Покровская площадь и Троицкая площадка. Эта часть Красной площади до начала XX века была плотно застроена. В советское время её площадь была увеличена за счёт сноса строений Масляного переулка. В 1972 г. была проведена реконструкция Красной Площади с использованием проходческих щитов большого диаметра; в 1973—74 некрополь реконструирован, трибуны стали гранитными, брусчатка площади обновлена и уложена на бетонное основание.
28 мая 1987 года немецкий спортсмен-пилот Матиас Руст совершил несанкционированный перелёт из Хельсинки в Москву и приземлился на Красной площади. Точнее, само приземление фактически состоялось на мосту через Москву-реку, после чего самолёт доехал почти до собора Василия Блаженного уже на шасси и там остановился.
В первые постсоветские годы были восстановлены исторические здания, традиционно оформлявшие парадный въезд на Красную площадь со стороны Исторического проезда, — Воскресенские ворота Китайгородской стены и Казанский собор.
Верхние торговые ряды (ГУМ) - Красная - 3/2/2/1,
Верхние торговые ряды (ГУМ), 1889-1893 гг., - Красная - 3,
Исторический музей, 1874-1883 гг., - Красная - 1,
Мавзолей В. И. Ленина - Красная - б/н,
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного) - Красная - 7,
Средние торговые ряды - Красная - 5,
Храм Василия Блаженного - Красная - 2,
Бывший доходный дом А.И. Титова. (Москва, пер. Калашный, 4/1, стр. 1). Здание в стиле модерн. Дом построен по проекту архитектора Н.Д. Струкова в 1911—15 гг.
Правый флигель усадьбы Карабановых. (Москва, ул. Бауманская, 36). Архитекторы: М. Ф. Казаков, стиль - Классицизм
2025-03-07 | Улица ИнститутскаяУлица берет начало на границе с улицей Барнаульской. Перед завершением разделяется на два рукава и упирается в Окружную дорогу. По данным краеведа А. С. Иваненко, название улица получила после строительства корпуса Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Механическая Улица берет начало от улицы Максима Горького и завершается пересечением с улицей Холодильной. Проходит параллельно улицам Республики и Фабричной.Название присвоено на основании протокола № 33 от 17 октября 1940 года заседания Исполнительного комитета городского Совета депутатов тр ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Ванцетти Улица берет начало от улицы Водопроводной и завершается слиянием с улицей Елецкой. Располагается между улицами Сакко и Советской. Название присвоено на основании заседания Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 34 от 31 октября 1940 года.Протяженность – 1 ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица ЧукотскаяУлица берет начало от улицы Сургутской, пролегает прямо до Березовского переулка, затем делает поворот и продолжается перпендикулярно своей первой части до границы с улицей Циолковского. Название присвоено на основании решения Исполнительного комитета Тюменского городского Совета д ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Привокзальная Улица берет начало у локомотивного депо и складов Тюменского отделения Свердловской железной дороги. Граничит с улицами Первомайской, Азовской, Фестивальной. Завершается границей с улицей Огарева. Название присвоено на основании распоряжения Администрации города Тюмени № 3217 ... читать далее >>>> |