10/16, 13/18, 15, 16, 18, 24, 25, 26, 3, 35, 36, 37, 43, 6, 6к.1, 8/19,
Улица Водопроводная
(в 1936—1939г.г. - Павлика Морозова)
За свою многолетнюю историю Тюмень перестраивалась несколько раз, всему виной были бесчисленные пожары. Потушить разбушевавшееся пламя с помощью примитивного способа доставки воды было невозможно. Улицы, застроенные деревянными домами, выгорали полностью. Череда пожаров в середине XIX века заставила городские власти задуматься о необходимости строительства хозяйственно противопожарного водопровода.
Инициатива постройки принадлежит городскому голове Ивану Алексеевичу Подаруеву, занимавшему эту почетную должность в 1861-1863 годы. Тюменскому водопроводу суждено было стать первым подобным сооружением в Сибири. На приобретение «водоподъемной машины» была объявлена добровольная подписка сбора средств. На нее охотно откликнулась тюменская денежная аристократия. В общей сложности было собрано 11 950 рублей. Но по составленной смете на устройство «водоподъемной машины» требовалось 25 560 рублей. Недостающую сумму пожертвовал Подаруев из своих личных сбережений. Иван Алексеевич не мог откладывать начатое дело, так как 29 (ст. стиль) мая 1862 года с подданными Великобритании механиками Гектором Ивановичем Гуллетом и Константином Ивановичем Гаксом был заключен контракт на устройство «водоподъемной машины». В 1863 году на улицах города начали рыть глубокие канавы, чтобы уложить в них трубы водопровода. Началась вырубка лиственницы для производства из нее деревянных водопроводных труб в городе Верхотурье.
В Тюмени немало улиц, носящих «технические» названия: Механическая, Локомотивная, Механизаторов. Как правило, они названы вне всякой связи с производством. Среди них особняком стоит Водопроводная, вполне обоснованно носящая свое историческое имя.
Улица Водопроводная в начальной части, на протяжении трех кварталов – от реки до улицы Советской (Серебряковской), была обозначена уже на первом плане генеральной застройки Тюмени - в 1766 году. Такой короткой она оставалась до середины XIX века. Когда Тюмень стала интенсивно застраиваться в юго-восточном направлении, и улицы Советская, Хохрякова (Успенская), Володарского (Знаменская) заметно удлинились. Подросла и будущая улица Водопроводная на один квартал – до улицы Хохрякова – и получила выход на Базарную (Торговую) площадь, простиравшуюся от улицы Хохрякова до улицы Герцена (Ляминской).
Водопроводная получила свое название неспроста. Именно по ней проходила первая водопроводная магистраль, да и сами сооружения первой в Сибири водокачки были построены на берегу реки Тура, как раз в том месте, откуда берет своё начало улица Водопроводная. Часть этих сооружений сохранилась до наших дней и сейчас они являются памятниками промышленной архитектуры. Здание же самой водокачки, которая стояла на высоком берегу реки, к сожалению, не сохранилось. Долгое время считалось, что улица Водопроводная никогда не меняла своего названия, однако, это оказалось заблуждением. Как удалось выяснить тюменским краеведам, пусть и не на продолжительное время, но она была переименована в улицу Павлика Морозова. Но недовольство горожан вынудило власти вернуть улице прежнее название.
Строительство водопровода закончил сын Ивана Алексеевича – Прокопий Иванович Подаруев. Летом 1864 года все необходимые инженерно-строительные работы были выполнены. 19 июля того же года прошла божественная литургия по отслужению благодарственного молебна об успешном окончании работ и благополучного действия водопровода в будущем». Запуск водоподъемной машины для тюменцев стал настоящим чудом.
Так в Тюмени построили водопровод. Раньше, чем в других городах Сибири и Урала. Это стало знаковым событием в масштабах Российской империи. О нем сообщили не только «Тобольские губернские ведомости», но и столичный журнал «Современник»: «Машина нагнетает воду из колодца ... в резервуар, установленный в особом каменном здании на горе в расстоянии 50-ти сажень от первого корпуса у реки». «1864 год ознаменовался у нас открытием первого замечательного водопровода в Сибири, стоившего большого труда и немалых издержек для здешнего места», – писали «Тобольские губернские ведомости» в материале о запуске в Тюмени водопровода. Что особо интересно, в этом же материале отмечается, что при укладке труб были сделаны специальные отдушины «необходимых, как показал опыт новейшего устройства водопроводов, для силы течения и свежести воды».
Производительность первого в Сибири водопровода составила 0,62 тысячи кубических метров в сутки. Вода подавалась потребителям без какой-либо очистки, несмотря на то что забор ее осуществлялся в черте города. Как описывает в своей книге историк А.Ф. Порядин, «все водопроводные сооружения и трубопроводы были деревянными, насосная станция, оборудованная поршневыми насосами с паровыми двигателями, подавала воду в башню, от которой шел магистральный трубопровод. От трубопровода были сделаны ответвления к водоразборным срубовым колодцам, из которых воду забирали ведрами. Водопроводные трубы изготавливались прямо на месте, сверлением лиственничных и сосновых бревен, при этом диаметр каждого бревна был не менее 500 мм. Внутренний диаметр таких труб составлял всего 130 мм, укладывались они на глубине от 2,5 до 3 метров.
Естественно, что обеспечить весь город водой первый водопровод был неспособен, так как разветвленность сети водопроводных труб была низкой. Поэтому основная часть тюменцев продолжала брать воду из Туры, а также из десяти колодцев общественного пользования, выкопанных по решению Тюменской городской Думы. Первый водопровод не выполнял и одну из главных функций – противопожарную, отчего в различных частях города пришлось установить деревянные баки объёмом от 4 до 8 кубических метров, которые наполняли водой из водоразборных бочек.
К 1875 году производительность городской водокачки в сутки составляла 20 тысяч ведер, на каждого жителя – по 1,5 ведра. К началу XX века первый водопровод уже перестал отвечать современным техническим требованиям. Водозабор находился ниже по течению реки от города, в связи с чем в водопровод то и дело попадала вода, загрязненная городскими стоками. Фильтрации воды на сооружениях предусмотрено не было, насосы и паровые котлы исчерпали свой ресурс, а деревянные трубы обвешали и пришли в негодность. Тем временем Тюмень переживала экономический рост и в воде остро нуждались появляющиеся предприятия и социальные учреждения. Ремонт и замена труб водопровода начались в начале века - 1904 году.
Дом Е.В. Миншутина - Водопроводная - 35,
Дом жилой - Водопроводная - 13/18,
Дом жилой из состава усадьбы - Водопроводная - 8/19,
Дом жилой из состава усадьбы купца О.А.Рогожникова - Водопроводная - 3,
Дом Ивановых - Водопроводная - 26,
Дом М.В.Миншутина - Водопроводная - 43,
Дом Ф.И. Минина - Водопроводная - 10/16,
Магазин Стимул Тюменьглавснаб - Водопроводная - 24,
Флигель дома Е.В.Миншутина - Водопроводная - 37,
Москва, Пресненская набережная. расположена на левом берегу Москвы-реки в Пресненском районе между Краснопресненской набережной и Тестовской улицей.
Модерн. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем.
2025-03-07 | Улица ИнститутскаяУлица берет начало на границе с улицей Барнаульской. Перед завершением разделяется на два рукава и упирается в Окружную дорогу. По данным краеведа А. С. Иваненко, название улица получила после строительства корпуса Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Механическая Улица берет начало от улицы Максима Горького и завершается пересечением с улицей Холодильной. Проходит параллельно улицам Республики и Фабричной.Название присвоено на основании протокола № 33 от 17 октября 1940 года заседания Исполнительного комитета городского Совета депутатов тр ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Ванцетти Улица берет начало от улицы Водопроводной и завершается слиянием с улицей Елецкой. Располагается между улицами Сакко и Советской. Название присвоено на основании заседания Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 34 от 31 октября 1940 года.Протяженность – 1 ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица ЧукотскаяУлица берет начало от улицы Сургутской, пролегает прямо до Березовского переулка, затем делает поворот и продолжается перпендикулярно своей первой части до границы с улицей Циолковского. Название присвоено на основании решения Исполнительного комитета Тюменского городского Совета д ... читать далее >>>> |
2025-03-07 | Улица Привокзальная Улица берет начало у локомотивного депо и складов Тюменского отделения Свердловской железной дороги. Граничит с улицами Первомайской, Азовской, Фестивальной. Завершается границей с улицей Огарева. Название присвоено на основании распоряжения Администрации города Тюмени № 3217 ... читать далее >>>> |