Список зданий по пер Староконюшенный : ۩ 1/6, 10/10 к.2, 10/10, стр. 1, 10А, ۩ 12, 12/5, стр. 7, ۩ 14, 15, ۩ 16 стр.1, 16 стр.3, ۩ 16, стр. 1, ۩ 16, стр. 2, 17 стр.3, ۩ 17, стр. 1, ۩ 18, ۩ 19, ۩ 2, стр. 1, ۩ 2, стр. 2, ۩ 2, стр. 3, 20, 23 стр.2, ۩ 23 стр.3, 23 стр.4, ۩ 23 стр.5, ۩ 23, стр. 1, ۩ 23, стр. 3, ۩ 23, стр. 5, 25, стр. 1, 26, 26, к. Б, стр. 1, 28, 28, стр. 1, 28, стр. 2, 3, 30, 30 стр.2, 32, 32 стр.3, 33, 35 стр.1, 35, стр. 2, 36, 36, стр. 1, 36, стр. 2, 36/25, стр. 1, 37, 39, 4 стр.6, ۩ 4, стр. 5, 41, стр. 1, 41, стр. 2, 41, стр. 3, 43, 43, стр. 1, 45, 45, стр. 1, 47, стр. 1, 5/14, 5/15, 6, 8/17,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пер. Староконюшенный, 18
«Гимназия им. И. и А.Медведниковых, 1903 г.,»
- Почтовый индекс - 119002 .
- Тип здания - культурного назначения,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Количество подъездов - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1903 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Кузнецов И.С.
Дополнительные сведения: Здесь в 1941 г. была сформирована 21-я дивизия народного ополчения
Дом № 18, построенный в 1901-1904 годах архитектором И.С. Кузнецовым. Это здание бывшей мужской гимназии имени И.Л. и А.К. Медведниковых – одного из самых известных средних учебных заведений дореволюционной Москвы. Официальное название Медведниковской гимназии – «9-ая классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых». В настоящее время это школа № 59 имени Н.В. Гоголя.
Иркутский купец Иван Логгинович Медведников, заработавший свое состояние на продаже пушнины и золотодобыче, деятельно занимался благотворительностью как в родном Иркутске, так и в Москве, в которую он переехал в 1850-е годы: строил храмы, гимназии, больницы, помогал неимущим гимназистам и студентам. После смерти Ивана Логгиновича в 1889 году его вдова, Александра Ксенофонтовна, продолжила благотворительную деятельность и даже состояние своё и мужа завещала на благие дела: часть средств была отпущена на конкретные цели, например, миллион рублей на постройку больницы для неизлечимо больных, остальной же капитал – несколько миллионов рублей – на благотворительные цели, которые счёл бы нужным реализовать её душеприказчик Николай Алексеевич Цветков. Н.А. Цветков после кончины вдовы Медведниковой решил, что лучшим способом увековечить память о ней и её муже станет создание средней общеобразовательной школы нового, прогрессивного типа. И вот по высочайшему императорскому повелению 8 июня 1901 года была учреждена гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых. В сентябре того же года было заложено здание новой гимназии в Староконюшенном переулке, занятия же в образованном школьном учреждении начались в октябре 1901 года и первое время, до окончания постройки здания в Староконюшенном, проводились в здании на Поварской улице, 40.
Новое здание гимназии строилось по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова и было закончено в 1904 году. Оно сразу обратило на себя внимание архитектурной общественности, которая по достоинству оценила простую и ясную структуру его фасада, сдержанность архитектурного декора и великолепное функциональное построение и оснащение, сразу же ставшее образцом для аналогичных по назначению сооружений. Это было поистине передовое учебное заведение своего времени: на строительство здания ушло 300 тысяч рублей, а вместе с мебелью, оборудованием, инвентарем и иной внутренней обстановкой цена приблизилась к миллиону рублей – это просто колоссальная сумма для того времени!
По проекту Кузнецова декор здания выполнен в стиле модерн, но отличительными особенностями его являются лаконичность и умеренность, что довольно редко для модерна, который мы привыкли представлять затейливым и даже пышным.
Главной достопримечательностью фасада стали огромные арочное и полуовальное окна в правой части постройки, они освещают просторные залы. Остальные оконные проёмы, меньшие по размеру, чем два основных, но большие, чем типичные для строительства того времени, призваны хорошо освещать классные комнаты и также являются ведущей темой фасада. Они отделены друг от друга простенками, облицованными темно-зеленой глазурованной керамической плиткой и украшенными горизонтальными полосками из орнаментальной плитки чуть более светлого зеленого оттенка.
Благодаря тому, что окна трёх верхних этажей имеют схожие обрамления, а окна второго и третьего этажей визуально объединены общими декоративными рамками, простенки между оконными проёмами выглядят как пилястры, это заставляет их удачно дополнять пилястры настоящие, поддерживающие изгиб карниза. В экстерьере здания обращает на себя внимание ленточный руст, украшающий не только нижний этаж, но и всю плоскость правой части фасада, в которой расположены гигантские окна, при этом рустовка подчёркивает арки верхнего окна и входов. Пожалуй, самые изысканные элементы декора в этом здании – рокайльные картуши, украшающие главные окна и одну из рустованных пилястр.
В целом сравнительно скромное наружное убранство постройки искупалось тщательностью проработки внутренней структуры здания, инженерной оснащенностью и повышенным комфортом, что, как мы уже знаем, является характерной чертой архитектуры эпохи модерна. Просторные залы и широкие коридоры, высокие потолки, обширный гимнастический зал, кабинеты химии, физики, биологии, расположенные амфитеатром, на манер университетских аудиторий, отвечающая передовым идеям, способная трижды в час обновлять воздух в классах вентиляция с пылеосадочными камерами, сушилки для шинелей в раздевалке, специально сконструированная школьная мебель и отлично оборудованные мастерские – все отличалось размахом и оригинальностью решений. Планировка здания гимназии следовала принципу разделения младших и старших классов. Для учеников подготовительных и младших классов были предусмотрены специальные помещения и отдельный вход в них, а также рекреационный зал и площадка для игр. Второй и третий этажи отводились под классы старших гимназистов. В нижнем этаже был расположен класс ручного труда с оборудованием для обучения токарному, столярному и картонажному делу. На крыше здания под стеклянным сводом был устроен зал для подвижных игр в ненастную погоду.
Н.А. Цветкову и первому директору гимназии Василию Павловичу Недачину удалось создать абсолютно новый тип гимназического образования в России, и они рассчитывали, что по образцу организованного ими учебного заведения в будущем будет перестроена вся школьная система. Так бы, возможно, и случилось, если бы не помешала революция. Концепция обучения, введенная в медведниковской гимназии, была действительно во многом новаторской, осовремененной и усовершенствованной. Количество часов, отведённых на изучение древних языков, уменьшилось, но при этом были введены в обязательную программу французский, английский и немецкий языки, был расширен курс мироведения, физической географии, естественной истории, анатомии и гигиены. В штате заведения были введены должности преподавателя гимнастики, школьного педиатра и дантиста. Было организовано питание учащихся в школе – всем им ежедневно предлагались горячие завтраки. Родители гимназистов смогли впервые принимать участие в работе педагогического совета. Были также созданы подготовительные курсы при гимназии, на них принимались дети в возрасте 7-8 лет, в течение трех лет они предварительно обучались на подготовительном отделении, прежде чем держать экзамен на поступление в гимназию.
Новшества образовательного процесса гимназии Медведниковых подтвердили свою состоятельность и целесообразность и многими были с энтузиазмом восприняты, поддержаны и взяты на вооружение. К примеру, учебные программы медведниковской мужской гимназии легли в основу программ открывшейся в 1906 году женской гимназии Н.П. Хвостовой в Москве.
Обучение в передовой гимназии было платным, и плата составляла 300 рублей в год. Но это не была бы гимназия имени известных благотворителей, если бы в ней не были введены исключения для некоторых учеников и льготы. Одним из основных условий, поставленных Н.А. Цветковым, являлось бесплатное обучение беднейших детей. Также от платы были освобождены дети преподавателей средних учебных заведений. Число всех освобожденных от платы составляло около 30% от общего числа учащихся гимназии. Помимо этого, в гимназии были учреждены различные стипендии от нескольких благотворителей, одна из стипендий спонсировалась из специального фонда Медведниковых – части завещанных ими средств, отведенных на это.
Мужская гимназия им. Медведниковых как таковая перестала существовать весной 1918 года. Сначала в ней было введено совместное обучение девочек и мальчиков. Далее история этого учебного заведения испытывала крутые повороты: школа именовалась то так, то сяк, меняла профиль образования, снова становилась мужской, затем совместной и т.п., пока, наконец, не стала 59-ой школой им. Н.В. Гоголя, какой остаётся и поныне.
Интересно, что традиции гимназии им. Медведниковых не оборвались после революции, несмотря на то, что само это заведение перестало существовать и было подвергнуто реформам в духе нового правительства. Бывший директор гимназии Медведниковых В.П. Недачин после революции эмигрировал в Европу и в 1920-х годах создал Русскую гимназию в Париже. Он собрал в ней лучших педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и смог возродить в новых, сложных, незнакомых реалиях славные традиции некогда возглавляемой им московской гимназии. Русская гимназия в Париже по праву считалась лучшим учебным заведением русского зарубежья, и неудивительно, что именно она просуществовала дольше всех образовательных учреждений эмиграции.
Памятник истории (Регионального значения).
Гимназия им. И. и А.Медведниковых, 1903 г., архитектор Кузнецов И.С. Здесь в 1941 г. была сформирована 21-я дивизия народного ополчения
Дата создания: .
Полный адрес: г. Москва, Староконюшенный пер., дом 18.
Номер в реестре: 771410333930005.
Описание предмета охраны: Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы № 123 от 28.03.2013.
Доп. описание переулка Староконюшенного
Староконюшенный переулок (Староконюшенная улица, Конюшенная улица, Сторожевая улица, Коробейников переулок и (начало XIX века) Бахметьевский переулок) — улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Пречистенского переулка до улицы Арбат, лежит между Калошиным и М. Власьевским переулком с одной стороны и Б. Афанасьевским переулком с другой стороны. Нумерация домов ведётся от Пречистенского ... читать далее >>>> :