Выбрать регион:  

Список домов - памятников архитектуры и культуры:

Москва, пер, Староконюшенный, 18. Паспорт здания

     • Главная        • Типовые серии        • Застройщики        • УК и ТСЖ        • Жилые комплексы

    ► ВСЕ РЕГИОНЫ      ► Москва регион       ► город Москва

город Москва, переулок Староконюшенный, д.18 (район Хамовники, Центральный АО)

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ (УК) 0 0 0
Инфраструктура 0 0
Дом (комфорт) 0 0
ЖК 0 0
Застройщик 0 0

Оцените и Вы этот дом

.-3 ....-2.....-1 ...+1....+2... + 3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания

«Гимназия им. И. и А.Медведниковых, 1903 г.,»

  • Почтовый индекс - 119002.
  • Тип здания - Культурного назначения,
  • Этажей - ,
  • Материал стен - кирпичный,
  • Количество подъездов - 0,
  • Квартир - н/д,
  • Комфорт - Не выбран,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Год постройки - 1903,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Кузнецов И.С.
Серия этого здания -  не определена.
Типовая серия -  не определена.

Дополнительное описание -

Здесь в 1941 г. была сформирована 21-я дивизия народного ополчениягород Москва, переулок Староконюшенный, д.18 (район Хамовники, Центральный АО).
, кирпичный, дом, построен в 1903 году, в стиле - Модерн.


Дом № 18, построенный в 1901-1904 годах архитектором И.С. Кузнецовым. Это здание бывшей мужской гимназии имени И.Л. и А.К. Медведниковых – одного из самых известных средних учебных заведений дореволюционной Москвы. Официальное название Медведниковской гимназии – «9-ая классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых». В настоящее время это школа № 59 имени Н.В. Гоголя.

Иркутский купец Иван Логгинович Медведников, заработавший свое состояние на продаже пушнины и золотодобыче, деятельно занимался благотворительностью как в родном Иркутске, так и в Москве, в которую он переехал в 1850-е годы: строил храмы, гимназии, больницы, помогал неимущим гимназистам и студентам. После смерти Ивана Логгиновича в 1889 году его вдова, Александра Ксенофонтовна, продолжила благотворительную деятельность и даже состояние своё и мужа завещала на благие дела: часть средств была отпущена на конкретные цели, например, миллион рублей на постройку больницы для неизлечимо больных, остальной же капитал – несколько миллионов рублей – на благотворительные цели, которые счёл бы нужным реализовать её душеприказчик Николай Алексеевич Цветков. Н.А. Цветков после кончины вдовы Медведниковой решил, что лучшим способом увековечить память о ней и её муже станет создание средней общеобразовательной школы нового, прогрессивного типа. И вот по высочайшему императорскому повелению 8 июня 1901 года была учреждена гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых. В сентябре того же года было заложено здание новой гимназии в Староконюшенном переулке, занятия же в образованном школьном учреждении начались в октябре 1901 года и первое время, до окончания постройки здания в Староконюшенном, проводились в здании на Поварской улице, 40.

Новое здание гимназии строилось по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова и было закончено в 1904 году. Оно сразу обратило на себя внимание архитектурной общественности, которая по достоинству оценила простую и ясную структуру его фасада, сдержанность архитектурного декора и великолепное функциональное построение и оснащение, сразу же ставшее образцом для аналогичных по назначению сооружений. Это было поистине передовое учебное заведение своего времени: на строительство здания ушло 300 тысяч рублей, а вместе с мебелью, оборудованием, инвентарем и иной внутренней обстановкой цена приблизилась к миллиону рублей – это просто колоссальная сумма для того времени!

По проекту Кузнецова декор здания выполнен в стиле модерн, но отличительными особенностями его являются лаконичность и умеренность, что довольно редко для модерна, который мы привыкли представлять затейливым и даже пышным.

Главной достопримечательностью фасада стали огромные арочное и полуовальное окна в правой части постройки, они освещают просторные залы. Остальные оконные проёмы, меньшие по размеру, чем два основных, но большие, чем типичные для строительства того времени, призваны хорошо освещать классные комнаты и также являются ведущей темой фасада. Они отделены друг от друга простенками, облицованными темно-зеленой глазурованной керамической плиткой и украшенными горизонтальными полосками из орнаментальной плитки чуть более светлого зеленого оттенка.

Благодаря тому, что окна трёх верхних этажей имеют схожие обрамления, а окна второго и третьего этажей визуально объединены общими декоративными рамками, простенки между оконными проёмами выглядят как пилястры, это заставляет их удачно дополнять пилястры настоящие, поддерживающие изгиб карниза. В экстерьере здания обращает на себя внимание ленточный руст, украшающий не только нижний этаж, но и всю плоскость правой части фасада, в которой расположены гигантские окна, при этом рустовка подчёркивает арки верхнего окна и входов. Пожалуй, самые изысканные элементы декора в этом здании – рокайльные картуши, украшающие главные окна и одну из рустованных пилястр.

В целом сравнительно скромное наружное убранство постройки искупалось тщательностью проработки внутренней структуры здания, инженерной оснащенностью и повышенным комфортом, что, как мы уже знаем, является характерной чертой архитектуры эпохи модерна. Просторные залы и широкие коридоры, высокие потолки, обширный гимнастический зал, кабинеты химии, физики, биологии, расположенные амфитеатром, на манер университетских аудиторий, отвечающая передовым идеям, способная трижды в час обновлять воздух в классах вентиляция с пылеосадочными камерами, сушилки для шинелей в раздевалке, специально сконструированная школьная мебель и отлично оборудованные мастерские – все отличалось размахом и оригинальностью решений. Планировка здания гимназии следовала принципу разделения младших и старших классов. Для учеников подготовительных и младших классов были предусмотрены специальные помещения и отдельный вход в них, а также рекреационный зал и площадка для игр. Второй и третий этажи отводились под классы старших гимназистов. В нижнем этаже был расположен класс ручного труда с оборудованием для обучения токарному, столярному и картонажному делу. На крыше здания под стеклянным сводом был устроен зал для подвижных игр в ненастную погоду.

Н.А. Цветкову и первому директору гимназии Василию Павловичу Недачину удалось создать абсолютно новый тип гимназического образования в России, и они рассчитывали, что по образцу организованного ими учебного заведения в будущем будет перестроена вся школьная система. Так бы, возможно, и случилось, если бы не помешала революция. Концепция обучения, введенная в медведниковской гимназии, была действительно во многом новаторской, осовремененной и усовершенствованной. Количество часов, отведённых на изучение древних языков, уменьшилось, но при этом были введены в обязательную программу французский, английский и немецкий языки, был расширен курс мироведения, физической географии, естественной истории, анатомии и гигиены. В штате заведения были введены должности преподавателя гимнастики, школьного педиатра и дантиста. Было организовано питание учащихся в школе – всем им ежедневно предлагались горячие завтраки. Родители гимназистов смогли впервые принимать участие в работе педагогического совета. Были также созданы подготовительные курсы при гимназии, на них принимались дети в возрасте 7-8 лет, в течение трех лет они предварительно обучались на подготовительном отделении, прежде чем держать экзамен на поступление в гимназию.

Новшества образовательного процесса гимназии Медведниковых подтвердили свою состоятельность и целесообразность и многими были с энтузиазмом восприняты, поддержаны и взяты на вооружение. К примеру, учебные программы медведниковской мужской гимназии легли в основу программ открывшейся в 1906 году женской гимназии Н.П. Хвостовой в Москве.

Обучение в передовой гимназии было платным, и плата составляла 300 рублей в год. Но это не была бы гимназия имени известных благотворителей, если бы в ней не были введены исключения для некоторых учеников и льготы. Одним из основных условий, поставленных Н.А. Цветковым, являлось бесплатное обучение беднейших детей. Также от платы были освобождены дети преподавателей средних учебных заведений. Число всех освобожденных от платы составляло около 30% от общего числа учащихся гимназии. Помимо этого, в гимназии были учреждены различные стипендии от нескольких благотворителей, одна из стипендий спонсировалась из специального фонда Медведниковых – части завещанных ими средств, отведенных на это.

Мужская гимназия им. Медведниковых как таковая перестала существовать весной 1918 года. Сначала в ней было введено совместное обучение девочек и мальчиков. Далее история этого учебного заведения испытывала крутые повороты: школа именовалась то так, то сяк, меняла профиль образования, снова становилась мужской, затем совместной и т.п., пока, наконец, не стала 59-ой школой им. Н.В. Гоголя, какой остаётся и поныне.

Интересно, что традиции гимназии им. Медведниковых не оборвались после революции, несмотря на то, что само это заведение перестало существовать и было подвергнуто реформам в духе нового правительства. Бывший директор гимназии Медведниковых В.П. Недачин после революции эмигрировал в Европу и в 1920-х годах создал Русскую гимназию в Париже. Он собрал в ней лучших педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и смог возродить в новых, сложных, незнакомых реалиях славные традиции некогда возглавляемой им московской гимназии. Русская гимназия в Париже по праву считалась лучшим учебным заведением русского зарубежья, и неудивительно, что именно она просуществовала дольше всех образовательных учреждений эмиграции.

Описание переулка Староконюшенного

Староконюшенный переулок (Староконюшенная улица, Конюшенная улица, Сторожевая улица, Коробейников переулок и (начало XIX века) Бахметьевский переулок) — улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Пречистенского переулка до улицы Арбат, лежит между Калошиным и М. Власьевским переулком с одной стороны и Б. Афанасьевским переулком с другой стороны. Нумерация домов ведётся от Пречистенского переулка.

Название XVIII века дано по находившейся в этой местности Конюшенной двор ... читать далее >>>> :   

Соседние дома : пер. Сивцев Вражек 12,  пер. Сивцев Вражек 14,  пер. Староконюшенный 26,  пер. Староконюшенный 37,  пер. Афанасьевский Б. 3,  пер. Власьевский М. 6,  пер. Гагаринский 16,  ул. Рылеева (Гагаринский пер.) 16,  пер. Староконюшенный 5/14,  пер. Афанасьевский Б. 5/12, стр. 7,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, пер. Староконюшенный, 18

Добавить комментарий


Представьтесь, если хотите -
Картинка скодом Ведите код с картинки

Популярное на сайте Правдом.

eXTReMe Tracker