1, 10, 10 к.2, 10 стр.2, 11, 12, 12А, 14, 14, к. 1, 14, к. 2, 14А, 16, 1А, 2, 25, 3, 31, 4, 5, 5, к. 2, 58, 6, 6/2, 7, 7/2, 8, 8А, 9, 9 к.2, 9А, 9А стр.5,
Большая Дорогомиловская улица — улица в Западном административном округе города Москвы в районе «Дорогомилово». Начинается у Бородинского моста и площади Киевского Вокзала и проходит от набережной Тараса Шевченко до площади Дорогомиловская Застава, где вливается в Кутузовский проспект. Слева примыкают 2-й Брянский переулок и улица Можайский Вал, справа — 1-я Бородинская улица и Украинский бульвар. Нумерация домов ведётся от площади Киевского Вокзала.
Местность Дорогомилово известна с XIII века по владельцу вотчины боярину Ивану Дорогомилову, и первоначально располагалась на левом берегу Москвы-реки. Но в XVI веке на правом берегу была основана Дорогомиловская ямская слобода. С тех пор Дорогомиловом стали называть местность в излучине Москвы-реки, на правом берегу. Название Дорогомиловская улица получила в XVIII веке. Слово Большая добавилось в название после того, как при застрйке образовалась параллельная улица, названная Малой Дорогомиловской.
При подготовке к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года встал вопрос о переименовании Дорогомиловской улицы в улицу Кутузова (этот вопрос поднимался в Думе ещё в 1909 году), но древнее название улицы всё же было сохранено.
Первоначально Смоленская дорога из Москвы на запад проходила от Смоленских ворот Земляного города по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря и через Сетуньскую переправу. Тогда Дорогомилово называли ещё местность на левом берегу Москва-реки. На правый берег это название было перенесено в конце XVI века тогда же, когда была изменена трасса Смоленской дороги, теперь проходившей по нынешней Смоленской и Большой Дорогомиловской улицам. Примерно в это же время сюда были переселены из села Вязёмы «государевы ямщики» — крестьяне, освобождённые от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» — перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано:«Охотники ямские из того Вязёмского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу.»
Так на правом, ранее не заселённом берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода, главной улицей которой стала нынешняя Большая Дорогомиловская.
В 1742 году был сооружён Камер-Коллежский вал, ставший таможенной, а позже административной границей Москвы. Большая Дорогомиловская улица заканчивалась у ворот Дорогомиловской заставы, за которой начиналось Можайское шоссе.
Закат эпохи ямщиков наступил в середине XIX века, когда почту начали перевозить в специальных почтовых экипажах, по железным дорогам и пароходами. Ямщики, лишенные старых привилегий, становились городскими извозчиками, легковыми или ломовыми, развозившими грузы от железнодорожных станций.1 августа 1899 года отправился первый поезд с построенного в Дорогомилове Брянского (ныне Киевского) вокзала. Из-за этого нагрузка на улицу и Бородинский мост существенно возросла: целый день по Дорогомиловской улице тянулась бесконечная вереница извозчиков. После постройки вокзала Дорогомилово начали усиленно застраивать, преимущественно деревянными двухэтажными домами.
Дорогомилово было бедной окраиной Москвы, к тому же часто заливаемой наводнениями. Особенно большие наводнения случились в 1879 и в 1908 годах.
В 1879 году вода залила большую часть Дорогомиловской улицы и поднялась на 3 аршина (213,36 см). Почти все низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома были целиком залиты. Жители забирались на чердаки, и тем только спасались от гибели. Некоторые из осажденных наводнением снимали с петель ворота и плавали на них в поисках пищи. Потоки воды неслись с такой силой, что на углу одного из переулков вода отмыла целый угол каменного дома вместе с полом и имуществом.
Но более всего Дорогомилово пострадало во время наводнения 1908 года. Наводнение началось утром в пятницу на Страстной неделе, и вода держалась до вечера первого дня Пасхи. В пятницу в Богоявленском храме совсем не было богослужения. На Большой Дорогомиловской улице были залиты первые этажи, а в переулках некоторые одноэтажные дома залило совсем, с крышей. По улице и по переулкам передвигались на лодках. По Дорогомиловской улице все утро горели фонари, и их некому было тушить. Многие лесные и дровяные склады по правую сторону моста разнесло половодьем. Трёхгорный пивоваренный завод почти весь был залит водой. Вода подошла к Дорогомиловскому кладбищу и залила часть могил. Огромная вокзальная площадь представляла собой бурное озеро. Брянский вокзал не мог функционировать, и поезда приходилось отправлять с Брестского вокзала.
В конце XIX века от Дорогомиловской заставы к центру города можно было доехать конкой. В 1909 году встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Жители Дорогомилова подали в Думу прошение, мотивируя необходимость капитального ремонта Бородинского моста и прокладки трамвайной линии тем, что население Дорогомилова, включая окрестности, достигло ста тысяч жителей. Движение электрического трамвая по новой линии на Большой Дорогомиловской улице от Дорогомиловской заставы было открыто 5 ноября 1909 года. Окраинные улицы обыкновенно освещались керосиновыми лампами, но после прокладки трамвайной линии вдоль Большой Дорогомиловской улицы загорелись керосиново-калильные фонари, дававшие большой круг очень яркого света.
В декабре 1934 года была закончена прокладка по Большой Дорогомиловской улице (с Арбата до Дорогомиловской заставы) линии троллейбуса, ставшей второй в Москве после линии на Ленинградском шоссе. Троллейбусы ходят по улице до сих пор.
В 1936 году в преддверии реконструкции улицы, линия трамвая, существовавшаяя с 1909 года была переложена на соседние улицы. Теперь трамвай стал ходить по 1-му и 2-му Брянским переулкам, Брянской и 2-й Извозной улицам.
Застройка Кутузовского проспекта от места его слияния с Большой Дорогомиловской улицей началась в 1936 году. Большой Дорогомиловской — в 1938 году. Тогда был взорван бывший главный храм Дорогомилова — Храм Богоявления Господня, построенный ещё в XVI веке. На его месте в 1939 году был сооружён первый дом реконструируемой улицы (дом 1 по Большой Дорогомиловской ул.), а также дом 5. Остальные дома на улице были сооружены уже после Великой Отечественной войны.
Заброшенная фотолаборатория ИТАР-ТАСС - Дорогомиловская Б. - 12,
Типовая серия - П-46. Панельный дом состоит из 4-квартирных секций. Дома строились в течение 1971—1998 годов.
Городская усадьба Г.К.Горбунова, 1905-1911 гг.. (Москва, ул. Девятая Рота, 16). Здание в стиле модерн
2024-12-01 | 2000 г. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866 — 1926 гг.) — коми писатель, философ. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | До 1989 г. — Железнодорожная 28 стрелковая Невельская дивизия принимала участие в Великой Отечественной войны. В дивизии служили призывники из Коми АССР ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1934 г. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 — 1936 гг.) — русский писатель. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1939 г. Громов Михаил Михайлович (1899 — 1985 гг.) — советский летчик — испытатель, Герой Советского Союза. ... читать далее >>>> |
2024-12-01 | 1963 г. Быковский Валерий Федорович (1934 г. — ) — летчик — космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда. ... читать далее >>>> |