Список зданий по пр-кт Собственный : 1, ۩ 15, ۩ 18, 2, 20, ۩ 22, 23, 3, 34, 34 к.2, 36/67, ۩ 4, ۩ 5, ۩ 8, ۩ 84 А, ۩ 84 В, ۩ 84А, 84В,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пр-кт. Собственный, 84А
«Дворец Собственной дачи Е.И.В.»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Дореволюционной застройки ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1844-1850 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Штакеншнейдер А. И.
Дворец Собственной дачи Е. И. В.
Петергоф Собственный пр. , 84А. Архитекторы: Штакеншнейдер А. И. . Год постройки: 1844-1850. Стиль: НеобароккоДворец Собственной дачи Е. И. В. Необарокко
Петергоф , Собственный пр. , 84, лит. А (адрес указан по РГИС)
Пам. ист. и культ. (федер. )
1727-1729 - строительство усадебного дома 1740-е - перестройка здания для императорской резиденции 1844-1850 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка 1955-1960 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация фасадов 2006-наст вр. (2012) - реставрация Из кн. : Успенский А. И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф , Ораниенбаум и Гатчина. М. : Изд-е Моск. тов-ва «Образование», 1913. Садовников В. C. Собственная дача. 1850. Садовников В. С. Мост и дворец в усадьбе Собственная дача. 1860. Премацци Л. Собственная дача. 1854Строительство на территории Петергоф ской «Собственной дачи» началось, вероятно, в 1727 г. , после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II. ) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.
После смерти Прокоповича в 1736 г. дача была переведена в дворцовое ведомство. В 1743 г. пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна развернула здесь масштабные работы по ремонту, восстановлению и приспособлению имения для новых функций. В 1740-е Приморская дача получает новое название - «Собственная дача Ея Императорского Величества». Проживая в летние месяцы в Петергофе, Елизавета почти ежедневно посещала Собственную дачу. В 1753 г. на другой стороне восточного оврага был построен новый, деревянный дворец, связанный со старым долгоруковским дворцом крытой галереей. Большой Петергофский дворец и Собственная дача были соединены дорогой, получившей название «Собственный проспект».
После смерти Елизаветы Собственная дача теряет свое прежнее значение. При Екатерине II «Собственной дачей» начинают именовать комплекс Китайского дворца в Ораниенбауме, а на «Собственной Ея Императорского Величества Приморской даче» ведутся лишь ремонтные и поддерживающие работы, «понеже ныне в оной приморской даче никаких знатных особ пребывания не бывает». Летом 1797 г. , на следующий год после своего прихода к власти, император Павел I отдает распоряжение: «На Собственной даче каменный и деревянный дом исправить нужными починками так дабы в оные приезжать можно было». Однако вскоре последовал новый приказ: деревянный дворец был разобран и перевезен в Петергоф , старые службы снесены, была проведена перепланировка сада. После смерти Павла имение переходит во владение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
В 1839 г. , уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К. А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А. И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца, а руководители и производители работ получили награды. В 1857-1860 гг. А. И. Штакеншнейдера строит на территории Собственной дачи каменую Свято-Троицкую церковь на месте обветшавшей деревянной. В дальнейшем в имении ведутся лишь ремонтные работы и мелкое усадебное строительство.
После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей. В 1926 г. Собственная дача была передана в ведение Ленсовета и служила спецдачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата. В этом качестве она находилась до первых дней Великой Отечественной войны. В годы обороны Ленинграда Собственная дача, хотя и была вне оккупированной территории, сильно пострадала от действий артиллерии. Интерьеры дворца были полностью утрачены вместе с межэтажными перекрытиями, как и примыкающие к дворцу мосты, хозяйственные постройки, большая часть садово-парковой скульптуры.
Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г. г. , интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И. Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал капитальные стены и фундамент первой трети XVIII в. , лишь усиливая их в отдельных местах или же выборочно перекладывая.
Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30. 08. 1960 г.
В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой.
(Новиков Ю. В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга:
Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб. : Белое и Черное, 1997. С. 132-177. )
Уже к концу 1980-х здание было фактически брошено. В 1988-1989 там ещё был сторож, но потом и он исчез. В это время в брошенном дворце поселились участники молодежного творческого сообщества, из которого впоследствии вырос известный театр «Странствующие куклы господина Пэжо». Нужно отметить, что в этот период сразу несколько брошенных дворцов в окрестностях С. -Петербурга были - независимо друг от друга - «заселены» подобными коллективами ( «До-театр» в Константиновском дворце, коллектив, создавший «Кукарт», - в Запасном дворце Царского Села). Те, кто, поселился тогда на «птичьих правах» в «Собственной даче», фактически спасли её от разрушения, неоднократно отбивая атаки «местных жителей», пытавшихся чем-то поживиться в ничейном здании. Насколько я знаю, была негласная договорённость с районной администрацией, которая спокойно смотрела на жильцов дворца, понимая, что они содержат здание в порядке и охраняют его от разрушения и мародёров. Около 2000 года этот этап завершился - театр уже вполне оформился и «встал на ноги», переместившись в другое место, а здание перешло «по наследству» к молодому священнику Храма Серафима Саровского (Серафимо-Дивеевского подворья) отцу Александру (Михееву). Он там и сам несколько лет жил, там же получали приют многие имевшие отношение к возрождению храма. И в дальнейшем, вплоть до новой реставрации, за здание так или иначе отвечали люди, имевшие отношение к общине Храма Серафима Саровского.
В в настоящее время (2012) ведется новая реставрация дворца. Данные с таблички на ограждении: Реставрация и воссоздание объекта культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) дворца-усадьбы «Собственная дача Его Императорского Величества». Адрес: г. Петродворец, Собственный пр. , 84 лит А. Заказчик-инвестор - Фонд садово-паркового искусства, генеральный проектировщик - ЗАО «Леноблреставрация». Начало проектирования: 22 февраля 2004 г.
Северный (морской)фасад дачи.
Лестница, ведущаяк пруду и севернойчасти парка.
Восточный фасад дачи.
Львы у восточногофасада.
Элементывосточного фасада.
Решетка балкона навосточном фасаде.
ПриложенияВ царствование Петра I на месте Собственной дачи был небольшой домик, служивший станцией на пути к Кронштадт у. Впоследствии домик этот и принадлежащая местность значились под именем «приморской дачи». В царствование Елисаветы Петровны построена была при этой даче деревянная церковь во имя Св. Троицы, освященная в присутствии императрицы 25 июля 1748 г. При императрице Екатерине II разведен был около дачи небольшой садик а в 1752 г. августа 25-го императрица повелеть изволила построить по плану на Собственной его величества приморской даче деревянное здание и по окончанию постройки предъявить ей счет. В 1770 г. , по желанию императрицы, архитектор Фельтен составил новый подробный план для построения Собственной дачи. Впоследствии Собственная дача принадлежала императрице Марии Федоровне и подарена ея величеством императору Николаю I-му, а в 1843 г. император Николай I-й подарил Собственную ея величества дачу Его Высочеству Наследнику, ныне царствующему Императору Александру Николаевичу. Тогда же деревянный дом был сломан и на том же месте построе каменный двухэтажный дворец, по проекту архитектора Штакеншнейдера. Впоследствии, в 1850 г. дворец был отделан заново, над ним был надстроен третий, мансардный этаж и сделаны были многие улучшения в дворцовом саду. Дворец Собственной дачи Его Величества построен в стиле «возрождения» все украшения его изящны. Со входа во дворец, а также и со стороны моря устроены снаружи небольшие мраморные площадки, обнесенные решеткой, утвержденной на мраморных тумбах. Решетка эта с вензелями А. и М. отличается особенной легкостью и изяществом. Комнаты во дворце небольшие и убранство их во вкусе времени Людовика XVI, вполне изящно и богато. Беглого описания всего замеченного в этой царской даче недостаточно, чтобы получить хотя поверхностное понятие о богатстве и изяществе дворцовых комнат, где пол, потолки, стены, двери и даже каждый дверной замок замечательны по отделке. Вся местность между дворцом и проспектом обращена в цветущий партер, окруженный тенистыми деревьями. цветников и фонтанов в окрестностях дачи.
(Далее приводится описание скульптур, цветников и фонтанов в окрестностях дачи. Все это, к сожалению, осталось в прошлом. - Прим. автора публикации. )(Гейрот А. Ф. Описание Петергоф а: 1501-1868. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1868. С. 113-115. )
По смерти Феофана, его приморская дача, каменный дом которой оценен в 5000 рублей, поступила во владение великой княжны Елисаветы Петровны. Последняя еще при жизни Феофана очень часто навещала этот загородный приют владыки, любовалась местоположением его и не раз высказывала желание приобресть его. При вступлении на престол Елисаветы, императрица наименовала имение Феофана «Собственной дачею». Здесь в загородной тиши государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерным хозяйством, имея всегда при себе от кладовых ключи, почему в собственную дачу и не дозволялось никому из мужчин въезжать без доклада. . . .
При Екатерине II «Собственная дача» была в том же виде, но, при вступлении на престол Павла I, находящийся на даче деревянный флигель сломан и лес из него перевезен к Большому Петергоф скому дворцу для постройки там старого здания. . . .
Павел эту дачу подарил Марии Федоровне и очень часто ездил туда. Шарубин рассказывает, что Петергоф ские старики ему передавали, что император очень приветливо смотрел на приходивший сюда народ и всегда отдавал посетителям оставшиеся со своего стола кушанье и фрукты. Император Николай I подарил «собственную дачу» наследнику престола. Старый дворец, существовавший с первых времен застройки этой местности, был переделан в 1850 году архитектором Штакеншнейдером. Нынешний дворец отличается очень изящным убранством комнат и хранит множество прекрасных картин французской школы.
(Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб. : Изд-е А. С. Суворина, 1889. С. 296, 297).
Воспоминания о дворце в 1912 г. отражены в рассказе Леонида Пантелеева «Собственная дача» (цикл «Дом у Египетского моста», 1973).
В 1993 г. Дворец Николая II в старом Петергоф ском парке был некоторым образом заселен группой некоторых молодых людей, которые, некоторым образом, оказались группой комедиантов, включающих в свой состав мастера оружейника, портного, кукольника, арбалетчика и мастера музыкальных инструментов. Многочисленные мансарды маленького дворца превратились в производственные цеха. Большая черная собака была назначена сторожем, и несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, вышеупомянутые комедианты умудрились избежать коммунальных скандалов. Будучи людьми жизнерадостными и обладавшими изрядным арсеналом выразительных средств, оные комедианты, ради хлеба насущного «по городам и селам концерты давали» , а для себя и друзей праздники устраивали.
Входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского ) значения, находящихся в г. С. -Петербурге