БОЛЬШАЯ ЧЕРНАВСКАЯ улица, ЧЕРНАВСКИЕ мост и дамба
Улица носит замечательное старинное наименование. Пролегает в Центральном районе, между улицами 20-летия ВЛКСМ (Поднабережной) и Степана Разина. Находится в нижней части Чернавского лога, от которого и произошло название улицы. «Чернавский балк, или балчуг, то есть яр, лежит близ Тихвино-Онуфриевской церкви и простирается к реке на полверсты, – пояснял в 1800 году историк Е.А. Болховитинов. – Он в старых грамотах именован Черным логом по причине великого дубового по нем и над ним росшего лесу. Есть предание, что там были и пещеры разбойничьи». Название лога перешло и на Чернавский мост.
Большая Чернавская улица возникла не позже первой половины XVIII века. Долгое время, до устройства спуска по нынешней улице Степана Разина, через всю Большую Чернавскую пролегала основная дорога, по которой съезжали к мосту.
Сведений о ранней истории Чернавского моста сохранилось мало. Первое упоминание о его постройке относится к 1768 году (это – данные Е.А. Болховитинова). На плане города, составленном около 1750 года, моста нет. Но переправы наверняка существовали здесь и до 1768 года. В это время мосты были деревянными и непрочными, они сносились весенней водой, их часто наводили заново.
Капитальные работы по улучшению сообщения между правым и левым берегами реки были проведены в 80-х годах XVIII века. В 1786 году сооружены длинная прочная дамба, сохранившаяся до сих пор, и очередной деревянный мост. В том же десятилетии проложен съезд по улице С. Разина. Но к мосту все же подводил не он, а Большая Чернавская, в которую вливался новый спуск и которая встарь была длиннее, доходила до самого берега.
В 1788 году Чернавский мост пришлось опять обновить. На сей счет в архивных документах сохранились любопытные подробности. Мост был разводным, и «подъемные ворота оного совсем оборвались». За ремонт отвечала городская дума. В частности, потребовалась вырубка в «Казенной Чижовской роще» тридцати дубов «длиною от 12 до 14 аршин» (8,5 – 10 м). Как сообщается на плане города конца XVIII века, в 1792 году мост был сорван половодьем, и на протяжении ряда лет его не удавалось возобновить.
Интересная усадьба размещалась в старину в нижней, не сохранившейся доныне части улицы. В середине XVIII столетия здесь работала суконная фабрика купца Василия Постовалова. В последней четверти того же века, когда местность была перепланирована по регулярным принципам, получился квартал треугольной формы, который находился между Большой Чернавской и нынешней улицей Эртеля (тоже спускавшейся на берег). Усадьба-квартал была застроена большим каменным особняком и другими капитальными сооружениями, в том числе хозяйственно-промышленными. В 1840-е годы в ней действовал водочный завод полковника М.А. Загряжского, поручика И.А. Протасьева и вдовы полковника Е.М. Мартыновой. В 1860–1870-е годы это была усадьба с лучшей в городе «торговой баней», а хозяевами являлись Г.К. фон Бринкман и его сын А.Г. фон Бринкман, они же владельцы известного пригородного имения. С 1880-х годов и по начало XX века собственниками бани значились братья-ремесленники А.М. и В.М. Гревцовы.
Около бань и моста существовал небольшой Чернавский рынок. Его особенность: в домах, окружавших торговое место, в устроенных там лавках продавали калачи и другие мучные изделия. Когда через Чернавский мост пролегал крупный почтовый тракт, рынок был бойким, но с появлением железных дорог торговля поутихла. В 1870 году в связи с запросом полиции гласный городской думы А.П. Побединский обследовал Чернавский рынок «и нашел там четыре мелочные лавки, которые находятся при домах, по правую сторону моста одна лавка в доме Зуева, а другая при доме сирот мещанина Кольцова, где помещается и кабак, по левую сторону моста две лавки в доме Сидельникова… что же касается до рынка, то таковой бывает на берегу реки вовсе в отдалении от лавок, на этом рынке, если его можно назвать рынком, продаются крестьянами близлежащих к городу сел и деревень разные продукты, как то: картофель, капуста и прочие овощи, в постные же дни рыбаки пристают со своими лодками к берегу около купален и торгуют рыбою вообще рано утром…».
Но, независимо от конкуренции железных дорог, Чернавский мост всегда оставался для воронежцев жизненно важным транспортным звеном. В XIX веке его несколько раз перестраивали из дерева, последний раз – в 1885–1886 годах. В 1909 году завершилось сооружение первого моста из железобетона; заказчиком столь ответственного строительства выступало земство, в чьем ведении в конце XIX – начале XX века находились все загородные шоссейные дороги с мостами. Этот крепкий девятипролетный мост служил городу до 1942 года, когда был частично взорван бойцами отступавших советских войск.
После освобождения Воронежа от оккупантов мост восстановили: взорванные железобетонные конструкции заменили на деревянные. Продолжала действовать и старая Чернавская дамба – с деревянными мостиками, перекинутыми через луговые заводи, – она подводила к центральной улице бывшей слободы Придачи. Поврежденная в военное время, дамба была укреплена в 1946–1947 годах. Но быстро развивавшийся город эти сооружения не устраивали. В 1959 году вступили в строй и новая дамба, которая соединяет два берега кратчайшим путем, и красивый арочный мост (по сравнению со старым его поставили немного ниже по течению). В конце 1950-х годов, при реконструкции территории, прилегающей к мосту, снесена нижняя часть Большой Чернавской. С тех пор на мост выходит расширенная улица Степана Разина.
В 1980-х годах мост вновь признали аварийным. С 1990 года ведется новое строительство. В 1995-м введена в строй первая очередь сооружения – половинная часть будущего металлического Чернавского моста.
В начале 1970-х годов, во время устройства водохранилища, старая живописная Чернавская дамба превращена в место отдыха горожан: возле нее – Центральный пляж, лодочные пристани. По насыпи по-прежнему проходит дорога. Особого, пристального внимания заслуживает эта дамба как памятник истории. Крупное для своего времени инженерное сооружение, плод тяжелого труда крестьян, которые более 200 лет назад свозили сюда землю и хворост – это ли не реликвия для начала XXI века? Более того, наша дамба – еще и бывшее звено на путях общероссийского значения. По ней проезжали люди, известные всей стране: в 1818 году – А.С. Грибоедов, в 1837-м – В.Г. Белинский, в 1841-м – М.Ю. Лермонтов; список можно долго продолжать… До сих пор не утихают споры о том, проследовал ли через Воронеж в 1829 году А.С. Пушкин. Скорее всего, его коляска тоже не миновала исторической дамбы…
А Большая Чернавская улица теперь тиха и малозаметна. На ней сохранились небольшие старинные жилые дома – рядовая застройка XIX – начала XX века (№ 9, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 22, 24, 29). Двухэтажный дом № 13 построен приблизительно в 1880-х годах семьей Н.Г. Кунакова, забытого ныне музыканта-трубача.
Возмездное оказание услуг. (понятие, рекомендации, договор)
Типовая серия - I-447С-46. Девятиэтажный кирпичный жилой дом с квартирами для малосемейных
2025-03-14 | Улица Амурская Улица расположена в Калининском административном округе города. Берет начало от Транспортной улицы. Пересекает улицы Новосибирскую, Парковую, прерывается на улице Новой. Продолжается от улицы Магнитогорской, далее пересекает улицы Кремлевскую, Федерации, Новосёлов, Восстания. Заканчив ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Интернациональная Улица находится в Калининском административном округе города. Берет начало от кольцевой развязки с улицей Московский тракт, заканчивает на Окружной дороге. Пересекает улицы 9 Января, Транспортную, Новосибирскую, Парковую, Новую, Кремлевскую, Федерации, Новоселов, Восстания.Пр ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Локомотивная Улица находится в Калининском административном округе. Берет начало от улицы Новой, заканчивается на улице Ростовской. Пересекает улицы Кремлевскую, Федерации, Новоселов, Восстания.Продолжительность – 1,3 км. Пешая прогулка займет от 15 минут.До 7 декабря 1957 года улица называлас ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Энергетиков Улица проходит через Центральный и Ленинский административный округ Тюмени. Берет начало от улицы Максима Горького, прерывается на улице Холодильной. Продолжается от улицы Мельникайте, заканчивается на улице Воровского. Пересекает улицы Мельничную, Одесскую, Пржевальского, Севастоп ... читать далее >>>> |
2025-03-14 | Улица Московский тракт Улица расположена в Калининском административном округе Тюмени. Начинается от улицы Трактовой, заканчивается у въездного знака «Тюмень». Пересекает улицы Калинина, 9 Января, Ставропольскую и окружную дорогу в самом конце.Протяженность – 4,2 км. Пешая прогулка займет от 50 мину ... читать далее >>>> |